"Богатыри земли русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Богатыри земли русской" в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.zanyatie_bogatyri.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях.
Рассматривание иллюстраций с оружием и снаряжением богатырей.
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) ; , канат, лесенка, камень на распутьи.
В: Россия - нет краше и прекрасней нашей страны, в ней столько всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.
Стихотворения читают дети:
Отечество моё! Россия
В тебе дух старины живет
И не одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Россия - мать! Тебе хвала
В веках ты видела не мало
Когда б ты говорить могла
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод
И первый кремль, и город новый
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
В: Сегодня мы с вами отправимся в прошлое нашей страны.Для это го нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и представить себе -куда мы хотим попасть.
Вот мы и на месте. Раньше наша страна называлась не Россия, а Русь.И люди,жившие в ней -не россияне,а русичи. И трудился наш народ, не покладая рук и появились на Руси первые города. И правил тогда Великий князь Ярослав Мудрый. И славилась наша Русь богатырями - сильными и мужественными людьми. И процветала наша Русь и стала могучей страной
Дети:
Поначалу в жизни нашей
Было все не так, как надо
Много сил вложили люди
Что бы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок
Чтоб подняться в горы
Без мостов речушки были,
Недоступны, словно море.
Не было нигде скамеек,
Чтоб присесть усталым,
Не найти нигде кроватей,
Ни большим, ни малым.
Были только у людей
Руки - только руки.
И трудился предок наш
И не знал он скуки.
В: а на нашем пути появился указательный камень.Давайте прочитаем, что на нём написано:
"Направо пойдёшь- знания найдёшь,налево пойдёшь- силу найдёшь, прямо пойдёшь- друзей верных найдёшь"
Отправимя мы сперва направо.
В: Много славных подвигов совершали люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время.
Древние богатыри защищали Древнюю Русь, но богатырство не только большая физическая сила, но прежде всего сила духа, благородство и доброе сердце.
– Ребята, не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
– Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
Что такое Былина?
– Былина произошла от слова быль, было.
. Кто слагал Былины о богатырях?
– Сказитель.
. Как сказитель рассказывал Былину?
– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.
И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.
Много песен и былин сказывал народ об их силе и подвигах, мужестве и отваге.
– Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.
Смелость силе воевода.
Кто смел, тот на коня сел.
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На Руси не все караси, есть и ерши.
Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим.
Вопросы:
Кто изображён на картине художника Васнецова?
Три богатыря.
Кто находится в центре картины?
Илья Муромец.
Как вы догадались, что это Илья Муромец?
Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
Кто слева от Ильи Муромца?
Добрыня Никитич.
Кто справа от Ильи Муромца?
Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.
Куда смотрит каждый из богатырей?
Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.
Что охраняют богатыри?
Землю русскую, её границы.
Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?
Уздечка, стремена, седло.
Как одним словом можно назвать этих богатырей?
Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.
Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.
Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.
А теперь мы отправимся в левую сторону.Здесь нас ждут испытания нашей силы и ловкости.
Первое испытание-нужно пройти над пропастью по канату.Идём осторожно, стараемся не упасть.
Следующее препятствие-гора.
А теперь надо подумать и ответить на вопросы.
Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..
Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду.
Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.
Дети встают в круг и выполняют движения.
У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
Заключение.
Наше путешествие в прошлое подошло к концу, вы узнали много интересного о нашей стране и богатырях, стали сильнее и дружнее в нашем походе,т.е стали хорошими и верными товарищами.Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Берёмся за руки, закрываем глаза и представили себе-куда мы возвращаемся.
А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатыри земли Русской.
Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой)...
итоговое мероприятие по теме "Богатыри земли русской"в старшей группе детского сада
В конспекте рассматриваетсяобраз защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей....
Сценарий досуга по теме:"Богатыри земли русской"
Игра-драматизация, которая является итогом работы по проекту "Богатыри Земли русской"....
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....