Познавательно- творческий проект "Путешествие по Санкт-Петербургу""
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Проект направлен на воспитание любви к родному городу, представляет собой систему работы с родителями и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_proekt.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-творческий проект «Путешествие по Санкт-Петербургу»
Актуальность проекта.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой родине - месту, где родился, к своему городу.
Базовый этап формирования у детей любви к Родине это - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Санкт-Петербург- это город с 300-летней историей и как любой город имеет свои достопримечательности, свои традиции. И одна из важных наших задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребенке. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота.
Цель проекта: создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Санкт-Петербурга , чувство уважения к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
ТИП ПРОЕКТА: информационный, исследовательский, творческий.
информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников);
творческий (дети рисуют, составляют рассказы, поют песни, создают новые правила поведения в общественных местах, в игре - нормотворчество );
исследовательский (исследуют, знакомятся с историй семьи, города)
Сроки реализации проекта: в течение учебного года.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Образовательная:
- Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции, ремесла).
- Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
Развивающая :
1.Развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе.
2.Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.
3.Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово.
2.Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом.
- Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Распределение деятельности между участниками проекта
Педагоги
- Наличие у педагога знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях и т. д.
- Активное взаимодействие с социумом и семьями воспитанников
- Организуют работу по реализации проекта
- Участвуют в презентации и защите проекта
- Организуют выставку проектов
- Оформляют тематические папки по проекту
Дети
- Дети совместно с взрослыми собирают информацию из разных источников
- Высказывают (зарисовывают) свои идеи
- Участвуют совместно с родителями, воспитателями в презентации и защите проектов
Родители
- Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников
- Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы)
3.Совместно с ребёнком готовят презентацию проекта, участвуют в защите проекта.
4.Наличие у родителей знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях и т. д.
Основные направления в работе по реализации проекта:
Речевое развитие, познание, экскурсии в музей, художественно-творческая (рисование, аппликация, лепка), чтение художественной литературы, музыка, трудовая деятельность, здоровье и безопасность.
Принципы реализации проекта:
Принцип личностно-ориентированного общения
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают опыт общения со взрослыми.
Принцип последовательности
Предполагает планирование изучаемого материала последовательно: от близкого к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна)
Принцип наглядности
Широкое представление наглядности: иллюстрации, показ слайдов, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д. с использованием компьютера и мультимедийной системы.
Принцип занимательности
Материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижения результата.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
- Знать названия окружающих улиц.
- Узнавать памятники и исторические места и названия города по картинкам.
- Знать людей, прославивших город, народные промыслы.
- Находить свой город на карте, показывать и называть р.Нева.
- Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
- Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме (с использованием компьютера, интернета)
- Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
- Оформление фотовыставки «Наш любимый город»
- Оформление стенда и презентации «Путешествие по городу».
Основные этапы проекта:
1 этап - подготовительный. Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению; пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, ремеслах, традициях , биографий знаменитых земляков; планирование работы, выбор форм и методов; подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
2 этап – практический. Он включает в себя два направления:
- работу с детьми;
- сотрудничество с родителями воспитанников.
3 этап – оценочный. На этом этапе была проведена диагностика знаний детей о родном городе.
В результате работы над проектом:
- были созданы карта города и микрорайона, где расположен детский сад с использованием мультисистемы.
- коллективная работа детей « Улицы нашего города»
- фото-выставка совместно с родителями «Наш любимый город»
- дети и родители приняли участие в акции «Чистый город».
- Оформление стенда и презентации «Путешествие по городу».
Благодаря работе над проектом дети уточнили уже имеющиеся знания о родном городе, узнали много нового об истории Санкт-Петербурга, знаменитых людях, прославивших наш город, ближе познакомились с культурой и традициями города. Совместная деятельность родителей и детей способствовала расширению кругозора взрослых, укреплению взаимоотношений в семьях, духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения к родному городу.
Этапы реализации проекта | Деятельность участников проекта |
Педагоги | Дети | Родители |
1 этап – организационный | 1.Диагностика уровня нравственно – патриотического воспитания детей 2.Подбор необходимого материала для оснащения развивающей среды в группе 3.Оформить в группах для родителей информационные уголки по теме «Социально-нравственное воспитание детей в детском саду» 4.Подбор дидактических игр по теме патриотического воспитания. 5.Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям на занятиях, во время бесед и в свободной деятельности. 6.Проведение общего родительского собрания; познакомить с темой проекта, домашним заданием для родителей. | 1. Участие в выборе тем проектов. 2.Знакомство с экспозицией «Санкт-Петербург – город-герой» интерактивная книга. 3. Рассматривание тематических альбомов «Мой Санкт-Петербург», «Азбука юного петербуржца», «История Санкт-Петербурга в картинках», «Природа родного края», «День города» | 1. Помощь детям в выборе тем проектов. 2.Подбор фотографий об истории города, из семейных архивов. 3.Просмотр материалов по интернету. |
2. | 2 этап – основной, практический | 1. Составление плана реализации проекта, использование модели «3-х вопросов» (разбор 2-х из них) 2. Проведение бесед и занятий по блокам «Родная семья», «Родной город», «Родная природа», «Родная культура» (традиции). 3.Чтение художественной литературы («Санкт-Петербург. Три века архитектуры» И. С. Храбрый; «Чудесный город» Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева;«Санкт-Петербург» В. Воскобойников ;Санкт-Петербург.Путешествие через века.Книга для семейного чтения Автор: Яковлева Н.А.) 4.Продуктивная деятельность (рисование, аппликация): «Где можно увидеть государственную символику?», «Как я отдыхал со своей семьёй летом», «Улица, на которой я живу», «Наша дружная семья», «Мой дом - моя крепость», «Петропавловская крепость». | 1. Совместно с взрослыми собирают информацию из разных источников. 2.Просмотр интерактивной книги «Санкт-Петербург – город-герой». 3. Фиксирование идей в схеме (зарисовка). 4. Украшают страницы проекта. 5. Составление творческого рассказа «Если бы я был мэром города ,то….» 6. Посещение Государственного музея истории Санкт-Петербурга (детей с родителями.). 7. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Санкт-Петербурге 8.Игры с использованием мультимедийной системы «Угадай-ка», «Дорога к дому». 9.Творческие рассказы: «Город, в котором я живу», «Я хозяин города» 10.Дидактические игры «Я и другие», «Народы России», «Ребята нашего двора». 11.Создание детьми норм и правил поведения в общественных местах, в игре (нормотворчество) 12.Заполнение карты города (отмечаем на карте города места, где побывали) с использованием ИКТ. | 1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников - библиотека, книги, энциклопедии, Интернет, интервью с родственниками. 2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы) 3. Участие в составлении семейных газет «Под крышей дома своего» 4.Фоторепортаж «Наш любимый город»(фотографии основных предприятий, памятников, улиц) 5.Создание семейного проекта. 6.Участие в акции « Чистый город». 7.Посещение детьми и родителями мест, связанных с (сквер,памятники, музей,улицы) |
3. | 3 этап – заключительный | 1. Анализ–обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту. 2. Организация презентации проектов, участие в защите проектов с использованием мультимедийной доски. 3.Оформление стенда « Путешествие по городу». 4.Карта города и микрорайона, где расположен детский сад –на мультисистеме. 5.Оформление тематических папок для детей по проектам. | 1. Участие в защите и презентации своих проектов. 2.Анализ обсуждение, рефлексия. 3.Диагностика знаний детей о родном городе. 4.Коллективная работа детей «Улицы нашего города». | 1. Участие в защите и презентации детских проектов. 2.Оформление фото- выставки « Наш любимый город». |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Увеличение количества детей, проявляющих интерес к истории и культуре родного города.
- Сформированы представления о прошлом и настоящем города; а о себе, как о петербуржце.
- Знание правил установленных обществом (как вести себя в общественных местах, транспорте, в гостях)
- Развитие умений у детей продуктивно взаимодействовать, умение слышать другого, предлагать различные варианты решения поставленных задач.
- Развитие коммуникативных навыков, толерантности при ролевом взаимодействии и информационном обмене.
- Формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками информации (компьютер, книги, мультимедийная система, муз.центр, энциклопедии, иллюстрации, телепередачи…)
Выводы:
Проживая в городе Санкт-Петербурге, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, достопримечательностях и обычаях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Литература
1.Санкт-Петербург.Путешествие через века.Книга для семейного чтения Автор: Яковлева Н.А.
2.Санкт-Петербург. «Три века архитектуры» И. С. Храбрый;
3.«Чудесный город» Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева;
4.«Санкт-Петербург» В. Воскобойников ;
5.«Санкт-Петербург: Рассказы для детей по истории города»В. К. Дмитриев
6.История России. Полная энциклопедия, Юлия Школьник.
7. Народы России, Елена Широнина
8.Алифанова Т.Г. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Санкт-Петербург. «Паритет», 2005.
9.Ефимовский Е.С. «Любимый город Санкт-Петерубрг». Азбука в стихах и картинках. Санкт-Петербург, изд.дом «Литера», 2004.
10.Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство». Санкт-Петербург. «Паритет», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.
Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...
Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей группе ГБДОУ №67 Приморского района
Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....
Конспект познавательного занятия «День города. Санкт-Петербург» в старшей №8 ГБДОУ №67 СПб
Познавательное занятие с элементами художественного творчества.Тема: День города. Санкт-Петербург. Символы Санкт-Петербурга....
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. "Колыбель истории. Санкт - Петербург"
данный материал поможет педагогам обобщить и углубить знания детей о городах России...
Познавательный проект "Мой город - Санкт - Петербург"
Данный проект - это начальная ступень патриотического воспитания дошкольников....
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Санкт-Петербургу» старший дошкольный возраст
Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга. Основные места: Невский проспект, Петропавловская крепость, Л...
Занятие по познавательному развитию «Путешествие по Санкт-Петербургу» Старший дошкольный возраст
Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга.P.S. Полностью раскрыть презентацию можно только скачав е...