Мир вокруг нас: комплексное занятие для детей старшей – подготовительной группы
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Самышкина Лариса Николаевна

Формирование у детей обобщенных представлений об экосистеме леса. Расширение представлений детей о растительном и животном мире леса, о взаимосвязи растительного и животного мира в экосистеме леса.  Образовательная область «Познание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мир вокруг нас:

комплексное занятие для детей старшей – подготовительной группы

Программное содержание:  Формировать у детей обобщенные представления об экосистеме леса. Расширять представления детей о растительном и животном мире леса. Дать понятие о взаимосвязи растительного и животного мира в экосистеме леса.  Учить детей видеть противоречия и разрешать их. Развивать интерес к познанию объектов природы. Познакомить с Красной книгой, подвести детей к пониманию необходимости бережного отношения к природе. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Словарь: природа, лес, деревья, кусты, травы, животные, птицы, насекомые, Красная книга, травоядные, хищные, сохранить, грань исчезновения.

Методические приемы: беседа, художественное слово, игры: «Где мое дерево?», «Хорошо - плохо», «Лесное сообщество», заполнение таблиц.

Материал: плоскостное изображение деревьев и кустарников, листочки, 2 таблицы, иллюстрации животных, птиц, насекомых, грибов, Красная книга, конверт.

Ход занятия: Дети, посмотрите, нам прислали письмо. Давайте посмотрим, что в нем? Да это же листочки. Посмотрите, что вы можете о них сказать? Правильно, это листочки с разных деревьев. Они приглашают нас совершить путешествие в удивительный мир, мир природы. Как вы думаете, природа – это что такое? Совершенно верно, это деревья, кустарники, травы, животные, птицы, насекомые. Это все – природа. А какая это природа? Почему вы так считаете? да, природа – это не бездушный мир, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. Надо только научиться понимать этот язык. а сейчас – в путь! Посмотрите, куда мы с вами попали? Почему вы так думаете? Какие деревья растут в нашем лесу? Давайте поможем нашим листочкам найти свое дерево. Игра «Где мое дерево?» Дети, как можно назвать лес, в котором растут разные деревья? А какие леса еще бывают? Много загадочного и интересного можно увидеть в лесу. Что еще растет в лесу кроме деревьев? Как одним словом можно назвать орешник, шиповник, калину, малину? Чем отличаются кустарники от деревьев? Какие ягоды, травы можно встретить в нашем лесу? Давайте заполним таблицу. (Дети заполняют таблицу). Молодцы. А кто живет в лесу? Давайте заполним еще одну таблицу. (Дети заполняют таблицу). Вот мы и заполнили наши таблицы. Что же можно сказать о лесе? Да, лес это дом для животных и растений. Каких животных можно встретить в лесу? (Травоядных, хищников). Игра «Хорошо - плохо». Давайте выложим пищевую цепочку лесного сообщества. Вот и выходит, что самая мудрая – природа. Она создала животный и растительный мир, птиц, зверей, насекомых. И все это составляет одну их экологических цепочек, где каждый важен и зависит друг от друга, и друг без друга обойтись не может. как вы думаете, сможет ли лес обойтись без человека? Почему? Что дает человеку лес? Лес не только щедро делится с нами своими плодами, но и сохраняет наше здоровье. В лесу дышится легче т.к. листья на деревьях выделяют кислород. В лесу самый чистый, полезный, здоровый воздух. Человек не может прожить без воздуха, а значит и без леса. Лес – это еще и просто красота:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Все пахнет дубом и сосной…

Как видите, лес нужен всем. Он всегда прекрасен, в любое время года. Но иногда люди забывают, что красоту и богатство надо оберегать и сохранить. Много леса погибает из-за лесных пожаров, человек вырубает леса. Вместе с дымом из заводских труб поднимаются в небо вредные вещества и вместе с дождем проливаются на землю, обжигая ветви и корни деревьев.  Выхлопные газы от машин загрязняют воздух и почву. растения начинают болеть и гибнуть. Многие из них, а также животные и птицы, находятся на грани исчезновения. Люди стали изучать причины гибели окружающей природы и искать пути ее сохранения. Создаются заповедники, где запрещена охота и специальные люди следят за состоянием животных. И как напоминание о грозящей беде, учеными была создана Красная книга в которую занесены растения, животные, птицы, рыбы, насекомые находящиеся на грани исчезновения. Почему книге дали красный цвет? Это цвет тревоги, опасности.

А что мы с вами можем сделать, чтобы помочь природе? (Дети берут запрещающие флаги и рассказывают «Правила поведения на природе»).

 «Правила поведения на природе»

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников;

2. Не лови и не уничтожай бабочек, стрекоз и гусениц;

3. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные;

4. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков;

5. Не рви на лугу и в лесу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе;

6. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни что грибы очень нужны обитателям леса!

7. Не разрушай муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!

8. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения.

9. Не подходи к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда – не прикасайся к нему, иначе родители покинут его. Не разоряй гнезд!

10. Не разжигай костер. Задыхаются от дыма и погибают от огня животные, птицы, насекомые и растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей старшей-подготовительной группы детского сада "Школьные правила"

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возрастаПереход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях,...

Занятие для детей старшей-подготовительной группы детского сада "Школьные правила"

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возрастаПереход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь на этом этапе в новых социальных условиях,...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МОЯ СЕМЬЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОЗНАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МОЯ СЕМЬЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОЗНАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО...

Комплексное занятие для детей старшей логопедической группы по теме: «ОСЕНЬ» Звуки П - Т.

Комплексное занятие для детей старшей логопедической группы учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя и воспитателя, на котором решаются задачи пяти образовательных областей....

Итоговое комплексное занятие для детей старше-средней группы "Охотники за сокровищами"

Предоставить родителям возможность узнать, чему научились дети к концу учебного года, какими овладели знаниями, как развиты у детей усидчивость и внимание, как могут вести себя в коллективе.Создаётся ...

Конспект интегрированного занятия для детей старше-подготовительной группы «Знакомство с аквагримом»

Цель занятия: создание условий для развития творческих способностей детей, посредством ознакомления с мастерством  (работой)  гримера и использованием аквагрима. Развивать интерес к аквагрим...