конспект коррекционно- развивающего занятия по ознакомлению с окружающим на основе опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего школьного возраста в коррекции и 6-7 лет в норме "То снег,то лёд,то совсем наоборот"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Занятие знакомит детей с различным состоянием воды в окружающей среде с помощью опытов и экспериментов и применение метода ММЧ(моделирование маленькими человечками)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_o_sostoyaniyah_vody_v_prirode.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ ДОМ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
«ЮЖНОЕ БУТОВО»
ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГОРОДА МОСКВЫ
конспект
коррекционно - развивающего занятия по ознакомлению с окружающим на основе опытно – экспериментальной деятельности для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью
ТО СНЕГ, ТО ЛЁД, ТО СОВСЕМ НАОБОРОТ
Составила и провела: Демидова Т.А.
воспитатель 1 категории ГКУ ДДИ
«Южное Бутово»
МОСКВА 2013
«ТО СНЕГ, ТО ЛЁД, ТО СОВСЕМ НАОБОРОТ»
Цель: познакомить детей с различными состояниями воды в окружающей среде с помощью опытно – экспериментальной деятельности и применения метода ММЧ (моделирование маленькими человечками).
Задачи:
Образовательные: расширять знания и представления о воде, её состояниях (твёрдое, жидкое, газообразное);
формировать понятие о переходе воды из одного состояния в другое при воздействии окружающей среды;
познакомить с моделированием маленькими человечками при определении состояния воды;
закрепить понятие о круговороте воды в природе.
Коррекционно - развивающие: коррекция внимания, логического мышления, умения устанавливать причинно – следственные зависимости.
Воспитательные: воспитывать желание работать в коллективе, получать окончательный результат и делать выводы.
Возрастная направленность: для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Оборудование: по 3 стаканчика на каждого, по 1 воронке, марля и вата для фильтров, по 1 тарелочке и 1 баночке из стекла на каждого, термос с кипятком, зеркало, снег, лёд, листы бумаги (белого, серого, голубого цвета), цветные картинки на каждого, ветка дерева.
Наглядно – дидактический материал: картинки с изображением льда, воды, снега, инея; картинка – схема «Круговорот воды в природе» (зимний вариант); альбом наблюдений с зарисовкой опыта «Как образуется иней», карточки с человечками для ММЧ (модулирование маленькими человечками).
Ход работы.
Организационный момент:
На столах тарелка со льдом, пластиковые стаканчики, термос, зеркало, салфетки.
- Посмотрите, ребята, как изменилась наша группа. Она снова превратилась в лабораторию. Значит, и мы сегодня будем не просто ребятами, мы будем…
- Кем мы будем? (лаборантами)
- Правильно, мы снова будем лаборантами, будем в этой лаборатории знакомиться со свойствами, точнее с состоянием воды (подходят к столам, одевают фартуки).
Коррекционно – развивающий блок
- А где же вода? Почему на столе снег и лёд? Мы же должны знакомиться с состоянием воды? (ответы детей).
- Снег и лёд это тоже вода? Давайте проверим.
Опыт 1. Лёд – твёрдая вода.
Тарелка с кусочками льда, стаканчики на каждого ребёнка.
Давайте возьмём по кусочку льда.
- Лёд какой? (холодный, твёрдый).
Положите его в стакан и посмотрите, что с ним происходит (он тает)
- Во что превращается лёд? (в воду)
- Можно ли утверждать, что лёд – это твёрдая вода? (да, можно)
Достаёт бутылку с водой.
- В бутылке какая вода?
(жидкая)
- Так в каких состояниях может быть вода? (жидком, твердом)
На столе у нас термос с кипятком. Давайте докажем, что там тоже вода.
Опыт 2. Пар – это тоже вода.
Воспитатель открывает термос с кипятком и показывает пар детям.
- Что это? (пар)
- Пар – это ещё одно состояние воды. Когда появляется пар? (когда воду нагревают). Давайте поставим над паром зеркало и посмотрим, что произойдёт с паром.
- Что появилось на зеркале? (капельки воды).
- Можно ли утверждать, что пар – это вода? (можно)
- Почему? (ответы детей)
- Мы увидели ещё одно состояние воды – газообразное.
- Давайте ещё раз перечислим, в каком состоянии бывает вода? (жидкое, твёрдое, газообразное)
- В какое время года вода бывает в твёрдом состоянии? (зимой) Почему?
- Если снег и лёд бывают только зимой, значит они чем - то похожи? Как вы думаете? (ответы детей) Чтобы определить сходство или отличие льда и снега, проведём опыт.
Опыт 3. Определение цвета.
Детям раздают по два стакана: в одном лёд, в другом снег.
- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный) /если дети называют серый, голубой или белый, то показать им бумагу этого цвета/
Опыт 4. Определение прозрачности.
Положить под стаканчик со снегом цветную картинку.
- Видна ли картинка? Почему? Что мы скажем о снеге, он прозрачный или нет?
То же самое проделать со льдом.
Вывод: лёд прозрачный, а снег нет.
- Одинаковые ли снег и лёд? (разные).
- Снег и лёд бывают летом? Почему? Когда они бывают? (ответы)
Вспомните наш опыт с замерзанием воды. Вода замерзает только при минусовой температуре, то есть, когда на улице мороз.
- Летом вода замерзает? (нет)
- Мы выяснили, что снег и лёд, а уж тем более вода не похожи. А знаете почему? (ответы принимаются все)
- Сейчас я вам объясню (подходят к доске).
- Вода, снег и лёд состоят из молекул, они очень маленькие и их не видно. А чтобы нам было понятно, мы обозначим молекулы маленькими человечками.
- Посмотрите, как выглядят человечки внутри льда: крепко держатся за ручки, жмутся друг к другу (показать на карточке).
- Человечки, находящиеся внутри воды, уже не держатся за руки, они, как бы отошли друг от друга.
- А вот как выглядят человечки пара: они так разогрелись, что далеко – далеко отошли друг от друга и не могут стоять на месте, а бегают и прыгают, они много и независимо друг от друга, путешествуют.
- Давайте посмотрим картинку с изображением круговорота воды в природе зимой / рассматривание/.
- Почему снег и лёд лежат на земле зимой? Потому что маленьким человечкам холодно, они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись, им стало жарко, и они начали распрямляться, толкаться, перестали крепко держаться за руки – лед из твёрдого состояния перешёл в жидкое, получилась вода. А солнце греет всё сильнее, человечкам становится всё жарче и жарче. Они начали отодвигаться друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях – вода исчезла, превратилась в пар. Пар поднимался от земли всё выше и выше… И что же там с ним стало? (пар снова превратился в воду) Правильно, ведь на верху человечкам стало опять холодно и они снова стали прижиматься друг к другу – образовался снег и выпал на землю. Так у нас и получился круг – круговорот воды.
Возвращаются к столам, на которых оставались стаканчики со льдом и снегом.
- Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканчиках. Что с ними произошло? (растаяли)
- Правильно, под воздействием тепла снег и лёд растаяли, превратились в воду.
Вывод: снег и лёд превращаются в тепле. А на морозе наоборот: снег и лёд образуются из воды.
В природе, зимой существует ещё одно состояние воды (показывает веточку).
- Вспомните наш опыт с веточкой (рассматривают альбом наблюдений за опытами с зарисовкой). Что на ней образовалось на морозе, когда мы держали её над ведром с горячей водой? (иней)
- Иней – это тоже состояние воды. Как вы думаете, какими человечками мы обозначим иней? Твёрдое состояние, как снег и лёд, жидкое как вода или как пар – газообразное? (ответы детей)
- Вы часто на прогулке хотите попробовать, а некоторые даже едят снег. Давайте посмотрим, что скрывает в себе белый и пушистый снег.
Опыт 5.
- Давайте возьмём тот стаканчик с водой, где был снег. Мы будем проводить опыт с талой водой и увидим, какой снег, чистый или грязный.
- Будем с вами фильтровать талую воду с помощью воронки и фильтра. Фильтр мы сделаем сами из ваты и марли: берём с вами марлю, заворачиваем в неё вату. Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку.
- Что мы с вами сделали? Через что прошла вода?
Достаньте фильтр и положите на тарелку, посмотрите.
- Что вы видите? (грязь)
- Какая вода в баночке? (чистая, фильтрованная)
- Что мы выяснили, когда провели опыт? Какой снег? (ответы)
Вывод: снег грязный.
- Можно есть снег? (нет)
Рефлексия.
- Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на занятии.
- В каких состояниях бывает вода? Что обозначают маленькие человечки, с которыми мы сегодня познакомились? - Вам понравилось работать в лаборатории?
- Мы с вами ещё встретимся за этими столами и поговорим о свойствах снега и льда.
Приложение
Опыт 1- Замерзание воды.
Цель: подвести детей к пониманию связей между температурой воздуха и состоянием воды.
Налить воду в одинаковые ведёрки. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Одно ведёрко вынести на улицу, а другое оставить в помещении. Попросить детей объяснить, почему вода в одном ведёрке замёрзла, а в другом нет.
Вывод: вода превращается в лёд при низкой температуре.
Опыт 2 – Образование инея.
Цель: дать представление о возможности перехода воды в разные состояния в зависимости от температурных условий.
Вынести на улицу ведро с горячей водой или чайник с кипятком при морозной погоде и подержать над ним ветку дерева. Попросить детей объяснить, что же происходит (пар из чайника поднимается вверх, охлаждается, кристаллизуется и оседает на ветках в виде инея).
Вывод: пары влаги при низких температурах замерзают и кристаллизуются.
Список используемой литературы
1 Воронкевич о.А. Добро пожаловать в экологию СПб Детство – пресс 2005
2 Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты – М. ТЦ « Сфера» 2005
3 Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М. издательство «ЛИНКА – ПРЕСС» 2007
4 Козлова С.А. Мой мир М. 2000
5 Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М. пед.общество России 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Породы кошек"
Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы Конспект индивидуального занятия по о...
"КАК РОЖДАЕТСЯ ДОЖДЬ?" Занятие по ознакомление с окружающим с применением опытно-экспериментальной деятельности.
Знакомить детей с образованием дождя....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».
Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
Конспект коррекционно - развивающего занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми раннего возраста.
Лексическая тема: «Домашние животные».Тема занятия: Корова, лошадь».Цель: познакомить с домашними животными корова и лошадь. Задачи:- Продолжать знакомство с домашними животными...
- Мне нравится (1)
Комментарии
То снег, то лёд, то совсем наоборот
При помощи проведения занятия по этому конспекту расширяются и обогащаются знания детей о воде, её состояниях,формируются понятия о переходе воды из одного состояния в другое при воздействии окружающей среды. Я очень люблю проводить занятия на основе опытно - экспериментальной работы,они так же нравятся детям.
Работаю в интернате с
Работаю в интернате с умственно отсталыми детьми, стараюсь развивать их разными способами.Стала организовывать занятия в виде проведения опытов.Дети сами делают выводы и умозаключения