Мероприятие по экологии
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Родина Екатерина Валерьевна

Это мероприятие для детей подготовительной к школе группы, которое красочное и в доступной форме написанно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotkaword.doc935 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Воскресенка структурное подразделение детский сад «Рябинка» Самарской области

     

  У   Т В Е Р Ж Д Е Н О

на заседании Методического совета

ГБОУ СОШ с.Воскресенка с/п д/с «Рябинка»

протокол  № 1 от 21 января 2013г.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ

«Экологический калейдоскоп»

Автор: воспитатель разновозрастной группы

Родина Е.В.

2013

с.Воскресенка

Содержание

  1. Пояснительная записка

3 стр.

          1.1 форма проведения

3 стр.

          1.2 актуальность

3 стр.

          1.3 цель, задачи

4 стр.

          1.4 ожидаемый результат

5 стр.

          1.5 оборудование

5 стр.

  1. Методические рекомендации

6 стр.

  1. Ход мероприятия

8 стр.

  1. Рефлексия

10 стр.

  1. Список литературы

11 стр.

Приложения 1 - 5

Пояснительная записка

Форма проведения – игра, с использованием электронной презентации и интерактивной доски.

Актуальность мероприятия:

развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем. Тем более, что речь идет о природе, частью которой являемся и мы. Знать природу необходимо, чтобы сохранить её разнообразие, чтобы не навредить ей. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся в любом возрасте, но наиболее эффективны они в 5-7 лет. Игра – дело серьезное. В ходе мероприятия у детей  формируются  умения и навыки применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически  и критически мыслить, работать в команде. Задания в основной части игры носят тестовый характер (из трех вариантов ответа предлагается выбрать один). Уже со с детского сада необходимо прививать умение и навыки работы с тестами, т.к. в дальнейшем это пригодится. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, сохранятся лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу. По мнению доктора педагогических наук Н.Рыжовой, экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение, опираться на наглядно – зрительные игровые образы [7]. Поэтому игра сопровождается электронной презентацией.

 Использование интерактивной доски активизирует двигательную деятельность дошкольников (представитель команды выходит к доске, чтобы нажать на ответ).

Очень важным моментом является то, что жюри выбирается в ходе игры из участников мероприятия. Таким образом, ребята сами оценивают работу своих товарищей.

Цель данного мероприятия: обобщение и углубление экологических знаний дошкольников, развитие разносторонних  интеллектуальных и творческих способностей, воспитание экологической культуры.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  1. обобщить и систематизировать знания по экологии, расширить кругозор, совершенствовать умение работать с тестовым материалом;
  2. развивать аналитическое мышление дошкольников, умения выделять существенные признаки биологических объектов, устанавливать связь между объектом и его признаком, производить  классификацию фактов, обобщать и делать выводы; продолжить развитие коммуникативных компетентностей, умений работать в команде, оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей;
  1. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю,  экологическую культуру, формировать эмоционально-положительное  отношение к окружающему миру.

Ожидаемый результат:

в ходе мероприятия у 100% дошкольников совершенствуются общеучебные умения и навыки такие как: умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, делать выбор,  производить  классификацию фактов, обобщать и делать выводы. У всех дошкольников мероприятия значительно расширяется кругозор в природе, совершенствуются умения взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные социальные роли в  коллективе. 20% детей (члены жюри) приобретают умения оценивать результаты работы своих товарищей. В ходе рефлексии все 100% детей научатся анализировать свою деятельность в команде и оценивать результаты своей работы.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация мероприятия на электронном носителе, интерактивная доска.

Методические рекомендации

Мероприятие «Экологический калейдоскоп» проводится для дошкольников 7лет, в рамках ежегодной дошкольной декады экологии. Экологическая игра проводится как заключительное мероприятие наряду с другими мероприятиями декады: конкурсы экологических плакатов и листовок.  Заключительным мероприятием декады является общесадовский праздник «День природы» (на котором и проводится данное мероприятие). В этот день в детском саду проводятся различные выставки на экологическую тематику, стены украшены плакатами и листовками, изготовленными ребятами. Игра сопровождается электронной презентацией с использованием интерактивной доски.

Основная часть игры составлена по принципу телевизионного интеллектуального шоу «Своя игра», за исключением первого тура «Разминка» и второго тура «Устами младенца».  Игровое поле содержит три темы, на каждую из которых предлагаются по шесть вопросов разной сложности. Команды сами выбирают тему и цену вопроса. Задания носят тестовый характер, т.е. из трех предлагаемых ответов необходимо выбрать правильный. После ответа команды на экран выводится правильный ответ в виде рисунка растения или животного. Ребята делают вывод, правильный ли ответ на вопрос они дали. Чтобы подтвердить результат, необходимо нажать на предполагаемый ответ. Если ответ дан правильно, на экране появляется надпись «вы получаете …баллов». Если ответ дан неверный, на экране надпись «вы не получаете …баллов».  Все действия, происходящие во время игры, должны громко и четко комментироваться ведущим, т.к. у детей разные приоритеты восприятия информации, а также членам жюри будет легче подводить итоги.  

Победу одерживает та команда, которая набрала больше баллов.

Призы необходимо продумать, чтобы они имели экологическую направленность.

Мероприятие рассчитано на 35-30 минут. Через 20 минут после начала мероприятия необходимо провести минуту отдыха для профилактики утомляемости глаз. Для этого можно просто закрыть глаза и послушать пение птиц в записи или за окном. Это упражнение также снимает нервное напряжение, которое, безусловно, возникает во время игры.

Материалы для  составления сценария мероприятия, использованы в соответствии со статьей 20 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 N 5351-1 (приложение 1).

Ход мероприятия

В начале игры необходимо выбрать жюри. Членами  жюри становятся дети , правильно выполнившие «задание для выбора жюри»   (приложение 3, презентация слайд № 2). Задания выполняются на интерактивной доске.

Задание для выбора жюри:

В каждом выражении найти скрытые цветок и птицу.

  1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, а вы Пьер?
  2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока.
  3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома.
  4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга.
  5. А задачки-то хороши! Повникай, повникай – это тебе не шуточки.

Членам жюри раздаются готовые листы оценивания (приложение 3) проводится краткий инструктаж.

На следующем этапе формируются три команды игроков. Для экономии времени названия команд лучше заготовить заранее ученикам или самому учителю.

1 конкурс «Разминка». Команды, соблюдая очередность, отвечают на вопросы (приложение 2, презентация слайд № 3).

  1. Какое дерево одевается листвой позже всех? (дуб)
  2. Самое популярное дерево в России? (береза)
  3. Какое дерево по скорости роста может состязаться с бамбуком (осина)
  4. Какой кустарник не меняет цвета листьев осенью? (сирень)
  5. Какие наши птицы питаются в воздухе? (стрижи)
  6. Самая маленькая птичка нашей средней полосы? (королек)

2 конкурс «Устами младенца» (приложение 3, презентация слайд № 4). Необходимо угадать о каком дереве идет речь. По щелчку на экране появляется по одной подсказке каждой команде. Всего подсказок четыре. Если команда ответила с первой подсказки, она получает 5 баллов, со второй – 4 балла, с третьей – 3 балла, с четвертой - 2 балла.

3 конкурс «Своя игра». Команды, посовещавшись, выбирают одну из трех тем, высветившихся на экране, и вопрос определенной сложности (приложение 4, слайд № 5).

         Темы и вопросы 3 конкурса.

Тема «Растения».

Вопросы:

10 баллов  Хищное растение, которое ловит и переваривает насекомых (росянка)

20 баллов  Самое высокое дерево в мире, растущее на западном побережье континента (секвойя)

30 баллов  Из этого дерева делают спички  (осина)

40 баллов   Дерево, которое может занимать площадь до 5 тыс. кв. метров, имитируя целую рощу. Его крона поддерживается столбовидными воздушными корнями (фикус)

50 баллов  Какие леса формируют почвы богатые гумусом? (лиственные)

60 баллов  Самый большой цветок в мире. Он достигает 1 м в диаметре. Источаемый  им запах тухлого мяса привлекает опыляющих его мух (рафлезия)

Тема «Животный мир»

10 баллов  Самая большая змея в мире (анаконда)

20 баллов  У какого животного самые большие глаза? Они достигают 40 см в диаметре, т.е. в 10 раз больше человеческого глаза (кальмар)

30 баллов  Единственное ракообразное, которое живёт только на суше. Защищаясь от врагов, она сворачивается в клубок (мокрица)

40 баллов   Это животное имеет самый длинный язык  (муравьед)

50 баллов  Сколько ног у паука? (восемь)

60 баллов  Самые многочисленные животные на Земле – насекомые. Сколько видов насекомых приходится на одного человека?  (200 млн.)

Тема «Водный мир»

10 баллов У кого рот расположен на нижней части тела и соединён прямо с желудком? (морская звезда)

20 баллов Кожа какого морского животного покрыта острыми костяными зубчиками? (акула)

30 баллов Рыба – изобретатель: самка откладывает икру в специальную сумку на животе самца, где он и носит её до появления мальков (морской конек)

40 баллов  Мелкие китообразные с острым рылом, изогнутым будто бы в неизменной улыбке. Это игривые и умные животные (дельфины)

50 баллов  Эти рыбы лишены сильных плавников и имеют только два зуба. У самцов один зуб представляет собой острый трёхметровый спиральный бивень (нарвалы)

60 баллов Кто глубже всех ныряет?  Основная их пища – кальмары, в том числе и гигантские (кашалот)

Члены жюри подводят итог игры.  Награждение команды-победителя, вручение поощрительных  призов активным участникам, а также утешительных призов проигравшим командам.

Рефлексия:

Ведущий предлагает ученикам оценить мероприятие и свое участие в нем. Для этого каждому участнику раздается бланк (приложение 6), на столах цветные карандаши, ручки.

Ведущий благодарит всех за активное участие.

Список литературы:

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: учебное пособие / под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.
  2. Беркинблит М.Б. Биология. Экспериментальный учебник для учащихся 6 классов. М.: МИРОС, 1992.
  3. Груздева Н.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека С.-Петербургской академии постдипломного педагогического образования e-mail: nataly16303@mail.ru статья «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» Биология в школе № 1, 2012г.
  4. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М. : МИОО, 2009.
  5. Колесова Е. В., Титов Е. В., Резанов А. Г. Всероссийская олимпиада школьников по экологии/ науч. ред. Э. М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2005.–168 с.
  6. Михайлов К.Е. Птицы мира/ ред. группа К.Михайлов, Т.Евсеева. -  М.: Мир энциклопедий. 2006. – 184с.
  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
  8. http://priroda.clow.ru/text/1580.htm   - иллюстрации к слайдам.

Приложение 1

Извлечения из Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»

от 09.07.1993 N 5351-1

Статья 20. Использование произведений путем репродуцирования              Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли: 1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях; 3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Приложение 2

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Приложение 3

Лист оценивания

Название команд

Баллы за конкурс «Разминка»

Баллы за конкурс «Устами младенца»

Баллы за конкурс «Своя игра»

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

Приложение 4

Слайд № 5

Приложение 5

  1. Настроение

Красный – отличное

Синий – хорошее

Зеленый – спокойное

Желтый – кислое

Черный - плохое

  1. Мои отношения в группе

===  -     равные

    ↓↑ -     параллельные (не касаются друг друга)

   ↔  - конфликтные


  1. Моя позиция (сегодня я …)                

*  - пассивный наблюдатель

**  - заинтересованный зритель

*** - участник

**** - организатор

1.

2.

3.

4.

  1. Я оцениваю себя на:

1 балл   2 балла  3 балла   4 балла    5 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка мероприятия по экологии

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми по экологии в подготовительной группе «Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!»...

Сценарий мероприятия по экологии "Секреты воды"

Расширить и закрепить знания детей о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе....

Конспект мероприятия по экологии

quot; Что такое воздух?"...

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ МЫ ЮНЫМИ ЭКОЛОГАМИ СКОРЕЕ СТАТЬ ХОТИМ! ИГРА-КВЕСТ

Мероприятие по экологии в старшей разновозрастной группе «Непоседы». Мы юными экологами  скорее стать хотим! игра-квест...