Проект "День матери" в подготовительной логопедической группе МАДОУ ДСКВ №10. Воспитатель: Капуста Л.Я.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель проекта: формировать у детей целостное представление об образе матери - хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека. Углублять знания  детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_materi.docx96.87 КБ

Предварительный просмотр:

В подготовительной логопедической группе

МАДОУ ДСКВ№10

Воспитатель: Капуста Л.Я. 

ст.Староминская 2012г.

Тип проекта: творческий, групповой, кратковременный, в рамках МАДОУ.

Актуальность проекта.

В сложных экономических условиях, во время кризиса в социальной сфере, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и в семье, особое значение приобретает работа детского сада по формированию у детей социально-нравственных качеств, опираясь на опыт и культуру народов России.

Мама играет важную роль в жизни каждого человека, но на современном этапе общение матери с ребенком минимизируется из-за занятости мам и нехватки времени на духовное общение, душевную близость. А ведь отношения между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.

Проблема: преобладание у современных детей потребительского отношения к матери.

Цель проекта:

 Формировать у детей целостное представление об  образе  матери – хранительницы  домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека. Углублять знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений.

Гипотеза проекта: если детский сад будет содействовать сближению матерей и детей, то в семьях установятся близкие, теплые, доверительные отношения.

Задачи:

• Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.

• Развивать интерес ребенка к своим близким.

  1. Обогащать культурологические знания детей через знакомство с историей, бытом русского народа; празднованиями как светских, так и духовных праздников.
  1. Дать детям представление об истории празднования Рождества Богородицы;
  1. Развивать интерес детей к истории России, её обычаям и укладу жизни ,связанными с празднованием праздника Рождества Богородицы;
  1. Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций; поддерживать доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной деятельности.
  1. Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную деятельность: создание поделок, рисунков и т.д.
  1. Развивать речь детей: диалогическую, монологическую, умение отвечать на вопросы развёрнутым ответом, аргументировать его; составлять связный рассказ из своего личного опыта и основываясь на полученных ранее знаниях; умение выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей.
  1. Воспитывать уважение к женщине, как человеку, дарующему жизнь, хранительнице домашнего очага, носительнице культурных ценностей этноса, цивилизации в целом.

Участники проекта: дети подготовительной логопедической  группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители детей.

Срок реализации проекта:  2 недели.

Содержание практической деятельности по реализации проекта

1 этап. Организационный

Подборка информации и материала, обсуждение с родителями и музыкальным руководителем плановых мероприятий.

  1. Беседа о мамах и о том, что Указом Президента РФ в 1998г. был установлен праздник «День Матери в Российской Федерации», который отмечается в последнее воскресенье ноября.
  2. Совместное с детьми размышление о проведении праздника для мам.
  3.  Решение: активное участие в празднике.

2 этап. Практический.

  1. Создание рисунков по теме «Мамочка любимая моя».
  2. Разучивание с детьми песен, танцев.
  3. Подготовка  литературной  части : стихи, пословицы, инсценировки литературных произведений.
  4. Изготовление  своими руками подарки для мам.
  5. Оформление  папки  - передвижки ко Дню Матери.
  6. Оформление  информации  в родительский уголок .
  7. Привлечение  мам  к участию в выставке поделок «Вместе с мамой».
  8. Посещение Свято-Покровского храма с целью  участия в районном празднике посвящённом Дню матери.

Во второй половине дня:

  1. Дидактические и сюжетно-ролевые игры на закрепление умения сервировать стол и совершенствования навыков общения за столом.
  2. Индивидуальное заучивание стихов, пословиц, отработка дикции, выразительности речи.
  3. Репетиции инсценировок.

  1. 3 этап.  Концерт  для мам по плану музыкального руководителя Шашковой Е.Н.

Приложение №1. Пословицы о матери.

  1. Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
  2. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  3. Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.
  4. Птица рада весне, а младенец – матери.
  5. Нет милее дружка, чем родная матушка.
  6. При солнышке тепло, при матушке добро.
  7. Материнская молитва со дна моря вынимает.
  8. Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
  9. Материнское благословение в воде не тонет, в огне не горит.
  10. На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  11. Слепой щенок и тот к матери ползет.
  12. Материнское слово на ветер не молвится.
  13. Родных много, а мать роднее всего. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
  14. Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
  15. Маменька родимая – свеча неугасимая.
  16. Сердце матери лучше солнца греет.
  17. Самое ценное и дорогое на свете – это мать и отец.

Приложение №2    Стихи о маме.

В доме добрыми делами занята 
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы.!
Я тебе отвечу прямо –
Это мама, мама, мама!

**************************

Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, 
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это Мамочка моя!

**************************

Вот уже четыре дня
Жар и кашель у меня.
Мама так со мной устала,
Улыбаться перестала.
Не себя сейчас жалею,
Хоть опять огнем горю:
- Извини, что я болею – 
Маме тихо говорю.

*****************************

Инсценировка стихотворения «Разгром» Э. Успенский.

Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
«Ну прости, в последний раз!..»
Я не плачу, слезы сами,

**************************

Не мешайте нам сейчас, 
Стирка важная у нас.
Я и мама, - мы вдвоем
Управляемся с бельем.
Я развесила белье 
Куклино и Мишкино.
Мама вешает моё
И еще братишкино.
Сохнут трусики и майки,
Отдыхают две хозяйки.

************************

Зажигают фонари за окном,
Сядь со мной, поговорим перед сном.
Целый вечер ты со мной не была,
У тебя все дела, да дела.
У тебя я не стою над душой.
Все хожу и молчу, как большой.
Сядь со мной, поговорим перед сном.
Поглядим на фонари за окном.

************************************

Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала, -
Счастье я держала.

 Приложение №3 БЕСЕДА: «РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ»

Цель: Дать детям элементарные представления о Богородице: как её зовут, где родилась, почему знаменита и почитаема. Закреплять умение детей внимательно слушать рассказ воспитателя, задавать вопросы во время просмотра репродукций икон, не перебивать других. Развивать интерес к истории России, её обычаям и укладу жизни. Воспитывать уважение к матери, как человеку, дающему жизнь; безусловную любовь к матери.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, Пресвятая Богородица ,кто она? Как её зовут? Что вы о ней знаете? (Ответы детей).

Не все знают о Богородице. Садитесь поудобнее, я вам немного о ней расскажу:

Давным-давно в городе Назарете жили муж и жена. Жили они дружно, долго и уже успели состариться, а детей у них всё нет и нет. Но они надеялись, что дети всё-таки у них появятся, и всё время просили Бога о нём. И вот в один прекрасный день у них родилась девочка. Назвали её Марией, по-нашему Машенькой. А когда Мария выросла и вышла замуж, у неё родился сын Иисус Христос. Она его очень сильно любила и воспитывала в нём любовь к людям, всему живому, учила его всему тому, что знала. Со временем обнаружилось, что Иисус Христос не простой человек. Он мог лечить людей. Христос когда вырос много путешествовал по миру, лечил людей, учил людей соблюдать здоровый образ жизни: не пить, не курить, не ругаться, правильно питаться, следить за своим здоровьем; уважать своих родителей, заботиться о всём живом на планете.

Но многим людям, которые не привыкли  и не хотели подчиняться этим правилам, это не нравилось. Они старались помешать Христа учить людей уму-разуму и однажды убили его.

Мария узнала ещё при рождении Христа о том, что у него будет тяжёлая жизнь, и злые люди погубят его. Всю свою жизнь она поддерживала своего сына в его делах, молилась за него.

С тех пор прошло много сотен лет, а люди всё равно помнят и уважают женщину-мать, родившую и воспитавшую Христа – спасителя людей и когда бывает трудно в жизни, обращаются к ней с молитвой.

И на Руси тоже отмечали Рождество Богородицы.

Этот день считался очень благоприятным для различных дел.

Так с самого утра женщины наряжались и с хлебом и песнями шли к местному водоёму второй раз встречать осень.

Днём работали по хозяйству. Страна у нас большая, поэтому в разных краях дела были разными. В одном крае убирали лук, в другом копали картошку, в третьем убирали ульи в омшаники. Обязательно в этот день ходили к тем, кто недавно сыграл свадьбу, к молодожёнам. А молодые заранее готовили угощения, показывали своё хозяйство, как они умеют хозяйничать самостоятельно, а взрослые подсказывали им, если что не так было.

А вот куда не ходили в этот день, так это в лес. Люди говорили, что в этот день змеи перед зимней спячкой выползают на дороги и обсыхают. Не увидишь змейку, нечаянно наступишь на неё, она подумает, что это нападение и может укусить.

Давайте теперь подробнее рассмотрим иконы с изображением Богородицы с младенцем.

 Приложение №4

Беседа с детьми на тему «Мамино любимое занятие».

Цель: Уточнить знания детей о своей маме, её любимом деле, о её отношении к своему любимому занятию, чувствах, которые она испытывает, занимаясь им. Развивать диалогическую речь детей, умение связно и последовательно рассказывать о каком либо событии, действии. Воспитывать интерес к жизни своих родителей, маме, её хобби, желание чем-то ей помочь.

Вопросы детям:

- Что любит делать твоя мама?

- Как часто она может заниматься своим любимым делом?

- Что ты можешь сделать, чтобы мама могла чаще заниматься своим любимым делом?

Предварительная работа:

Предложить:

  1. Детям расспросить маму о её любимом занятии.
  1. Мамам рассказать детям о своём любимом занятии.

 Приложение №5 Беседа: «О маме…»

Программное содержание: Продолжаем учить детей отвечать на вопросы развёрнутым ответом, не перебивая друг друга; высказывать свою точку зрения, обосновывать её. Развивать у детей эстетическое восприятие художественных произведений. Закреплять мелкую мускулатуру рук, умение аккуратно работать фломастером, не выходя за рамки изображаемого предмета; писать текст по образцу. Развивать творческие способности детей, навыки имитационных действий. Развивать музыкальные способности детей через исполнение колыбельной песни: петь, протяжно, тихо, стараться передать интонацией, голосом нежность, любовь. Воспитывать любовь, уважение к матери, желание помочь ей, высказать свои чувства.

Материал: Репродукции картин русских художников, дидактическая картина старинной  русской семьи, фломастеры, заготовки для создания вкладыша в поздравительную открытку для мамы, образец надписи «Мама, я тебя люблю»

Предшествующая работа: просмотр репродукций  картин русских художников в уголке искусства, чтение художественных произведений о маме, рисование в совместной деятельности по теме «Мамочка любимая моя».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю сегодня  поговорить о мамах. У каждого из нас своя мама и каждый из нас очень любит свою маму. А как можно выразить свою любовь маме?

Дети: - Сказать ей об этом.

- Подарить ей что-нибудь.

- Помочь.

Воспитатель: - Давайте сначала вспомним, как мы можем нежно и ласково обратиться к своей маме.

Дети: - Мама! Мамочка! Мамулечка!  Любимая моя мама!

Воспитатель: А какими словами мы можем передать ей свои чувства?

Отвечает каждый ребёнок (фронтальный опрос).

Воспитатель: - Чем ещё мы можем маме показать свою любовь. Не словами, а … (делами).

- Как вы можете помочь своей маме?

Отвечает каждый ребёнок (фронтальный опрос).

Воспитатель: А вы обращали внимание на то, как выглядит лицо вашей мамы, когда вы показываете ей свою любовь словами или делами? Как вы думаете, что она чувствует в это время.

Дети: - Да, она улыбается.

- Она счастлива.

- Она смеётся и т.д.

Воспитатель: - Как вы думаете, а чужие мамы такие же? (развернуть вопрос, показать детям, что и другие мамы так же любят своих детей и счастливы, когда дети это понимают).

- Как вы думаете, а какими были мамы раньше? Обратите внимание на картины в уголке искусства, мы их с вами уже рассматривали. (Предложить пройти к уголку искусства) Вспомните художественные произведения, которые мы с вами уже читали.

(Подвести детей к выводу:  и раньше мамы любили и заботились о своих детях. Это видно и по изображениям на картинах: как мамы обнимают своих детей, по их взгляду и по позе, выражению лиц. Поощрять примеры из художественных произведений)

- Так мама нужна нам только для того, чтобы любить и заботиться о нас? Подумайте? Обратите внимание на картину, изображающую старинную русскую семью, вспомните рассказы, сказки. (предложить детям пройти к мольберту с картиной русской семьи – дидактический материал) Что ещё делает мама?

Дети: - Она учит своих детей трудиться;

- правильно себя вести (правилам поведения);

- правильно разговаривать, читает им книги, поёт песни пока папа работает;

- раньше мамы учили детей делать красивые вещи, игрушки (народные промыслы);

- рассказывает детям, что было раньше, чтобы дети могли правильно себя вести;

- учит детей не слушать плохих людей.

Физкультминутка.

Давайте покажем, чему мама учит детей (имитация движений - 3-4 раза каждое движение):

- Стирать бельё и развешивать его на верёвке;

- Подметать пол;

- Варить кашу;

- Вышивать;

- Семена на грядки сажать.

А ещё мама учит своих детей петь колыбельную младшим сёстрам и братьям. Давайте сядем на стульчики, представим себе, что у нас в руках маленький братик или сестрёнка и будем его убаюкивать.                                  

  Ай, качи, качи, качи.

В головах-то калачи,

В ручках прянички,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

Бай. Бай, баю-бай,

Ты. Собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Мою детку не буди.

- Ай-ай-ай, не спит наш ребёнок. Надо ещё покачать. Споём ещё раз. (Колыбельная повторяется).

- Вот и уснули наши детки. Давайте положим их в кроватки и укроем одеялом. (Имитация движений). А пока они спят, я предлагаю сделать маме сюрприз – разукрасить фломастерами вот эти цветы и написать маме, что мы её любим.

(Работа за столами).

Сначала сложите листок пополам так, чтобы цветок оказался сверху, на первой странице, а внутри мы напишем: «Мама, я тебя люблю» и своё имя. Образец надписи на мольберте, а тем, кто ещё плохо умеет писать своё имя, я подойду и покажу, как это сделать. Старайтесь. Этот листочек мы вложим в вашу поздравительную открытку. Вот мамы обрадуются!

Занятие заканчиваем монтажом стихотворения Р.Миннуллина «Что всего нужней на свете».

Воспитатель:     «Чтобы обеды были вкусны,

Дети:                    Мамы нужны!

Воспитатель:       Чтобы не были беды страшны,

Дети:                    Мамы нужны!

Воспитатель:       Чтобы светлыми были дни,

Дети:                    Мамы нужны!

Воспитатель:       Чтобы спокойными были сны,

Дети:                    Мамы нужны!  Мамы нужны нам!

Воспитатель:       Нужно им,

Дети:                    Чтобы мы ничего не боялись!

Воспитатель:       Нужно им,

Дети:                    Чтобы радостно мы улыбались!

Воспитатель:       Нужно им,

Дети:                    Чтобы мы засыпали спокойно!

Воспитатель:       Нужно им,

Дети:                    Чтобы не грохотали войны!

Все вместе:   Мир на земле, счастье детей – самое главное для матерей!»

 Приложение №6 Самостоятельная деятельность:

Сюжетно-ролевые игры:  «Мама дома»

«Мама в магазине»

«Мама в больнице»

«Мама на работе» (мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-медсестра, мама-маляр).

Цель:

  1. Закреплять навыки детей самостоятельно договариваться между собой о распределении ролей; о том, кто будет в данной игре режиссировать тему, исполняя роль «мамы».
  1. Учить самостоятельно подбирать атрибутику, после окончания игры всё убирать на свои места.
  1. Развивать коммуникативные навыки детей, умение поддерживать во время игры доброжелательные отношения между собой.
  1. Закреплять в игре знания социальных ролей, обязанностей, правил поведения.
  1. Воспитывать у детей уверенность в себе при решении проблем и конфликтных ситуаций, возникающих по ходу игры.
  1. Воспитывать уважительное отношение к маме, её профессии, желание помогать ей в силу своих возможностей.

Воспитатель по просьбе детей приходит им на помощь в решении этих вопросов.

Приложение №7 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

Задание:

Побеседовать со своим ребёнком на тему «Мама твоей мамы», с просмотром семейных фотографий.

Цель: Наладить более тесный эмоциональный контакт с ребёнком; воспитание чувства доверия к своим родителям.

Примерная схема построения беседы с ребёнком:

Мою маму, а твою бабушку зовут…

 Она работает (работала)…(место работы и профессия)

Когда я была маленькой, мне очень нравилось с моей мамой… (вид деятельности

Я до сих пор помню, когда мама…

В детстве меня мама ругала за… Я больше так не делаю, и очень благодарна ей за то, что она научила меня вести

Я и сейчас учусь у своей мамы…

Обоснование.

Дети не всегда знают фамилию, отчество и даже имя своей бабушки, поскольку так её редко кто называет. Говорят просто «бабушка

Если бабушка уже не работает, дети, как правило, не знают ответа на этот вопрос, а эти знания очень важны для социального становления.

Мама тоже была когда-то маленькой и испытывала такие же чувства, как и я. Она сейчас успешна. И у меня всё получится.

Ваши личные воспоминания о далёком детстве и ваших чувствах к маме, учат вашего ребёнка быть таким же отзывчивым, внимательным.

Мама слушалась свою маму, и я тоже буду поступать также. Когда мама меня ругает – она беспокоится обо мне, она любит меня, и хочет,  чтобы у меня всё было хорошо.

Мама всегда мама. Мама благодарна.

Приложение №8 Колыбельные.

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи,

На ворота сели,

Сорок песен спели.

Ворота-то – скрип, скрип!

А Коленька спит, спит.

* * *        

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

* * *

Ай, баень, ай, баень,

По горам идёт олень.

По горам олень идёт,

Дрёму на рогах несёт.

- Приходи, олешек, в дом,

Неси Ване угомон.

* * *

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

У нас Вову не буди.

* * *

Зыбка поскрипывает,

Котенька мурлыкает,

Тихо песенки поёт,

Дрёму к Васеньке зовёт.

Дрёма к Васеньке идёт,

Под головку сон кладёт.

* * *

Ай, баю, баю, баю,

Ходит кошка по краю.

Кошка лыко дерёт,

Коту лапти плетёт.

А кот лапти износил

И другие попросил.

* * *

Ходит сон по горе,

Носит дрёму в рукаве.

Всем детишкам продаёт,

Нашей Гале так даёт.

Бай, бай, бай, бай,

Машу, Бука, не пугай!

Мы дадим тебе чайку,

Два кусочка сахарку,

Ещё пышки да пирог.

Уйди, Бука, за порог.

Куда хочешь уходи,

Только Машу не буди.

* * *

Баю, баю, баю, бай,

Под окошком Балабай,

Под окошком Балабай,

Просит: «Олю мне отдай!»

Олю мы не отдадим,

Оля нам нужна самим.

* * *

Бай, бай, бай, бай,

Спи, Ванюша, засыпай.

Все ласточки спят

И касаточки спят,

Куницы спят и лисицы спят,

Соколы спят и соболи спят.

По гнёздышкам спят ласточки,

По кустикам – касаточки.

По норочкам спят лисицы,

Куницы и чёрные соболицы:

По гнёздышкам – ясны соколы,

Под деревцем спят соболи.

Малые детки в колыбельках спят.

Бай, бай, бай…

* * *

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А сониха под окном –

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька, усни.

* * *

Ой ты, котик-котован,

Ты приди-ка в гости к нам –

На один на часок,

На один вечерок.

А к нам Марьюшка качать

И качать, величать,

Прибаюкивать.

* * *

Пойди, котенька, в торжок,

Купи, котя, пирожок,

Сам кусочек откуси,

Маше целый принеси.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Красну шапочку сошью.

* * *

Ай, качи, качи, качи,

Улетели в лес грачи.

Не летают гули –

Все давно уснули;

Не скребутся паучки –

Влезли в норки у печи.

Только наша Оленька

Спать ложится поздненько.

* * *

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Петя громко поёт,

Ване спать не даёт.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать – не гулять,

Только глазки закрывать.

* * *

Лады-лады-ладынька,

В огороде заинька.

Зайки  травку едят

И на Машеньку глядят.

* * *

Лады-лады-ладыньки,

Скатаем Маше валенки,

Ни велики, ни маленьки,

В аккурат по ноженьке,

Бегать по дороженьке –

К бабушке по яблочки,

К дедушке по прянички.

Будет Машенька ходить,

Новы валенки носить.

* * *

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке;

Будет мой сынок ходить,

Новы валенки носить.

Баю, баю, баючок,

В огороде хмельничок.

Зайка хмелю нащипал,

В чисто поле убежал.

А мы заиньку поймали,

Ушки зайке потрепали,

Чтоб он хмелю не щипал,

А на скрипочке играл,

А на скрипочке играл,

Колю в люльке забавлял.

* * *

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

* * *

Ай, люлю, люлю, люлю,

Уж я Вовошку люблю.

Спи-ка, Вовушка, в добре,

На соломке, на ковре.

Занавесочка шелкова,

Сидит нянюшка толкова.

Люлю-бай, люлю-бай,

Спи-ка, Вова, засыпай!

* * *

Качу, качу, зыбаю,

Ушёл отец за рыбою,

А дед пошёл дрова рубить,

А нянюшка – пелёнки мыть.

А мать пошла уху варить,

Уху варить, детей кормить.

(зыбаю (от слова «зыбка») – качаю, укачиваю).

* * *

Идёт котенька по лавке,

Утирает глазки лапкой.

- Об чём, котенька, ты плачешь,

Об чём, серый, слёзы льёшь?

- Как мне, котику, не плакать,

Как мне горьких слёз не лить!

У меня ли у кота,

Больно мачеха лиха.

Она била кота,

Колотила кота,

Приговаривала:

- Не ходи-ка ты, коток,

Ко соседу в погребок,

Не таскай-ка ты, коток,

Ни сметану, ни творог.

Не качай-ка ты, коток,

Чужих малых деточек.

Приди, серый, ночевать,

Нашу девочку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога,

Да кувшин молока,

Ещё каши горшок,

Толоконца мешок;

Дам тебе я папки –

Во все твои лапки.

(папки – здесь маленькие хлебцы)

* * *

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

* * *

Берёзонька скрип, скрип,

А наша Катя спит, спит.

Моя Катенька уснёт,

Сладкий сон с собой возьмёт,

Унесёт его в лесок

Под малиновый кусток.

А малинка упадёт

Прямо нашей Кате в рот.

А малинка сладкая,

Спи-усни, моя

Ненаглядная.

* * *

Ай, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках прянички,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

* * *

Ай, баю, баю, баю,

Живёт Сидор на краю.

Он не беден, не богат,

У него семеро ребят.

Все на солнышке сидят,

Все по пряничку едят.

* * *

Баю, баюшки-баю,

Колотушек надаю.

Колотушек двадцать пять,

Будет Ваня крепко спать.

* * *

Ай, качи-качи-качи!

Приди, зайчик, ночевать,

Ваню в люлечке качать.

Шёл зайчик по дорожке,

Нёс Ване сапожки.

Шёл зайчик по печи,

Нёс Ване калачи,

Калачи-калачи,

Как огонь, горячи!

* * *

Заливной частый дождичек, не лей, не лей,

По окошечкам не стучи, не стучи.

Лёгкий, тоненький ветерок, не вей, не вей,

У воротиков не гуди, не гуди.

Вольный тёмненький лесок, не шуми, не шуми,

Мою Машеньку не буди, не буди.

* * *

Прилетели ласточки-касаточки,

Принесли с заморья подарочки:

Всем весну тёплую, красную,

А Пахомке ночку тихую, ясную.

* * *

Баю, баю, баинька,

Прибежал заинька.

Пошёл зайка под липку,

Нашёл себе скрипку.

Надо зайку поймать,

Скрипочку отобрать!

Скрипочку отобрать –

Станет Ваня засыпать.

* * *

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи,

На ворота сели,

Сорок песен спели.

Ворота-то – скрип, скрип!

А Коленька спит, спит.

* * *

Заря-заряница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес-то спит,

И река-то спит,

Ходит сон

У окон,

Оле спать велит.

* * *

Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алёшиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам – под осинку,

Алёше – на перинку.

Баю-баю, Лёшенька,

Засыпай скорёшенько!

* * *

Баю-бай, баю-бай,

Катя, глазки закрывай!

Пошёл котик на Торжок

Купить Кате пирожок.

Пошёл котик под мосток

Ловить рыбку за хвосток.

Придёт котик к Катеньке,

Велит Кате спатеньки.

* * *

Баю-баю баиньки,

Я скатаю валенки.

Я скатаю валенки

Невелики, маленьки.

Таточке на ножки –

Бегать по дорожке.

* * *

Спи, спи, Алёшенька,

Ночь пройдёт скорёшенько.

Утром зайка Егор

Прибежит к тебе во двор,

Стукнет у крылечка

В медное колечко,

Закричит в окошко:

- Лёша, дай лукошко!

Мы – за грибами.

Хочешь вместе с нами?

* * *

Как у нашей бабушки семеро внучат,

Семеро, семеро с вечера не спят.

К каждому-то бабушка с вечера приди,

Каждому-то бабушка песню заведи:

Про утёнка, про котёнка, про лисёнка, про гусёнка.

Байку про лебёдушку, байку про зайчат.

Баюкает бабушка семерых внучат.

* * *

Баиньки, баиньки,

Спи, покуда маленький.

Будет время – подрастёшь,

На работу пойдёшь,

Станешь лес рубить,

Рыбку в озере ловить,

Дрова возить матушке,

Избу чинить батюшке.

Станешь всем помогать,

Будет некогда поспать!

* * *

Баюшки, баюшки,

Скакали горностаюшки,

Прискакали к колыбели,

На Серёжу поглядели.

Говорит горностай:

- Поскорее подрастай.

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И зайчонка, и волчонка,

И в болоте лягушонка,

И на ёлке кукушонка,

А под ёлками – лису!

* * *

Бай-бай-бай,

Цыц, собачка, не лай

У нас Валю не пугай.

У нас Валюшка не спит,

За ей дело не стоит.

Как за Валей дело станет,

Тогда Валя спать не станет.

Скажут: «Валенька, вставай,

На работушку ступай,

На работе не ленись,

Поскорее шевелись.

* * *

Спи-ко, дитятко, покрепче,

Недосуг с тобой возиться.

Надо сеять и пахать,

А не ручками махать.

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду.

Сладко яблочко в саду.

Матке – радость.

Бабке – сладость,

Батьку – аленький цветочек.

* * *

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

* * *

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонечко запел

Песню Юрочке:

- Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

* * *

Ночь пришла,

Темноту привела:

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уж поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай…

* * *

Котя, котик, коток.

Котя, серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать

Мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да конец пирога,

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

* * *

Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрёму навевать,

Стали в дудки играть –

Начал Миша засыпать.

* * *

Люлю-люлю, люлю-бай,

Под окошком дед Бабай

Говорит: «Вову отдай!»

У нас Вовочка один,

Мы его не отдадим.

* * *

Не скребутся паучки –

Все по норкам спать легли;

Не летают гули –

Все давно уснули.

Только серенький волчок

Ходит ночью у ворот,

Хочет Вову забирать,

Мы не будем отдавать.

* * *

Ой, баюшки, баюшки,

В огороде заюшки

Травушку щипают,

Марину забавляют,

А Марина умная

Да очень разумная.

Спи-усни, спи-усни.

Крепкий сон тебя возьми.

* * *

А баю, баю, баю,

Не ложися на краю,

А то с краю упадёшь

И головку расшибёшь.

* * *

Ой, люли, люли, люли!

Прилетели журавли.

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Сели они на ворота,

А ворота скрип-скрип…

Не будите у нас Ваню –

У нас Ваня спит, спит.

* * *

Зыбка поскрипывает,

Тихо песенки поёт.

Тихо песенки поёт,

Дрёму к Васеньке зовёт.

Дрёма к Васеньке идёт,

Под головку сон кладёт.

* * *

Люлю-люлю-баиньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Ване спать велят.

Люлю-люлю, люлю-бай,

Поскорее засыпай.

Уж я по воду пойду,

Заек чаем напою.

* * *

Баю-баюшки, бай, бай,

Глазки, Маша, закрывай.

Я тебя качаю,

Тебя величаю.

Будь счастлива, будь умна.

При народе будь скромна.

Спи, дочка, до вечера,

Тебе делать нечего!

* * *

Ай, бай, бай, бай.

Не ходи, старик Бабай,

Коням сена не давай.

Кони сено не едят,

Всё на Машеньку глядят.

Маша спит по ночам

И растёт по часам.

Ай, бай, бай, бай,

Не ходи ты к нам, Бабай.

* * *

Спи, дитя, до утра,

До утра, до солнышка,

Будет пора,

Мы разбудим тебя.

Сон ходит по лавочке,

Дремота по избе.

По полу, по лавочкам

Похаживает,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают.

Заглядывают –

Спать укладывают.

* * *

Люлю, Дрёма пришла,

По-под зыбочке брела,

К Саше в зыбочку легла,

Сашу ручкой обняла.

Спи-ка, Сашенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди,

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

* * *

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай.

Петушок, не кричи

И Ванюшку не буди.

Мой Ванюшка будет спать,

Да большой вырастать.

Он поспит подольше.

Вырастет побольше.

* * *

Ай, люлю, люли, люли,

Все давно уже уснули.

Один Ванечка не спит,

Он в окошечко глядит.

Под окошком петушок

Кукарекает-поёт.

Ванечка на двор пойдёт,

Петушка-то уберёт.

* * *

Ай, бай, бай,

Ты собачка, не лай.

Ты корова, не мычи,

Ты, петух, не кричи,

А наш Юра будет спать,

Станет глазки закрывать.

* * *

Ай, люли, ай, люли,

Прилетели журавли.

Они сели на ворота,

А ворота скрип, скрип.

Вы ворота не скрипите,

Нашу Таню не будите.

* * *

Ой, люли, люли, люли,

Прилетели журавли.

Как они летели –

Все на них глядели.

Журавли курлыкали,

Киски все мурлыкали.

* * *

Бай, бай, бай, бай.

Машу, Бука, не пугай.

Мы дадим тебе чайку,

Два кусочка сахарку.

Ещё пышки да пирог.

Уйди, Бука, за порог,

Куда хочешь уходи,

Только Машу не буди.

* * *

Ой, качи, качи, качи,

К нам приедут торгачи.

Станут Вову покупать,

Мы не будем продавать,

Вову мы не отдадим –

Вова нужен нам самим.

* * *

Качь, качь, качь, качь,

Привезёт отец калач,

Оленьке – саечку.

Ване – балалаечку.

Стану люльку я качать.

В балалаечку играть.

Баю-баюшки-баю,

Баю дитятку мою.

* * *

Баю-баю-баимньки,

Скатаем Маше валенки,

Валенки по ножкам,

Бегать по дорожкам

К бабушке по прянички,

К дедушке по яблочки.

* * *

Ай, качи, качи, качи.

Улетели в лес грачи.

Не летают гули –

Все давно уснули;

Не скребутся паучки –

Влезли в норки у печи.

Только наша Оленька

Спать ложится поздненько.

* * *

Кошки, котятки по печке идут,

Нашему Петеньке сон несут,

Спускаются по облучкам,

Сон кладут по уголкам.

Бай, бай, да побай.

Поскорее засыпай.

* * *

Ай, люлю, люлю, люлю,

Подольше спать тебе велю.

Спи-ка, Катя, без пробуду,

Я будить тебя не буду.

Спи-ка, доченька, подольше –

Наберёшь ума побольше.

Некогда с тобой возиться,

Надо в поле торопиться.

* * *

Баюшки-баю, баю,

Тебе песенку спою

Про заморский край,

Поскорее засыпай.

Расскажу я сказочку

Про звезду-алмазочку,

Улиточку рогатую.

Про белочку хвостатую.

Баюшки-бай, бай,

Ты же, милый, засыпай.

* * *

А качь, качь, качь,

Спи-ка, Оленька, не плачь,

Ты-ка, Оленька, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Спи-ка, Оля, не реви,

Я куплю тебе все три.

* * *

Вы коты, коты, коты,

У вас жёлтые хвосты.

Вы, коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

* * *

Ой, люли, люли, люли,

Прилетели журавли.

Как они летели –

Все на них глядели,

Журавли курлыкали,

Киски все мурлыкали.

Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок.

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай…

* * *

Скатаем Насте валенки,

Полушубочек сошьём,

Настю к бабушке пошлём.

Будет бабушка встречать,

Настю кашкой угощать.

Даст ей тёпленький блинок

И румяный пирожок,

Два яичка всмяточку

И баранью лапочку.

* * *

Бай, бай, бай, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Прилетели гуленьки,

Сели возле люльки

Стали гули ворковать:

- Как Катюшеньку питать?

Купим крупки мешок,

Новый глиняный горшок.

Станем кашку варить

И Катюшку кормить.

Прилетели в уголок

И расклали огонёк,

Стали кашку варить

И Катюшеньку кормить.

* * *

Бай, бай, бай, бай,

Спи, Ванюшка, засыпай.

Все ласточки спят, и касаточки спят,

Куницы спят, и лисицы спят,

Соколы спят, и соболи спят.

По гнёздышкам спят ласточки,

По кустикам – касаточки,

По норкам спят лисицы,

Куницы и чёрные соболицы;

По гнёздышкам спят ласточки,

Под деревцем спят соболи.

Малые детки в колыбельках спят.

Бай, бай, бай…

* * *

Ой, баю, баю, баю,

Живёт котик на краю.

Он ни беден, ни богат –

У него трое ребят.

У него трое ребят,

Все по лавочкам сидят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку масляну едят.

Один серый, другой белый,

Третий Ванька-простак,

Не зовёт отца никак!

* * *

Баю-баю-баиньки,

Прилетели галоньки.

Прилетели галоньки,

Сели у качалоньки.

Стали галки ворковать

И качалоньку качать,

И качалоньку качать –

Стал Малютка засыпать.

* * *

Качь, качь, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай,

А приди к нам ночевать,

Нашу Настеньку качать.

Вот собаченька качал

Настю убаюкивал:

- Баю-баю-баюньки,

Баю-баю-баюньки,

Поедем в гости к Аннушке.

Купим салазки,

Поедем к Гараське:

- Ты Гараська, Гарасей,

Продай парочку гусей!

Бай, бай, бай…

* * *

Ходит Сон близ окон,

Бродит Дрёма возле дома,

И глядят:

Все ли спят?

* * *

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок,

Чтобы люльку подцепить,

В люльку Ваню положить…

Ваня будет крепко спать,

Котик – Ванечку качать.

Уж ты, Сон да Дрёма,

Усыпи моё дитя!

* * *

Ай, люлю, люлю, люлю,

Уж я Вовочку люблю.

Спи-ка, Вовушка, в добре,

На соломке, на ковре.

Занавесочка шелкова,

Сидит нянюшка толкова.

Люлю-бай, люлю-бай,

Спи-ка, Вова, засыпай.

* * *

Идёт котик по лавочке,

Ведёт киску за лапочку.

Ходят вместе они,

А ты, маленький, усни.

Ещё серые коты

Из-за моря шли,

Из-за моря шли,

Много сна несли,

Всё по зыбочкам трясли.

* * *

Баюшки-баю, деточку мою!

Сон да Дрёма

Вдоль по улице прошли,

К моему Митеньке зашли.

Под головушку спать легли.

* * *

Баюшки-баю,

Баю, деточку мою!

Прилетели гулюшки,

Садились на люлюшку,

Они стали гурковать,

Стали Митеньку качать,

Прибаюкивать:

- Спи, Митенька, засни,

Угомон тебя возьми.

Гуркота, гуркота!

А Митенька дремота.

Баю-баюшки-баю,

Баю, деточку мою.

* * *

А баю, баю, баю,

Тебе песенку спою

Я про серого кота.

Как у серого кота

Колыбелька золота,

Позолоченная.

В ней постелька постлана:

Перинушка пухова,

Подушечка в голова.

А я, бабушка стара,

Ночевать кота звала:

- Приди, котик, ночевать,

Мово Ванюшку качать.

Уж ты, Сон да Дремота,

Приди к Ване в голова!

Спи-усни, закрывши глазки,

Баюшки-баю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День Матери" в подготовительной логопедической группе

Материал расчитан на детей логопедической подготовительной группы(второй год обучения, все дети с  ОНР), подобран с учетом произносительных навыков детей....

Познавательно-творческий проект в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ№10 "Воздушные шары - познание, творчество, физкультура, праздник". Воспитатель: Капуста Л.Я.

Идея проекта возникла при составлении плана работы на лето в рамках тематической недели - "Неделя воздушных шаров". Как автор проекта,  я хотела показать, что воздушные шары в руках воспитателя м...

Проект "Зимушка - зима" в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ №10 "Берёзка." Воспитатель Капуста Л.Я.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.  Проектная идея: конкретизировать представления о зиме, как о времени года у детей подготовительной группы. Вы...

Проект "Навстречу Олимпиаде 2014" в старшей логопедической группе МАДОУ ДСКВ №10 "Берёзка" . Воспитатель Капуста Л.Я.

Создать развивающие  условия, напрвленные на формирование у дошкольников представлений о зимних Олимпийских играх в Сочи....

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

Сценарий и презентация совместного с родителями досуга, посвященного Дню Матери (старшая и подготовительная логопедические группы).

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей, направленная на воспитание уважительного отношения к мамам, создание теплого нравственного климата в группе.Чтобы воспользоваться музыка...

Конспект открытого занятия для молодых педагогов в подготовительной логопедической группе по речевому развитию Воспитатель Слепцова Н.Р. МБДОУ д/с №19 «Василек» Тема: «Домашние животные»

Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, словоизменение) согласование существительных с числительными. Продолжить учить детей обобщать понятие о домашних животных. Форм...