программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Тропинка"
рабочая программа (окружающий мир) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная авторизованная программа «Тропинка» разработана на основе государственной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т.И. Гризлик – М.: Просвещение, 2004 для детского сада
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Коренное изменение ценностных ориентиров жизни народа, фальсификация фактов истории России привела к снижению духовности. К сожалению, привычными стали такие явления как: проституция, наркомания, преступные группировки, террористические акты, беспризорность детей при живых родителях. Финансовые вопросы, вопросы трудоустройства оказались серьезным испытанием в проверке семей на крепость. Неполные семьи, одинокие и несовершеннолетние матери – обыденное понятие в современной жизни.
В наше время идет поиск путей духовного возрождения России, поэтому стало очень актуальным обращение к опыту православной педагогики. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании воспитания и образования. Причем, важна связь воспитания и образования с конкретной культурно-исторической традицией. А это вызывает необходимость синтеза государственного, народного, национального воспитания и образования и тысячелетней православной традиции России.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям. Культура, традиции являются источником мудрости народной, доброты, творчества и красоты. Сегодня мы мало знаем о жизни своих предков, о своих корнях. Но чтобы не уподобиться «Иванам, родства не помнящих», необходимо по крупицам собирать образцы народного творчества, дошедшие до нас из глубины веков.
Щадя чувства не православных верующих и атеистов, в своей работе мы пытаемся использовать богатый духовный опыт русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового. Главным является систематичность деятельности по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, ее взаимосвязь с занятиями и проведению православно-ориентированных праздников.
Церковь считает, что именно в младенческий период (до семи лет) ребенок особенно хорошо чувствует Божественную атмосферу, чистоту, тянется к ней. По словам святителя Феофана Затворника: «Спаситель в образец веры и жизни ставит дитя. Простота веры рождает простоту жизни. Из той и другой происходит образцовый строй нравственный. Впустите сюда умствование – оно произведет разлад внутри и под видом лучшего устроения дел всю жизнь расстроит». И начинать нужно с создания климата доброжелательности, доверия и любви.
Дети, в силу своих особенностей, наиболее восприимчивы к негативным воздействиям современного общества. Государство и Православная Церковь, не смотря на то, что церковь отделена от государства, ставят перед собой единую задачу восстановления духовных традиций семьи. Гармоничная, добродетельная семья, освященная Церковью и любовью, есть та среда, где формируется будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие. Именно в крепкой семье, в первые годы жизни ребенка, закладываются основы духовной культуры. Велика роль родителей – первых наставников в духовно – нравственном воспитании детей.
Элементы православной культуры стали особенно популярным направлением в современном образовании в силу своего огромного воспитывающего и развивающего потенциала, высоких духовно-нравственных и гражданских ориентиров, перспективных и созидательных для развития отечественной культуры.
Сложно после стольких лет безверия возрождать духовное начало, восстанавливать утраченные традиции. Но благодаря тому, что многое и основополагающее было сохранено, мы имеем возможность, очень аккуратно, стараясь не задеть ничьих чувств, осуществлять такую важную в воспитательном отношении работу в направлении духовно-нравственного развития с православным ориентированием и детей, и себя, и родителей.
Цели программы « Тропинка»
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
- Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
- Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Краснодарского края, Тбилисского района, России.
- Стремление возродить традиции семейного воспитания.
- Способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей,
- Воспитывать такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Любить всех и каждого, быть примером для других , не на словах, а на деле, избегать зла, быть довольным тем, что имеешь, уметь просить прощение за дурные поступки, поступать честно, правдиво, никогда не делать другим того, что не хотел бы сделать себе.
Задачи программы
- Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу.
- Приобщение детей к традиционным духовно – нравственным ценностям России, знакомство с православной культурой.
- Пробуждение таких чувств как долг, ответственность, патриотизм, гражданственность , совесть, стыд, вера.
- Формировать морально – нравственную позицию личности, выражающуюся в готовности справедливо оценивать совершаемые поступки.
- Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
6. Содействовать целостному духовно – нравственному и социальному развитию личности ребенка дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно – нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимопомощи).
7. Развивать нравственное сознание.
8. Развивать эмоционально - волевую сферу личности ребенка.
9. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
Основные направления в работе по программе
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
- Воспитательно - образовательное (праздники, игры подвижные и назидательные, сюжетно – ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
- Культурно – познавательное (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр фильмов и диафильмов).
- Нравственно -трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и группового участка, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам.
- Работа с семьёй.
Ожидаемый результат
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему.
- Формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Субъективно психо-эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Основные характеристики деятельности.
- В кружке дети получают элементарные сведения о народных православных традициях, об исторических личностях канонизированных русской православной церковью, знакомятся с патриотической и духовной музыкой, русским зодчеством, работами русских художников. Знакомятся с историей православной и казачьей культуры нашего края. Проводятся консультации для воспитателей, родителей, организовывались выставки детских работ.
- Сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания, интеграция духовно- нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
- Программа расчитана на три возрастные группы: с4 до 5 лет, с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, а также к уровню развития ребёнка.
Основные направления в работе по программе.
- Духовно-образовательное-(занятия, беседы, устные поучения).
- Воспитательно - образовательное- (праздники, игры подвижные и назидательные, сюжетно – ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
- Культурно – познавательное- (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр фильмов и диафильмов).
- Нравственно -трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и группового участка, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам.
- Работа с семьёй.
Методы, используемые для реализации программы.
- Наглядный метод:
- чтение педагогом рассказов
- экскурсии в картинную галерею, музей, библиотеку
- наблюдений
- показ сказок(педагогом , детьми)
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов
- проведение дидактических игр - моделирование сказок
- Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- Чтение литературных произведений воспитателем
- Чтение стихотворений детьми, воспитателями
- Беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя
- Ответов на вопросы педагога, детей
- Проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно- ролевые , дидактические, игры драматизации и др.)
- Сообщение дополнительного материала воспитателем
- Загадывание загадок
- Рассматривание наглядного материала
- Рассказывание детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок
- Ситуации из личного опыта
- Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
- Чтение литературных произведений родителями
- Практический метод используется когда необходимо:
- Организовать продуктивную деятельность
- Провести игры (строительные , дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки
- Приготовить с детьми различные блюда (овощные или фруктовые и др.)
Содержание и формы работы с детьми.
- Диагностика знаний детей о духовно- нравственных ценностях.
- Э кскурсии, целевые прогулки.
- Посещение музеев, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
- Просмотор слайдов , диафильмов.
- Знакомство с историей церкви, часовни,внешним убранством, внутренним убранством,посещение.
- Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
- Беседы о правилах поведения в православном храме, объяснение заповедей Божиих .
- Рассказы об( Иисусе Христе,богородице, Святых).
- Чтение художественной(художественной литературы литературы по духовно-нравственной тематики)
- Прослушива(духовной музыки,колокольных звонов, колыбельных песен)
- Творческая художественная деятельность детей.
- Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.
- Этические беседу.
- Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.
- Опыт семейного воспитания :
-рассказы о семейных традициях,реликвиях, взаимоотношениях,
-оформление наглядно- иллюстрационного материала «Моя семья», совместные творческие работы детей и родителей.
-создание в детском саду мини –музея, выставки фото- материалов,семейных альбомо.
-составление сборников рассказов детей по данной тематике
16. Проведение именин в детском саду.
17. Прове дение совместных праздников.
18.Детская благотворительность.
Формы работы с родителями.
-родительские собрания
-лектории для родителей
-открытые показы воспитательно-образовательного процесса
-вечера вопросов и ответов
-проведение совместных учебных мероприятий( выставки, конкурсы,родительские семинары-собеседования на диалоговой основе)
-факультативные занятия совместно с родителями: анкетированиеи тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции духовно- нравственного воспитания в семье- индивидуальные консультации специалистов
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей,папки-передвижки,выставки детских работ,дидактических игр, литературы,экскурсий
-обобщение и распространение опыта семейного воспитания
-совместные с родителямипраздники,спектакли, именины
- оказание помощид/с в эколого-краеведческой работе
-помощь родителей детскому саду(облагораживание территории , участие в подготовке к праздникам,мелкий ремонт,хозяйственные работы.
Предполагаемый результат.
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души,внутреннего мира к Высшему.
- Формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе,иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и со радование.
- Субъективно психо- эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма,потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры,знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Программа может быть использованна как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами ),так и отдельно блоками.
Сравнительный анализ анкетирования родителей:
№ | Вопрос анкеты для родителей | Начало учебного года | Конец учебного года |
1. | Говорит ли ваш ребенок с вами по «душам»? Делится ли с вами секретами? | ||
2. | Есть ли у вас общие занятия, увлечения? | ||
3. | Умеет ли рассуждать ваш ребенок? | ||
4. | Способен ли ваш ребенок уйти с «головой» в интересующее его занятие? | ||
5. | Уверенно ли чувствует себя ваш ребенок в общении с посторонними сверстниками и взрослыми? |
Показатели уровня развития детей в процентном соотношении:
№ | Виды диагностики | 2005 – 2006 | 2006 – 2007 | ||||
Группа | Группа | ||||||
обычная | эксперимен- тальная | обычная | эксперимен- тальная | ||||
1. | Словарный запас | 24,3% | 23,8% | 53,8% | 85% | ||
2. | Речевой этикет | 4,5% | 4,5% | 41,8% | 73% | ||
3. | Культура взаимоотношений | 10,5% | 10,5% | 69% | 83% | ||
4. | Связная речь | 14% | 14% | 69% | 92% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников
Программа по развитию духовно - нравственности в детском саду...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель реализации программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой»
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой» (для детей дошкольного возраста 4-7лет, срок реализации 3 года)...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...