Весёлая ярмарка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках нашей большой родины живут и трудятся мастера народной игрушки. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству; формировать потребность и желание сделать что-либо своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ярмарка .docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Весёлая ярмарка»

Программное содержание: внедрение в жизнь детей устного народного и музыкального творчества через интеграцию различных видов деятельности ( ОО «Познание» Развитие речи, ОО «Познание» Ребенок и окружающий мир,  ОО «Музыка», ОО «Мир искусства и художественная деятельность» Художественный труд).                                                Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках нашей большой родины живут и трудятся мастера народной игрушки. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству; формировать потребность и желание сделать что-либо своими руками.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: игровой момент, использование муз. произведений, сюрприз, рассматривание народных поделок, художественное слово.

Материал и оборудование:  карта России; ;  цветные силуэты народной игрушки для карты; Семёновские матрешки;  дымковские игрушки;  сувениры с хохломской росписью; самовар; тульские пряники;  деревянные ложки; «Карусель»; магнитофон; детские фартуки; тесто для выпечки пряников; влажные салфетки.

Предварительная работа:  проведение серий занятий по знакомству с конкретной народной игрушкой, рассматривание иллюстраций, книг; заучивание стихов, пословиц о труде.

Словарная работа: ярмарка, умельцы, сувенир, скоморох, золотые руки, самовар.

   Ход занятия:

- Сегодня у нас гости, а гостям мы всегда рады. Поздоровайтесь (дети здороваются). Доброму гостю хозяин рад.                                                                                                             - Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

- Как вы думаете, что это такое? (обращаю внимание, на стене висит карта России )

 - Да, это карта нашей Родины.

           Велика Россия наша

          И талантлив наш город.

          О Руси родной, мастерах-умельцах

          На весь мир молва идет.

- О каких мастерах-умельцах на весь мир идет молва? (ответы детей).

- О людях, которые умеют делать своими руками вещи, вызывающие восхищение, радость, желание любоваться ими.

- Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому и изделия получались у них яркими, красивыми. С изделиями разных мастеров, которые проживают на территории нашей страны, можно познакомиться по–разному:

-рассматривать книги, альбомы;

-посмотреть по телевизору передачу «Живое дерево ремесел», « Секреты старых мастеров»;

-если удастся, то поехать в город или в село, где живут и работают мастера;

-побывать на ярмарке, где можно увидеть самый разный товар, познакомиться и поговорить с мастером.

Даже наша карта поможет узнать, где какие мастера живут и что они делают.

Ярмарка. Кто из вас знает, что это такое? (ответы детей).

Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».

-Вот нам бы побывать на ярмарке русские чудес.

(Звучит фонограмма)

          -Эй, народ честной, да удачливый!

           На нашу ярмарку поворачивай!

           -Что душа не пожелает,

            Все на ярмарке найдет!

            Всяк подарки выбирает,

           Без покупки не уйдет!

Выходит скоморох (взрослый)

            Почетные господа!

            Пожалуйте к нам сюда!

            Полюбуйтесь на товар

            На наш ярморочный базар!

(слышится музыка, смех).

-Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:

                 Мышку встретили подружки

                 И попрятались друг в дружке,

                 А которая осталась,

                 Больше всех перепугалась.

- Что это за подружки? (ответы детей). Почему вы так решили? (беру в руки матрешку, показываю детям).

 - Правильно, это матрешка. Вы с ней знакомы. Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Вспомните, с какой матрешки мастер начинает свою работу?

- Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша (кладем в лукошко).

- Чтобы стать настоящим мастером  надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.

Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде (дети встают в круг, матрешка в руках педагога, который первый говорит пословицу).

- У работящего в руках дело огнем горит.

- Дело мастера боится.

-Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

-Делу время, потехе час.

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Без труда нет плода.

-Терпение и труд все перетрут.

-Без труда добра не будет.

-Запевай, а работу знай.

-Глаза страшатся, а руки делают.

-От лени-болезни, от труда – здоровье.

-Добрая работа мастера хвалит.

-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

-Не то дорого, что красно золота,

А то дорого, что мастера доброго.

- Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную Семеновскую матрешку? Подойдем к карте и посмотрим: постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (дети находят).

- Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают семеновскую матрешку.

  (дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).

- Настала пора идти на ярмарку и посмотреть, какие чудеса завезены. Что же здесь продают?

Скоморох:

           Вот игрушки знатные

           Складные да ладные,

           Они повсюду славятся,

           Да и вам понравятся!

Узнать поможет загадка:

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

(ответы детей)

- Молодцы! Отгадали, это действительно дымковская игрушка.

-Из чего сделаны все эти игрушки?\

-Почему они называются дымковскими?

-Чем их покрывают?

-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).

-Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете?

-Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере, «Добрая работа мастера хвалит».

-Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, стихотворения.

            Ребенок читает «Дымковский индюк»

          Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

          У большого индюка все расписаны бока.

         Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,

         Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,

         Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

         Красной, краской горя, как корона у царя.

        Индюк сказочно красив,  он напыщен, горделив.

        Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.

- Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают.

Как много интересного мы увидели и приобрели. На ярмарку ходили не только взрослые, они брали с собой детей, покупали им игрушки, катали на качелях-каруселях. На нашей ярмарке тоже есть карусель. Садитесь на карусель. (дети встают около шеста с ленточками и берут по одной ленточке в руку, идут по кругу под  народную музыку)

         -Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,

          А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

          Тише, тише, тише, тише карусель остановите.

-Подходим к следующему  столу с товаром.

Скоморох:

           На наш товар полюбуйтесь,

           Только не торгуйтесь!

           Ложки золоченые, узоры крученые,

           Нет изделий краше,

           Хохломы нашей!

-Какие изделия здесь видим? Как вы думаете, из чего они сделаны?

Какими элементами узора мастер расписывает игрушки?

Какие цвета присутствуют в хохломской росписи?

Почему говорят «золотая хохлома»?           (ответы детей)                                                                                                   (звучит фонограмма)

Скоморох:

             Эй, ребята молодцы,

             Все берите бубенцы,

             Ложки выбирайте,

             Играть начинайте.

(дети играют на ложках)

Где же находится эта деревня Хохлома, в которой живут мастера-умельцы?

(по силуэту  игрушки находим на карте и прикрепляем цветной силуэт).

Скоморох:

-А вот послушайте мою загадку:

             Четыре ноги, два уха,

             Один нос, да брюхо.

                                                            (самовар)

Самовары издавна делали в городе Тула. Давайте найдем этот город на карте.

(найти на карте и прикрепить цветной силуэт).

Кто знает,  зачем нужен самовар?  Чем его заменили в наши дни? (ответы детей)

Самовар кипит, уходить не велит! Хотите чаю попить?  С чем пить будем?                                 Город Тула славиться пряниками.

              Ванильные и мятные

              Снежинки и жар-птицы!

              Такие ароматные!

              С изюмом и с корицей!

              С орехами, с цукатами,

              С узором из фисташек!

              И беленький барашек!

(рассматривают Тульские пряники)

А давайте, ребята, так же как и тульские мастера попробуем сделать свои пряники.

(дети одевают фартуки, вытирают влажными салфетками руки и садятся за столы)

Возьмите тесто и скатайте из него колобок, затем слегка расплющите между ладонями, положите на стол и при помощи зубочисток и трафаретов украсьте свой пряник.

(дети работают)  В процессе работы оказывать  детям индивидуальную помощь.

Кто закончил разрисовывать свой пряник,  можете выкладывать его на противень.

А потом мы отнесем их на кухню и попросим поваров испечь наши пряники.

(дети вытирают руки и снимают фартуки)

Анализ:

 Мастерство передавалось из поколения в поколение: от родителей – детям, от бабушек и дедушек – внукам.  И пока мы будем помнить об этом, беречь то, что нам досталось, мастерство народа будет жить и радовать нас.

-Много интересного увидели мы на ярмарке. Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (даю оценку деятельности детей).

-Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (по цветным силуэтам на карте уточняем названия игрушек)

-Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весёлая Ярмарка"

Фольклорный праздник для детей подготовительной к школе группы....

"Весёлая ярмарка" (сценарий фольклорного праздника для детей второй младшей группы)

Программное содержание: 1.  Развивать стойкий интерес к устному и  музыкальному фольклору (игры, песни, частушки, хороводы, танцы).              ...

"Весёлая ярмарка"

Сценарий праздника к дню 8 Марта....

"Весёлая ярмарка"

Комплексное занятие в подготовительной группе с использованием фольклора и изодеятельности...

Весёлая ярмарка

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Д...

Весёлая ярмарка

Презентация о дымковской игрушке...