Занятие По НОД по разделу "Познание" "Богатыри земли русской"
презентация занятия для интерактивной доски по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Андреева Марина Владимировна

Программное содержание:
Познание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Физкультура: Закрепление основных видов движений.


Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины  Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Русская рубаха», «Шлем богатырей», « Обувь богатырей» «Колчан для стрел»
Оборудование:
Иллюстрации картины В.Васнецова «Три богатыря»; оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Программное содержание:
Познание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Физкультура: Закрепление основных видов движений.



Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.

Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины  Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Русская рубаха», «Шлем богатырей», « Обувь богатырей» «Колчан для стрел»

Оборудование:
Иллюстрации картины В.Васнецова «Три богатыря»; оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес.

Ход НОД:
Дети проходят в зал под музыку «Богатырская наша сила»
Воспитатель:

Звучит музыка Э. Грига «Утро»
Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?

Дети:
Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Алёша Попович.

Воспитатель:
Правильно, а кем они были?

Дети:
Богатырями.

Воспитатель:
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: 
Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель:
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети:
Да.

Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети:
Дорогу.

Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь на право
Деньги и слава,
Пойдёшь на лево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: 
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

Голос: 
(Задание 1)

Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Со ступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Голос: 
(задание 2)

Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Голос:
(задание 3)

Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

Голос: 
(задание 4)

Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много  щей
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

(Дети перепрыгивают через скамейку)

Голос: 
(задание 5)

Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).
Воспитатель:  Потрудились мы на славу отдохнуть теперь нам надо

Физминутка

Дружно встанем – раз, два, три –

 Мы теперь богатыри!

 Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим,

 Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

 И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

 И направо, и еще, через левое плечо.

 Буквой «Л» расставим ноги,

 Точно в танце руки в боки,

 Наклонились влево, вправо –

 Получается на славу!

Воспитатель: Молодцы ребята отправляемся дальше в дорогу.

Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит гусляр.(под музыку).

Воспитатель:
Кто ты?

Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

Воспитатель:
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!

Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.

Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

Воспитатель:
Вот кто такие богатыри.

Гусляр: А сейчас я проверю хорошо ли вы знаете русские былины.

- Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы? (Былина «Илья Муромец»)

- Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома).

- Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили).

- Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

- Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником).

- Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич)

- Каких ещё былинных героев в знаете.

Гусляр:  Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.

 -  Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).

 - Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).

-  Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)

Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

Утверждаю

Заведующий МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 177»

____________Невейкина Н.В.

        «______» ___________2012 г.

        

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

образовательная область «Познание»

в подготовительной группе

на тему: «Богатыри земли русской»

        Провела: Андреева М.В.

  Бурдакова О.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Богатыри Земли Русской"

Интегрированное спортивно-познавательное занятие по патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада. Можно провести к празнованию Победы в Великой Отечественной Войне или...

Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" ...

Занятие по изобразительной деятельности "Богатыри Земли Русской".

С детьми было проведено занятие по изобразительной деятельности в рамках творческого проекта "Богатыри Земли Русской"...

Конспект занятия в старшей группе "Богатыри земли русской"

формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских б...

Конспект занятия по познавательному развитию "Богатыри земли русской".

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной логопедической группы с примерными рассказами детей по картине В.М.Васнецова "Богатыри"....