Краеведческая игра "Удивительный город"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
25 апреля 2012 года
Краеведческая игра «Удивительный город» (дети подготовительной группы, их родители)
(Основа – игра «Крестики-нолики»)
Две команды по 10 человек: дети и их родители
Капитаны команд:
Дети –
Родители –
Девиз команд: (приветствие)
Темы игры: их девять – столько, сколько клеток на игровом поле.
1. Историческое прошлое «Садовая улица».
2. Имя города
3. Парки города.
4. Императорский Царскосельский Лицей.
5. Пушкинские места города.
6. Памятники воинской славы.
7. Лицейское братство.
8. Сказки А.С.Пушкина.
9. Чтение стихов А.С.Пушкина.
По каждой теме 2 вопроса, ответы однозначные, краткие.
Жеребьевка – «Х», «О»
Первый ход –«Х»
В результате правильного ответа команды, клетка с темой на карте игры закрывается табличкой «Х» или «О». Если ответ неправильный, тема на карте не закрывается, ход переходит другой команде. Ходить можно по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Выигрывает та команда, у которой три правильных ответа по горизонтали, или по диагонали, или по вертикали. Играют до тех пор, пока все клетки карты игры не будут закрыты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
25 апреля 2012 года
Краеведческая игра «Удивительный город» (дети подготовительной группы, их родители)
(Основа – игра «Крестики-нолики»)
Две команды по 10 человек: дети и их родители
Капитаны команд:
Дети –
Родители –
Девиз команд: (приветствие)
Темы игры: их девять – столько, сколько клеток на игровом поле.
1. Историческое прошлое «Садовая улица».
2. Имя города
3. Парки города.
4. Императорский Царскосельский Лицей.
5. Пушкинские места города.
6. Памятники воинской славы.
7. Лицейское братство.
8. Сказки А.С.Пушкина.
9. Чтение стихов А.С.Пушкина.
По каждой теме 2 вопроса, ответы однозначные, краткие.
Жеребьевка – «Х», «О»
Первый ход –«Х»
В результате правильного ответа команды, клетка с темой на карте игры закрывается табличкой «Х» или «О». Если ответ неправильный, тема на карте не закрывается, ход переходит другой команде. Ходить можно по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Выигрывает та команда, у которой три правильных ответа по горизонтали, или по диагонали, или по вертикали. Играют до тех пор, пока все клетки карты игры не будут закрыты.
Вопросы к игре «Крестики – нолики»
I. Улица Садовая. (отвечают дети)
1) Назовите самые старинные здания на улице Садовой (Кавалерские домики, Лицей)
2) Назовите памятник воинской славы, который находится на улице (Лицейская арка, Триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам»)
II. Лицейское братство.
1) Покажите лицеистов - друзей А.С.Пушкина (Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер)
2) Какое стихотворение читал А.С. Пушкин в 1815 году на экзамене по словесности? («Воспоминание о Царском селе»)
Прочитать отрывок
III. Имя города. (отвечают дети)
1) В каком году основан наш город? (В 1710 году) (История города уходит в далёкое прошлое, в конце XVII – начале XVIII вв. на высоком холме в 25 верстах от Петербурга, существовала небольшая усадьба, по-фински называлась Саари-мойс «мыза на возвышенности», а по-русски – Саарская мыза. Территория эта исконно русская, входила во владения Великого Новгорода. В XVII веке балтийское побережье и приневские земли были захвачены шведами. Лишь в результате победоносной войны Россия смогла вновь вернуть свои территории. Саарскую мызу Петр I отписал (подарил) своей жене Екатерине Алексеевне. Вскоре мыза стала называться Саарским, а позднее Царским Селом. В 1717 году началось строительство дворца «каменных палат о 16 светлицах». Окончено в 1723 году. Архитекторы М.Земцов, Квасов, Чевакинский, Растрелли.
2) Почему и когда Царское Село было переименовано в Детское Село? (В 1918 году) До 1917 года Царское Село оставалось загородной резиденцией царей. После революции и отречения Николая II от трона, город был отдан детям: открылось много детских домов, санаториев. Детвора заполнила старинные парки. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село.
3) Когда и почему Детское Село было переименовано в город Пушкин (В 1837 году) Город приобрёл особое значение как историко-художественный и литературный памятник. В 1937 году, в стране отмечалось 100-летие со дня гибели А.С.Пушкина, Детскому Селу было присвоено имя великого поэта.
IV. Парки города. (родители)
- Назовите все парки города Пушкина. (Екатерининский, Александровский, Баболовский, Нижний, Буферный)
- Назовите парки дворцово-паркового ансамбля
(Екатерининский и Александровский (фотографии Екатерининского и Александровского Дворцов)
а) В основу Екатерининского парка входят Старый Сад и пейзажный Английский парк. Старый сад единый ансамбль с мраморной и свинцово-золоченой скульптурой. В нём построены павильоны: «Эрмитаж», «Грот», «Верхние и Нижние ванны», «Эрмитажная кухня»; «Турецкая баня», «Мраморный (палладиев) мост», «Адмиралтейство», «Готические ворота», «Зал на острову», «Турецкий каскад», «Башня – руина», «Скрипучая беседка», фонтан «Девушка с кувшином», «Кухня – руина» - это все пейзажный парк. Английский сад расположен южнее старого сада. Он граничит с городской постройкой. Создавался по планам архитектора В.И.Неелова. В пейзажном парке создано множество насыпных холмов и искусственных водоёмов. Прогулка по саду позволяет познакомиться с работами многих архитекторов XVIII-XIX вв.: В.И.Неелов «Адмиралтейство», «Палладиев мост», Ю.М. Фельтен «Башня – руина», «Скрипучая беседка»; Дж. Кваренги «Концертный зал», «Кухня – руина»; Монигетти «Турецкая баня».
б) С западной стороны Екатерининского Дворца начинается Александровский парк. Он расположен на месте бывшего зверинца и получил своё название с появлением Александровского Дворца. Состоит он из регулярного Нового сада и пейзажного парка.
Центр Нового сада – квадратный участок, со всех сторон ограниченный Крестовым каналом. Посередине проходит тройная липовая аллея.
В самом центре планировался бассейн. Сейчас здесь установлен памятник борцам революции и героям гражданской войны. В малых квадратах сада расположены куртина «Грибок», гора «Парнас», Китайский театр и два пруда «Озерки» с искусственными островками.
Пейзажный участок парка создал мастер И. Буш в 1790 гг. Входят три пруда и живописные холмы в неоготическом стиле: Шапель, Арсенал, Белая башня.
- Назовите парк, который по праву считают пантеоном русской воинской славы (родители)
- Екатерининский парк
В память военных побед в Старом саду и Английском парке Е.п. ставят различные мемориальные сооружения. Они призваны напоминать о военной славе России. (Перечислить и показать фото)
а) «Морейская колонна» (1771) в честь победы русского флота над турецкими у полуострова Морея в Средиземном море в 1770 г., архитектор Ринальди.
б) Чесменская колонна (архитектор А. Ринальди) – памятник трем победам русского флота: Хиосской, Чесменской и Митиленской, одержанным в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
в) «Кагульский обелиск» (А. Ринальди» - памятник победы русских войск на реке Кагул. Расположен рядом с Собственным садиком.
г) Ворота «Любезным моим сослуживцам» (архитектор В. Стасов) посвящены победам России в Отечественной войне 1812 г. Лаконическую надпись придумал сам Александр I.
V. Памятники воинской славы (дети)
1) Как называется триумфальная арка на пути из Петербурга в Москву через Царское село?
Триумфальная арка – это арка о здания Лицея ко Дворцу. Через неё весной и летом в 1812 году ежедневно шли войска русской армии.
Иван Пущин писал:
«События 1812 года отразились на нашем детстве»
А.С.Пушкин Писал:
«Вы помните: текла за ратью рать
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шёл мимо нас…»
Дорогу называли – дорога войны и дорога победы.
VI. Пушкинские места в нашем городе. (дети)
1)Назовите памятники в Царском Селе, воспетые А.С.Пушкиным в своих произведениях.
«Здесь каждый шаг в душе рождает воспоминанья прежних лет…»
(чтение отрывков и показ фото)
а) Камеронова галерея «А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам…»
б) «Девушка с кувшином», фонтан «Молочница»
«Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок,
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печально сидит»
в) «Кагульский обелиск»
«В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой…»
г) Чесменская колонна
«Окружен волнами,
Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник, ширяяся крылами,
Над ним сидит орел младой…»
2) (стихотворение наизусть)
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне…»
2) Назовите памятники А.С. Пушкину в нашем городе. (родители)
а) Памятник А.С.Пушкину в Лицейском садике (скульптор Р.Р.Бах 1900 год к 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина
б) Статуя А.С.Пушкину напротив Египетских ворот при въезде в город в 1937 г в 100 летнюю годовщину со дня смерти поэта (скульптор Л.А. Берштам )
VII. Императорский Царскосельский Лицей
- Символика лицейского герба, год открытия (дети)
(В 1811 году был открыт Императорский Лицей. Закрытое учебное заведение для подготовки юношества, предназначенного в важным частям службы государственной. Разместился в 4-хэтажном флигеле Екатерининского Дворца.)
Фото герба «Для общей пользы» изображены «Принадлежности наук и словесности: сова – символ мудрости: лира-поэзия; дубовый венок – сила, лавровый – символ славы.»
Медаль для выпускников Лицея под лирой на полу развернутом свитке - фамилия, получившего медаль и год выпуска
- Покажите директоров Лицея. (фото)
(В.Ф.Малиновский, со дня открытия до 1814 года Е.А.Энгельгард с 1816 г.)
VIII. Сказки А.С.Пушкина
- Назовите все сказки поэта.
2. Какая сказка была написана в Царском Селе? Где? («Сказка о царе Салтане…»)
3. Какой персонаж находится на крыше дом по улице Пушкинской напротив Дачи Китаевой? (Золотой петушок)
IX. Стихи А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева (отрывки)
Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою
Как бы дремотою объят,
И белокрылые виденья
На тусклом озере стекле,
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…
И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров –
И сад темнеет, как дубрава,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…
Ф. Тютчев
Царское Село - город, на улицах которого можно увидеть живую историю нашей страны. Каждая из великих эпох оставила свой отпечаток, свою неповторимую красоту.
История создания «Воспоминание» в октябре – ноябре 1814 года
Когда стало известно, что на экзамене в Лицее будет присутствовать Державин, Пушкину предложили написать достойное стихотворение такого события. А.с.было тогда 15 лет.
Экзамен состоялся 8 января (20.01) 1815 года. Старик Державин был очень утомлен от экзамена, но когда вышел Пушкин, он оживился, слушал внимательно и с удовольствием. (фотографию показать)
По окончанию декламации Державин воскликнул «Я не умер! Вот, кто заменит меня!»
Одобрение Державина произвело огромное влияние и на самого Пушкина. Он неоднократно возвращался к нему в своих произведениях, одно из них «Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.»
Эта фраза стала крылатой
(видео на 4.15 мин. С видами Царского Села, музыка, читаю отрывок)
Прекрасный царскосельский сад,
Где льва сразив почил орел России мощный
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росе вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачным брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветра слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах;
И тихая луна, как лебедь величавый
Плывет в сребристых облаках.
Воспитатель: Кобец Марина Николаевна
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Царское село всегда считалось одним из красивейших пригородов Санкт-Петербурга. Почему же так изысканно он красив? Здесь, на протяжении двух столетий находились резиденции российских монархов.
И это, в первую очередь, прекрасные дворцы, парки и здания Царского Села. Юные царскосёлы, живущие в этом городе, должны знать свой город, любить его и чувствовать себя его частицей.
Все мы знаем, как важны первые годы жизни маленького человека для развития основ его личности. Процесс познания у ребёнка происходит эмоционально практическим путём. Педагог развивает у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональную отзывчивость, чувство удивления и чувство радости познания окружающего мира. Эмоциональная отзывчивость у детей особенно активно развивается в процессе приобщения к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Музейные экспонаты, достопримечательности городского и садово-паркового пространства Царского Села станут одним из средств воспитания личности ребёнка. Этому способствуют занятия-загадки, занятия-открытия, прогулки с родителями по городу и паркам, маршрутно-образовательные прогулки, где идёт знакомство с памятниками культуры города.
В связи с этим особое значение приобретает следующая цель – содействие развитию способности детей к личностному восприятию художественных ценностей окружающей действительности. Способом достижения этой цели является краеведческая работа в детском саду.
Главными целями краеведческой работы являются:
- Изучение города как окружающей нас реальности, как среды обитания, отмеченные печатью исторической судьбы и культурных традиций.
- Воспитание гражданского достоинства, стиля поведения, трепетного отношения к прошлому, установление связи между поколениями.
- Формирование осознанных представлений об уникальности зданий и памятников города, об исторической значимости в Российской культуре.
Краеведение – широкое понятие, представляющее из себя синтез трёх основных факторов, определяющих развитие личности и индивидуальности ребёнка, а именно:
- культура и искусство;
- природа;
- человек.
Именно эти факторы являются ориентирами в выборе направлений эколого-краеведческого образования дошкольников (ознакомление детей с природой и географией края; ознакомление с культурным наследием и традициями края, его этнографией).
Направления интегрируются и способствуют становлению у ребёнка:
- социального и творческого мышления;
-экологически-грамотного поведения;
-навыков общения и саморегуляции;
-культуры чувств и созидательного, гуманного отношения к окружающему.
В результате обеспечивается социальное приспособление ребёнка на основе воспитания любви к городу, краю, в котором ты живёшь, чувства национальной гордости и самосознания, уважения ко всему сущему на земле. Именно воспитательный аспект эколого-краеведческого образования имеет решающее значение в становлении и развитии личности.
В этот дидактический комплекс вошли три рабочих тетради:
- Рабочая тетрадь для знакомства с экспозицией «Трактир».
Цель: Дать детям знания о краеведческом музее; дать знания о трактире, его местоположении, назначении в жизни людей. О предметах, которыми пользовались в трактире, о той пище, которую ели в нём.
- Маршрутно-образовательная прогулка «Дворцовая электрическая станция».
Цель: Познакомить детей с промышленной архитектурой, дать знания детям о значении таких объектов для жизни горожан; помочь детям понять, что наличие таких объектов, как электрическая станция, необходимо для обеспечения жизнедеятельности города.
- Маршрутно-образовательная прогулка «Главная площадь г. Пушкина (Царского Села).
Цель: Дать детям знания о площади, что такое главная площадь города, её назначение, все здания на площади построены в ансамбле. Закрепить знания о Гостином дворе – это большой магазин, о его значении для жителей города, откуда пошло такое название магазина.
Рабочие тетради предназначены для детей 6-7 лет, умеющих читать и писать печатными буквами.
При разработке содержания и формы рабочих тетрадей учитывалось:
- опыт детей, который они уже имеют
- их возраст
- Вопросы и задания излагались ясно, кратко и понятно, соблюдая последовательность (логику)
Вопросы и задания излагались таким образом, чтобы ответ каждый ребенок мог найти самостоятельно
- задания в рабочих тетрадях разнообразные
- в домашних заданиях проявить свое творчество.
Практика показала, что такая формы работы для детей наиболее интересна и эффективна, т.к. дети находятся в состоянии поиска, ответы нужно искать в окружающем, многие задания похожи на игру, здесь же есть ребусы, головоломки, загадки, математические задания.
Весь период общения ребенка с источником информации, будь то музейный экспонат, или памятник истории, или архитектурный объект строится на активизации сенсорных каналов. Задания у детей формируется по принципу перехода от простого, понятного – к сложному, но узнаваемому. От утилитарного назначения предмета к символическому значению, восприятию его как произведения искусства. Использование рабочих тетрадей позволяет решить следующие задачи;
1. Научить ребенка самостоятельно работать в городском или музейном пространстве.
2. Научить детей анализировать увиденное, делать выводы.
3. Проверить, закрепить и обобщить материал, полученный ранее по этому вопросу.
4. Развивать у детей познавательные психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
5. Способность развитию любознательности детей.
6. Развивать коммуникативные навыки.
7. Доставить детям удовольствие, получить положительные радостные эмоции от полученных новых знаний.
8. Раскрыть творческий потенциал ребёнка, включая его самого в процесс изобретения чего-то нового на уровне своих знаний.
Применение рабочих тетрадей позволяет использовать потенциал города Пушкин и рассматривать его, прежде всего как среду, способствующую развитию личности и творчеству детей.
Работа с рабочей тетрадью строится по определенному алгоритму.
1. Подготовительная работа в детском саду, которая включает:
- чтение художественных произведений (мифов);
- игры-занятия, которые готовят к тому, что они могут увидеть в музее или городском пространстве (Пример: «Чудо-вещи вокруг нас», «Путешествие в прошлое электрической лампочки»);
- знакомство со справочной литературой;
- рассматривание иллюстраций, слайдов, альбомов книг, гравюр;
- беседы, наблюдение;
- опыты (Пример: зажигание электрической лампочки);
- настольно-печатные игры (Пример: лото «Назови стиль здания», «Для чего построен»).
2. Непосредственное знакомство с объектами, предложенными в рабочих тетрадях. При работе с объектом учитывать следующее:
- путь к тому или иному объекту рассматривается на карте и прокладывается маршрут следования;
- во время движения по городу читаем название улиц, сверяем маршрут с картой, находим здания-ориентиры;
- в музее всегда работаем в одном зале;
- выполнение заданий идёт самостоятельно, педагог лишь помогает, если нужно, советом.
Самостоятельная работа намного полезнее, чем дети слушали бы длинный и не всегда понятный монолог экскурсовода, отвлекались, начинали вести свои разговоры. В диалоге с экскурсоводом всегда участвуют одни и те же дети, которые активные. Не каждый ребёнок легко идёт на контакт с незнакомым человеком.
Детям самостоятельно приходится выполнять самые разнообразные задания:
- работать по карте города, зала музея;
- вспоминать содержание художественных произведений;
- решать ребусы, головоломки;
- отгадывать загадки, рисовать;
- уметь писать ответ печатными буквами, просчитав прежде их количество;
- уметь соотносить рисунки в тетрадях с действительностью;
- выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT
Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...
сценарий познавательно-краеведческого конкурса «Саратов - мой город родной»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 188» «Саратов - мой город родной»(сценарий познавательно-краеведческого конкурса в подготови...
Организация работы по познавательному развитию через экскурсию в краеведческий музей города-курорта Анапа
В ноябре 2013 года подготовительная к школе группа «Почемучки» посетила Краеведческий музей города-курорта Анапа. Экскурсия была организованна совместно с родителями и воспитателями группы Гарматюк И....
План – конспект экскурсии в историко – краеведческий музей г. Полесска «Мой город». Старший дошкольный возраст. Разработан воспитателем 1 квалификационной категории Кокориной Н.С. МБДОУ д/с №1 «Родничок». Г. Полесск, 2014 г. Тема: «История моего города».
Экскурсии по родному городу дают возможность приобщить детей к истории, культуре и традициям малой Родины....
план взаимодействия с краеведческим музеем города
план взаимодействия с музеем краеведения города...
Семейный маршрут «Краеведческий музей города Бабушкин» Имени И. В. Бабушкина
Знакомство детей с музеем, историей родного города....
«ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ города Бабушкин» Имени И.В. Бабушкина. с детьми подготовительной группы «Непоседы»
знакомство детей с историей возникновения города Бабушкина....