учебно-методическое пособие по патриотическому воспитанию
материал по окружающему миру на тему
В данном материале представлены проекты по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебно-методическое пособие | 50.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт – Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
Институт детства.
Центр педагогического детства.
Учебно-методическое пособие:
«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края – Красного Села».
Выполнил:
Воспитатель ГБДОУ ЦРР д/с №48 Красносельского района
Грибакина Татьяна Петровна
Санкт - Петербург 2011 г.
Содержание.
Введение …………………………………………………………………………………………………………………3
Актуальность темы…………………………………………………………………………………………………..3
Цель проектов. Задачи. Подготовительный этап……………………………………………………4
Предполагаемый результат…………………………………………………………………………………….5
Проект «Мой дом, детский сад – моя маленькая Родина»………………………………….6
Содержание работы (младший и средний возраст)………………………………………………7
Проект «Моя малая Родина – город Красное Село»……………………………………………10
Содержание работы (старший дошкольный возраст)….……………………………….…….11
Заключение …………………………………………………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………………………………………………………….17
Введение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета.
Считается нормальным уклониться от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ или иметь одного ребёнка. Мы начинаем спокойно относиться к повсеместному открытию сиротских приютов для детей живых родителей…
Социально-экономические инновации вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. У детей искаженные представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Это предполагает формирование у подрастающего поколения и высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Актуальность темы:
Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Осознавая важность дошкольного периода («всё начинается с детства»), решила повысить качество работы по патриотическому воспитанию наших детей. Готовясь к 290-летию г. Красное Село, отметила низкий уровень знаний о прошлом и даже настоящем нашего небольшого города как у детей, так и у взрослых. Этот горький факт вызвал необходимость разработать проекты по знакомству наших воспитанников с их малой Родиной – Красным селом.
Цель проектов:
Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного края (Красного Села, Красносельского района).
Задачи проектов:
- Воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть истории вокруг себя (в домах, которые окружают детей, в предметах быта, в названиях улиц…).
- Приобщать к культуре, традициям красносёлов, петербуржцев.
- Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, сопереживание, взаимовыручку, трудолюбие.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
- Воспитывать бережное, эмоционально-поэтическое отношение к природе.
Подготовительный этап:
- Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях Красного Села, Красносельского района приобрести и изучить литературу.
- Сделать подборку фотографий достопримечательных мест.
- Подобрать материалы о знаменитых людях, чьи имена связаны с Красным Селом (А.Ф.Можайский, А.Типанов, А.Суворов и др.).
- Собрать и систематизировать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери и Родине.
- Оснастить предметно-развивающую среду в группе, изготовить атрибуты для игр:
6. Продумать тематику экскурсий, походов.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, домом; с удовольствием идти в детский сад.
- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
- Место проживания: город, область; знаменитых людей, чьи судьбы связаны с Красным Селом ; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;
- Должны знать природу Красного Села;
- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Проект «Мой дом, детский сад – моя маленькая Родина».
Актуальность:
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Цель:
Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Содержание работы:
Участники: дети, родители, воспитатели (младший и средний возраст).
Основные виды деятельности. | Название. |
Игровая. |
- «Семья», - «Детский сад», - «День рождения», - «Путешествие». 2. Дидактические игры: - «Помощники в семье», - «Моя комната», - «Как мы живём в детском саду», - «Кто работает в детском саду», - «Найди предметы», - «Кто, где живёт?», - «Опасно – безопасно» 3. Коммуникативные игры: - «Назови ласково», - «С днём рождения» - «Угадай по голосу…», 4. Театрализованные игры: - Этюды (дедушка и бабушка – весёлые, грустные, сердитые), - Мимические этюды (животные, птицы), - Игра-драматизация: С.Маршак «Перчатки», р.н.с. «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», потешки «Кисонька-Мурысонька…», «Красная шапочка». - Игровые упражнения. 5. Строительные игры: - «Дом для матрёшки», - «Детский сад», «Магазин» и др. - «Грузовая машина», - «Улица». 6. Подвижные игры: - «Пузырь», - «Колпачок», - «Теремок». 7. Игры с родителями. |
Коммуникативная. |
- На кухню. Знакомство с трудом повара. - В прачечную. Знакомство с трудом прачки.
- «С кем я живу», - «Где я отдыхал летом», - «Мой папа, мама, бабушка, дедушка», - «Как мама шила платье, вязала шапочку», - «Как папа делал кормушку, чинил стул», - «Как няня моет посуду…» |
Трудовая. |
|
Познавательно – исследовательская. |
- «Моя семья», «Петушок и его семья», «Дружная семейка». 2. «Театр – шитьё платья, вязания шапочки» мамами воспитанников. 3. «Театр – изготовление кормушки, ящика для посадки фасоли, починки стульчика» родителями (папами) воспитанников. 4. Целевые прогулки: - «Улица нашего детского сада», - «Дома на нашей улице», - «Растения на участке детского сада», - «Виды транспорта». |
Продуктивная. |
- «Животные: птицы, кошка, лошадка и др.» - «Деревья и цветы» 2. Аппликация: - «Птицы», - «Машины», - «Бусы на ёлку», - «Платочек в подарок маме», - «Деревья в разные сезоны», - «Скотный двор». 3. Рисование: - «Птицы», - «Деревья: высокое дерево, елочка, лес», - «Цветы», - «Декоративное». |
Музыкально –художественная. |
- «Мамин день», - «Новый год» 2. Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме, о папе. 3. Прослушивание песен о дружбе и др. 4. Развлечения. |
Чтение художественной литературы. |
|
Взаимодействие с семьёй. |
- «Театр - показ трудовой деятельности (шитьё, починка, изготовление и др.)» - Развлечения: спортивные, музыкальные, театрализованные. 4. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, фотовыставок на темы: семья, детский сад, праздники. |
Проект «Моя малая Родина – город Красное Село».
Актуальность:
Воспитание любви и уважения к родному городу Красное Село является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Цель:
Дать детям представления о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи:
- Дать представления детям о родном городе, истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, предприятиях, их вреде и пользе, экологической ситуации в городе.
- Познакомить с именами тех, кто прославил город.
- Знакомить с боевой славой Красного Села.
- Расширить представления детей о флоре и фауне города. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Участники: дети, родители, воспитатели (старший дошкольный возраст).
Содержание работы:
Основные виды деятельности. | Название. |
Игровая. |
- «Путешествия», - «Магазин», - «Ферма», - «Пожарная часть», - «Театр», - «Ярмарка», - «Почта» (на знание адреса дома и детского сада). 2. Дидактические игры: - «С какого дерева лист», - «Кто лишний», - «Когда это бывает», - «Кому, что нужно», - «Кто здесь живёт», - «Что сначала, что потом», - «Узнай по описанию», - «Следопыт», - «Что где растёт» - «Птицы, звери, рыбы». 3. Развивающие игры: - «Разрезные картинки» (выкладывание достопримечательных мест Красного села из «мозаики»), - «Пройди по городу» (макеты), - «Помоги добраться до указанного места» (лабиринты, карты схемы ближайших к детскому саду улиц). - «Математический планшет», - «Блоки Дьенеша». 4. Строительные игры: - «Строим улицу, город», - «Путешествие по городу» 5. Театрализованные игры: - Этюды: изображение характеров разных героев, - Игры-драматизации по русским народным сказкам, по сказкам А.С.Пушкина (отрывки), «Под грибом» В.Сутеева, - Игра-инсценировка «Кошкин дом». 6. Русские народные подвижные игры разной подвижности. |
Коммуникативная. |
- По детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. - По городу Красное село (к памятным местам, возложение цветов). - В пожарную часть. - В библиотеку. - На почту. - На ферму. - В Красносельский музей авиации. - К водоёму – озеру Безымянному. - В школьный музей. - Приглашение учащихся музыкальной школы. 8. Рассказы воспитателя о городе Красном Селе (о традициях, боевом прошлом, о символике, о Красносельских манёврах). 9. Составление рассказов: - «Город, в котором я живу», - «Памятные места», - О членах семьи из личного опыта, - по темам экскурсий. 10. Участие в городских мероприятиях. |
Трудовая. |
- «Помощь малышам» (изготовление предметов из бумаги, бросового материала в подарок детям младшей группы для игр и другой деятельности). - Изготовление макетов зданий. 4. Дежурство, труд в уголке природы, на участке, хозяйственно-бытовой труд. 5. Трудовые поручения в группе и дома. |
Познавательно – исследовательская. |
|
Продуктивная. |
- изготовление праздничных открыток, - изготовление панно «Моя семья», - изготовление панно «Мой город – Красное Село» 3. Рисование: - Портрета «Мой лучший друг», «Моя мама», - на тему «Мой любимый детский сад», «Мой город», «Моя Родина», «Времена года», - раскрашивание символики города Красное Село, - рисунки схем взаимосвязей между трудом людей различных профессий, - рисунки моделей различных видов трудовой деятельности. 4. Изготовление подарков мамам, папам, ветеранам, солдатам и др. 5. Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад). 6. Изготовление альбомов: -«Книжка про маму», «Письмо Деду Морозу» |
Музыкально – художественная. |
|
Чтение художественной литературы. |
|
Взаимодействиё с семьёй. |
- «Что? Где? Когда?» (подготовительная группа – родители), - «Знай и люби свой город» (д/с – школа).
- праздники, экскурсии с родителями. 7. Привлечь родителей к сбору краеведческого, познавательного материала о Красном Селе, Красносельском районе. 8. Провести семинары – практикумы: «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края»; 9. Проведение консультаций, «круглых столов» на темы: - роль родителей в воспитании любви к родному краю, - куда повести малыша в выходной день, - нужно ли рассказывать детям о своих любимых местах Красного Села, Санкт – Петербурга, России. |
Заключение.
На мой взгляд, очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом)
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение , местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то ,что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение воинской части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.
Работа с детьми по ознакомлению с Красным Селом, родным городом, ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства, фотоальбомы экскурсий).
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников выполняется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду организуются выставки семейных коллекций, изготовляются различные макеты, проводятся совместные праздники, походы выходного дня в памятники природы. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города.
Литература.
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – ил. – (Внимание: дети!).
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
- Во славу Отечества: (к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): [сборник] / Администрация Красносел. р-на Санкт-Петербурга. Совет ветеранов р-на, Акад. Воен.-ист. Наук (С.-Петерб. Отд-ние); [ ред. – И. Д. Ходанович, проф., акад. Акад. воен.-ист. наук]. – СПб.: Береста, 2005.
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной – М.: Просвещение, 1988.
- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А, Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Истоки русской народной культуры в детском саду. / Авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Крылова Н. М., Иванова В. Т. Детский сад – Дом радости. Научно-методические пособия для специалистов дошкольного и предшкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, домашнего воспитания ребёнка. /Н. М. Крылова, В. Т. Иванова; Перм. Гос. Пед. Ун-т.- Пермь,2011.
- Кутьина Н. Б. Программа «Ребёнок в ХХI веке. Воспитание культурой». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Любимые детские игры (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) / Сост. Г. Н. Гришина. – М.: ТЦ «Сфера», , 1997. – (Серия «Вместе с детьми»).
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Очерки истории Красного Села и Дудергофа. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. Под редакцией АтапинаС.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию в ДОУ с краткой аннотацией литературы
Облегчает поиск необходимой информации для воспитателей...
Презентация "Сборник учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию в ДОУ"
В данном пособиии представлены дидактические игры и игровые пособия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Картотека для воспитателей Учебно-методические пособия по патриотическому воспитанию
Картотека для воспитателей "Учебно-методические пособия по патриотическому воспитанию"...
Учебно-методическое пособие по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Лубочный театр на Нижегородской ярмарке»
Работа содержит описание опыта разработки, создания и применения учебно-методического пособия для формирования основ патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста...