Кружок по экспериментальной деятельности в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
В данной работе есть календарно - тематическое планирование работы с детьми в старшей группе по экспериментированию. Кружковая деятельность проводилась в вечернее время с подгруппой детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок по экспериментальной деятельности
«Юный исследователь» старшая группа
Возраст: Старшая группа (5 – 6 лет)
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Частикова Н. Ю.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время экспериментов и наблюдений обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда приемов умственных операций и приемов.
Методика и проведение экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
В данной программе участвовали дети старшей группы 5 -6 лет. Программа рассчитана на 1 год. Кружок проводится 1 раз в две недели, по 25 минут.
ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, меха;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
ЦЕЛЬ:
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.
ЗАДАЧИ:
- Создать условия для экспериментальной деятельности.
- Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.
- Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
- Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | 1 неделя | 2 неделя |
Октябрь | «Запасливые стебли» | «Куда тянутся корни?» |
Ноябрь | «Вертушка» | «Реактивный шарик» |
Декабрь | «Замерзание жидкостей» | «Поможем воде стать чистой» |
Январь | «Волшебная бумага» Занятие № 1 | «Волшебная бумага» Занятие№2 |
Февраль | «Приключения Буратино» | «Испытание магнита» |
Март | «Мир ткани» | «Парашют – зонтик» |
Апрель | «Наша группа» | «Дом на курьих ножках» |
Май | «Дом, в котором я живу» | « Мы пишем книгу» |
ОКТЯБРЬ
Занятие № 1
«Запасливые стебли»
Цели:
- Доказать, что стебли некоторых растений могут накапливать влагу;
- Воспитывать аккуратность при работе с водой;
- Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Материал:
Губки; бруски деревянные, не окрашенные; лупа; невысокие ёмкости с водой; глубокая ёмкость.
Предварительная работа:
Поливка комнатных растений, рыхление почвы; рассматривание строения растения в книгах.
Занятие № 2
«Куда тянутся корни?»
Цели:
- Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды;
- Подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
Два растения в горшках с поддонами; вода, отстоявшаяся для полива; модель зависимости растений от факторов внешней среды.
Предварительная работа:
Рассматривание корневой системы растений.
НОЯБРЬ
«Занятие № 1
«Вертушка»
Цели:
- Выявить, что воздух обладает упругостью;
- Понять, как может использоваться сила воздуха (движение)
- Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;
- Развивать умение делать изделие по алгоритму.
Материал:
Вертушка; Материал для её изготовления на каждого ребёнка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.
Предварительная работа:
Наблюдение за ветром во время прогулки; выполнение логопедического упражнения «Забей в ворота мяч»; надувание воздушных шаров.
Занятие№2
«Реактивный шарик»
Цели:
- Выявить, что воздух обладает упругостью;
- Понять, как может использоваться сила воздуха (движение);
- Развивать чувство взаимовыручки;
- Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Материал:
Воздушные шары; вата; шарики, сделанные из бумаги, тазик с водой, бумажные кораблики.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1
«Замерзание жидкостей»
Цели:
- Познакомить с разными жидкостями;
- Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей;
- Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.
Материал:
Ёмкости с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молоком, соком, растительным маслом; схема, алгоритм деятельности.
Занятие №2
«Поможем воде стать чистой»
Цели:
- Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу;
- Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;
- Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды;
- Развивать умение схематично изображать проделанные действия;
- Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.
Материал:
Грязная вода в тазике; емкость для воды; воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, тряпочки, клеенки.
Предварительная работа:
чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», свободное экспериментирование.
ЯНВАРЬ
Занятие №1
«Волшебная бумага» (1 часть)
Цели:
- Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка;
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;
- Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Материал:
Листы белой и копировальной бумаги для каждого ребенка, карандаши.
Занятие№2
«Волшебная бумага» (2 часть)
Цели:
- Способствовать расширению знании детей о свойствах копировальной бумаги – возможность получения нескольких копий рисунка;
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- Подвести детей к пониманию зависимости количества копий от силы нажима на карандаш.
Материал:
Листы белой бумаги, копировальной, карандаши для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
Свободное экспериментирование с копировальной бумагой.
ФЕВРАЛЬ
Занятие №1
«Приключения Буратино»
Цели:
- Актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде);
- Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент;
- Прививать интерес к сказкам;
- Стимулировать желание помочь герою сказки;
- Воспитывать аккуратность.
Материал:
Деревянные кубики, тазики, вода, дидактическая игрушка «Почемучка»
Предварительная работа:
Чтение сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», свободная экспериментальная деятельность детей.
Занятие №2
«Испытание магнита»
Цели:
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
- Способствовать воспитанию самостоятельность, развитию коммуникативных навыков.
Материалы:
Магниты, большая коробка с магнетическими (кнопки, скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, мозаика, деревянные палочки) предметами.
Предварительная работа:
Игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитами в уголке экспериментирования.
МАРТ
Занятие №1
«Мир ткани»
Цели:
- Называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;
- Развивать умение сравнивать ткани по их свойствам;
- Понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей;
- Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений.
Материал:
Образцы тканей: ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа; ёмкость с водой; ножницы.
Занятие №2
«Парашют – зонтик»
Цели:
- Совершенствовать умение работать с бумагой;
- Развивать умение доводить начатую работу до конца;
- Использовать знания, приобретённые в ходе поисковой деятельности.
Материал:
Бумага, клей, 8 узких тесёмок, палочка на каждого ребенка, булавки.
АПРЕЛЬ
Занятие №1
«Наша группа»
Цели:
- Развивать желание участвовать в коллективном преобразовании группы;
- Проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет;
- Объяснить детям, что от отношения к работе зависит её результат;
- Развитие фантазии, творчества, чувства коллективизма.
Материал:
Коробки разных размеров; бумага, ножницы, схемы изготовления мебели; карандаши, краски, кисточки, клей.
Занятие №2
«Дом на курьих ножках»
Цели:
- Учиться творчески подходить к решению поставленной задачи;
- Совершенствовать умение работать с различными материалами;
- Использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности.
Материал:
Картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.
Предварительная работа:
Просмотр сказки А. Роу «Морозко», рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам.
МАЙ
Занятие №1
«Дом, в котором я живу»
Цели:
- Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи;
- Развитие фантазии, творчества;
- Развивать умение придавать работе законченный вид.
Материал:
Картонные коробочки, бумага, клей, картон, кисточки, краски, веточки деревьев, соломка.
Занятие №2
« Мы пишем книгу»
Цели:
- Совершенствовать графические умения;
- Участвовать в коллективном создании книги;
- Понять, что от отношения к работе, зависит её результат;
- Развитие фантазии, творчества, умения работать в коллективе.
Материал:
Листы альбомной бумаги, карандаши, ручки, нитки для сшивания книги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
- Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
- В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
- Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
- О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»
Конспект по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа). Подготовила воспитатель старшей группыС.И. Барбашина 2013-14 год. «Люди, научившиеся наблюдениям...
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа). Подготовила воспитатель старшей группыС.И. Барбашина 2013-14 год. «Люди, научившиеся наблюдениям и опы...
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа).
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» (старшая группа). Подготовила воспитатель старшей группыС.И. Барбашина 2013-14 год. «Люди, научившиеся наблюдениям и опы...
Кружок по изобразительной деятельности в старшей группе "Акварельки"
Цель:- Знакомство детей с нетрадиционными техниками изображения;- Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования;- Организация досуга детей. За...
Кружок по опытно-экспериментальной деятельности. Картотека. старшая группа
КАРТОЧКА №1 «РЕЦЕПТЫ РАСТВОРА ДЛЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ». Цель: Учить детей изготавливать мыльный раствор Мыльный пузырь – это тонкая плѐнка мыльной воды, которая формирует сфер...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Образовательная деятельность в детском саду, процесс сложный и увлекательный.И для педагога и для ребёнка. И поэтому, только в игровой форме, когда большую часть знаний дети получают сами, достигается...