"Вот он - Хлебушко душистый!"
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Знакомим детей с тем, как выращивали хлеб в старину и выращивают в настоящее время; обращаем внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; учим внимательно слушать и воспринимать предлагаемые музыкальные произведения, действовать согласно своему восприятию; активизируем в речи детей слова: хлебобулочные изделия, ржаная мука, пшеничная, душистый, аппетитный, хлебозавод, пекарня, элеватор и др.; и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolosok_2012.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
с детьми подготовительной к школе группы
(с использованием ИКТ).
Тема:
«Вот он – Хлебушко душистый».
Подготовили и провели:
воспитатель I квалификационной категории
Алексеева Ольга Владимировна.
Музыкальный руководитель
Клюева Наталья Александровна.
2012г.
Тема: «Вот он – Хлебушко душистый».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и выращивают в настоящее время; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; учить внимательно слушать и воспринимать предлагаемые музыкальные произведения, действовать согласно своему восприятию; активизировать в речи детей слова: хлебобулочные изделия, ржаная мука, пшеничная, душистый, аппетитный, хлебозавод, пекарня, элеватор и др.; продолжать учить делать изделия из теста, совершенствовать ручные умения и навыки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе, песен на данную тему; чтение произведений М.Глинской «Хлеб», М.Пришвина «Лисичкин хлеб», «Легкий хлеб» (белорусская сказка); наблюдение за разгрузкой хлеба в детском саду; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету; сравнение зерен пшеницы и ржи.
Материалы: интерактивная доска для показа презентации о хлебе; колоски пшеницы; хлеб (белый, черный); мяч; тарелочка с мукой; продукты для приготовления теста; доски, скалки на каждого ребенка; фартуки и косынки для каждого ребенка; все необходимое для мытья рук.
Планируемые результаты: ребенок знает о пользе и бережном отношении к хлебу; кто его выращивает и печет; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) при прослушивании музыкального произведения.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Музыкальный руководитель (обращаясь к детям, стоящим перед входом в музыкальный зал): Сейчас зазвучит музыка - войдите, вбегите или влетите в зал в соответствии с ее характером.
(Звучит «Осень» А.Вивальди)
Дети входят в зал и строятся в центре .
М.Р. К нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.
(Поют приветствие «День добрый!»)
М.Р. Сегодня я вас приглашаю на экскурсию. А вот о чем мы будем говорить на экскурсии- вы постарайтесь угадать:
Загадка про хлеб
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(Хлеб)
М.Р. Правильно, ребята, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб? (ответы детей: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый).
М.Р. Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают. Знаем, что хлеб очень полезный, так как в нем много витаминов и вкусный и аппетитный. И мы еще раз поговорим о хлебе , ведь о нем можно говорить бесконечно.
В давние- давние времена, когда еще не было ваших бабушек и дедушек было село...
Раздается звон колоколов.
М.Р. «За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе- на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк,
Младший сын звался Иван.
Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град- столицу...»
(Раздается стук в дверь и появляется Иванушка из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».)
Иванушка. Здравствуйте, люди добрые, красны девицы, добры молодцы. Не видали вы здесь Конька-горбунка, друга моего верного? Повезли во град – столицу мы отборную пшеницу, что растили на полях. Путь далек, да дело к ночи. «…Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал:
Месяц, ровно, тоже светил, -
Я порядком не приметил»…
Видно все же задремал.
Тут Конек мой и пропал.
Вот хожу его ищу, может, здесь его найду?!
М.Р. Здравствуй, Иванушка. За конька своего ты не переживай- он у тебя очень умный и сообразительный, травку где-нибудь вкусную нашел, вот и не идет домой. Урожай пшеницы у вас в этот год хороший?
Иван. Да, урожай хлебушка в этот год хорош, это верно, сытые будем. Квас поставили, скоро готов будет.
М.Р. А в квас крошки (какие?) добавили? А хлеб из какой посуды брали? (к детям - как посуда для хлеба называется?) В это время Иван затылок чешет - забыл!
М.Р. Иван, а у вас чем хлеб режут?
Иван. Да у нас его ломают.
М.Р. А у нас прибор для резки хлеба есть. Как называется? (хлеборезка)
М.Р. Иван, а у вас кто хлеб печет?
Иван. Бабка Лукерья!
М.Р. А у нас кто хлеб печет?
Дети. Хлебопек!
М.Р. Иван, а у вас где хлеб выпекают?
Иван. В русской печке, а у вас?
Дети. На хлебозаводе.
М.Р. Иван, а кто у вас хлеб выращивает?
Иван. Хлебороб.
М.Р. И у нас- хлебороб.
М.Р. Молодцы, ребята, на все вопросы правильно ответили, а теперь я предлагаю посмотреть, как же это все происходило в старину.
Показ слайдов, сопровождение рассказом Ивана.
М.Р. Как интересно ты рассказываешь, Иван, но не представляю я , как это- зерно прорастает. Ребята, а вы представляете?
Иван. А мы все сейчас представим , что мы- зернышко.
ПСИХОГИМНАСТИКА (с музыкальным сопровождением).
Представьте, что вы – зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу).
Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх).
И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты, легкое покачивание из стороны в сторону).
М.Р. Наши ребята, Иванушка, знают замечательную песню, которая называется «Расти колосок» (далее исполняется песня).
И. Молодцы, ребята, хорошо поете. Наша экскурсия продолжается. Сейчас мы тебе, Иванушка, покажем, как в наше время хлеб выращивают.
(Продолжение показа слайдов, словесное сопровождение).
Иванушка просит поиграть в игру «Угадай на вкус» (кусочки ржаного и пшеничного хлеба, батона находятся в чистом полотняном мешочке. Дети играют с закрытыми глазами.)
Иванушка. Раз, два. Раз, два. Будет новая игра. А игра называется «Цепочка» (дети на основе картин выкладывают и объясняют последовательность действий при выращивании хлеба и закрепляют названия техники, строений (элеватор, амбар, хлебозавод и т.д.). Используются 2 стола и 2 набора картинок.)
М.Р. Ребята, вы видите, сколько труда вкладывается в вот эту (показ хлеба) маленькую, но такую вкусную , такую родную булочку.
До сих пор звучали слова о хлебе. А теперь послушаем музыку. О чем она?Сядьте поудобнее, расслабтесь- и слушайте ( звучит фрагмент из Первой симфонии русского композитора 19 века Василия Сергеевича Калинникова)
М.Р. Что? Где? Когда? (вопросы детям)
(Подвожу к выводу- народ- богатырь, а хлеб- батюшка)
М.Р. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете? (дети проговаривают пословицы).
И. Ребята, а вы видели, как перемалывают зерно и из него получается мука? (ответы детей).
- Я предлагаю вам попробовать измельчить её с помощью камня, как это делали в давние времена. (Дети пытаются измельчить зерно заранее приготовленными камнями на доске). Очень трудоемкая работа, на нее уходит много сил и времени, верно, ребята? А сейчас используют современную технику, облегчающую труд человека. (Показ перемалывания зерна с помощью кофемолки, сравнение полученной муки с измельченной камнем.)
И. Ребята, а бабка Лукерья такие пироги да хлеба печет! А вы сами-то пробовали печь? А хотите стать настоящими пекарями и самим приготовить вкусные, аппетитные хлебобулочные изделия? Давайте приготовим тесто, а нам для этого понадобится…(дети перечисляют необходимые продукты для теста.). Показ продуктов.
И. Как вы думаете, ребята, с чего начинают свою работу пекари? (Моют руки.) И мы с вами прежде, чем начать, помоем руки и примемся за дело. (Уходят мыть руки).
Замешивается тесто и раздается небольшими кусочками детям, сравнивается на ощупь, запах, цвет. Дети формируют изделия из теста, выкладывают на противень, и взрослый уносит его на кухню для выпекания.
И. Славно мы потрудились, нужно место рабочее убрать да порядок навести. (Дети приводят рабочее место в порядок и возвращаются на свои места).
М.Р. Молодцы, ребята, хорошо потрудились, на славу. Хлебные изделия очень вкусны и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается. Многие люди трудились, прежде, чем хлеб пришел к нам на стол. Хлеборобы сеяли зерно, выращивали его, комбайнеры собирали зерно. Потом зерно отвезли на элеватор, там его сортировали, сушили и хранили. Часть зерна сразу отправляли на мельницу, где из него делают муку, а муку отвозят в магазины, в пекарню, в детские сады. (Закрепление материала детьми).
А у нас после сбора урожая люди веселятся: поют песни, водят хороводы, заводят веселую пляску. (Дети исполняют русский народный танец «Ручеек».).
М.Р. Иван, какой у тебя каравай нарядный!
Иван. Так ведь я- именинник, а у нас традиция- петь «Каравай».
М.Р. Так эта традиция и до нас дошла, мы ведь тоже «Каравай» именинникам поем! Вставай, Иванушка, в центр!
Исп. «Каравай»
И. Как же интересно у вас, ребята! Вы многое мне показали и рассказали. Каравай я вам оставляю, чайку с ним попьете, да ни одной крошки не оставляйте, а главное- хлеб берегите. Хлеб- всему голова! Но мне пора
возвращаться, может и Конек-горбунок домой вернулся? До новых встреч, ребята.
М.Р. Спасибо тебе, Иванушка, за интересный рассказ, за то, что пришел к нам в гости. А вы, ребята, еще много будете узнавать о хлебе из книг, из произведений искусства, из музыкальных произведений, из произведений поэтов и писателей, ведь тема «Хлеб»- бесконечна. Берегите хлеб, ребята, хлеб- наше богатство!
На этом наша экскурсия заканчивается (приостанавливается). Спасибо вам, гости дорогие, спасибо вам, ребята!
Окончание НОД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развлечение «Вот он, хлебушко душистый»
Интересное позновательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста...
"Вот он, хлебушко душистый!"
Хлеб и любовь к нему заложена прямо в подсознании. И дети любят хлеб, и взрослые. Тематический проект «Хлеб всему голова» познакомит детей с процессом выращивания хлеба, сформирует представление...
Праздник "Вот он - хлебушко душистый" в подготовительной группе
Праздник "Вот он - хлебушко душистый" в подготовительной группе...
Презентация "Вот он - хлебушко душистый!"
Данная презентация поможет воспитателям рассказать детям, как к нам на стол приходит хлеб, познакомить с профессиями людей, которые принимают непосредственное участие в выращивании и изготовлении хлеб...
Сценарий осеннего праздника "Вот он, хлебушко душистый!"
Содержание сценария направлено на нравственное воспитание детей через эмоциональный, когнитивный и деятельностный компоненты: воспитанники посредством танцевального, литературного, игрового творчества...
"Вот он - хлебушко душистый!"
Формировать у детей в игровой форме представления о хлебе как одном из величайших богатств на земле поможет материал развлечения "Вот он - хлебушко душистый!". Воспитатели смогут расширить и...
Проект «Вот он хлебушко душистый».
Цель проекта:1. Формирование целостного представления о процессе выращиван...
Комментарии
Вот он- Хлебушок душистый!
Планируемые результаты: ребенок знает о пользе и бережном отношении к хлебу; кто его выращивает и печет; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) при прослушивании музыкального произведения.
Вот он- Хлебушек душистый!
Планируемые результаты: ребенок знает о пользе и бережном отношении к хлебу; кто его выращивает и печет; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) при прослушивании музыкального произведения.
"Вот он - Хлебушко душистый!"
Планируемые результаты: ребенок знает о пользе и бережном отношении к хлебу; кто его выращивает и печет; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) при прослушивании музыкального произведения.