Непосредственно образовательная деятельность «Земля – наш дом» для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
НОД знакомит детей подготовительной к школе группы с климатическими условиями Крайнего севера и тундры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zemlya_nash_dom.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Земля – наш дом» для детей подготовительной к школе группы.
(Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.)
Задачи:
- Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего севера и тундры.
- Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.
- Развивать умение устанавливать зависимость между изменениями в живой и неживой природе.
- Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.
- Закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.
- Развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.
Материал:
Картина – модель: «Север», модели приспособления животных к зимним условиям (на каждого ребёнка и демонстрационные), модель термометра, модель «берёза», карточки с заданиями к игре «Кто лишний?» для детей старшей подгруппы, силуэты зверей северных и жарких стран, фланелеграф, глобус, картина «Северное сияние», картина «На севере», модели «пищевые цепочки».
Предварительная работа:
Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Чтение рассказов о природе Севера (С.Ивченко «Удивительные леса», А.Рогожин «Северные мотивы», В.Есаулов «Арктическое чудо»). Рассматривание иллюстраций.
Ход
Появляется кукла, изображающая Герду из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Она просит детей рассказать ей о Северной стране, где ей предстоит искать Кая.
Педагог: Ребята, поможем Герде? Расскажем ей о Северной стране? Садитесь на стульчики, и ты, Герда, присоединяйся нам. Давайте сначала покажем Герде на глобусе, где расположена Северная страна, и скажем, как она называется (Арктика).
Герда: Всё, я поняла, куда мне надо бежать, скорее, в путь на поиски Кая!
Педагог: Подожди, подожди, не спеши! Ты даже представить не можешь, что тебя ждёт, что ты увидишь на своём пути, какие тебе могут встретиться враги, а кто может помочь! Тебе предстоит одолеть очень долгий и трудный путь. Арктика – от этого слова как бы веет суровым холодом. Дорога в Арктику лежит через тундру. Почему же Снежная королева именно там построила свой дворец? Почему там всегда холодно?
Дети рассматривают модель «Солнце на Севере».
Педагог: Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Зима здесь долгая и суровая – мороз до -50 С.
Дети рассматривают модель термометра.
Педагог: Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? Выберите термометр, который показывает температуру воздуха зимой.
У детей по две модели термометров с зимними и летними температурами.
Педагог: Зимой в тундре и Арктике полярная ночь, несколько месяцев солнце совсем не показывается – темнота.
Дети показывают модель «ночь» и все модели, последующие по ходу рассказа. Демонстрационные модели закрепляются на фланелеграфе.
Педагог: Земля замерзла, только белый белый снег на ней и от него исходит свет, звезды в небе, если не метет пурга или не разгуляется вьюга (Модель «мороз», «ветер»)
Герда, ты не пугайся, если увидишь в небе необъяснимое явление удивительной красоты. Что это, ребята? (северное сияние).
Педагог: Словно разноцветный переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Для всего живого условия здесь очень суровые.
Картина «Север» с моделями.
Герда: Что же, там совсем нет жизни, только снег?
Педагог: Давайте, ребята, расскажем Герде, как растения приспособились жить на Севере. (Снег укрыл зимой от мороза все растения, как одеялом). Вспоминаем опыты с водой – под снегом, в сугробе вода не замерзает. Какие растения тундры вам знакомы? (Карликовая берёза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, клюква, мох)
Куколка: Почему деревья такие маленькие?
(Растения тундры низкорослы у поверхности земли теплее, ветер слабее если бы деревья были такие же высокие как у нас, снег не смог бы защитить их от мороза)
Педагог: Как вы думаете, что случится с северной карликовой берёзкой, если её привезти к нам и посадить на участке нашего детского сада?
(Она всё равно не вырастет. Дети объясняют свой ответ.)
Герда: А животных мы встретим в тундре? Ответы детей.
Педагог: Посмотрите, на снегу видны следы.
(Педагог выставляет на картину изображение зайца, песца, полярной совы, белой куропатки, северного оленя.)
Герда: Ой, какой рогатый! Я его боюсь!
Педагог: Не бойся, Герда, тебе не надо опасаться оленя – он твой друг.
Физкультминутка. (Дети читают стихотворение и выполняют движения.)
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
«Стук- Стук! Дверь открой!
Там в лесу, охотник злой!»
Педагог: Видишь, Герда, зайчик – трусишка не боится оленя. Почему ребята?
(Ответы детей.)
Педагог: Да олень травоядный. Каких ещё травоядных животных тундры вы знаете?
(Модели « пищевые цепочки».)
А теперь Герда, будь внимательна. Мы расскажем тебе, кого нужно опасаться в пути.
(Рассказ о белом медведе с использованием моделей.)
Педагог: У белого медведя длинная шерсть. Широкие лапы. Питается медведь рыбой и тюленями. Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие матери, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь в разгар зимы рождаются крошечные медвежата длиной до 30 см. и весом 700-800 г. В берлоге морозы и ветры им не страшны. Мать кормит своих детёнышей молоком, согревает своим телом. Когда они подрастут и вместе с мамой выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей. Белых медведей осталось немного, они занесены в Красную книгу, так что будем надеяться, что ты не встретишь его на своём пути, но смотри внимательно, на белом снегу ты можешь его и не заметить, а следы у него вот такие.
Герда: А бурый медведь нам не попадётся? ( Ответы детей)
Педагог: Ты всё запомнила Герда? Вот я сейчас и проверю, на сколько ты и ребята были внимательны.
Проводится игра «Кто лишний».
Педагог: На чём ребята, Герда сможет ехать по тундре? ( Ответы детей)
Педагог: А чтобы тебе было легче в пути, мы дарим тебе вот эти картинки помощники, и путь освещает тебе северное сияние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности"Мастера и рукодельницы" для детей подготовительной к школе группы.
В конспекте раскрываются такие понятия как, "мастер", "рукодельница". Использовались поговорки о труде, о людях- мастерах своего дела. На занятии использовались схемы парных картин( изобра...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья»
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья» Укрепление физического здоровья д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья»
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре для детей подготовительной группы « Путешествие в город Здоровья» Укрепление физического здоровья д...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи для детей подготовительной группы «Зима. Зимние забавы»
Деятельность направлена на обобщение и систематизирование знаний детей о зиме, уточнение признаков зимы, умение составлять предложения, сюжетный рассказ по картине, подбирать однокоренные ...
"Путешествие в лес" конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" для детей подготовительной группы
НОД по ознакомлению детей с окружающим миром. Знакомство с лекарственными травами, закрепление знаний о рыбах, насекомых. Занимательно и интересно....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Космос» для детей подготовительной группы.
Автоматизация звуков [р], [рꞌ] в словах, в предложениях и связной речи....
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Земля - космическое чудо" для детей дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных технологий
Тема: "Земля-Космическое чудо"Чуприна Н.Э. воспитатель МАДОУ «Детский сад № 216» г. КраснодарПрограммные задачи: ·...