Значение компьютерных презентаций в работе учителя - дефектолога
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение компьютерных презентаций в работе учителя - дефектолога
В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
Новые информационные технологии можно использовать и в работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-дефектолога является использование мультимедийных презентаций. Известно, что для усвоения новых знаний детям с задержкой психического развития необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы. С помощью презентации педагог может подготовить иллюстративный материал. Слайды становятся удобным и результативным способом предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают. Презентация совмещает в себе, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.
В использовании компьютерных презентаций учителем-дефектологом можно выделить следующие преимущества, как:
- информационная емкость,
- компактность,
- доступность,
- наглядность,
- эмоциональная привлекательность ,
- мобильность,
- многофункциональность.
На индивидуальных и подгрупповых занятиях мною используются презентации, созданные с помощью программы Microsoft Office, Power Point. На слайдах я размещаю необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых варьирую. Для последовательного восприятия детьми учебного материала небольшими «порциями» я использую настройку анимации. При желании я добавляю музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации такой презентации. Смена слайдов с использованием анимации и звуков непроизвольно привлекает и удерживает внимание ребенка.
Предлагаю Вашему вниманию виды заданий, используемых мною в образовательной деятельности по разделу «Коммуникация» с помощь. компьютерных презентаций:
- Работа на лексическом уровне.
Задачи: обогащение активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи.
Виды заданий: называние появляющихся одиночных картинок и серий картинок в заданной последовательности, припоминание исчезнувших предметов («Что съела Маша?», «Что купили в магазине?»), отгадывание загадок (выбор из имеющихся картинок или появление картинки после называния отгадки), задания для актуализации навыков словообразования («Назови предметы ласково», «Что из чего сделано»), подбор родственных слов, образование единственного и множественного число имен существительных.
- Работа на синтаксическом уровне.
Задачи: развитие связной речи.
Виды заданий: составление словосочетаний с числительными, подбор слов к заданному (светит – свеча, солнце, светофор и т.п.) и составление словосочетаний, составление предложений по схеме, рассказ с картинками (договаривание предложений словами с автоматизируемым звуком в соответствующей форме), установление логических связей между двумя предметами и составление предложений, составление рассказа по последовательно появляющимся сюжетным картинкам с последующим пересказом.
- Развитие языкового анализа и синтеза.
Виды заданий: поиск слов с заданным звуком, подбор слов к заданной схеме слова, по заданной слоговой структуре, «Четвертый лишний» (на основе наличия или отсутствия заданного звука), изменение слов с помощью добавления или убавления звуков.
Работа с использованием компьютерной презентации проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников с задержкой психического развития компьютерные презентации обладают рядом преимуществ.
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- Это отличное средство для решения задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.
- Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Ребёнок имеет возможность самостоятельно проконтролировать свою работу.
- Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.
- Удобство в применении; возможность многократного использования для детей с разными учебными возможностями.
Применение компьютерных технологий способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики. Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Можно говорить о том, что грамотно выстроенная работа педагога с компьютером - это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона.
Конспект образовательной деятельности по разделу программы «Коммуникация» для детей 5-6лет с задержкой психического развития с использованием компьютерной презентации
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно-образовательная задача: расширять знания о домашних птицах, закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением, закрепить понимание и употребление предлога К.
Коррекционно–развивающая задача: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, речевое дыхание, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам.
Оборудование: аудиозапись релаксационной музыки, компьютерная презентация, изображение пруда с бумажными уточками на ниточках (индивидуальные), разрезная картинка «птичий двор», картинки, крупа, шапочка лисы, игрушка петушок, косынка, фартук.
Ход образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Педагог: Дети, утром я обнаружила у себя на столе конверт, а в нем разрезная картинка и записка. «Если картинку соберете, то на птичник попадете!» Ребята, давайте попробуем.
(Дети собирают картинку, логопед надевает фартук и косынку.)
Здравствуйте, вы знаете кто я? Я птичница, сегодня расскажу вам, кто живет у меня на птичнике. (слайд 1 – изображение птичника)
Сначала загадку отгадайте, а потом картинку рассмотрите.
II. Отгадывание загадок о домашних птицах. (Слайд 2 – как только дети отгадывают загадку, на экране появляется отгадка)
Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
*
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
*
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
*
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)
*
По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)
*
Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)
- Почему все эти птицы называются домашними?
- Могут они жить самостоятельно, без помощи человека?
III. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
- Мои птицы очень любят, когда я называю их ласково. Назовите и вы их ласково.
Курица – курочка
Петух – петушок
Цыпленок – цыпленочек
Утка – уточка
Утенок – утеночек
Голубь – голубок
Индюшонок – индюшоночек
Голубенок – голубеночек
IV. Упражнение в назывании семей птиц. (Слайд 3 – изображение семей птиц по цепочке)
- А знаете, ли вы, как называются семьи птиц?
Утка – селезень - утята
Курица – петух – цыплята
Голубка – голубь – голубята
Индейка – индюк – индюшата
Гусыня – гусь – гусята
- Ребята, какие из птиц умеют плавать?
- Как они называются? Водоплавающие.
V. Упражнение для развития речевого дыхания.
- На пруду плавают гуси и утки. Помогите каждый своей уточке доплыть к берегу.
К чему подплыла уточка? ( Моя уточка подплыла к домику, к дереву, к цветку и т.д.)
VI. Физминутка.
«Домашние птицы»
Наши уточки с утра
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда-
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно –
Ко–ко-ко! Ко–ко–ко!
А индюк среди двора
Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!
А как Петя – петушок
Рано-рано по утру.
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»
VII. «Найти отличия» (Слайд 4 – изображение курочек с цыплятами для игры «Найди отличия»)
- На птичнике живут две похожие курочки с цыплятами, найди отличия.
VIII. Составление предложений с предлогом К.(Слайд 5 – изображение птенцов и их мам)
- Я слышу писк, все птенцы разбежались. Давайте поможем малышам найти своих родителей.
Цыпленок бежит к курице.
Утенок плывет к утке.
Голубенок летит к голубке. И т.д.
IX. Совершенствование просодической стороны речи.
- Ребята, давайте вспомним, как лиса звала петушка в сказке «Лиса и петух».
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Масляная головушка,
Шелковая бородушка.
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
- Куда подходила лиса? К окошку.
(Дети по очереди надевают шапочку лисы, произносят слова лисы с нужной интонацией, у педагога игрушка петушок.)
X. Развитие мелкой моторики.
- А мы не будем обманывать петушка. Выберите горошек и покормим нашего петушка.
(Дети выбирают горох среди кукурузы и фасоли, звучит музыка)
XI. Итог.
А сейчас вам пора возвратиться в детский сад, а мне стать педагогом!
- Где мы сегодня побывали? Понравилось вам на птичьем дворе?
Оценка деятельности детей.
Используемая литература.
1. Л.А. Леонова, Л.В.Макарова "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004
2. Л.Р.Лизунова "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005
3. М. Никитина "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для педагогов "Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога."
В данной статье показаны пути повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками с ЗПР посредством информационно-компьютрных техноогий....
Компьютерные презентации в работе учителя
Компьютерные презентации в работе учителя...
Использование компьютерных технологий в работе учителя-дефектолога
Презентация для выступления на педсовете...
Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками
Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада комбинирован...
Презентация опыта работы учителя-дефектолога Никитиной А.В.
В данной презентации представлен опыт работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста....
Презентация педагогического опыта "Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога"
http://yadi.sk/i/y19bPiUeO5wPSw...
Презентация "Опыт работы учителя - дефектолога в период самоизоляции"
Материал информирует родителей и педагогов о работе с детьми в домашних условиях....