"Вода в жизни человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Игра - экспериментирование по ознакомлению с водой, её свойствами, состояниями и назначением. (2 часть)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_rastvoritel.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Вода в жизни человека"
Тема № 2: «Вода – растворитель»
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и экспериментированию. Подготовительная к школе группа «Золотой ключик» АДОУ ЦРР – д/с №10 «Рябинка».
Программное содержание:
-Познакомить детей с водой как растворителем. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами
по теме занятия.
- Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Проведение занятий - экспериментирований с водой. Беседы на тему: "Где можно встретить воду", "Кто живёт в воде". Чтение художественной литературы. Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал:
Таблички с именами; стаканчики; марля для фильтрации; сахар; масло растительное; манная крупа; ложки; схема «Очистка воды», опорные схемы, журналы, карандаши.
Ход:
- Беседа о воде
Воспитатель: Ребята, у нас здесь находится необычный предмет. Кто знает, как он называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? (ответы детей)
А что льется в фонтане (вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Недавно мы с вами познакомились с некоторыми свойствами воды. Давайте вспомним о них с опорой на схемы.
Дети выходят к доске, вывешивают схему и рассказывают, что они обозначают.
Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода бесцветная и её можно окрасить.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо обо всем рассказали. Сегодня мы познакомимся с новыми свойствами воды.
Воспитатель: Проходите в нашу лабораторию. Что здесь делают? Правильно, проводят опыты. Чтобы стать настоящими лаборантами мы прикрепим таблички с именами. Теперь проходите и занимайте места за столами.
Дети проходят и садятся за столы.
- Опыты в лаборатории (музыкальное сопровождение опытов)
Опыт 1: Вода – растворитель.
Воспитатель: У вас на столах стоят большой стакан с водой и маленькие стаканчики. Налейте в один из маленьких стаканов кипяченой воды, но немного, например половину. Попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Дети: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: Ребята, у меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку: Белый камень в воде тает (сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы положим его в воду. Положите в стакан с водой ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Как вы думаете, куда пропал сахар? Ответы детей. Правильно, сахар растворился в воде. Попробуйте, какая стала вода на вкус.
Ответы детей.
Вывод: сахар растворился в воде, и вода приобрела сладкий вкус.
Вывешиваем символ того, что вода растворитель.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие еще вещества могут растворяться в воде?
Дети: соль, мед.
Воспитатель: Ребята у меня осталась еще одна загадка:
Желтое, а не солнце, льется, а не вода,
На сковороде - пенится, брызгается и шипит (масло).
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло оно также исчезнет как сахар. Наливаем вновь воду в стаканы. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла. Хорошо размешиваем.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Что произошло с маслом в воде?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте добавим в масляную воду манной крупы и хорошо размешаем. Идет самостоятельная работа детей. Что происходит?
Дети: Манная крупа плавает в воде, а потом оседает на дно стакана.
Воспитатель: Действительно ребята, манная крупа выпадает в осадок.
Воспитатель: Проведя сейчас опыт с маслом и манной крупой, с каким же новым свойством воды вы познакомились? (ответы детей)
Итог ответов: Не все вещества растворяются в воде. Некоторые плавают на её поверхности, а другие выпадают в осадок.
Воспитатель: Правильно ребята. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вывешиваем символ того, что не все вещества растворяются в воде.
Воспитатель: Как вы считаете, что еще не может раствориться в воде?
Дети: песок, земля.
- Игра: " Хорошо - плохо" (ТРИЗ)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?".
Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?".
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " Вода - это плохо. Почему?".
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы показали, как много вы знаете о воде. А вы хотели бы узнать другие свойства воды?
Ответы детей.
Опыт 2: Очистка воды.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на тот стакан, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно ли пить такую воду?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вид.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами при помощи марли. Посмотрите, как я это сделаю (показываю, как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в стакан с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но даже после фильтрации воду сразу пить нельзя, её нужно прокипятить. С фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Посмотрите, пожалуйста, на плакат. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Там к воде примешаны песок и глина, а еще в воде растворены разные минеральные соли и вещества. Такую воду нельзя употреблять в пищу. Поэтому вода из рек или водохранилищ попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. У многих в квартирах еще стоят небольшие бытовые фильтры возле кранов. Уже такую очищенную воду мы кипятим, пьем, готовим пищу, купаемся. После использования вода сливается в канализацию, попадает в другие очистные сооружения, где очищается от бытовых отходов и опять сливается в реку.
- Зарисовка опытов. (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились еще с тремя свойствами воды:
Вода не имеет вкуса
Вода – растворитель
Воду можно очистить
Сейчас я вам предлагаю взять лабораторные журналы и зарисовать понравившиеся вам свойства воды.
Самостоятельная работа детей. Объяснение нарисованной схемы.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня хорошо потрудились. Узнали много нового о воде. Сейчас наша работа в лаборатории закончена. До свидания, до следующей встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода в жизни человека
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...
конспект занятия "Вода в жизни человека"
Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста....
Вода в жизни человека (открытое занятие)
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и з...
«ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Для чего нужна вода, свойства воды...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ОЧИСТКА ВОДЫ"
В рамках экологочискего воспитания проводится беседа о бережном и безопасном обращении с водой. Занятие проходит в игровой форме, с заданиями разной сложности и экспериме...
Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.
Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....
конспект занятия в старшей группе "Вода в жизни человека". Опыты с водой.
Цель: обобщить знания о воде.Задачи:Образовательная -Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.- Обратить внимание детей на ...