"Вода в жизни человека" (3 итоговая часть)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Экспериментирование с водой. Её свойства, состояния и использование человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tverdoe_zhitkoe_gazoobraznoe.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Вода в жизни человека"
Тема № 3: «Твердая, жидкая, газообразная»
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и экспериментированию.
Программное содержание:
- Закреплять знания детей о свойствах воды; совершенствовать знания о состояниях воды (твердая, жидкая, газообразная).
- Расширить знания детей об условиях перехода воды из твердого состояния в жидкое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).
- Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.
Предварительная работа:
Ознакомление со свойствами снега и льда в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке). Чтение художественной литературы.
Материал:
Таблички с именами, коробка-посылка, стеклянные сосуды разной формы, сахар, манная крупа, фильтр для очистки.
У детей на столах: формочка со льдом, стакан с теплой водой, стакан со снегом, палочки, лабораторные журналы, цветные карандаши.
У воспитателя: лед, стакан со снегом, сосуд с горячей водой, кипятильник, банка с водой, стекло (6*10 см).
Ход занятия.
- Просмотр мультфильма
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами опять будем проводить опыты в нашей лаборатории. Мы прикрепили таблички с именами и стали настоящими лаборантами, но нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории. Какие они?
Дети: Не шуметь, не брать незнакомые предметы без разрешения, быть аккуратными.
Воспитатель: Молодцы! А теперь проходите в лабораторию.
Проходим в группу. На столе стоит коробка и лежит диск.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, что здесь появилось. Это вы принесли?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ребята – это видеописьмо, давайте его посмотрим, может, тогда узнаем, кто нам принес коробку. Смотрим запись с мультфильмом. Интересно ребята, что за сюрприз нам приготовила Снежная Королева. Будем смотреть, что в коробке? (Да!) Открываю коробку. Странно, а здесь ничего нет! Выливаю немного воды. Только вода откуда-то взялась. Как вы думаете, как здесь оказалась вода?
Дети: Снежная королева сказала, что сюрприз сделан из чистейшего льда. Наверное, лед растаял, и получилась вода.
Воспитатель: Действительно, вы правы. Ведь вода – волшебница. Она умеет показывать настоящие фокусы.
- Рассматривание опорных символов
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о воде все, что мы изучили ранее.
Ответы детей: Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода прозрачная;
В воде растворяются одни вещества, а другие нет;
Пить можно только очищенную воду.
Дети рассказывают о свойствах воды и показывают опыты с ними за столом воспитателя.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо запомнили свойства воды. Сегодня я хочу вам рассказать о разных её состояниях.
- Опыты в лаборатории (музыкальное сопровождение опытов)
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили о том, что вода жидкость. Она течет, льётся и журчит. Это основное её состояние. Как вы думаете, вода может хрустеть, стучать, звенеть?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас попробуйте отгадать загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (Снег)
Ответы детей.
Воспитатель: Что такое снег? (Ответы детей) Правильно. Снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показать снежинки, вырезанные из бумаги и наклеенные на листы синего цвета. Снежинки - это застывшие капельки воды. Замерзая, эти капельки всегда принимают форму правильного шестигранника, поэтому у снежинок всегда 6 лучей. Считается, что нельзя встретить две одинаковые снежинки, так они разнообразны.
Воспитатель: А когда вода хрустит и скрепит, вы знаете?
Ответы детей: Да когда мороз и мы идем по снегу, он скрепит под ногами.
Опыт 1: Снег тоже вода
Воспитатель: Сейчас давайте попробуем превратить снег обратно в воду. Поместим стакан со снегом в теплую воду. Что произошло?
Дети: Снег растаял и в стакане теперь вода.
Воспитатель: Ребята, вода, замерзая, может превратиться не только в снег. Как вы думаете, чем ещё она может стать? Ответы детей. Правильно – льдом.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе стоят формочки со льдом. Давайте сейчас возьмем палочки и постучим по льду. Что мы слышим?
Ответы детей: Лед стучит, звенит.
Воспитатель: А где мы можем встретить лед?
Ответы детей: На катке, на реке, в луже.
Воспитатель: Вы знаете, как образуется лед?
Ответы детей: Когда на улице холодно и морозно вода замерзает и становится льдом.
Воспитатель: Правильно. Ребята, снег и лед это тоже вода, но только в твердом состоянии. Вода состоит из мельчайших частиц – молекул. Если бы мы рассмотрели лед или снег под микроскопом, то увидели бы, что молекулы воды, из которых он состоит, расположены близко друг к другу. Схематично это можно показать так. Вывешиваю схему молекул льда.
Опыт 2: Лед плавает и тает.
Воспитатель: Мы с вами уже увидели, что произошло со снегом, когда мы поместили его в воду. Давайте теперь поместим нашу льдинку в миску с водой. Что с ней происходит?
Ответы детей: Лед плавает и постепенно тает.
Воспитатель: Да ребята, лед постепенно тает, и вода переходит из твердого состояния в жидкое состояние.
Воспитатель: Если рассмотреть воду под микроскопом, то схематично расположение молекул можно показать так. Вывешиваю схему.
- Игра: "Маленькие человечки" (ТРИЗ)
Воспитатель: Ребята, выполняя действия, вы показывали, как ведут себя молекулы воды в твердом, жидком и газообразном состоянии.
- Пар тоже вода
Воспитатель: Ребята давайте сейчас мы попробуем перевести воду из жидкого состояния в газообразное состояние. Как вы думаете, как это можно сделать? Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это кипятильник. С его помощью нагревают, кипятят воду.
Опыт 3: Превращение воды в пар.
Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей обжечься?
Дети: Да, она очень горячая.
Воспитатель: А где еще можно встретить вот так кипящую воду?
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот.
Воспитатель: Так как кипящей водой можно обжечься, то обращаться с ней нужно очень осторожно.
Воспитатель: Я выключила кипятильник. Вода стала спокойной, но еще остается горячей. Ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар.
Воспитатель: Видите с помощью кипятильника, мы помогли воде превратиться в пар. Из пара мы также можем получить воду. Я вам покажу как. Я осторожно подержу стекло над банкой (показываю детям). Что вы видите на стекле? Оно запотело, и появились капельки. (Предложить детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая". Вокруг нас в воздухе всегда находится водяной пар. Схематично это можно показать так. Вывешиваю схему. Именно благодаря тому, что вода испаряется, высыхают лужи после дождя, белье после стирки и дышит наша кожа.
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами уже говорили, что вода это жидкость, это самое привычное для нас ее состояние. Сегодня мы рассмотрели и другие состояния воды, а именно, что вода еще может быть твердой и газообразной, невидимой. Вода легко переходит из одного состояния в другое, это можно увидеть по схеме. Вывешиваю схему.
- Итоги занятия
Воспитатель: Ну что ребята, вам понравились новые фокусы волшебницы воды? А сейчас давайте возьмем наши лабораторные журналы и нарисуем в них схемы разных состояний воды.
Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой.
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали много о состояниях воды. Я хочу угостить вас настоящими леденцами, которые не растают как сюрприз Снежной Королевы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода в жизни человека
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...
конспект занятия "Вода в жизни человека"
Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста....
Вода в жизни человека (открытое занятие)
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и з...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ОЧИСТКА ВОДЫ"
В рамках экологочискего воспитания проводится беседа о бережном и безопасном обращении с водой. Занятие проходит в игровой форме, с заданиями разной сложности и экспериме...
Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.
Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....
конспект занятия в старшей группе "Вода в жизни человека". Опыты с водой.
Цель: обобщить знания о воде.Задачи:Образовательная -Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.- Обратить внимание детей на ...
Конспект занятия в подготовительной группе «Вода в жизни человека»«Вода в жизни человека» Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде. Задачи: • дать знания детям о воде, как об источнике жиз
laquo;Вода в жизни человека»Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.Задачи:• дать знания детям о воде, как об источ...