"Земля - наш дом" Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Наговицына Елена Валерьевна

Занятие проводится в форме соревнования между двумя командами. Дети во время занятия показывают свои знания о животных и птицах, о правилах поведения в природе, умение составлять пищевые цепочки. В проведении занятия используется мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_-_na_sayt.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 СЕЛА ЛУБЯНЫ» КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ  

 I  КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

НАГОВИЦЫНА  ЕЛЕНА  ВАЛЕРЬЕВНА

ЛУБЯНЫ

2013

«Земля наш дом»

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы

Цели: активизация познавательной деятельности, формирование широких познавательных интересов у дошкольников.

Задачи:

1. Закрепить и уточнить знания детей о планете Земля.

2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.

3. Закрепить знания об образе жизни диких животных, птиц, насекомых.

4. Сформировать умение составлять цепи питания.

5. Развивать логическое мышление, речь, память, творческое воображение.

6. Воспитывать доброту, эстетическое восприятие природы, интерес к ее объектам и явлениям, любовь к живой и неживой природе. Подвести детей к выводу, что в природе все взаимосвязано

Материалы: Мультимедийная презентация, бейджики с изображением животных. Картинки для составления пищевых цепей. Пустые упаковки (мусор), перчатки, пакеты для мусора.

Предварительная работа: Беседы о диких животных и птицах наших лесов, экскурсии в лес, изучение Правил поведения в природе, игра «Защити», чтение рассказов, сказок, загадок и стихов о природе.

Методы и приемы: Объяснение, рассказ, художественное слово, мультимедийная презентация, дидактическая игра, проблемная ситуация, соревнование, поощрение.

Словарная работа: Активизировать в речи слова и выражения: экология, пищевые цепи, животные, планета.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие гости. Сегодня у нас занятие по экологии. Тема занятия: «Земля наш дом». Занятие наше будет не совсем обычным. Сегодня на занятии наши дети покажут вам свои знания о нашей планете и о ее обитателях, о природе и  о правилах поведения в ней.

***Слайд № 2***

Воспитатель: -Дети, что это?

Дети: -Это наша планета Земля.

Воспитатель: -Посмотрите внимательно и скажите: какой цвет преобладает на глобусе?

Дети: - Голубой и зеленый.

Воспитатель: - Что обозначает каждый из этих цветов?

Дети: - Голубой – океаны, моря, реки, озера; зеленый – леса, луга, поля.

Воспитатель: Есть одна планета-сад
                         В этом космосе холодном.
                         Только здесь леса шумят,
                         Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету

Ведь другой похожей нету!   (Я. Аким)

 (звучит мелодия песни Ю. Антонова «Живет на свете красота»)

Воспитатель: - А теперь поиграем в игру «Знатоки природы». А наши гости будут вашими болельщиками, а так же оценят ваши знания и умения.

Игра «Знатоки природы»

Воспитатель: Первый этап игры называется «Давайте познакомимся!» Представляем первую команду. Перед нами команда «Дикие животные» и каждый участник команды сейчас нам представится (домашнее задание). А вы, уважаемые гости, должны угадать, кто же будет участниками нашей игры.

Дети:

***Слайд № 3***

Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Малину любит, любит мёд, 
Кто его нам  назовет? 

***Слайд № 4 ***

- Медведь 

***Слайд № 5***

Серый, страшный и зубастый 
Произвел переполох. 

Звери все перепугались

И пустились наутек.

***Слайд № 6***

 

- Волк

***Слайд № 7***

 
Трав копытами касаясь, 
Ходит по лесу красавец, 
Ходит смело и легко, 
Рога раскинув широко. 

***Слайд № 8***

- Лось 

***Слайд № 9***

 Прыгаю ловко,

Люблю я морковку!

Зимой я весь белый,

А летом я - серый

***Слайд № 10***

- Заяц

***Слайд № 11***

Рыжая плутовка 
Спряталась под ёлкой. 
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её?..
 

***Слайд № 12***

- Лиса

Воспитатель: - Представляем вторую команду «Птицы»:

Дети:

***Слайд № 13***

По лесу звон идет и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, Дрозд-приятель! »

И ставит подпись

***Слайд № 14***

- Дятел

***Слайд № 15***

Зимой на ветках яблоки!..

Скорее собери,

И вдруг, вспорхнули яблоки,

Ведь это

***Слайд № 16***

 

- Снегири

***Слайд № 17***

Трещала с самого утра:

«Пора, пора!» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит

***Слайд № 18***

 - Сорока

***Слайд № 19***

В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка…Ты ее не бей!

Эта птичка - …

***Слайд № 20***

 

- Воробей

***Слайд №21***

 По весне к нам с юга мчится

Черная как ворон птица.

Для полей, лесов как врач

Ест букашек разных

***Слайд №22***

- Грач

Воспитатель:- Второй этап – конкурс «Четвертый лишний».

Конкурс «Четвертый лишний»

Вы знаете, что все звери должны питаться  для того, чтобы получить энергию для жизни. Сейчас каждая команда получит конверт, в котором находятся картинки с изображением животных и растений. Ваша задача составить цепи питания и определить, какая картинка здесь лишняя. За правильный ответ, команда получает 1 балл.

***Слайд № 23***

Задание команде «Дикие животные»: картинки с изображением колоска, мыши, бабочки и лисы.

***Слайд №24***

Задание команде «Птицы»: картинки с изображением лист дерева, гусеница, синица, белка.

***Слайды 25, 26***(Проверка правильности ответов команд).

Воспитатель:- Следующий наш конкурс называется «Оживи  дерево».

Конкурс «Оживи дерево»

***Слайд №27***

Дети, мы можем оживить дерево, если правильно решим экологические задачки. За каждый правильный ответ команда получает по три листочка для своего деревца.

***Слайд № 28***

• Вы шли по лесу и увидели тлеющие угольки костра. Ваши действия? (Ответы детей)

• Вы собрались в лес по ягоды. Как вы их будете собирать? (Ответы детей)

•На улице вы увидели дерево с надломленными веточками. Как вы поступите? (Ответы детей)

• В сосновом бору цветут нежные ландыши. Ваши действия? (Ответы детей)

• Вы семьей отдыхали на природе. За время отдыха скопился мусор. Как вы поступите, покидая место отдыха? (Ответы детей)

• Отдыхая в лесу, вы заметили, что у ближайшего кустика забеспокоилась птица. Как вы думаете: в чем причина? Как вы поступите в данной ситуации? (Ответы детей)

• Вы с родителями в лесу собираете грибы. Вам объяснили и показали: какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Как вы поступите, встретив несъедобные грибы? (Ответы детей)

• В лесу вы увидели крохотного зайчонка. Он такой маленький и пушистый и совсем один. Как вы поступите в данной ситуации? (Ответы детей)

Воспитатель: -Посмотрите, как зазеленели ваши деревца, вы их спасли! Вы очень хорошо знаете правила поведения в природе. Я надеюсь, что эти правила вы будете всегда выполнять.

Следующий наш конкурс называется «Защищайся».

Конкурс «Защищайся»

Воспитатель: - В адрес одного из членов ваших команд поступили жалобы.

Вы всей командой должны обсудить эту жалобу и выступить в защиту обвиняемого.

***Слайд № 29***

      На волка из команды «Дикие животные» поступила жалоба от зайцев. Зайцы жалуются, что волки поедают их. Подумайте, что вы можете сказать в защиту волка. Пока команда «Дикие животные» думает, зачитаем жалобу на члена команды «Птицы».

***Слайд № 30***

      На воробьев поступила жалоба от зерновых и плодовых растений. Эти растения жалуются на то, что воробьи целыми стаями налетают на поля и сады, склевывают зерна и плоды, чем иногда наносят большой урон урожаю.

      Послушаем, что скажет в защиту волка команда «Дикие животные»

Дети: - Волки – это хищники и они питаются животными. Мясо животных необходимо им для жизни, для выкармливания своих детенышей. Но не зря волков называют санитарами леса, ведь, прежде всего волку в пасть попадают больные и слабые животные. Сильные  здоровые животные могут убежать или укрыться от волка. У здоровых животных будут здоровые детеныши. Так же волки регулируют численность животных, которых они поедают.

Воспитатель: - А давайте, представим на минутку, что из наших лесов исчезли волки. Что может произойти?

Дети: - Если не будет волков, то разведется много тех животных, которыми питались волки. Они уничтожат все растения, которые служат им кормом, станут наносить вред садам, огородам и полям, им не будет хватать пищи и они начнут гибнуть от голода и болезней.

Воспитатель: - Ребята, послушайте, какая история произошла в Австралии.

***Слайд № 31***

       В 1859 году из Англии в Австралию привезли всего 16 кроликов и выпустили в районе Джилонга в штате Виктория. За три года они настолько расплодились, что стали просто бедствием для страны. Плодородные пастбища Австралии кролики нашли очень подходящими для себя. Тем более, не было ни одного серьезного препятствия для его распространения – в Австралии просто не было хищников, поедающих этих зверьков. В этой стране кролики плодятся почти весь год. Лишь в середине лета, когда выгорит трава, в их размножении бывает небольшой перерыв. В среднем за год здесь одна самка приносит 40 крольчат.

      Можно представить себе, какой вред приносит такое количество кроликов скотоводству, если 10 кроликов съедают столько же травы, сколько одна овца.

       Как только не боролись с этими зверьками! Тратили огромные деньги и невероятные усилия. Уничтожали зверьков миллионами, используя ядохимикаты. Но длинноухие поселенцы процветали. Пришлось австралийцам разделить континент с севера на юг тысячекилометровым забором на две части: одну для людей, другую для кроликов. Но и через нее зверьки находили способы перебираться. Численность кроличьего народа в 75 раз превышала людское население континента. И до сегодняшнего дня кролики являются большой проблемой для австралийцев.

      Вот к чему могут привести необдуманные действия людей и вмешательство их в природу.

Воспитатель: - Послушаем, что скажет команда «Птицы» в защиту воробьев.

Дети: - Воробьи действительно питаются зернами, любят они полакомиться и плодами фруктовых деревьев. Но кроме этого, воробьи питаются и вредителями, которые съедают листья и плоды растений. А в период выкармливания птенцов, всего за две недели, пара воробьёв скармливает своим прожорливым детишкам около 1,5 кг насекомых. Этим самым воробьи приносят большую пользу растениям.

Воспитатель: - А теперь давайте, представим, что исчезли воробьи. Что может произойти?

Дети: - Разведется много вредителей, которыми воробьи питались. И эти вредители уничтожат растения.

***Слайд № 32***

Воспитатель: - Ребята, а ведь история с воробьями, которую мы только предположили, была на самом деле. Эта история произошла 55 лет назад в Китае. Воробьи наносили вред урожаю. И правительство Китая приняло решение уничтожить воробьев. Вся страна приняла участие в истреблении воробьев. За полгода было уничтожено около двух миллиардов птиц. Через год урожай риса и других зерновых культур действительно порадовал народ Китая. Но за этот год развелось столько гусениц и саранчи, которыми питались воробьи, что они почти полностью уничтожили урожай последующих лет и в стране начался голод. От голода погибло много людей. Вот к чему приводит неразумное вмешательство человека в природу.

      В природе все взаимосвязано и нет ничего лишнего.

А вы ребята, молодцы, успешно справились и с этим заданием.

А теперь следующий конкурс. Он называется «Помоги полянке»

***Слайд № 33***

Игра – «Помоги полянке»

(Разбросать «мусор». Соревнование: кто быстрей соберет мусор в пакет)

Воспитатель: - Прежде чем собрать мусор, что необходимо сделать?

Дети: -Надеть перчатки, чтобы защитить руки от грязи и повреждений.

Воспитатель: - Итак, начинаем конкурс. Раз, два, три – мусор собери.

 Подведение итогов

-Давайте, подсчитаем баллы. Кто же победил?

(вручение призов)

***Слайд № 34***

Мы рубим лес, устраиваем свалки…

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что землю нужно тоже  охранять…

Она, как мы – такая же живая!

(Мелодия Поля Мориа «Одинокий  пастух»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Родная земля».Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: повышение интереса к истории и природе родного края.Зада...

«Земля наш дом». (занятие по экологическому воспитанию в старшей группе)

Цели:Формировать знания детей по планете Земля;Дать понятие, что в природе все взаимосвязано посредством составление экологических цепочек;Учить классифицировать живую и неживую природу, природу...

НОД «Земля наш дом». (занятие по экологическому воспитанию в старшей группе)

НОД «Земля наш дом».(занятие по экологическому воспитаниюв старшей группе)...

Конспект НОД в рамках проектной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Зайчики» «Земля – наш общий дом»

Конспект НОД в рамках проектной деятельности по экологическому воспитаниюв старшей группе «Зайчики» «Земля – наш общий дом»...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Земля - наш добрый дом"

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения мероприятий по экологическому воспитанию. Проект включает в себя мероприятия, которые в условиях ДОУ позволяют выстроить работ...