Опыт работы по теме: « Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей »
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Меняйлова Елена Борисовна

Содержание:
Структура целостного описания опыта.
Технология опыта.
Содержание образования.
Методы и формы обучения.
Средства обучения.
Длительность работы.
Диапазон опыта.
Результативность опыта.
Информационная карта передового педагогического опыта.
Библиографический список.
Рецензия на целостное описание опыта.
Приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt.doc792.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Меняйлова   Елена   Борисовна

                              МУ « Управление образованием администрации

                                муниципального образования  Ейский район»

                                МДОУ ДСКВ № 4 г. Ейска МО  Ейский район

         Тема:  « Формирование  основ безопасности  жизнедеятельности  детей »

                                                     Автор опыта:

                                                                                            Меняйлова Елена Борисовна

                                                                                            воспитатель МДОУ ДСКВ № 4      

                                                                                            г. Ейска МО Ейский  район

                                                         г. Ейск

                                                         2009 год

                           

                                                     

                                                        Содержание:

1.   Структура целостного описания опыта…………………………………. 3 - 7

2.   Технология опыта ………………………………………………………… 8

            2.1. Содержание образования   ………………………………………. 9 - 16  

            2.2. Методы и формы обучения………………………………………. 17

            2.3. Средства обучения………………………………………………… 18

            2.4. Длительность работы……………………………………………… 19

            2.5. Диапазон опыта……………………………………………………. 20

            2.6. Результативность опыта…………………………………………… 21 - 23

3.    Информационная карта передового педагогического опыта…………... 24

4.    Библиографический список……………………………………………….. 25

5.    Рецензия на целостное описание опыта………………………………….. 26

6.    Приложения………………………………………………………………… 27

                                 1.  Структура  целостного  описания  опыта

                           Условия возникновения, становления опыта.      

                                                                                              Я не боюсь ещё и ещё раз

                                                                                               повторять: забота о здоровье-это

                                                                                               важнейший труд воспитателя. От

                                                                                               жизнерадостности, бодрости

                                                                                               детей зависит их одухотворенная

                                                                                               жизнь, мировоззрение, умственное

                                                                                               развитие, прочность знаний, вера

                                                                                               в свои силы.

                                                                                                                                В.А.Сухомлинский.

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего типа № 4 расположен в центре города Ейска, недалеко от перекрёстка перегруженных транспортом улиц Ростовской и Ленина. Путь в детский сад для многих детей требует перехода через дорогу. Пока мои дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но через год – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу, ехать в общественном транспорте, находится один дома, общаться с незнакомыми людьми. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки основ безопасной жизнедеятельности. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности и берегли своё здоровье. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.

                                                       Актуальность опыта.

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве. На улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

                                                             Противоречия

Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания  безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.

                                                            Новизна опыта

    Новизна выполненного педагогического исследования заключается в том, что освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности осуществляется  через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, студентов ЕПК, работников ГИБДД.

   Новизна в том, что показан путь адаптации федеральной программы « Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.

                                          Теоретическое  обоснование   опыта.

   Накопление опыта безопасного поведения  - это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для её изучения привлекаются ученые-социологи, психологи, педагоги, инженеры, потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

   В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

   Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

   Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых  условно делят их на три группы:

  1. природные;  2) техногенные; 3) социальные.

    Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека:

          1)Опасности дома (или бытовые).

          2)Опасности на природе.

          3)Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

   Анализируя данные классификации, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.

   Под безопасностью большинство исследователей понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Такое определение дают О.Н.Русак близкие к нему определения безопасности дают С.К.Шойгу, К. Ю. Белая. Как отмечает С.К. Шойгу, обеспечение безопасности жизнедеятельности - это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня.                                                                                                                  

   В настоящее время сформировалась новая образовательная область « Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.

   Т. Г. Хромцова, выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:

1) предупреждение опасности;  2) уклонение от опасности;   3) преодоление опасности.

   Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

    С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:

        *знания  ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

        *умения   действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

        *отношение  (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

   Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется  в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

   Анализ психолого-педагогической литературы позволяет представить разработку оптимальных педагогических условий как определение путей воспитания безопасного поведения в быту, этапов работы. Последовательное прохождение ребенком, которое способствует его освоению. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания у ребёнка правил поведения, накопление соответствующего опыта.

   Мыслительная  деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка. В исследованиях П.Я.Гальперина и других описаны компоненты, последовательное, поэтапное выполнение которых обеспечивает интериоризацию, усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений.

   Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка, должна осуществляться поэтапно, ступенчато.

   Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил поведения позволил выделить основные факторы, оптимизирующие данный процесс. К ним относятся: активная позиция ребенка; процесс идентификации с взрослым, транслирующим норму поведения ребенка; эмоциональная включенность ребенка в деятельность.

   При рассмотрении основных подходов к проблеме реализации возможностей осознанного освоения детьми дошкольного возраста правил поведения в литературе выделяется рад требований к методике их преподнесения:

  1. Достижения понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);
  2. Формирование представлений о последствиях нарушения правил;
  3. Организация наблюдений за поведением носителя нормы;
  4. Включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).

   В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей (Л.С.Выготский). Она даёт ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которыми делают возможным освоение. Казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). Исследователи детской игры отмечают, что она отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; это средство познания окружающего мира; в игре дошкольники обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми   Игра - моделирующая реальность, является эффективным средством её осознания. Поэтому игры как модели определенной предметной деятельности широко используются в области обучения и образования.

   В теории и практике дошкольного образования широко распространены такие методы игрового обучения: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, имитационно-игровые упражнения, игровое моделирование и другие. В исследованиях доказана целесообразность и эффективность имитационных, моделирующих игр и упражнений в работе с детьми, определены условия их применения в ДОУ.

       Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. Учёные отмечают, что в среднем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группируют их на основе определенных признаков, кроме того учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.

   Анализ исследования показал возможность использования дидактической игры при формировании у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.

   Помочь осознанию полученных представлений о правилах поведения, по мнению учёных, может художественная литература (Л.П. Князева, А.М. Виноградова, Н.С.Карпинская и другие). Необходимо отметить, что отношение ребенка старшего дошкольного возраста к литературным фактам имеет действенное жизненное значение, так как в процессе восприятия произведения он активно внутренне сочувствует героям и переживает с ними все происходящие события. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это поможет дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.

   В многочисленных исследованиях подчеркивается, что важным условием развития личности ребенка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи. Анализ литературы показал, что результативность такого взаимодействия в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых (их знаниями, умениями, опытом) и их готовностью к совместной целенаправленной деятельности по формированию опыта безопасности жизни у дошкольников.

   Вышеуказанный анализ историко-педагогической, медика - педагогической и психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения (на примере опасностей в быту) дошкольников:

    *отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения и        установление последовательности его освоения;

    *применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;

     *осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и её осуществление при изменении характера взаимодействие с ребенком.

   Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических условий можно ожидать динамики в освоении опыта безопасного поведения  ребенком дошкольного возраста.

                                         Ведущая педагогическая идея опыта.

 Ведущая идея опыта состоит в определении психолого-педагогических условий, обеспечивающих накопление опыта безопасного поведения детей в быту, на дороге, в природе, с другими людьми.

   При этом мною определены формы и методы, позволяющие сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности.

                                                      

                                                   

                                                      2. Технология опыта

                                      Определение цели, постановка задач

Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о  безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.

                                                        Задачи исследования:

   *изучить теоретические основы воспитания безопасного  поведения детей дошкольного возраста;

  *выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;

   *проанализировать современные программы МДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;

   *разработать перспективный план и конспекты по  правилам безопасности жизнедеятельности;

    *определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;

    *внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;

    *создать систему  воспитательной - образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;

     *создать систему в работе с родителями по формированию основ  безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

                                                 Задачи в работе с педагогами

   *создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения;

    *повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей ста

   *систематизировать и обобщить работу методической службы МДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников через вариативные формы обучения;

   *создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники).

                                                  Задачи в работе с детьми

   *формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

   *формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

   *расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

   *закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;

   *развить основы экологической культуры ребенка  и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

   *способствовать  эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

                                             Задачи в рабате с родителями

   * знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

   *повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

   *воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность  детей, их эмоциональное благополучие;

   *создать особую форму общения между родителями и воспитателями: « Доверительно деловой контакт»

                                          2.1. Содержание образования

В своей работе я опиралась на содержании программы разработанной в 1997 году, пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами  работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам:  

  1. Ребёнок и его здоровье;
  2. Ребёнок и другие люди;
  3. Ребёнок дома;
  4. Ребёнок и природа;
  5. Ребёнок на улицах города.

Основываясь на содержание программы, мною был  разработан  перспективный план, который состоит из 2-х разделов: 1 раздел - программное содержание; 2 раздел - совместная деятельность (приложение № 1).

   Цель  разработанного перспективного плана - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы воспитателя использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения детей знаниям о правилах безопасного поведения в бытовых условиях и экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровья. Адаптировать имеющийся материал к условиям проживания в Краснодарском края, а конкретно в городе Ейске.

  Перспективное планирование предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса:

   1)  Организованная деятельность;

   2)  Совместная деятельность;

   3)  Самостоятельная деятельность.

      Что обеспечивает глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице, в природе, стимулирование у детей самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности.

 Данная программа, была мною успешно реализована в детских видах деятельности: игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц. Систему представлений  детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии,  которые рекомендую проводить в старшей и подготовительной группах один раз в месяц.

  Данный материал был отобран с учётом  возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из  этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.

    На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их  знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о  правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года. Одновременно,  мною,   проводилась  работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о безопасной жизнедеятельности и выявлению запросов родителей по укреплению здоровья детей. (Беседы - приложение № 2,анкетирование - диагностика  – приложение №3).

    На 2 этапе я вводила правила в жизнь детей, показывала разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила.

     На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило  осознанное овладение реальными практическими действиями.          

    Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, мной были разработаны конспекты занятий по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.

( Приложение № 4). Конспекты составила по разделам:

  1. Правила пожарной безопасности;
  2. Ребенок и его здоровье;
  3. Ребёнок дома;
  4. Ребёнок и другие люди;
  5. Ребенок и природа;
  6. Правила дорожного движения.

Содержание программы изучения правил безопасной   жизнедеятельности в старших дошкольных группах.

                                         Правила пожарной безопасности.

     В ходе занятий «Тили – бом, тили - бом, загорелся Кошкин  дом!». « О правилах важных -  пожаробезопасных ». «Спички - причина пожара», «Детские шалости с огнём и их последствия», «Осторожно, огонь» и другие, (приложение № 4).  Дети познакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём, узнали о профессии пожарного. У них развилось понимание того, что соблюдение  правил  пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Мне удалось объяснить, какой вред приносят игры с огнём. Мы познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара,  на  практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. Благодаря дидактическим играм, таким как: « Анализ спичечного коробка » (приложение № 4,  занятие: « Осторожно огонь »),  у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается, - спички, зажигалки, газовые плиты, печка, электроприборы, петарды.

       Во время опыта с горящей бумагой, дети выяснили, чего же боится, огонь и научились тушить возгорание. На занятие « Тили - бом, тили - бом, загорелся Кошкин дом!», отработали последовательность действий в случае возникновения пожара. Проводились беседы: «Правила обращения с огнем», «Пожар в лифте», «Что делать, если загорелся телевизор». ( Приложение № 2).

        В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов,  например: когда проходишь мимо кухонной плиты, нужно следить за тем, чтобы не зацепиться за ручку сковородки или кастрюли. Не пытаться самостоятельно поднять кастрюлю с кипятком. Прежде чем влезть в наполненную ванну или встать под душ, проверь, не слишком ли горячая вода, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, научились оказывать первую помощь при ожогах.

                                     Правила  дорожного  движения.

      На занятиях по правилам дорожного движения «Знакомство с правилами дорожного движения», «Наблюдения  за движением машин и работой водителя», «Пешеход переходит улицу», « Мы пассажиры», «Сигналы регулировщика»  и другие, мои воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице. Закрепляют представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Бульвар», «Пешеходная зона», «Островок безопасности».       Рассматриваем потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх во дворе дома, учимся мерам предосторожности.

       Расширяется  круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Знакомимся со специальными автомобилями: «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», их назначение и особыми правилами движения по улице.

       В игровой форме формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение (приложение № 4,конспекты занятий). Знакомлю детей с ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, узнаем о труде милиционера - регулировщика. Регулировщики следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают команды жезлом: кому идти, кому стоять, каждый ребёнок выступает в роли регулировщика и запоминает правила через игру: регулировщик поднимает правую руку вверх – это соответствует жёлтому сигналу светофора; регулировщик стоит лицом или спиной к движению - это соответствует красному сигналу; регулировщик повернулся боком - можно идти на зелёный сигнал светофора. Через сюжетно-ролевую игру « Автобус», расширяется круг правил поведения в общественном транспорте: входить в автобус, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, нельзя шуметь и отвлекать водителя.

     В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и улицах города осуществляется тесная связь между всеми разделами программы воспитания и обучения детей. На  занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Мои дошкольники с желанием обыгрывают,  различные дорожные ситуации тем самым закрепляются правила дорожного движения. Много времени мы проводим в библиотеке, там мы узнали,  сколько лет светофору, играли с дедушкой светофором. ( Приложение № 6, видео-презентация)

      Большой популярностью пользуется дидактическая игра « Перекрёсток», которую мы изготовили совместно с детьми. Благодаря ней закрепляются многие изученные правила и знаки  дорожного  движения. (Приложение № 6 .видео-презентация).

     Так же с ребятами проводились беседы « Кто есть кто на дороге »,   «История светофора»,  « Когда и где появились дорожные знаки », «Езда на велосипеде. (Приложение № 2).Совместно с музыкальным работником мы разучили песню «Запрещается – разрешается (музыка М, Парцхаладзе, слова В. Семерница), которую исполнили  на  развлечении, показанном для детей всех групп нашего сада, а,  как известно дети очень любят праздники, в том числе и те, что посвящены дорожному движению. Однажды мы вместе со студентами ЕПК готовили развлечение « Помни правила движения ». Целую неделю,  изучали дорожные знаки, ходили на экскурсию к светофору, конструировали улицы, перекрёстки и учились правильно ходить и ездить по ним. А сколько стихов и рассказов! Больше всего запомнились « Одна рифма» С.Михалкова и « По городу» В. Берестова.

     И вот,  наконец,  праздник! Студенты исполняли роли дорожных знаков и Кошки – неумёхи, которая всегда делала неправильно. Дети вместе со студентами пели и играли, помогали знакам расколдовываться. Всем было весело.   Дети радовались интересным играм, наперебой исполняли частушки, получали призы.

     Через день мы решили выяснить, всё ли поняли дети из содержания праздника. Предложили им объяснить, содержание частушки,  которую они вчера пели на празднике. Вот эта частушка:

                Бьют по шайбе игроки,

                Хоть вовсю гудят гудки.

                Чем закончится игра

                Завтра скажут доктора.

А это объяснения детей:

   Саша Мищенко. Нельзя играть на дороге, может случиться беда. Машина собьёт,  и не пойдёшь в школу.

   Илья Минченко. Нельзя играть возле дороги, может сдуться мяч, и поломаться что-то. А почему про докторов – не знаю.

   Сергей Токарев. Это про хоккей. Играют взрослые. Все игроки играют, а болельщики гудят. У кого нет шлема, того ударят. И доктор будет лечить.

   Лера Есина. Это про игроков, которые играют в такую игру. Там такой кружочек железный, и его бьют шайбой - это такая палка. Я мечтала про такой кружочек, а сейчас уже не мечтаю. А доктора потому, что игроки могут пораниться.

   Наша радость от весёлого праздника несколько потускнела. Мы все так старались. А оказалось, что детям далеко не всё понятно. В чём же причина? Где мы ошиблись? Все вместе мы проанализировали и поняли, что мы не учли особенности мышления детей. Хоть они и старшие дошкольники, но мышление у них конкретное. Недостаточное развитие отвлечённого мышления затрудняет восприятие таких произведений, как басня, пословица, частушка, то есть текстов с иносказательным смыслом. В понимании  таких литературных форм нужна помощь взрослого. Ритм и рифма частушек позволили дошкольникам быстро их запомнить, но запомнить – это ещё не значит понять.

   Теперь мы убедились, что возрастные  особенности - нельзя устранить или изменить.  К ним можно и нужно  приспособиться.

   Возрастные особенности старших дошкольников позволяют им осознанно выполнять жизненно важные правила поведения на дороге и в транспорте:

        Переходить улицу только на зелёный сигнал светофора;

        Переходить улицу только в указанных местах;

        Не играть на проезжей части.

А наша задача педагогов – помочь им усвоить эти правила. Тогда и дорожно-транспортных происшествий будет меньше, и дети будут здоровы.

     Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения. Через групповую газету (приложение № 5,  выпуск газеты: «Светофорик»), собрания, совместные с детьми и родителями развлечения мы стараемся убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных  детям в МДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.

     Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так  как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу  неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного  движения. Вот каких результатов мы смогли добиться. Проделанная работа дала положительный результат.

                                    Формирование валеологической культуры

                                                Раздел: Ребёнок и его здоровье                                                                                                                                                                              

   Одним из направлений работы по укреплению здоровья детей  является, формирование   валеологической  культуры, начиная уже с дошкольного возраста. Однако в группы дошкольного учреждения поступают дети, отнесённые к разным группам здоровья,   с разным уровнем развития культурно-гигиенических навыков, уровнем сформированности  валеологической культуры в семье. Мною была проделана следующая работа:

   1.Изучение теоретика - методических аспектов воспитания валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

   2.Определила  уровень сформированности  валеологической культуры у детей.

   3.Выбрала  оптимальные формы и методы работы по формированию валеологической культуры в дошкольном учреждении.

. Мною были определены критерии и показатели сформированности валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста:

   1.Знания о валеологической культуре, о человеческом организме (степень осведомленности детей в вопросах сохранения  и укрепления здоровья, о структуре человеческого организма).

   2.Навыки (степень сформированности культурно – гигиенических навыков, стабильность в их проявлении).

   3.Поведение (применение знаний и умений о валеологической культуре в деятельности ребёнка).

   Затем выяснила уровень сформированности знаний и умений о валеологической  культуре у детей на начало года. Одновременно была проведена работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о валеологический культуре и выявления запросов родителей по укреплению здоровья детей (приложение №3).

Формирование валеологической культуры у детей группы осуществлялось по следующим направлениям:

             1.Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

   На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях внутренних органов (сердца, мозга, костей) и о влиянии различных   форм поведения на работу этих органов. Например, на занятии: «Изучаем свой организм» (приложение № 4) дети узнали, чем они похожи  и, чем они отличаются (рост, цвет и длина волос, цвет глаз, вес, пол). Искали где расположено сердце, слушали пульс в разные моменты своей деятельности. Разобрались в игровой форме, в том, что происходит у них в организме.

             2.Привитие стойких культурно - гигиенических навыков.

    На занятиях особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. В ходе занятий: « Чтобы глаза видели, а  уши слышали», «Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже» и других (приложение №4), дети  усвоили  в процессе практического экспериментирования знания о коже, скелете, внутренних органах, зубах. Поняли биологический смысл основных гигиенических процедур. Я подвела их к пониманию значения бережного отношения к внутренним органам и правильному  уходу  за ними (правильное дыхание, питание, необходимость ухода за зубами и так далее). Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения: прислушивались к работе сердца, определяли и объясняли  ощущения, их причины, развивали  навыки наблюдения, культуру поведения.

    На занятии « Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже » к ребятам приходила в гости кукла -  грязнуля,  и они на её примере закрепляли основные гигиенические навыки. Детям объясняла и показывала, как кожа защищает от перегрева, охлаждения. Ветра, сырости, учила, что здоровая и чистая кожа является барьером для проникновения микробов. Выучили  вместе с детьми  курс массажа для лица, который повышает иммунитет детей. Выполняли гимнастику для глаз, учили правила ухода за ними.

    3.Обучение уходу за своим телом, навыкам  оказания первой элементарной помощи.

    В ходе занятий « Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит», «Держи осанку», « Органы пищеварения» и других (приложение № 4), дошкольники узнали о строении органов пищеварения, режиме питания, гигиене питания, закрепили знания о личной гигиене (мытьё рук, овощей, фруктов); в игровой форме (в гости приходили 2 хозяюшки), повторили и обговорили правила сервировки стола. Выучили правило: « Мойте овощи и фрукты - будут здоровыми желудки».

    На занятии « Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» дети получили телеграмму  от королевы Простуды, чтобы прочитать её пришлось позвать в гости доктора Айболита. Доктор сообщил детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; научил детей не бояться врача, самим уметь оказывать  первую помощь  научились правильно обрабатывать рану и накладывать на неё простейшую повязку, при этом дети  объясняли значение каждого действия.

    На занятии « Как беречь здоровье ребёнка», у  детей сформировалось представление о профессии врача, узнали о солнечном ожоге и оказании первой помощи при нём.

     Доктор  « Пилюлькин » сообщил детям элементарные сведения о лекарствах, и о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого. Нельзя брать лекарства самостоятельно. Старались  дать представление о главной ценности жизни - здоровье.

            4.Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

В работе  по данному блоку совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения   (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).

    Структура работы по системе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников предполагает тесное сотрудничество всего коллектива МДОУ и родителей. Только это способствовало тому, что заболеваемость в нашей группе снизилась на 35%.Рассмотрим, на основе моего опыта,  кратко основные задачи работы по данному направлению каждого участника процесса:

 *Заведующая МДОУ и старший воспитатель - контроль над созданием необходимых условий работы, организацией педагогического процесса, консультации, контроль.

*Медицинский работник - выявление особенностей детей и их сообщение воспитателям, проведение профилактических мероприятий, контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм.

 * Воспитатели - учёт особенностей детей, проведение закаливающих      процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты.

  1.  * Инструктор по физическому воспитанию - учёт особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик
  2.   * Музыкальный руководитель - учёт особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, её влияния на эмоциональное состояние человека
  3.    * Учитель-логопед - учёт особенностей детей, включение и по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, тем самым повышая уверенность ребёнка в себе, следовательно, повышая его социальный статус, психоэмоциональную устойчивость.
  4.    *Обслуживающий персонал - соблюдение санитарно - гигиенических норм и требований.
  5.    * Родители - использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающие процедуры, учёт особенностей ребёнка, повышение психоэмоциональной устойчивости.

    5.Формирование потребности семьи (родителей) ребёнка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

   Не остались в стороне и родители группы. В работе с ними использовала следующие формы работы: открытые занятия, консультации, беседы, родительские собрания, настенные газеты по валеологической  культуре (смотреть приложение № 2), совместные праздники и развлечения, проведение которых дает возможность выявить проблемы в общении Родитель-ребёнок и найти совместные пути их решения, через использование игровых и двигательных методик. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника  создала фундамент, культуру здорового образа жизни.

  Организация работы с детьми строилась с учётом следующих  санитарно-гигиенических требований:

  1.  Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении
  2.  Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
  3.  Продолжительность занятий в старшей и подготовительной группе: 25 -30 минут
  4.  Частая смена видов деятельности
  5.  Учёт индивидуальных особенностей детей

Таким образом, у детей по средствам занятий, бесед « Чем могут быть опасны грязные руки?», «Почему долго нельзя сидеть за компьютером? », «Почему  нельзя питаться чипсами и увлекаться газированной водой». Дидактические, театрализованные, сюжетно - ролевые игры, наблюдения за собой, трудовую деятельность сформировались определённые знания, представления и навыки по валеологической культуре, интерес к занятиям физическими упражнениями, появилось бережное отношение к телу, чистоплотность, чувства чуткости и сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь.

   Для определения эффективности проведенной работы в конце учебного года был проведен контрольный этап исследования. Мною использовались те же методы, что и на первом этапе работы (опрос). Смотреть (приложение № 3 - анкетирование, диагностика).

                 Ребёнок дома,  ребёнок  и  чужие люди,  ребёнок и природа

    На занятии « Когда мамы нет дома», и других, (приложение №4),  дети изучали, как, правильно вести себя дома, когда остаются  одни. Благодаря инсценированной ситуации  у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли  оставленного дома ребёнка.  

   На  занятии    « Сказка о колобке» (приложение №4),разъясняла детям, что приятная внешность  незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения.

      Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность»,  выясняли,  где дети поступили правильно,  а где нарушили правила.  Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность,  правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать « нет» на предложение  незнакомого  взрослого. Закрепили все правила в игре « Если…» - обыгрывали с детьми ситуации. Дети,  что вы будете делать, если…(угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его в другую комнату).  Благодаря этой игре закрепляли  правила поведения детей во всех ситуациях.

    В ходе занятия « Каждому опасному предмету своё место », уточнила знания детей  о правилах пользования колющими, режущими предметами. Выучили стихи, и потешки которые помогли запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения. Закрепили представления детей о некоторых опасных электроприборах опасных для жизни и здоровья. Об их значимости для людей. О правилах пользования ими.

    Очень интересно проходили занятия по блоку « ребёнок и природа», на занятие       «Путешествие в природу» (приложение №4, мы отправились в сказочное путешествие, в котором  учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки).  (Приложение №6, видео - презентация « Путешествие в природу», «Запрещающие знаки »),  которые запрещали разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на  деревьях. Мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых. Все эти  правила,  мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий  закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу,  а что нельзя.

  В ходе занятий « Зимние забавы» (приложение №4) закрепили знания детей о поведении зимой на улице, а именно что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних  игр. Научила детей пользоваться санками, лыжами. На каждом занятии воспитывали уважительное,  дружеское и заботливое отношение друг к другу.

    На занятии « Кошки и собаки – наши друзья», учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что  можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой « Дворняжка», которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним.

Были проведены беседы: « Если вы остались дома одни», «Как избежать опасных домогательств», «Правила поведения в  толпе».

      В ходе занятий и игр по всем блокам использовались видео уроки: «Уроки тетушки Совы» «Азбука безопасности (смешарики)», (приложение № 6 « Видео уроки»),  это помогло мне добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения, так как любимые и интересные для детей герои рассказывали и показывали  различные ситуации,  происходящие с ними и способы и правила выхода из них. Большой популярностью у детей пользуются альбомы,  подготовленные мной по каждому блоку, ребята самостоятельно рассматривают и изучают их, тем самым  запоминают правила безопасной жизнедеятельности (приложение № 5).

   Особое внимание уделялось мной чтению художественных произведений по формированию основ безопасности жизнедеятельности: сказок К. Чуковского, Г. Х. Андерсена,  Л.Кэрролл, В. Катаева, стихов А. Барто, С. Маршака и других .

                                         

                                           

                                         

                                               

                                              2.2. Методы и формы обучения

    В качестве методов и форм  обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала:

  1. комплексные занятия;
  2. экскурсии;
  3. целевые прогулки;
  4. походы;
  5. подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;
  6. игры-соревнования;
  7. сочинение историй;
  8. наблюдения;
  9. беседы;
  10. чтение специальной детской литературы;
  11. упражнения;
  12. рассматривание;
  13. анализ заданных ситуаций;
  14. выполнение поручений;
  15. экспериментирование;
  16. ситуационно - имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным моделированием  понимается процесс конструирования модели реальной ситуации например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней).
  17. Объяснительно - иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. При помощи их  за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый  из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать  следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации  путём действий по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.)

                                                 

                                                 

                                                 

                                                         2.3.Средства обучения

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей,  я использовала:

  1. Плакаты;
  2. Иллюстрации;
  3. Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
  4. Разрезные картинки;
  5. Мозаики;
  6. Настольно-печатные игры;
  7. Дидактические игры;
  8. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
  9. Компьютерные презентации;
  10. Карточки для индивидуальной работы;
  11. Костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;
  12. Видеоуроки по ОБЖ;
  13.  Игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
  14. Транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);
  15. Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
  16. Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
  17. Альбомы по ОБЖ;
  18. Маски автомобилей;
  19. Автоплощадка для практических занятий;
  20. Дорожные знаки;
  21. Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
  22. Аптечка;
  23. Карточки с телефонами служб спасения;
  24. Телефон;
  25. Картотека подвижных игр по ОБЖ;
  26. Подборка художественной литературы по теме;
  27. Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
  28. Папки-передвижки;
  29. Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.

                                   2.4. Длительность работы над опытом.

   Работа велась на протяжении трёх лет и строилась как совместная деятельность детского сада, сотрудников ГИБДД и семьи в интересах ребёнка.

                  2007-2008 учебный год - выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения.

                 2008-2009 учебный год-корректировка задач, составление программы, тематических планов, конспектов, сценариев, использование их на практике.

                 2009-2010 учебный год – становление опыта, оценка результатов, описание работы.

                                               

                                              2.5. Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает систему работы по обучению старших дошкольников правилам безопасности жизнедеятельности и освоению безопасного поведения и применяется           воспитателями ДОУ Ейского района  и студентами ЕПК.

   Полученные в учебной деятельности знания дети отражают  в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование (приложение №5 «Мы рисуем дорожные знаки»), лепка, аппликация, конструирование (изготавливали  модели светофора) (приложение № 6). «Видео презентации: « Почемучки   изучают правила дорожного движения». Изображая различные виды машин, дорожные знаки, перекрёсток дети отражают в своих работах знания о правилах дорожного движения. В процессе совместной продуктивной деятельности  с педагогом у детей закрепляется интерес к дальнейшему изучению правил. Теоретические знания обязательно сочетаются с практическими навыками. Это  закрепляется проведением практических занятий  на специально оборудованной площадке (автогородке), (приложение №6, видео презентации),  экскурсий на улице, в ГИБДД, пожарной части, перекрёстках, на обстановках общественного транспорта, в природе.

     Закрепление правил безопасного поведения проходит  и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети реализовывают себя, как  активные участники различных возможных ситуаций. В сюжетно-ролевых играх « Семья», «ГИБДД», «Заправочная», «Шофёры», « Пожарные», « Больница».  Дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий. В ходе игровой деятельности закрепляются знания о дорожных знаках, «дорожных ловушках»,  правилах безопасного поведения.

                                                 

                                               2.6.  Результативность опыта

    После проведенного анкетирования родителей, (приложение № 3), был получен следующий результат: 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме.  90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей. 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону. 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей.

   Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом  и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

 Итоговое обследование знаний детей, проводившееся на начало и конец года. Показало:                                                                                            

Сравнительные результаты  диагностики  уровня знаний       детей                    

                                   о правилах  перехода через улицу

Сентябрь                                                                        Май

                     

                             

                 Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей

                        о предписывающих и запрещающих знаках

         

           Сентябрь                                                                            Май

      

                Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей

                           о предупреждающих и запрещающих знаках

           Сентябрь                                                                      Май

 

   Так же,  я отметила, что знания детей группы о валеологической культуре значительно расширились, ребята стали лучше понимать значение чистоты, опрятности, утренней гимнастики для собственного здоровья.

Из диаграммы видно, как изменился уровень знаний детей

                Содержание знаний детей о валеологоческой культуре

                          Содержание культурно-гигиенических знаний детей

Взаимодействие педагогов МДОУ, студентов ЕПК, родителей, сотрудников ГИБДД позволило внести существенный вклад в накопление опыта безопасного поведения детей.

 Необходимыми условиями для этого являются: мотивационная и методическая готовность воспитателя к такой работе, активная поддержка со стороны семьи, тесное сотрудничество педагогов  и родителей по передаче ребёнку способов безопасного поведения, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду.

 Позиция взрослых в процессе обучения должна изменяться в зависимости от опыта и знаний ребёнка. Эти   изменения идут от обучающей позиции к позиции равного партнёра, а затем к созданию условий для применения ребёнком полученных знаний. Такая система обеспечивает активность ребёнка, осознание им своих возможностей и возрастания его самостоятельности.

 Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит,  она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.

   В результате опыта  была подтверждена гипотеза:  формирование основ безопасности    жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста, возможно при выполнении следующих условий:

  1. Определение принципов построения системы по формированию основ безопасности жизнедеятельности;
  2. Разработке системы воспитания  и  обучения для  детей по формированию основ безопасностной жизнедеятельности;
  3. Определение условий организации образовательной среды в МДОУ  для работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности;
  4. Использование  различных форм и методов работы;
  5. В тесном взаимодействие детского сада и семьи.

 Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам   безопасности жизнедеятельности детей способствует:

  1. Формированию чувства безопасности у детей;
  2. Осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
  3. Формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
  4.  Расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
  5. Закреплению  у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
  6. Развитию  основ  экологической культуры ребёнка, и понятия о ценности природы;
  7. Предупреждению детского травматизма;
  8. Развитию самостоятельности и ответственности.

Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России, (смотреть приложение №3, диагностика).

                               

                                         

                     

                   3. Информационная карта передового педагогического опыта

1.Ф. И. О. автора -  Меняйлова Елена Борисовна

2.Город (район) -  Краснодарский край ,город Ейск

3.Образовательное -  учреждение - МДОУ ДСКВ № 4 

4.Занимаемая должность -  воспитатель

5.Педагогический стаж – 14 лет, первая квалификационная категория

6.Тема педагогического опыта – « Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей »

7.Уровень опыта по степени новизны:  в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических задач.-      Освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности осуществляется  через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, студентов педколледжа, работников ГИБДД.

8.Цель педагогического опыта -  Формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о  безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.

9.Краткое описание опыта 

  Классификация источников опасности  позволила автору  выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения (на примере опасностей в быту) дошкольников. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами  работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности она организовала по направлениям:  

  1. Ребёнок и его здоровье;
  2. Ребёнок и другие люди;
  3. Ребёнок дома;
  4. Ребёнок и природа;
  5. Ребёнок на улицах города.

разработанный педагогом  перспективный план,  состоящий из 2-х разделов, (программное содержание и совместная деятельность)

 позволил систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы воспитателя использование наиболее эффективных форм и методов организации обучения детей знаниям о правилах безопасного поведения в бытовых условиях и экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровья. 

10 Эффективность опыта Ранее включение детей в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из нее с наименьшим вредом для себя и   своего здоровья и в конечном результате помогают сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России

11.Экспертное заключение

12.Последователи педагоги ДОУ

13.Кто,  когда изучал  МО воспитателей логогрупп  17. 12. 09г.

Школа передового опыта  18.02.10г.

14.Выводы, рекомендации.  Опыт позволил внести существенный вклад в накопление опыта безопасного поведения детей на дороге, в природе, в быту. Рекомендуется к работе педагогам ДОУ

                                           4. Библиографический список

1.Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.:  АСТ, 1998.

2.Акопова, Э. С. Новая практика начального образования в России/ Э. С. Акопова// Мир технологий.-2001-№ 3-4.с. 14-32.

3.Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.

4.Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского ада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.

5.Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М. , 2002.

6.Деркунская, В. Как воспитать ребёнка валеологически культурным? // дошкольное воспитание / Деркунская В., Поведенок Н., Тимофеева Н., 2004-№ 11-стр. 12-15.

7.Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек-М.: ТЦ Сфера, 2004.- 224с.

8.Иванова, Е. Ю. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и начальной школе / Е. Ю. Иванова.- М.: Аквариум, 2000.

9.История  советской дошкольной  педагогики: хрестоматия / составлено Н. Б. Мчедлидзе / под редакцией М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. - М.: Просвещение,1988.

10.Косенюк, Р. Р. Как улучшить состояние здоровья детей в условиях дошкольного учреждения //М.: Аквариум, 2003.

11.Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М. , 1998.

12.Котик, М. А. Психология и безопасность/ М. А. Котик.- Таллинн: Валгу-с, 1989.

13.Козлова, С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М , 2001.-416с.

14.Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников « Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду.-2006.-№ 3.-с. 52-80.

15.Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.-С.123-160.

16.Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.

17.Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Г. С. Комаровой.- М.: Просвещение, 2006.

18.Пономарёв В. Г; Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности / О. Н. Русак.- СПб, 1994.

19.Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований.- М.: 1986г.

20.Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко.- М.: Просвещение, 1999.

21.Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/ Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.

22.Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации / О. В. Чермашенцева. - Издательство « учитель»,2008.

23.Шойгу, С. К. Организационные указания по подготовке населения российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы / С. К. Шойгу// Основы безопасности жизнедеятельности- 1998.-№ 2.-С. 55-60.

                                         

                                    5. Рецензия на целостное описание опыта

     

     

 

                     

   

   

                   

                             

                           

                                       

                                                          6. Приложение

1. Приложение № 1 –Перспективный план работы по ОБЖ

2. Приложение № 2- Беседы, консультации для родителей.

3. Приложение № 3 – Анкеты для родителей, диагностика детей.

4. Приложение № 4 – Конспекты занятий,  развлечений,  праздников.

5. Приложение № 5- Альбомы по теме и работы детей.

6. Приложение № 6 – Видео презентации и видео  уроки по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Опыт работы по теме:«Комплексное использование профилактических и оздоровительных мероприятий в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста»

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… »    Н. М. Амосов: Здоровье детей – будущее страны!...

Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе с родителями "

Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе  с родителями"...

Опыт работы по теме «Развитие умений работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста через конструирование»

Опыт работы по теме «Развитие умений работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста через конструирование»...

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Перспективное план...

Опыт работы на тему "Использование авторского художественного слова в работе с детьми раннего возраста"

Дети раннего возраста очень эмоциональны и, общаясь с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, ...