"Зима на севере"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель: обобщение знаний детей о зиме.
Программные задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о зимних явлениях, птицах, животных;
- Учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными;
- Закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике «рваная бумага»;
Развивающие:
- Развивать фразовую речь;
- Развивать у детей познавательные интересы, умение использовать в беседе накопленные знания;
- Развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивая товарища, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
- Продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгруппах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_na_severe.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Малышок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация»
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Тема: «Зима на севере»
(Постоянно действующий семинар педагогов ДОУ Советского района на тему «Разнообразные формы применения инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»)
Подготовила: Хабиева Алёна Александровна, воспитатель МБДОУ д/с «Малышок»
г. Советский
2013 г.
Цель: обобщение знаний детей о зиме.
Программные задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о зимних явлениях, птицах, животных;
- Учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными;
- Закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике «рваная бумага»;
Развивающие:
- Развивать фразовую речь;
- Развивать у детей познавательные интересы, умение использовать в беседе накопленные знания;
- Развивать непроизвольную память, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивая товарища, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
- Продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгруппах.
Словарная работа: расширять словарный запас воспитанников словами: метель, кристаллики, замерзшая.
Методы:
- словесный;
- игровой;
- практический.
Методические приемы:
- игровая мотивация;
- просмотр электронной презентации;
- дидактические игры;
- творческая мастерская.
Предварительная работа:
- заучивание с детьми стихотворений о зиме;
- чтение рассказов о зиме;
- рассматривание иллюстраций «Зима», «Зимние забавы»;
- экскурсии и наблюдения по территории детского сада с целью рассматривания зимнего пейзажа.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей, помочь в выполнении практического задания.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- мультимедийное оборудование для просмотра презентаций;
- электронная презентация «Зимушка - зима».
Раздаточный материал:
- конверты с разрезанными на 4 части картинками зимующих птиц;
- карточки для аппликации с изображением дерева, снегиря, снеговика;
- клей;
- кисточка для клея;
- салфетка;
- клеёнка;
- цветная бумага красного, черного, белого цвета.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, садятся на стульчики, расположенные на ковре напротив доски. Воспитатель обращает внимание детей на электронные иллюстрации на доске.
Просмотр электронной презентации «Зимушка - зима»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое время года на этих фотографиях? (показываю слайды с зимними пейзажами 1,2,3,4 слайды).
Дети: Зима.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота! Вы любите зиму?
Дети: Да
Воспитатель: Летом я ездила на юг и познакомилась с ребятами из южного детского сада, а вчера я получила от них письмо. Они пишут, что не любят свою зиму. На юге зима не такая, как у нас на севере, зимой часто идет дождь, а если снег и выпадает, то быстро тает. Мне кажется, что они просто не знают, каким прекрасным бывает это время года. Вот я и подумала, ведь мы с вами так много всего знаем о зиме, правда?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите. А как можно помочь и моим знакомым ребятам полюбить зиму?
Дети: Рассказать. Написать письмо….
Воспитатель: А еще можно снять все на видео и отправить наш рассказ по Интернету, у меня на компьютере есть специальная видеокамера. Попробуем?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, знаете ли вы стихи о зиме?
Дети: Да.
Чтение детьми стихотворений о зиме
Дети, выучившие стихотворения, выходят по одному, встают около доски и рассказывают. (2-3 стихотворения)
Снежные медвежата
Какой пушистый, чистый снег!
Кусты одеты в белый мех.
Они стоят несмелые,
Как медвежата белые.
А рядом шум, а рядом гром –
Машины движутся кругом.
И потому у медвежат
От страха хвостики дрожат.
(Владимир Орлов)
Позывные
Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
Но в воздухе есть перемены,
Они разбудили сосну:
Иголочки, словно антенны,
Уже уловили весну.
(Владимир Орлов)
Бахрома
На сосне и на берёзе
Бахрома -
Белой пряжей
Их запутала зима.
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на берёзе
И сосне.
(Владимир Орлов)
Воспитатель: Ребята, кто из вас запомнил, какими красивыми словами поэты пишут о зиме?
(Ответы детей)
Беседа с детьми о признаках зимы
Воспитатель: Ребята, а что еще можно сказать о нашей зиме?
Дети: Зимой холодно и много снега.
Воспитатель: А что мы знаем про снег? Что такое снег?
Дети: Замерзшая вода, кристаллики льда, много снежинок.
Воспитатель: А какими бывают снежинки? На что они похожи?
Дети: На звездочки, на цветы, на пушинки…
Воспитатель: Скажите, как называется такое явление, когда одновременно идет снег и дует ветер?
Дети: Метель
Воспитатель: Каким бывает снег во время метели?
Дети: Хлопьями, крупой, снежной пылью.
Воспитатель: Но разве только снег и метели бывают зимой? Давайте узнаем, что же еще бывает зимой. Я предлагаю вам разделиться на три подгруппы. Подойдите к столу и возьмите конвертик. Вам нужно собрать из частей картинку.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети подходят к столам, на которых лежат конверты и собирают целую картинку из 4-х частей.
Воспитатель: Кто у вас получился?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Скажите, а как называются эти птицы?
Дети: Свиристель, снегирь, клёст.
Воспитатель: Как, одним словом, можно назвать этих птиц?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Как вы думаете, чем клест отличается от других птиц?
Дети: Клюв в виде крестика, клёст выводит птенцов зимой.
Воспитатель: А как мы можем помочь им пережить суровую зиму?
Дети: Сделать кормушки и кормить.
Воспитатель: Верно. Но ведь не только птицы встречаются зимой. Кто еще зимует в лесу?
Дети: Звери.
Воспитатель: Правильно, давайте с вами присядем и поиграем в игру.
Дидактическая игра «Кто где живет»
Дети садятся на стульчики, расположенные возле доски.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
(5,6 слайды – дикие животные: медведь, волк, белка, лиса, заяц; когда дети отгадают загадку – появляется правильный ответ - животное).
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (Лису).
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …(Волк).
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? - … (Медведь).
Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам
Смотрит в след ей девочка,
Знает это... (Белочка).
Воспитатель: Назовите, как называется жилище лисы, белки, зайца, волка, медведя?
Дети: У лисы – нора, у белки – дупло, у волка - логово, у медведя – берлога, заяц под густыми лапами ели.
Воспитатель: Давайте еще раз напомним ребятам о жилищах диких животных;
Скажите, это чья берлога? (медвежья);
Чьё это дупло? (беличье);
Чьё логово? (волчье);
Чья нора? (лисья);
Чьё жилище под ветвями ели? (заячье).
Воспитатель: Всех животных можно встретить в лесу зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: А кого нельзя и почему?
Дети: Медведя, потому - что он зимой впадает в спячку.
Воспитатель: Молодцы ребята. Еще мы можем рассказать ребятам из южного детского сада о своих любимых зимних забавах. А для этого мы с вами поиграем в игру.
Малоподвижная игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем»
Дети выходят на свободное пространство. Один ребенок выходит из групповой комнаты, закрывает дверь (или отворачивается и крепко закрывает глаза). Остальные задумывают какие-либо движения, соответствующие зиме: катание на лыжах, коньках, катание на санках, лепка снеговика. Зовут ребенка, который выходил, он их спрашивает: «Где вы были, что вы делали», а дети отвечают: «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»
Воспитатель: А есть еще одна игра, в которой говорится о зиме. Повторяйте за мной.
Физкультурная пауза:
Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклон вниз)
На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)
Воспитатель: Ребята, я вот что подумала: вы много интересного рассказали о зиме, но, может быть, для того чтобы ребята с юга лучше поняли, за что можно любить зиму, нам стоит приготовить для них такой подарок-сюрприз, который всегда будет напоминать им о том, какой бывает зима. Что вы можете предложить?
Дети: Можно нарисовать. Сфотографировать. Аппликацию сделать.
Воспитатель: Это вы здорово придумали!
Но для того, чтобы наша работа двигалась быстрее, я предлагаю вам объединиться в подгруппы, одна подгруппа будет выполнять аппликацию, которая расскажет о красоте заснеженных деревьев, вторая о птицах, прилетающих зимой из леса в город, а третья – о том, каких чудесных снеговиков можно слепить зимой из снега.
Вот карточки. Возьмите по одной; те ребята, у которых на карточке снеговик, подойдите к столу с такой же карточкой; у кого снегирь, к столу, где на карточке снегирь; у кого дерево, тот к столу с карточкой, на котором дерево.
Аппликация
Работа детей в подгруппах. Дети берут карточки и подходят к своим столам, садятся. Воспитатель показывает порядок выполнения аппликации. Дети выполняют аппликацию приемом в технике «рваная бумага» (Воспитатель помогает детям, используя словесные и тактильные приемы)
Воспитатель: Аппликации готовы. Несите их мне.
(Соединить детские работы так, чтобы получилась единая композиция)
- Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась.
Воспитатель: Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?
Дети: Да!
Воспитатель: А вам понравилось сегодня работать? Что понравилось больше всего?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Ребята, хочется ли вам рассказать своим родным дома о том, как мы потрудились и как помогли ребятам полюбить зиму?
Спасибо вам за работу. Я обязательно отправлю и эту картину, и ваши рассказы о зиме моим знакомым ребятам в южный детский сад. Надеюсь, что они пришлют нам ответ с благодарностью. Будем ждать?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь давайте сфотографируемся на память для наших южных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Беседа о диких животных севера. Чтение рассказа "Как заяц зимует"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область ...
Монопроект «Животные Севера зимой».
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие е...
Викторина – «Зимующие птицы и животные Севера»
Итоговое мероприятие по теме: Викторина – «Зимующие птицы и животные Севера»Цель: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах и животных Севера....
Тема: Чтение, обсуждение стихотворений И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Помочь детям почувствовать лирический характер поэтических произведений. Расширять знания и представления о зимнем времени года у детей через стихотворные строчки,:воспитывать чувство любви к природе ...
Презентация к занятию "Как приспосабливаются животные Севера к зиме"
Презентация в помощь в проведении занятий....
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитие по теме: «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам песни севера петь по лесам и степям» для детей старшего возраста.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области Художественно-эстетическое развитиепо теме: «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нампесни севера петь по лесам и сте...
Конспект НОД с использованием ИКТ-технологий «В мире вечной зимы… Животные севера»
Конспект НОД с использованием ИКТ-технологий «В мире вечной зимы… Животные севера»...