"Вода в жизни человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бордунова Вера Николаевна

Игра - экспериментирование по ознакомлению с водой, её свойствами, состояниями и назначением. (2 часть)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_rastvoritel.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Вода в жизни человека"

Тема № 2: «Вода – растворитель»

Конспект  организованной образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающим и экспериментированию. Подготовительная к школе группа «Золотой ключик» АДОУ ЦРР – д/с №10 «Рябинка».

Программное содержание:

-Познакомить детей с водой как растворителем.  Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации. Закрепить умение работать с  незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами

по теме занятия.

-  Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

Проведение занятий - экспериментирований с водой. Беседы на тему: "Где можно встретить воду", "Кто живёт в воде". Чтение художественной литературы. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал:

 Таблички с именами;  стаканчики; марля  для фильтрации; сахар;  масло растительное; манная крупа; ложки; схема «Очистка воды», опорные схемы, журналы, карандаши.

Ход:

  1. Беседа о воде

Воспитатель: Ребята, у нас здесь находится необычный предмет. Кто знает, как он называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? (ответы детей)

 А что льется в фонтане (вода).  Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель:  Недавно мы с вами познакомились с некоторыми свойствами воды. Давайте вспомним о них с опорой на схемы.

Дети выходят к доске, вывешивают схему и рассказывают, что они обозначают.

               Вода это жидкость;

               Вода не имеет собственной формы;

               Вода бесцветная и её можно окрасить.

Воспитатель:  Молодцы ребята! Вы хорошо обо всем рассказали. Сегодня мы познакомимся с новыми свойствами воды.

Воспитатель:  Проходите в нашу лабораторию. Что здесь делают? Правильно, проводят опыты. Чтобы стать настоящими лаборантами мы прикрепим таблички с именами. Теперь проходите и занимайте места за столами.

Дети проходят и садятся за столы.

  1. Опыты в лаборатории     (музыкальное сопровождение опытов)

Опыт 1: Вода – растворитель.

Воспитатель:  У вас на столах стоят большой стакан с водой и маленькие стаканчики. Налейте в один из маленьких  стаканов кипяченой  воды, но немного, например половину. Попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Дети: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Воспитатель:  Ребята, у меня на столе стоят два блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Слушайте первую загадку:   Белый камень в воде тает    (сахар).

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель:  Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы положим его в воду. Положите в стакан с водой ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Как вы думаете, куда пропал сахар? Ответы детей.  Правильно, сахар растворился в воде. Попробуйте, какая стала вода на вкус.

Ответы детей.

Вывод: сахар растворился в воде, и вода приобрела сладкий вкус.

Вывешиваем  символ того, что вода растворитель.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, какие еще вещества могут растворяться в воде?

Дети:  соль, мед.

Воспитатель:  Ребята у меня осталась еще одна загадка:    

                                 Желтое, а не солнце, льется, а не вода,

                                 На сковороде - пенится, брызгается и шипит     (масло).

Воспитатель:  А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло оно также исчезнет как сахар. Наливаем вновь воду в стаканы.  Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла. Хорошо размешиваем.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель:  Что произошло с маслом в воде?

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: Правильно. А теперь давайте добавим в масляную воду манной крупы и хорошо размешаем. Идет самостоятельная работа детей. Что происходит?

Дети: Манная крупа плавает в воде, а потом оседает на дно стакана.

Воспитатель: Действительно ребята,  манная крупа выпадает в осадок.

Воспитатель: Проведя сейчас опыт с маслом и манной крупой, с каким же новым свойством воды вы познакомились? (ответы детей)

Итог ответов: Не все вещества растворяются в воде. Некоторые плавают на её поверхности, а другие выпадают в осадок.

Воспитатель:  Правильно ребята. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Вывешиваем  символ того, что не все вещества растворяются в воде.

Воспитатель:  Как вы считаете, что еще не может раствориться в воде?

Дети:  песок, земля.

  1. Игра:  " Хорошо - плохо" (ТРИЗ)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?".

Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?".

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. " Вода - это плохо. Почему?".

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы показали, как много вы знаете о воде. А вы хотели бы узнать другие свойства воды?

Ответы детей.

Опыт 2:  Очистка воды.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите еще раз на тот стакан, куда мы наливали масло.

Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно ли пить такую воду?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вид.

Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: Её нужно очистить от масла.

Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами при помощи марли. Посмотрите, как я это сделаю (показываю, как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в стакан с фильтром.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: Куда же делось масло?

Дети: Все масло осталось на фильтре.

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но даже после фильтрации воду сразу пить нельзя, её нужно прокипятить. С фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Посмотрите, пожалуйста, на плакат. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Там к воде примешаны песок и глина, а еще в воде растворены разные минеральные соли и вещества. Такую воду нельзя употреблять в пищу. Поэтому вода из рек или водохранилищ попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. У многих в квартирах еще стоят небольшие бытовые фильтры возле кранов. Уже такую очищенную воду мы кипятим, пьем, готовим пищу, купаемся. После использования вода сливается в канализацию, попадает в другие очистные сооружения, где очищается от бытовых отходов и опять сливается в реку.

  1. Зарисовка опытов.   (музыкальное сопровождение)

Воспитатель:  Сегодня мы с вами познакомились еще с тремя свойствами воды:

      Вода не имеет вкуса

      Вода – растворитель

      Воду можно очистить

Сейчас я вам предлагаю взять лабораторные журналы и зарисовать понравившиеся вам свойства воды.

Самостоятельная работа детей. Объяснение нарисованной схемы.

Воспитатель:  Молодцы ребята. Мы сегодня хорошо потрудились. Узнали много нового о воде. Сейчас наша работа в лаборатории закончена. До свидания, до следующей встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода в жизни человека

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...

конспект занятия "Вода в жизни человека"

Конспект  открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего  дошкольного возраста....

Вода в жизни человека (открытое занятие)

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и з...

«ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Для чего нужна вода, свойства воды...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ОЧИСТКА ВОДЫ"

В рамках экологочискего воспитания проводится беседа о  бережном  и безопасном обращении  с водой.  Занятие  проходит в игровой форме, с заданиями разной сложности и экспериме...

Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....

конспект занятия в старшей группе "Вода в жизни человека". Опыты с водой.

Цель: обобщить знания о воде.Задачи:Образовательная -Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.- Обратить внимание детей на ...