Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ (экология)
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение , но и изнутри – путем построения деятельности , педагога и ребенка.
А.В.Запорожец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ (экология)
Самое лучшее открытие -
то, которое ребенок делает сам.
Ральф У. Эмерсон,
американский поэт и философ.
Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение , но и изнутри – путем построения деятельности , педагога и ребенка.
А.В.Запорожец.
Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей , является экспериментирование.
М.Мантессори отмечала: " Если понаблюдать за трехлетним ребенком , можно увидеть , что играет он всегда с каким- ни будь предметом. Это означает, что с помощью рук, он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. в процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека... . С помощью своих рук и собственного опыта он становится разумным человеком". Следовательно, такое "исследовательское "поведение заложено в природе ребенка, но оно было "отодвинуто" особенностями системы образования.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию , создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Организация экспериментальной работы на занятиях по окружающему миру.
Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, что бы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей деятельности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть , слушать и слышать , ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и не живом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий , проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитию двух видов детской активности : собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активность, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью , идущей от взрослого, а знания и умения , усвоенные с помощью взрослого становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
" Живое " действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную, познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно - следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.
Реализация идеи и экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:
* Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
* Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков.;
* Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
* Системность обучения , предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а так же создание целостности знаний об окружающем мире;
* Организация совместной работы педагога и детей , предполагающая планирование , реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
* креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.
Следует заметить , что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций учебного процесса:
* Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
* В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
* Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
*Учебный материал должен быть организован так , чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
*Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата , но и процесса учения, то есть тех трансформаций , которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.
При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не только от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога.
Опыт с предметами неживой природы
Выявление свойств и качеств воды, песка, глины, магнита.
Цель опыта | Содержание опыта | |
1 | Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды(вода превращается в лед при низких температурах). | Налить из под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причину замерзания воды. |
2 | Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда(снег, лед превращается в воду в теплом помещении). | Принести снег, лед в помещение . Наблюдать за таянием снега и льда. |
3 | Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого воздействия тепла. | Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке. |
4 | Подвести детей к пониманию зависимости свойства снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить ,снег должен быть влажным. | Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить ,почему снег стал липким. |
5 | Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. | В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить почему вода замерзла в бутылке , лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба, и не замерзла на дне сугроба. |
6 | Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины. | Подготовить две банки : одну с песком другую с глиной. Налить в банку одинаковое количество воды. Выяснить ,почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину. |
7 | Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок. | Предложить детям « испечь пирожки» из сухого и сырого песка. |
8 | Подвести детей к пониманию того, что в воде растворяются многие вещества. | В двух стаканах чистая вода, в один стакан насыпать ложку соли, в другой стакан насыпать ложку сахара. Посмотреть через некоторое время , что стало с солью и сахаром. Подвести к выводу, что соль и сахар в воде растворяются. |
9 | Познакомить со способностью магнита притягивать металлические предметы. | В пластмассовую емкость насыпан горох, перемешанный с металлическими предметами. С помощью магнита отделить горох от металлических предметов. Вывод магнит имеет свойство притягивать к себе металлические предметы. |
Опыты с растениями
Знакомство с условиями ,необходимыми для жизни растений.
Цель опыта | Содержание опыта | |
1 | Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений | Проращивание семян в двух блюдцах ( в пустом и с влажной ватой). Посадить сухие и прощенные. Проращивать луковицы в сухой банке и в банке с водой. |
2 | Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. | Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету. |
3 | Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений | Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное. |
4 | Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения. | Наблюдать за ростом одуванчика на разно освещенных солнцем полянках. |
5 | Доказать разную потребность растений во влаге. | Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку. |
6 | Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений. | На части грядки не прореживать и не пропалывать растения |
7 | Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений. | Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Познавательно - исследовательская деятельность по экологии старший дошкольный возраст (неживая природа). Тема: "Царица - Водица".
Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появле...
"Проектная познавательно-исследовательская деятельность по экологии в соответствии с ФГОС ДО"
Консультация для воспитателей «Проектная познавательно-исследовательская деятельность по экологии в соответствии с ФГОС ДО»Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам.Ральф У. Эм...
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ (Экология)
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Консультация для педагогов «Проектная познавательно- исследовательская деятельность по экологии в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: разработать рекомендации для воспитателей по проведению опытов по экологии....
НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской деятельности «Юные Экологи»
расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека. Формирование у детей бережного отношения к природе.1. Закрепить знания детей о природе, о б...
Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) по образовательной области «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность) на 2019 – 2020 учебный год
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю...