ознакомление детей дошкольного возраста с организмом человека
методическая разработка по окружающему миру по теме

методические рекоендации в помощь педагогам ДОУ по осуществлению познавательного развития детей, формированию  определенной суммы знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, по закреплению гигиенических навыков, формированию мотивации на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения, развивития логического мышления, поощрения  стремления к самостоятельной деятельности в поведении и приобретении знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематика занятий позволяет решить несколько педагогических задач:

Осуществлять познавательное рпзвитие детей, дать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, закрепить гигиенические навыки, формировать мотивацию на здоровы образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения, развивать логическое мышление, поощрять стремление к самостоятельной деятельности в поведении и приобретении знаний.

Учитывая характкр мышления дошкольников, рекомекндуется основной материал давать с помощью наглядных и практических методов обучения, для чего широко использовать наблюдение, обследование, самообследование, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей. Следует давать большой простор для детского творчества, поощрять любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей.

Начинать эксперименты, объектом которых является человек, можно в конце учебного года во 2-й младшей группе. С детьми этого возраста можно проводить отдельные опыты и наблюдения, которые постепенно начинаютвводить их в интересный мир исследования человека.

В средней группе количество отдельных опытови наблюдений увеличивается. В конце года можно давать объемные задания, состоящие из нескольких этапов.

В старших группах объем изучаемого материала постепенно возрастает.

Необходимо помнить, что основной объем знаний в дошкольном возрасте все же дается в свободной деятельности, при нерегламентированном общении взрослого с ребенком, а не на специально организованных занятиях.

Не страшно, если опыты из года в год и из квартала в квартал будут повторяться. Дети любят такие повторы, особенно если опыты интересны. А полученные таким образом  знания лучше усвоятся.

Эксперименты, объектом которых является человек, имеют свою специфику. Поскольку они не являются столь привычными, как эксперименты с неживыми объектами, может возникнуть сомнение в их этичности. В связи с этим следует отметить, что знания не могут быть ни этичными, ни неэтичными. Таковым может явиться только способ их использования. Поэтому начинать следует с простых опытов инаблюдений, не вызывающих негативных эмоций, и лишь постепенно переходить к более сложным. При этом необходимо заранее проумывать весь ход эксперимента или наблюдения, предвидеть возможные варианты развития событий.

Работа охватывает все возрастные группы, поэтому, чтобы работа педагога была эффективной, он должен хорошо знать программы всех возрастных групп.

При работе надо учитывать смысловые оттенки глаголов. Это поможет понять степень овладения детьми теми или иными знаниями, умениями и навыками в конкретной возрастной группе.

Необходимо уделять большое внимание собственному поведению взрослых, окружающих ребенка, - и воспитателей и родителей. В дошкольном возрасте доминирует наглядно-обоазное, основным способом обучения является запечатление: в памяти детей сохраняются преимущественно те формы поведения, которые нои наблюдают, а не те, о которых они слышат.

Рекомендации по проведению занятий.

При проведении занятий необходимо стараться показать детям привлекательность занятий, стремиться начать занятие энергично. Оно должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. Необходимо помнить – паузы, медлительность, безделье ухудшают дисциплину. Важно увлекать детей интереснымсодержанием материала, умственным напряжением, контролировать темп занятия, и приэтом давать им возможность почувствовать свою причастность к открытиям.

Однако в данных экспериментах есть и объективные запреты, которые ни в коем случае не могут быть обойдены. Поэтому при проведении занятий нужно помнить, что:

  1. при постановке экспериментов, проведении обследования и самообследования ни в коем случае нельзя делать выводы о моральных и физических качествах ребенка, состоянии его здоровья.
  2. Не следует перегружать детей негативной информацией: пугать микробами, «червяками в животике» или смертью, много или слишком образно рассказывать о последствиях загрязнения воды, воздуха, почвы. Посколькудети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью, у них легко могут развиться невротические состояния, последствия которых будут приявляться даже во взрослой жизни.
  3. Все проводимые наблюдения и эксперименты должны быть абсолютно безопасными и безвредными. Недопустимы действия, могущие повлечь за собой нарушения физического или психического здоровья ребенка.
  4. При организации работы с детьми педагог должен быть предельно корректен и тактичен. Это правило надо соблюдать как при проведении экспериментов, так и при анализе их результатов.
  5. Педегог не имеет права заставлять ребенка производить действия, которые тому неприятны или кажутс неприемлемыми, независимо от причин, вызвавших это неприятие.
  6. В процессе работы необходимо придерживаться установки: изучается человек как таковой, а не Петя или Вася. Поэтому полученные результаты должны быть безымянными, неассоциированными с конкретными объектами наблюдения.

Чтобы у детей сформировался устойчивый интерес к приобретению знаний о человеке, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты должны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению детей дошкольного возраста с организмом человека на тему: « Вот я какой!»

познакомить детей с внешнем строением, возможностями тела человека ( я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать); воспитывать чувство гордости, что ...

«Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»

В статье представлены дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека...

Ознакомление детей дошкольного возраста с правами человека

Ознакомление дошкольников с правами человека...

« Ознакомление детей дошкольного возраста с местом человека в истории и культуре».

       В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. При этом она обретает  новые характерис...

Методическая разработка ООД по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правами и обязанностями Тема: «Я человек, а значит, есть права и обязанности»

Цель: формирование элементарных представлений у дошкольников о  правах и обязанностях представленных  в основном документе  о «Правах ребёнка».Задачи:Помочь детям осознать, ...