проект "Изба" старшая группа
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
паспорт проекта "Изба", конспект итогового занятия "Горница" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izba.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Изба»
старшая группа
воспитатель 1 кв. категории
Цыпышева Л.Н
2012год
Цель проекта:
Развитие у дошкольников стремления активно познавать окружающий мир, вызвать интерес к истории родного края, воспитание гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений.
Задача:
- Познакомить детей с историей жилища на Урале;
- С устройством русской избы;
- Обогащать и развивать словарный запас детей по данной теме;
- Способствовать развитию памяти, восприятия;
- Воспитывать эстетические чувства.
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Социальные партнёры: дети, воспитатель, родители.
Формы реализации проекта:
- Занятия;
- Дидактические и с\р игры;
- Рассматривание иллюстраций и открыток;
- Экскурсии;
- Работа с родителями.
Предполагаемый результат:
- Расширятся знания детей о родном крае, в частности о русской избе;
- Пополнится словарный запас;
- Сформируется желание больше узнать об истории родного края;
- Появится заинтересованность родителей образовательным процессом детей в детском саду.
Продукт проектной деятельности:
- Составление совместно с родителями альбома «дом, в котором я живу»;
- Продуктивная деятельность рисование на тему «Избушка», «Сказочный домик», аппликация «Окошко», коллективная работа «Улица»;
- Создание мини-музея «Горница».
Этапы проекта
1этап. Подготовительный.
- Составление паспорта проекта;
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций для рассматривания;
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Выполнение проекта.
- Занятие «История жилища»;
- Занятие «Добрый дом»;
- Чтение художественной литературы детям, заучивание пословиц и поговорок по теме;
- Создание альбома «Дом, где я живу», «Из истории жилища», рисование и аппликация по теме;
- Экскурсии и рассматривание построек разной архитектуры.
3этап. Заключительный.
Открытое занятие мини-музей «Горница».
Конспект отрытого занятия
«Горница»
старшая группа
Воспитатель
Цыпышева Л.Н.
2012год
Цель:
- продолжать знакомство с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей;
- конкретизировать представления детей о традиционном убранстве русской избы;
- расширять словарный запас детей по данной теме.
Материал:
- системный оператор «Изба»;
- иллюстрации с изображением избы, горницы;
- декорации «горницы»;
предварительная работа:
- чтение художественной литературы;
- рисование и аппликация по данной теме;
- экскурсии по улицам города;
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, ребята. Мне так сегодня не хотелось выходить из своего тёплого, уютного дома, но я очень хотела встретиться с вами и поэтому я здесь и очень этому рада. Возьмёмся все за руки и дружно поприветствуем друг друга.
С добрым днём и с добрым светом!
С добрым словом и приветом!
А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь на стульчики.
Каждый человек мечтает о доме. Дома у всех разные, но все любят свой дом, потому что он родной, уютный, тёплый, потому что в родном доме тебя ждут и любят.
Стук в дверь
Воспитатель с куклой
Здравствуйте ребята. Ой, что я вам принёс… (показывает «волшебный экран»).
Воспитатель: Спасибо, Гоша. Твой волшебный экран поможет нам рассказать о нашем прекрасном крае, о том, как жили люди в старину. Но прежде, ребята, скажите, как называется наш край?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Мы с вами живём на Урале. А может быть, вы знаете и название нашего города?
Ответы детей
Воспитатель: Всё верно. Наш город называется Златоуст. Скажите, друзья, а какие дома в нашем городе?
Ответы детей
Воспитатель: Да, действительно, дома все разные. И всё-таки больше многоэтажных, каменных. Но так было не всегда и об этом нам расскажет
Арина.
Ребёнок читает стихотворение:
Посреди лесов сосновых
Был построен неспроста
Он по царскому указу
В стародавние года.
Работа с оператором
Воспитатель: А дело было так. Прознал русский царь о богатстве Урала, о руде железной, о камнях – самоцветах и отправил он в этот край мастеров, да крестьян со всей России. Прибыли они в этот край далёкий, кругом леса – урманом называли, люди живут в юртах. Хорошее, тёплое жилище, но не привычное для русского человека. И решили они по своему дома строить. А кто скажет, как называли эти дома?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, изба. От слова истьба. И обозначало это слово – отапливаемое печью помещение. Рубили дома на Урале в те времена из дерева – брёвен. Как вы думаете, почему?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно, лес был рядом, и считалось, что дерево здоровый строительный материал. В деревянном доме и дышится легче- говорили старые люди.
Из каких главных частей состоит дом?
Ответы детей
Дидактическая игра «Для того, чтобы…»
Легко ли построить такой дом? Почему вы так считаете?
Ответы детей
Воспитатель: Всё верно, ребята, поэтому в народе и говорили: «Дом построить не шапку на голову одеть» .Красивый, прочный дом построить трудно, и строили его не один день всей семьёй, отсюда и поговорка: «Семья крепка ладом». А ещё знакомых и соседей приглашали:
Люди добрые, соседи любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помощь избу рубить,а я уж Вас и хлебом, и солью, и квасом угощу.
Воспитатель: Давайте и мы попробуем избу поставить.
Динамическая пауза: «Строим дом»
(дети расставляют декорации горницы)
Воспитатель: Ладная у нас изба получилась! А комната эта называется красивым русским словом – горница. Давайте рассмотрим, что в ней находится.
Ответы детей
Воспитатель: Вы всё правильно назвали. А что было главным в избе?
Ответы детей
Воспитатель: Да, верно, печь. От печи по правую сторону находился «красный угол», где семья трапезничала, т.е. обедала. В «красном углу» и дорогих гостей потчевали, угощали. По левую сторону находился бабий кут, где женщина, хозяйка обед готовила, шила и штопала. Поэтому в народе часто можно услышать поговорку: «От печки пляши», т.е. всё расположение предметов в горнице зависело от расположения печи.
И такой предмет находился в избе. Что это?
Воспитатель показывает сундучок
Воспитатель: Раньше в таком сундуке вещи хранили, а сейчас у нас загадки спрятались. Попробуем их отгадать?
Загадки
- Что в избе за коровьи рога? (Ухват)
- Чёрный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
- Стоит кошка – четыре ножки. (Скамейка)
- Из липы свито деревянное корыто,
По дороге идёт клетки кладёт. (лапти)
Воспитатель достаёт из сундука картинки
Воспитатель: Это тоже загадки. Сейчас мы с вами разделимся на две команды и посмотрим, кто быстрее соберёт Ленту времени
Дидактическая игра «Что за чем?»
Воспитатель: Молодцы, быстро справились с загадками. Дом построили, загадки отгадали, пора и отдохнуть, как в старину бывало.
Звучит музыка. Дети парами проходят к стульчикам.
Воспитатель( системный оператор) Много домов построили, получилась улица, деревня. Кстати, кто знает, почему улицу назвали улицей?
Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята, люди любили свои дома, называли родной, родимый. Поэтому «оживляли» их. Та часть избы, которая выходила на дорогу была лицом избы и поэтому дорогу стали называть улицей, т. е. у лица.
Деревни становились со временем больше, всё менялось, появились города, как наш Златоуст. В городах уже мало осталось деревянных домов, всё больше каменные. Но всё равно нужно помнить свою историю и поэтому я предлагаю оставить нашу «избу» в группе, поставить вот такую табличку (Мини-музей «Горница»).
Ребёнок:
Сей музей мы покидаем.
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!
Воспитатель: Ребята, вам понравился наш рассказ о родном крае, об истории жилища на Урале? Вот стоят две корзинки с разными значками – дайте свою оценку нашему путешествию в прошлое.
Дети оценивают занятие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...