Развитие представлений дошкольников об искусстве Хакасии посредством проектной деятельности
статья (окружающий мир, старшая группа) по теме
В данной статье содержится информация о роли народно-прикладного искусства в эстетическом и патриотическом воспитании дошкольников. Представлен проект "Нет у народа ценнее даров, нежели руки его мастеров".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ ИСКУССТВЕ ХАКАСИИ
ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитать патриотические чувства в близкой и доступной уму и сердцу детей форме, без лишнего назидания – главная задача сегодняшнего дня. Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма. Необходимость приобщения детей к национальной культуре как основе патриотического воспитания, трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре. Культурное наследие любого народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить.
Почему выбрана тема знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством Хакасии? Считаю, что формирование у детей чувства любви к Родине, лежит через воспитание любви к «малой» родине и достигается путем погружения детей в мир искусства родного края. Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства как элемента патриотического воспитания детей отмечали многие отечественные педагоги. Народное искусство прочно связано с историей и бытовыми традициями, оно неотделимо от повседневной жизни народа. Издавна семейное ремесло объединяло всех членов семьи, старшее поколение с большим удовольствием передавало и делилось своим опытом и секретами мастерства с младшим поколением. Большинство современных людей поверхностно знакомы с народной культурой. Как жил коренной народ? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы дошкольников помогает проектный метод, который позволяет детям проявить инициативу и творчество, развить умения самостоятельно добывать знания. В совместную деятельность по реализации проекта вовлечены не только дети и воспитатели группы, но и специалисты ДОУ, семьи воспитанников.
Проект для детей старшего дошкольного возраста по приобщению к декоративно-прикладному искусству Хакасии «Нет у народа ценнее даров, нежели руки его мастеров».
Вид проекта: информационно – практико - ориентированный.
Длительность проекта: долгосрочный (1 неделя).
Цель проекта: создание условий для развития интегративных качеств детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством Хакасии.
Задачи проекта:
- создать систему работы, по приобщению детей к истокам хакасской народной культуры, через ознакомление с разными видами декоративно-прикладного искусства;
- привлечь семьи в воспитательно-образовательный процесс;
- создать условия для самостоятельного получения знаний, умений детьми;
- воспитывать интерес и любовь к культурным традициям Хакасии;
- способствовать формированию творческого и духовного патриотизма.
Проект «Нет у народа ценнее даров, нежели руки его мастеров»
Образовательные области | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность |
Познание | «Волшебные руки дедушки Алачона» (знакомство с гончарным искусством, исследование свойств глины); «Сундучок бабушки Мелей» (знакомство с искусством вышивания, особенностями хакасского орнамента); «Сувениры Хакасии» (соотношение предметов по количеству, количественный и порядковый счет). | Д.и. «Угадай что?» (закрепление особенностей разных видов декоративно – прикладного искусства в схемах); «Как пройти на выставку?» (ориентировка по плану детского сада); Д.и. «С какого платья лоскуток?» (развитие зрительно -пространственной ориентации); Д.и. «Четвертый лишний» (закрепление видов декоративно – прикладного искусства); Опыт «В каком кувшине больше?» (развитие представлений об объемной величине с использованием условной мерки). |
Чтение художественной литературы | Грузинская сказка «Царем быть не ремесло»; армянская народная сказка «Ремесло дороже золота»; А.Томилин «Сказка о мастере на все руки»; стихотворение А.Карамышев «Гончар», Г.Люшнин «Мастерица». | |
Коммуникация | Составление описательного рассказа «Платье Тарины». | «Кто умеет шить золотом, не пойдёт бить молотом» (пословицы о ремесленном деле); Д.и. «Продолжи узор», «Обведи орнамент и раскрась» (подготовка руки к письму). |
Художественное творчество | Синтез искусств «Секреты старого кедра» (знакомство с искусством – резьба по дереву); Нетрадиционное рисование «Чудеса чеканки» (знакомство с чеканным ремеслом, элементами техники чеканки на фольге); Лепка «В магазине глиняной посуды» (из глины); Рисование «Украсим рукавичку» (создание декоративной композиции на основе элементов хакасского узора). | «В маминой шкатулке» (рассматривание женского хакасского украшения - пого); «Вышивки – дочурки под иглой родились юркой» (шнуровки); Д.и. «Сложи орнамент»; «Подбери одежду»; «Выложи узор» (аппликация из цветных камней); Аппликация «Подарок другу» (составление орнамента на картонной одноразовой тарелке); Экскурсия по территории детского сада «Сказочная полянка » (знакомство со скульптурой из дерева); «Хоть кувшин, хоть самовар из глины вылепит гончар» (изготовление изделий за гончарным кругом). |
Музыка | Прослушивание музыкальной зарисовки Т.Шалгиновой «Хакасский орнамент», О.Токояковой «Танец девушек»; Прослушивание песни «Ярмарки краски», «Золотая ярмарка»; «Ложкари» (музыкальные игры с деревянными ложками). | |
Социализация | Хакасская игра «Спрячь рукавичку»; Игра «Где живет дедушка Алачон?» (развитие слухового внимания). | |
Безопасность | Ситуативный разговор «Как работают вышивальщицы?» (правила безопасности при работе с иглой); «Что должны знать резчики по дереву?» (правила безопасного труда резчиков). | |
Труд | Ситуативная беседа «Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться» (о значении труда мастеров прикладного искусства); Д.и. «Кому что нужно». | |
Работа с родителями | «Клуб выходного дня» (семейное посещение выставок краеведческого музея, выставочного зала «Чылтыс»); Семейный просмотр мультфильма «Сказки старого Усто»; «Крылатый мастер»; «Чудесный колодец»; «Волшебная птица»; Видеозапись «Герои мультфильмов в деревянной скульптуре»; Подбор информации и наглядного материала по теме проекта; Викторина «Что вы знаете о декоративно-прикладном искусстве Хакасии?»; Опрос «Увлечения в вашей семье?»; Консультация «Как и чем, увлечь ребенка?». | |
Результат проекта | Создание иллюстративного альбома «Город мастеров»; Презентация «Мы увлекаемся, нас увлекает...» (презентация интересов и увлечений членов семьи: плетение, вышивание, резьба по дереву и пр.); Развлечение «Сибирская ярмарка»; Выставка детских работ. |
В результате проектной деятельности дети:
- могут узнавать произведения декоративно-прикладного искусства Хакасии: чеканку, резьбу по дереву, гончарные изделия, вышивку;
- знают историю, особенности хакасского народного костюма; специфичность хакасского узора;
- имеют представления о выразительных средствах декоративно-прикладного искусства (национальный колорит, содержание узора, техники изобразительного искусства);
- могут использовать нетрадиционные техники изобразительного искусства, получать удовольствие от своей работы;
- используют в активной речи названия элементов народного промысла;
- бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества;
- развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
- проявляют интерес к народному творчеству как эталону красоты; привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Проводимая работа показала, что старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования у детей патриотических чувств. Результаты наблюдений показывают положительную динамику в поведении детей. Это проявление заботы о членах своей семьи, о детском саде, друзьях; бережное отношение к предметам и вещам; отражение полученных знаний в творческой деятельности; проявление интереса к красивому. Все это подтверждает целесообразность деятельности в условиях проекта и саму тематику проекта.
Литература
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
- Коленченко В.А. Формирование представлений о национальной культуре у детей дошкольного возраста средствами народного творчества: Методические рекомендации. Абакан,2009.
- Кириченко И.И., Боргоякова Т.А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Абакан, 2004.
- Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. Абакан, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ознакомление старших дошкольников с малой Родиной посредствам проектной деятельности"
Ознакомление старших дошкольников с малой Родиной посредствам проектной деятельности...
план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...
отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»
Существует множество традиционных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. одной из наиболее эффективной технологии является метод проектов....
"Развитие познавательных способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности»
Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начал. Сегодня ценность не там, где воспринимается п...
Формирование патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Мною, Степановой Н.Н. была выбрана тема по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».Актуальность...
Познавательно-речевое развитие дошкольников старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
ull;Цель - совершенствование речевого развития и раскрытии личностного творческого потенциала дошкольников, используя современные инновационные технологии в работе учителя-логопеда....