Ознакомление детей дошкольного возраста с правами человека
консультация (старшая группа) на тему

Ознакомление дошкольников с правами человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление детей с правами человека

«Сегодня, когда я защищаю

27 млн. детей я вижу,

 как мало среди них счастливых»

П. Астахов.

Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок  - равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно

уважать и не нарушать. Родителям надлежит быть грамотными в этой области и делиться своими знаниями. Именно они вносят в сознание ребенка образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делают самое важное дело – закладывают фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего.

Зачастую права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, ранящие детскую душу. Жестокое обращение с детьми формирует людей не умеющих создать семью, быть хорошими родителями.

Воспитывая у ребенка чувство собственного достоинства, мы должны развивать не только нравственные качества, но и  представления о правах и  свободах человека. А если мы учим уважать  других людей, необходимо научить воспринимать другого как равного себе, сформировать с опыт такого поведения, которое не ущемляет чужие права, а наоборот, учитывает общие интересы.

Дети 5-7 лет осваивают элементарные нормы, которые они сами могут реализовать или почувствовать реализацию этих норм со стороны других людей ( право на имя, право на труд и т.п)

Для объяснения сущности прав человека можно использовать литературные произведения различных жанров: стихи, рассказы, были («Посидим в тишине» Е. Благининой, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Филипок»  Толстого и др.). Можно использовать сказки, но только те, которые специально созданы для ознакомления с правами человека, как, например, приключения Маленького Человека из книги «Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых» А. Усачева; цикл про девочку

 по имени Светик («Как Светик

получила свою фамилию и имя», «Как Светик росла» и др. из книги

«Права детей в сказках, рисунках и вопросах» А. Лопатиной и

 М. Скребцовой). Литературное произведение является основой или стимулом для организации познавательных и этических бесед с детьми. Дети включаются в обсуждение ситуаций, основанных на их личном опыте, учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения. Такие беседы находят эмоциональный отклик в душе ребенка, умение анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений. Наглядный материал (картинки с пояснениями ситуаций и поступков из жизни) облегчает детям восприятие событий, явлений или норм, которых не было в личном опыте и они не могут непосредственно вспомнить. Зрительный образ способствует   усвоению абстрактных понятий (право на жизнь, право заниматься искусством и участвовать в творческой жизни, право на чистоту окружающей среды).  В правоотношения, для реализации прав и обязанностей, вступают человек, соблюдающий и уважающий свои права и права других людей.                                        

Используя литературные       произведения, следует задуматься о                

б  адекватности, иллюстраций  сопровождающих текст. Картинки,

должны быть сюжетными, правильно раскрывать суть права или

обязанности, изображены на них должны быть люди – взрослые и дети.  Они позволяют не только проиллюстрировать статьи   Конвенции, но и придать    каждому осознать важность прав и        обязанностей детей и предоставить

возможность применить лученные знания в жизни. Когда у детей уже сформировали представления о правах и обязанностях, они охотно используют знания в сюжетно –ролевых и театрализованных играх. Потенциал развития ребенка в области правового развития значительно выше, чем принято считать. Уже в таком возрасте можно существенно  активизировать интересы в области прав ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, развитию доброжелательного отношения у своим родным, близким и окружающим людям.

Важный элемент правового воспитания дошкольника – укрепление семейных связей, поскольку эмоциональное благополучие ребенка в основном зависит от отношений между членами семьи. Свои права ребенок отражает в сюжетно ролевых играх: Позволяйте детям шутить и смеяться, Шалить и фантазировать, Наряжаться и подражать. Добавьте свою заинтересованность и внимание и понимание, Чувство юмора, эмоции и душевность. Научитесь строить свое отношение с ребенком так, чтобы он чувствовал себя открытой и жизнерадостной личностью осознающей свое достоинство, легко и с удовольствием решал сложные вопросы по правам и обязанностям ребенка в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие « Ознакомление детей с основными документами, защищающими права человека и их содержанием» (подготовительная к школе группа)

Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы по правовому воспитанию....

ознакомление детей дошкольного возраста с организмом человека

методические рекоендации в помощь педагогам ДОУ по осуществлению познавательного развития детей, формированию  определенной суммы знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, по закреплению...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...