" Мы дети природы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Жемчужнова Ирина Владимировна

Для воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tozhe_na_sayt.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема « Мы – дети природы».

Программное содержание: - уточнить у детей представления о временах года, о назва-

                       ниях  месяцев, учить их называть поочередно, продолжать учить      сравни

                       вать,              

                       группировать, классифицировать животных, птиц,

                                                - воспитывать бережное отношение к природе, желание

                       совершать хорошие поступки,

                                                - формировать эмоционально – положительное отношение к

                       окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий

                      человека.

                                             ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:  Дорогие гости! Поприветствуйте, пожалуйста, участников наших

                        соревнований: команду «Кузнечики», капитан команды……….,

                       и команду « Сороконожки», капитан команды…………

1 капитан:     Нас солнца луч смешит и дразнит,

                       Нам нынче весело с утра

                       Весна нам дарит звонкий праздник

                       И главный гость на нем – игра.

2 капитан:     Она – наш друг, большой и умный

                       Не даст скучать и унывать

                       Затеет спор веселый, шумный

                       Поможет новое узнать.

Воспитатель: Команды займите свои места. Я познакомлю вас с правилами игры:

     своевременно и правильно выполненное задание будет оцениваться двумя

     жетонами. Правильный, но несвоевременный ответ будет оцениваться

     жетоном. Присутствующие гости, подсчитав в конце игры жетоны,

     определят победителей. Будьте внимательны.

                 Я объявляю первое задание: оно для капитанов.

     Подойдите, пожалуйста, к мольбертам. Перед вами картинки. Необходимо

     назвать время года, изображенное на картине, и его месяцы. Время пошло.

     (капитаны думают и отвечают). Пожалуйста, гости  оцените ответы

      капитанов.

                  Итак, следующее задание. Каждая команда подготовила домашнее задание.

       Это загадки для своих соперников.

                Начнем с команды «Кузнечики».

                      Что птицам страшнее: холод или голод? Почему?

                      Про какой месяц говорят: «зиму начинает, а год заканчивает?»

                      Почему говорят: «волка ноги кормят?»

                      Почему зимой гибнет много животных и птиц?

                Команда «Сороконожки».

                       Без чего не бывает леса?

                      Что зимней ночью сверкает и все освещает?

                      Угадай – ка, что за птица: света яркого боится, клюв крючком, глаза

                       пятачком, ушастая голова. Как зовут ее?

                       По лесу ходит, на своей голове дерево носит.

                       Пока гости оценивают ответы, обе команды превращаются в деревья.

Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – мы вам покажем,

Крылья сложили назад.

Огласите, пожалуйста, результаты задания.

               Третье  задание: перед вами лежат карточки. Команде «Кузнечики» необходимо посадить саженец, а команде « Сороконожки» - семечко огурца.

(использование алгоритмов).

                Объявляются результаты.

                И вновь домашнее задание: каждая команда знает поговорки, пословицы, народные приметы о временах года и будет поочередно передавать эстафету.

Начнем с команды « Сороконожки».

(дети называют, а гости слушают).

Подведем результаты этого конкурса.

И последнее задание.

Ребята, лес – это дом для зверей и птиц. И задание будет таким: перед вами лежат карточки с животными и птицами. Необходимо разместить жителей по этажам этого лесного дома.

Игра « Найди домик…».

Оцените результаты.

И пока наши гости подводят общий итог наших соревнований, послушайте произведение Чайковского.      

                       Итог занятия. Вручение победителям значков «Юный эколог».

 

                     3. СВЕДЕНИЯ О ВНЕДРЕНИИ ОПЫТА В

                                   ПРАКТИКУ.

                      1.  УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЫТА.

           Опыт моей работы по воспитанию экологической культуры у дошколь-ников сформировался в МДОУ №2 «Солнышко». Д/сад рассчитан на 186 де-тей. Опыт формировался с детьми от 3 до 7 лет, наполняемость групп по 27 человек. Опыт находится в семигрупповом детском саду.

          В группе создана соответствующая предметно -  развивающая среда, необходимая для организации работы по данной теме.

          Значительное место отведено  уголку природы, где постоянно находятся живые объекты (хомячок в террариуме, попугаи в клетке, рыбки а аквариуме); разнообразные комнатные растения (аспарагус, алоэ, бегония, герань, колеус, плющ).

          В книжном уголке помещена подборка художественной литературы, которая способствует закреплению знаний о природе.

          В уголке  дидактических  игр размещены различные альбомы и иллюстрации с видами животных, растений, времен года, гербарии, собранные во время проведения экскурсий, благодаря которым  у детей формируются стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

         В родительском уголке находятся постоянно материалы, помогающие родителям развивать своих детей. Это папки – передвижки «Природа и дети», «Экологическое образование дошкольников», «Любить природу», а также папки – раскладушки по временам года, консультации для них «Учите  любить природу», «Экологическое воспитание».

          Таким образом, родители моих малышей всегда в курсе всех событий, происходящих в группе.

В Комитет по образованию

при администрации Палласовского района

Волгоградской области

Квалификационная работа

«Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста».

                                                            Соискатель первой

                                                        квалификационной категории

                                Жемчужнова И.В.

                                                 воспитатель ДОУ д/сад №2

                                                   «Солнышко» г. Палласовки

                                            Волгоградской области.

2007г.

     

       

          1.ИНФОРМАЦИОННО - СПРАВОЧНЫЕ

           СВЕДЕНИЯ О ВОСПИТАТЕЛЕ.

   1.Тема занятия: Чтобы не было беды….

   2.Автор:  Бахтеева Людмила Алексеевна, воспитатель.

   3. МЕСТО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЫТА:  

                                    Волгоградская область,

                                    город Палласовка, улица Нахимова, 3.

                                    МДОУ детский сад №2 « Солнышко».

                                    Телефон рабочий: 62 – 5 – 52

                                    Телефон домашний: 65 – 4 – 06.

1.  Тема моего опыта --------

 2.По данной теме я перед собой поставила задачи------

3.Тема моего опыта в современном мире сейчас очень актуальна, т.к. экологические проблемы------

       ОПЫТ ПРЕДСТАВЛЕН ПРИЛАГАЕМЫМ ОПИСАНИЕМ    

                 И СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ:

   Приложение №1. Список методической литературы.

                                   Список художественной литературы.

   Приложение №2. Перспективное планирование по воспитанию  

                                  экологической культуры у детей младшего

                                  дошкольного возраста.

    Приложение №3. Диагностика знаний и умений.

    Приложение№4.  Потешки, пословицы, поговорки.

    Приложение№5. Стихотворения.

    Приложение №6. Дидактические и словесные игры.

    Приложение №7. Демонстрационный материал .

    Приложение №8. Творческие работы детей: рисунки,

                                     аппликации.

    Приложение №9.  Загадки.

    Приложение №10. Опыты.

    Приложение №11. Экологические сказки.

    Приложение №12. Уголок природы.

    Приложение №13. План – карта экологической тропы. 

    Приложение №14. Беседы.

    Приложение №15. Рассказы.

    Приложение №16. Народные приметы.

    Приложение №17. Подвижные игры.

    Приложение №18. Знаки эко.

    Приложение №19. Конспекты занятий « Знакомство с

                                    домашними животными»,   «Деревья – наши

                                    друзья», « Кто живет в аквариуме?», « Наши

                                    верные друзья».

    Приложение №20. Пиктограммы, алгоритмы, схемы.  

    Приложение №21. Физкультминутки.

    Приложение №22. Конспект итогового занятия « Путешествие в

                                      лес».

    Приложение №23.   Работа с родителями.

             2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ

                                ОПЫТЕ.

                       1.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОПЫТА.

        Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания,  экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека

      Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики. В период дошкольного детства в процессе целенап-равленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

      Воспитание экологической культуры – одно из важных направ-лений всестороннего развития личности младшего дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому воспитанию младших дошкольников в детском саду.

      Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех Дом, безнравственны.

     Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира. Необходимо формирование у младших дошкольников понятий добра и зла, освоение ими истинных ценностей духовной сферы.

                           4.  ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

        Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенное готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время и следует обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, на единство всего живого.

     Задачу экологического воспитания нельзя решать без изучения соответствующей литературы.  Поэтому свою работу по воспитанию экологической культуры у дошкольников я начала с того, что изучила литературу по данной теме. (приложение №1). Опираясь на методическую литературу, составила перспективное планирование по экологическому воспитанию (приложение №2). Для выявления знаний у детей по воспитанию экологической культуры я провела первичную диагностику, по результатам которой определила уровень их знаний (приложение №3).

     Работая с детьми, наблюдая с ними за изменениями в природе, я не просто констатирую факты, а использую различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении природы, рассматриваю разнообразный иллюстративный материал. (приложение №4).

      Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений, сопро-вождает его с первых лет жизни. Поэтому в  зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучивая с ними  в свободной деятельности наизусть стихи. (приложение №5).

      Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику: не только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо

( если на небе тучи и оно темное, серое, то значит будет пасмурный день). Изменяю и характер наблюдения за растениями, отмечаю окраску листьев и цветов.

      В своей работе  широко использую дидактические и словесные игры, которые помогают в воспитании у детей уважения к Великой природе и ее богатствам.( приложение №6).

       Загадки  помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе, которые я стараюсь чаще

всего использовать в свободной деятельности. ( приложение №7).

       

      Исходя из того, что развивающей является такая среда, в которой ребенок может свободно и самостоятельно действовать, создаю  условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить  на них ответы.  Поэтому провожу с детьми разные опыты со снегом, водой, песком и глиной. ( приложение №8).  

        Одним из необходимых условий  экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Дети должны радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам, чтобы мир природы стал необходимой частью мира каждого из них.

         Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка. ( приложение №9).  

          Многие дети не умеют слушать и рассказывать. Проблемой для них становится и составление рассказа. Чтобы помочь детям, я в своей работе  постоянно использую алгоритмы, схемы, пиктограммы ( приложение №10,11), благодаря которым дети получают много знаний и впечатлений о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать.

           При проведении режимных моментов широко использую устное народное творчество - потешки, пословицы, поговорки. ( приложение №12).

Организовала на территории детского сада экологическую тропу. С детьми составили план – карту наблюдаемых объектов (приложение №13).

Экологическая тропа в частности формирует у детей чувство близости к природе и сопереживание ко всему живому. Хороших результатов добиваюсь, используя беседы, рассказы, народные приметы, подвижные игры (приложение №14,15,16, 17). Дети знают как вести себя в природе, и в этом помогают экологические знаки. (приложение №18).

            Чтобы сформировать у детей обобщенные знания о временах года, об изменениях в природе, веду ежедневные наблюдения за погодой, отмечая это в календаре.(приложение №19).

            Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Знакомить их  с природой, воспитывать любовь к ней помогает уголок природы, в котором обитают некоторые животные, разнообразные комнатные растения.  В процессе систематического  ухода за растениями и животными формирую у детей определенные трудовые навыки, учу внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя интерес к природе, настойчивость в достижении результата. (приложение №20).

           Значительное место отвожу творческим процессам: все общения с природой дети выражают в своих рисунках, лепке, аппликации, поделках, так

 как наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна прежде всего для них самих – это предметные результаты их личностного роста. (приложение №21). 

       

     Творческие работы детей важны и для родителей, как свидетельство

повышения уровня общего интеллектуального развития, поэтому я оформляю выставки детских работ.

          Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей совместной работы ДОУ и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить  

главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека

экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры дошкольников крайне необходимо. Для этого я провела родительское собрание по теме «Формирование начал экологической культуры у дошкольников», представив родителям  на обсуждение доклад по данной теме, подготовила разнообразные  консультации для повышения знаний родителей о воспитании экологической культуры в семье. Также  предложила им папки – передвижки, папки – раскладушки по экологическому воспитанию, в которых они могут найти ответы на вопросы своих малышей – это различные упражнения, литературный материал, дидактические игры, педагогические ситуации. (приложение №22).

Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.

                   

               2. ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ОПЫТЕ.

         

          Чтобы достичь в своей работе положительного результата, я перед собой поставила следующие задачи:

        - воспитывать у младших дошкольников элементарные основы и знания экологической культуры;

        - познакомить с представителями живой и неживой природы;

        - сформировать у младших дошкольников  эмоционально – положительное отношение к природе;

        - воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.

                  3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА,

      Для того, чтобы реализовать эти задачи, я использовала следующие педагогические средства:

              -  диагностика знаний детей дошкольного возраста;

              -  создание предметно – развивающей среды;

              -  наблюдения, беседы;

              -  использование художественной литературы;

              -  рассматривание картин, иллюстраций о природе;

              -  специально – организованные занятия:

                                   - обучающие

                                   - игровые

                                   - тематические

                                   - контрольно - проверочные

              -  опыты;

              - алгоритмы;

              -  игры:      - дидактические

                                  - подвижные

              -  целевые прогулки и экскурсии

              - работа с родителями.

                              2. НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ.

           Основанием для моей работы с детьми послужили личные наблюдения за отношением детей к окружающей природе. В ходе этих наблюдений возникло желание помочь детям ощутить себя единым целым с природой нашего великого дома  - Земля.

            Не просто любить, но и не вредить ей. Поэтому я обратилась к великим трудам выдающихся педагогов.

           Говоря об отношении к окружающей природе,  В.А.Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком тогда, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох  снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

             Великий  писатель К.Д.Ушинский высказывал такое мнение, что «если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу».

            А В.Орлов писал: « Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе».

                   

                         Что снится тополю.

           Жил- был тополь. Такой огромный. На его ветках птицы делали себе гнезда. В дупле жила белка, в яме под корнями тополя медведь сделал себе берлогу. Осенью с тополя опали все листочки, а зимой уснул вместе с медведем. И приснился ему сон,что на нем набухли почки и стали распускаться листочки. В лесу «пахло» весной.  С юга вернулись птицы и проснулся медведь. А у белки появились бельчата. Они были большие непоседы и носились с ветки на ветку. Очень обрадовался тополь,что еще кому-то он нужен

.                                                                                                              Настя              

                                Как лисенок обрел друзей.

        Однажды лисенок потерялся в лесу. Он очень испугался, когда над лесом воцарила  темнота. Вдруг хрустнула ветка и появился еж. «Ты кто?»- спросил он у лисенка. «Лисенок и я потерялся» - ответил лисенок. «Давай, я помогу тебе найти  свой дом»- сказал еж. И они пошли. Над тропинкой летел филин. Он решил тоже помочь лисенку. Своими глазами как фонарями он освещал дорогу. Вскоре они добрались до домика лисенка. На крылечке сидела и громко плакала мама – лисичка. Увидев сыночка, она очень обрадовалась. Лисичка напоила чаем друзей лисенка и поблагодарила их за помощь. С тех пор так и дружат лисенок, еж и филин.                  

                                                                                                       Глеб.

                         Как речка помогла спастись зайчишке.

Однажды за зайчонком гнался волк. А на пути у зайчика река. Как же перебраться ему? Попросил он помощи у речки. Речка укрыла его под своими кусточками, а ночью когда ударил мороз, речка покрыла себя льдом, и зайчик перебрался и к себе домой. «Спасибо»- сказал он речке.

                                                                                                                  Оля.

       

                       5. Результативность опыта.

          Чтобы убедиться в том, что моя работа по воспитанию экологической культуры у младших дошкольников не проходит зря и дает положительный результат, я провела промежуточный этап диагностики по тем же вопросам, что и в начале года. (приложение № 3 )

           Чтобы четко увидеть результаты по этой диагностике, я составила диаграмму роста знаний  и умений младших дошкольников. (Приложение № 3 )

            Мои малыши  обладают теоретическими знаниями поведения в природе, используют знаки – символы. (Приложение № 18).

           Мои дошкольники усвоили  признаки сезонных изменений в природе, многие знают о сезонных работах в саду, на огороде, о растениях, грибах, ягодах, могут классифицировать животных по среде обитания( вода – гуси, лебеди, рыбы, лягушки.), могут классифицировать обитателей природы по признакам – дикие животные, домашние животные, перелетные и зимующие птицы, насекомые, рыбы.

Также они знают, что для нормального роста и развития растений нужны три компонента: тепло, свет, вода; убедились в этом на опытах. Умеют различать деревья и кустарники, знают травянистые растения, различают овощи и фрукты, ягоды; различают понятия: декоративный, плодовый.

          Знакомы с правилами поведения в природе, обладают элементарными навыками ухода за животными уголка природы: сами чистят клетку, меняют подстилку, насыпают корм, наливают воду, а также из дома приносят угощение хомячку.

          Также они могут устанавливать связь между строением тела и способом питания, способом движения и строением, средой обитания и внешним видом.

Ребята умеют вести сравнительные наблюдения в природе, в споре устанавливают истину.

           С младшего возраста мои дошкольники учатся проводить самоанализ – мое отношение к природе, ко всему живому. Не вредно ли тому, с кем я общаюсь?

           Вся работа, проводимая мной с младшими детьми, доказывает, что  это не зря. Элементарные экологические знания, полученные детьми младшего дошкольного возраста, помогут им  освоить предметы экологической направленности, понять природу и  как ее беречь.

                       

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.

«Четвертый лишний»

Дети должны найти лишнее слово в произнесенных воспитателем словах:

   - яблоко, груша, земляника, апельсин.

   - черника, брусника, клюква, лимон.

   - крыжовник, яблоко,  груша, слива.

   - лимон, мандарин, малина, персик.

   - крыжовник, клюква, смородина, малина.

   - брусника, земляника, редиска, голубика.

   - голубика, черника, смородина, земляника.

«Игра в слова».

Дети хлопают в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее крыжовнику (смородина, клюква, малина).

Словарь: кислая, моченая, никнет к земле, голубая, целебное варенье,  болотная кочка, «свадебное дерево», «северный виноград», колючий, «журавлиная ягода»,  «царица ягод», черная, полосатый, разноцветные шарики.

«Закончи предложения».

- Заяц зимой белый, а летом……  

- У зайца хвост короткий, а уши……

- У зайца (белки) задние лапы длинные, а передние……

- Заяц пушистый, а еж…..

- Еж спит днем, а охотится …..

- Еж маленький, а медведь….

- Белка зимой серая, а летом…

- У белки хвост длинный, а у зайца…

- У лисы шерсть мягкая, а у волка…

- Белка живет в дупле, а еж в …

- У лисы шерсть мягкая, а у волка…

- Лиса живет в норе, а волк в…

«Игра в слова».

Дети хлопают в ладоши, услышав слово подходящее зайцу(ежу, белке, лисе, волку, медведю).

Словарь: логово, скачет, медвежонок, маленький, пушистый, бегает, колючий, короткохвостый, переваливается, нора, воет, белый, ловкая, злой, пушистая, охотится, грызет, лукавая, прыгает, косолапый, дупло, длинноухий, пугливый, серый, берлога, неуклюжий, осторожный, сильный, петляет, линяет, фыркает, добродушный, хищник.

                                                Беседы.

                                       

Тема: «Осень. Что ты о ней знаешь?»

1.Знаешь ли ты с какого дня начинается осень?

2. Какой бывает осень?

3.Куда осенью исчезают бабочки, комары, мошки?

  (некоторые бабочки окукливаются, некоторые жуки откладывают личинки погибают,    некоторые  насекомые забиваются в щели  строений, под кору деревьев и так зимуют.)

4. Какой лесной зверь сушит себе на деревьях грибы, делает зимние припасы? (Белка).

5. Куда исчезают на зиму лягушки? (Засыпают в иле на дне водоема).

6.Какие птицы прилетают к нам осенью, зимой?

7.Что для птиц страшнее голод или холод?

8.Как деревья готовятся к зиме?

9.Листья каких деревьев осенью краснеют?

10.Как готовятся к зиме муравьи?

Тема: «Деревья нашего двора».

1.Можно сказать, что в царстве растений есть три государства. Можешь ли ты назвать эти три государства?

2.Какие виды деревьев ты знаешь? Почему некоторые деревья называются лиственными, а другие - хвойными?

3.Какие деревья называют плодовыми? Почему?

4.Какие лиственные деревья ты можешь назвать?

5 Какие хвойные деревья ты знаешь?

.Плодами,  каких растений и деревьев люди любят лакомиться?

7.Почему деревья так важны для человека и  для всех живых существ на планете? Какую пользу они приносят?

8.Какие вещи люди научились делать из древесины?

9.Почему к деревьям необходимо  относиться бережно?

10. Назови свое любимое дерево. Почему именно оно тебе нравится? Постарайся описать его, обрисовать словами.

Тема: «Лето красное пришло».

1. Как ты думаешь, почему лето  называют «красным», а не «зеленым» к примеру?

2. Назови признаки лета?

3. Почему летом идет дождь, а зимой снег?

4.Почему летом  дни становятся длиннее, а зимой короче?

5.Чем заняты дикие животные летом?

6. Какие пословицы и поговорки ты знаешь о лете?

7.Расскажи о своих любимых занятиях летом?

8. Где ты проводишь лето? А глее бы хотелось его провести?

                             Пословицы и поговорки.

В лес идем пустым-пусто, а из леса густым-густо.

Сама себя калина хвалила, что с медом хороша.

В ягодный год дел невпроворот.

Положи свежих ягод в рот, избавишься от хворей на целый год.

Хорош садовник – крупен крыжовник.

Земля заботу любит.

Голод и волка из леса выгонит.

Ежа без рукавиц не удержишь.

И лиса возле своей норы смирно живет.

Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

Лиса своего хвоста не замарает.

Медведь одну лапу сосет да всю зиму живет.

Пешком волка не догнать.

.Петух сторожит, а волк стережет.

                         Подвижные игры.

 «У медведя во бору».

         На площадке рисуется круг – берлога медведя. На расстоянии дом, в котором живут дети. Играющие выбирают водящего – медведя, который спит в своей берлоге. Когда воспитатель говорит: «идите дети в лес гулять, грибы, ягоды собирать!»- все дети расходятся из дома, имитируют собирание грибов и ягод и произносят хором:

            У медведя во бору грибы – ягоды беру.

            А медведь не спит и на нас рычит.

        После слова «рычит» медведь выбегает из берлоги, и старается поймать убегающих. Пойманный первый ребенок становится медведем.

«Помоги дереву собрать свои листочки».

         Играет музыка, дети бегают, играют. Как только музыка прекращает звучать, дети поднимают любой листочек и бегут именно к тому дереву, чей подняли листочек.

«Я – дерево».

         Дети с помощью мимики  и движений изображают дерево, о котором говорит воспитатель:

Я- сильный дуб, протягиваю ветки-руки к солнцу.

Я – нежная тоненькая березка, опустила руки-ветки к земле.

Я – печальная тоненькая осина, качающаяся от ветра.

Я – веселая елочка, колючая иголочка, наклонила ветки-руки к земле.

Я – просто дерево, наклонившее голову к своему ребенку-маленькому дереву.

Мы – дружная семья деревьев. (дети обнимают друг друга за плечи).

                     

Развлечение

«Нас лес ждет».

(по экологическому воспитанию).

                                     Подготовительная группа.

                                    Воспитатель:

                                                  Жемчужнова И.В.

                           

                           г.Палласовка

                                  2007г.

     

                   « Нас лес ждет».

       Программное содержание: Уточнить у детей представления о зиме как                      сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни зверей и птиц.

                                                 Расширять и уточнять представления детей о растениях, учить узнавать их по внешнему виду.

                                                    Продолжать учить их сравнивать, группировать, классифицировать птиц, растения.

                                                      Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.

 

                               

                                    ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, нас с вами пригласил сегодня к себе в гости лесовичок-боровичок! Хотите отправиться в лес? Только дорога предстоит нелегкая. В этом путешествии вам понадобится смекалка и находчивость. Вы готовы помочь нашим братьям меньшим? Тогда отправляемся. А в пути нам поможет веселая песенка.

                    «Золотило солнышко лес, лес.

                     Воробей на дерево влез, влез.

                     Дятлы тонконосые тук, тук. Тук.

                     Всюду, всюду слышится  стук, стук, стук.

                                                                Мотылек на веточку сел, сел.

                                                                А скворец на елочке пел, пел.

                                                                Услыхал ту песенку толстый жук,

                                                                 Зажужжал он весело жу – жу - жу.

                      Полюбилась песенка  всем, всем.

                       Мы запели песенку все, все.

                       Каблучками топаем: топ, топ, топ.

                       И в ладоши хлопаем: хлоп, хлоп, хлоп».

       Посмотрите кто-то сидит под деревом. Да это же сорока-белобока. Как трудно приходится  птицам зимой: и холодно, и голодно.

Ребенок читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».

        «Покормите птиц зимой»! пусть со всех концов

         К вам  слетятся, как домой, стайки на крыльцо

         Не богаты их корма, горсть зерна нужна.

         Горсть  зерна – и не страшна будет им зима.

         Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело,

         А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

          Разве можно забывать - улететь могли,

          А остались зимовать заодно с людьми.

          Приучите птиц в мороз к своему окну,

          Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!»

Воспитатель. Посмотрите, ребята, кормушка пустая. Я захватила с собой немного зерна. Давайте покормим всех птиц. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Каждый ребенок должен взять по одному зернышку и перенести его в кормушку. Молодцы, ребята! Посмотрите-ка, как я повеселела наша сорока.

Проводится игра «Перенеси зернышки».

Кто-то плачет. Ребята, прислушайтесь. Ой, да это же первый листочек.

Листочек сообщает о том, что хулиганы поломали веточку, на которой он появился и теперь он погибнет.

Воспитатель. Как помочь ему?

 Перевязывают веточку бантом.

Воспитатель. Я думаю, что теперь сок опять будет поступать и листочек не погибнет. Листочек благодарит детей и обращает внимание на то, как весело  зашумели деревья.

  Танец «Деревьев».

Воспитатель.  Посмотрите кто-то к нам на полянку идет. Да это же муравей.

Муравей читает стихотворение «Муравьи»

       «Муравьишки-торопышки,

        не лентяи не глупышки.

         Друг за другом по дорожке

        Тащат зернышки и крошки.

         Муравью нельзя лениться,

         Все, что только он увидит,

         Ташит в свой подземный дом.

         Как увидишь, что спешит он

            Своею дорогой,

          Ты его не обижай, ты его не трогай!»

Муравей. Здравствуйте ребята, а вы знаете, что разорять муравейники нельзя? Я буду вашим проводником, знаю что путь держите к лесовичку-боровичку. Ну, что ж, ребята в путь.

Песня «Лесная песня».

Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько на поляне цветов. Их так много. И самые первые весенние цветы и летние. Могут ли одновременно  цвести  весенние и летние цветы? Давайте поможем им.

Проводится игра «Собери цветы»

Одному ребенку необходимо собрать все весенние цветы, другому все летние.

Воспитатель. Скажите, а можно ли рвать цветы?

Наши дети подготовили танец «Цветов».

 Появляется лесовичок-боровичок.

Лесовичок-боровичок. Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Здравствуй лесовичок-боровичок. Мы в гости к тебе пришли, а дорогу нам муравьишка показал.

Лесовичок-боровичок.  Ждал я вас , да наблюдал. Любите вы природу. И птице помогли, и веточку вылечили. Знаете, что цветы рвать нельзя, муравейники разорять. Молодцы!  А скажите мне, что нужно делать, если в лесу случится пожар? А для того, чтобы не случилось этого? Можно ли разжигать костер в лесу? Молодцы! Ребята,  муравьишка помог вам добраться ко мне. А ему тоже нужна помощь. Необходимо помочь построить ему новый муравейник, чтобы зажила в нем новая  дружная семья.     Игра «Муравейник».

Лесовичок-боровичок. Я приготовил вам эти знаки. Они помогут вам правильно вести себя в природе. Давайте, рассмотрим их. О чем говорит вот этот знак? А  этот? Хорошо. А сейчас становитесь в хоровод.

     Хоровод « В лесу».

Ну, что ж, я думаю за это путешествие вы многое узнали и многим помогли. Любите природу. Спасибо вам. Мне пора, да и вам  пора возвращаться .

Дети уходят  под песню «Лесная песня».

         

            «РАЗВИВАЮЩЕЕ АССОЦИАТИВНОЕ ЛОТО»

     Цель :         Игра предназначена для игр с подгруппой от 2-х до 5-ти  

                  человек.

                      В игровой форме малыши знакомятся с животными и местами

                     их обитания, а также порядковым счетом.

        Ход игры:   На столе раскладываются паровоз и вагоны. Карточки      

                       пассажиров  кладутся открытыми. Ведущий читает

                       стихотворение, дети по мере чтения присоединяют

                       к паровозу  вагоны и вставляют в окошки пассажиров.

      Материал:      Паровоз, 5 вагонов, карточки с пассажирами.               

                       СТИХОТВОРЕНИЯ К ИГРЕ.

Мы сегодня на вокзале

Чудо поезд провожали

Торопил гудком народ

Машинист Ученый кот

     Вот в вагоне первом самом

     Едет к морю-океану

     Чтобы плавать к верху пузом

     Симпатичная медуза

      Ей галантный осьминог

      Чемодан нести помог.

      А дельфин нам по секрету

       Тут же рассказал об этом.

Во втором вагоне слон

С тигром в джунгли едет он

Раздала им по банану

Их соседка обезьяна

Тигр объявил ей протест

Ведь бананы он не ест!

     Номер три- вагон лесной,

     Пахнет медом и сосной,

     И малиной пахнет ведь

     Едет в нем большой медведь.

     Вместе с ним лиса и зайчик

      Без билета залезайчик.

А вагон номер четыре

Самый морозильный в мире!

В Антарктиду, царство льдин

Едет в нем большой пингвин.

Едет он на полюс южный

Остальным на север нужно,

ведь спешат к своим детишкам

 Морж-секач и белый мишка

     Но зато в вагоне пятом

      Жарко, как в печи, ребята!

     Ведь тушканчик и верблюд

     В знойном климате живут

     Едет ящерица с ними,

    Ждут друзья ее в пустыне

     По домам всех развезет

  Машинист ученый кот.

                        Дидактическая игра

                              « Посади дерево и семечко».

  Цель:      учить детей выкладывать последовательно карточки

                посадки дерева и семечка.

   Правила игры: Играют два ребенка. Карточки выкладываются на

              середину стола. Дети поочередно берут по одной выбранной

                 карточке и выкладывают их, объясняя, какие действия

                необходимо выполнять, сажая дерево или семечко.

       

                       

                        Дидактическая игра

 

                  «Собери зимний(летний) круг».

 Цель: узнавать и классифицировать иллюстрации по временам года.

Правила игры: Играют 1-2 человека. Раздаются картинки с

                изображением времен года. из мелких сегментов выбирают

                    нужные и выкладывают вокруг маленького круга большой круг.

  1. Муравейник.
  2. Вяз.
  3. Сирень.
  4. Смородина.
  5. Камень.
  6. Пень.
  7. Ясень.
  8. Одуванчик.
  9. Полынь.
  10. Тополь.
  11. Скворечник.

ЗНАКИ

Не лови бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых.

Не разжигай костер! От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые.

Не сбивай грибы, даже несъедобные.

Помни, что они нужны природе.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают растения и насекомые.

Не забывай, что зимой корм для многих птиц скрыт под снегом.

Не обрывай паутину, не убивай пауков.

Птичьи домики укрепляй так, чтобы не ранить дерево.

Не подходи близко к гнездам птиц. Не прикасайся к ним, иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнезда.

Береги муравейники. Помни, что муравьи – санитары леса.

Не ломай и не руби ветки деревьев и кустарников.

Не рви на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе.

Не лови и не уноси домой

здоровых птиц

и детенышей зверей!

в природе о них позаботятся взрослые животные.

Задевая тучи                                                                           Каждый    день я вижу                              

Головой седою,        Березу из окна-

Дуб стоит могучий        И нет подруги ближе,

С думой вековою.        Милей мне, чем она!

Буря птицей черной         Зеленой, легкой дымкой

Вдруг засвищет в кроне,                                                        Окуталась весной

Дуб стоит спокойный                                                            И ветер- невидимка

Словно царь в короне.         Колышет лист резной

Смотрит в поднебесье,                                                           А летним днем стуится

Всех в округе выше.                                                               Она живым  шатром,

Много знает песен,                                                                 В листве щебечут птицы,

Много сказок слышит.                                                            Порхая за окном.

                                                                                                  Лишь осень золотая

                                                                                                   Лист опалит огнем.

В липовой аллее                                                                      Березка облетает

Я бродить люблю.                                                                  Тоскует  под дождем

Листик пожелтеет,                                                                   Укрытая снегами,

 Ляжет на скамью.                                                                   Стоит она зимой

- Значит, осень скоро!                                                            В расшитой жемчугами

Слышу шелест, скрип,                                                            Кокетке кружевной.

Словно разговоры                                                                   Темноствольных лип.

Об ушедшем лете

 Липы шелестят                                                                   Замели вершины,

И о том, что скоро                                                               Ветры в поле  спят,

Наметет зима                                                                        Только  у осины

Снеговые горы                                                                      Листья шелестят

Словно терема.                                                                      –Шепчутся бессонно,

                                                                                                 Говорят друг с другом,

                                                                                                 Пробегают волны

Шумят сосновые леса.                                                           По листве упруго.

И сосны стройные, литые,                                                     Спят в лесу рябины,

Как будто стрелы золотые,                                                    Дремлет пышный клен,

Уходят смело в небеса.                                                           Чуткая осина

Шумят  сосновые леса ,                                                     Стережет их сон.

Как будто шепчут, что когда-то

Скользили по морям фрегаты,

Бриз надувал их паруса,

Их нес с собою бег волны,

А строили их из сосны.

Новогодние деньки!

Снег морозный, колкий,

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

- Шар  качнулся расписной

бусы зазвенели,

пахнет свежестью лесной

от смолистой ели.

                   

                             Рассказы детей.

             

                           Что снится тополю.

             Жил- был тополь. Такой огромный. На его ветках птицы делали себе гнезда. В дупле жила белка, в яме под корнями тополя медведь сделал себе берлогу. Осенью с тополя опали все листочки, а зимой уснул вместе с медведем. И приснился ему сон , что на нем набухли почки и стали распускаться листочки. В лесу «пахло» весной. С юга вернулись птицы и проснулся медведь. А у белки появились бельчата. Они были большие непоседы и носились с ветки на ветку. Очень обрадовался тополь,

что еще кому-то он нужен.        

                                                                                                                          Настя              

                                Как лисенок обрел друзей.

                   Однажды лисенок потерялся в лесу. Он очень испугался, когда над лесом воцарила  темнота. Вдруг хрустнула ветка и появился еж. «Ты кто?»- спросил он у лисенка. «Лисенок и я потерялся» - ответил лисенок. «Давай, я помогу тебе найти  свой дом»- сказал еж. И они пошли. Над тропинкой летел филин. Он решил тоже помочь лисенку. Своими глазами как фонарями он освещал дорогу. Вскоре они добрались до домика лисенка. На крылечке сидела и громко плакала мама – лисичка. Увидев сыночка она очень обрадовалась. Лисичка напоила чаем друзей лисенка и поблагодарила их за помощь. С тех пор так и дружат лисенок, еж  и филин.

                                                                                                          Глеб.

                                                     ОПЫТЫ С ДЕТЬМИ.

                        «Камень и глина».

       Усаживаю детей за стол и даю дощечку для лепки, кусок глины и камень. Предлагаю пальцем нажать по очереди на глину и на камень, выясняем с детьми,  что на глине остается ямка от пальцев, а на камне нет. Называю свойство материалов; камень сухой и твердый, глина влажная и мягкая, в ней можно делать ямки. Предлагаю взять камень в руки, помять его, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны, посмотреть: может он изменил форму, разорвался? Уточняю еще раз, что камень твердый, из него нельзя ничего слепить, его нельзя разделить на части.

           Предлагаю детям взять в руки глину, помять ее, потянуть в разные стороны и разделить на две части. Уточняю свойства глины: она не такая, как камень; мягкая, ее можно лепить. Скатываем из одного куска шарик, из другого колбаску.

          Подвожу итог опыта: говоря о свойствах камня и глины.

                                     « Песок и камни».

          Провожу сенсорное обследование каждого материала: рассматриваем с детьми, ощупываем, пытаемся сыпать, надавливать, бросать, забивать в них гвоздь. Сравнивая камни, и песок провожу опыт, чтобы выяснить, что тяжелее: в стакан с водой насыпаю песок и камни, все перемешиваю палочкой, наблюдаем с детьми, как происходит  оседание материалов. Делаем вывод: камни тяжелее  песчинок, они оседают раньше.

                                          «Мел и уголь»

               Показываю детям куски угля и мела, предлагаю рассмотреть их, сравнить, обращаю внимание на то, что они пачкают. Приходим к выводу, что мел и уголь твердые, но хрупкие, легко ломаются, раскалываются, оставляют следы - ими можно рисовать на полу, на асфальте, на доске, на бумаге.

                       «Снег, вода и лед».

        Гуляя на улице, обращаю внимание детей на белый снег. Предлагаю набрать его в бокал и занести в тепло. Наблюдая, заметили, что снег растаял и превратился в воду. Предложила вынести бокал с этой водой на улицу. Через некоторое время, занеся его в комнату, увидели, что в бокале образовался лед. Объяснила детям, что на морозе вода превращается в лед. Сделали вывод: снег в тепле превращается в воду, а вода на холоде  превращается в лед.

                                   «День и ночь».

Объясняю детям, что день и ночь -  это сутки. Сутки всегда одинаковые. А день и ночь разные: летом день длинный, света много, а ночь короткая. Зимой наоборот, ночь становится длиннее, а день- короче. Рассматриваю с детьми модель суток, прошу показать, где день, а где ночь. Выясняем, какое значение имеет свет для жизни растений, животных, людей; как растения реагируют на уменьшение света (листья на деревьях и кустах начинают желтеть и опадать). Птицы реагируют на уменьшение дня, собираются и улетают на юг, где день длиннее, а люди реагируют на увеличение темной части суток зажиганием искусственного света.

ОПИСАНИЕ ЭКОТРОПЫ.

«Поможем природе».

Начала с рассказа о том, что природа нуждается в нашей защите и помощи. Охрана природы – дело не только взрослых, но и детей.

Дети могут внести свой посильный вклад. Что же можем сделать мы?

Предложила спасать животных, попавших в беду, убирать мусор, мастерить кормушки и домики для птиц зимой.

Установили таблички в местах распространяемых растений, муравейника, скворечника, деревьев и кустарников, пня, камня и больного дерева.

Рассказала детям о том, что человек не зря прожил жизнь, если посадил и вырастил хотя бы одно дерево. Обыграли посадку дерева и семечки цветка игрой « Посади дерево и семечко». Весной посадили на участке саженцы вяза, сирени, в клумбах – цветы. Повесили табличку – наблюдаемый объект. Дети с удовольствием ухаживают, поливают, наблюдают.

Сколько было радости, когда на сирени и вязе появились листочки. А как красиво было, когда начали цвести цветы.

На участке поставили табличку «охраняемый объект» около муравейника. Малыши с удовольствием наблюдают за муравьями и знают, что около места обитания муравьев надо ходить осторожно, чтобы не наступить на какого – нибудь муравьишку, несущего корм.

Начиная наблюдения за деревьями, выяснили их названия, какой ствол, ветви, листья. Где растут, чем они отличаются друг от друга? Какие листья, похожи ли они? Каким цветом листья становятся осенью? Любуемся их кроной. Обращаем внимание, что деревья с каждым годом становятся выше и выше. Измеряем диаметр стволов.

Во время первого наблюдения за кустарниками обратила внимание на то, что у кустарников нет ствола. Сравнили листья, цветы. Выяснили, что у сирени не бывает ягод, а из ягод смородины люди варят варенье.

На территории детского сада случайно нашли камень. Не обошли и его, тщательно обследовали. Выяснили, что происходит с ним в жаркую погоду, в холодную, в дождливую. Пытались его поднять и увидели, что под камнем живут жучки. Выяснили, почему.

Увидев на участке младшей группы растение, выяснили его название – одуванчик. Выделили его характерные особенности. Потрогав ладошкой, ощутили, что желтые цветки мягкие, пушистые. Присев, посмотрели, на чем держатся одуванчики. И узнали, что стебель у одуванчика длинный, тонкий и гладкий. Через некоторое время увидели, что вместо желтого цветка появился белый шар, легко раздуваемый в разные стороны ветром – оказалось, что это семена.

Есть на территории детского сада и степное растение – полынь. Детям любопытно было узнать, что это за растение и чем оно вредно и полезно, что оно имеет своеобразный запах.

По просьбе родителей на ствол тополя  прикрепили скворечник. Наблюдая за птицами, дети больше узнали о перелетных птицах, о том, что скворцы благодарны людям за предоставленное им жилье.  Также выяснили, что скворцы, поселившиеся в скворечнике, из года в год селятся в одном и том же домике. Дети с радостью ждут весеннего возвращения птиц домой.

«Есть такое твердое

            правило:

    встал поутру,

            умылся,

приведи себя в порядок

       и сразу же приведи

         в порядок

    свою  планету».

                       Антуан де Сент – Экзюпери

 

  Список методической литературы.

  1. Кондратьева Н.Н. «Программа экологического образования « МЫ»
  2. Брехова Л.И. «В союзе с природой».
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспект занятий во 2-й младшей группе д/сада».
  4. Жданова И.К. «Человек и мир».
  5. Журналы: «Дошкольное воспитание»,

                      «Ребёнок в детском саду»,

                      «Юный натуралист».

  1. Ермолаева С.Д. «Готовимся к аттестации».
  2. Константинов А.С. «Удивительное в жизни животных».
  3. Молодова А.П. «Игровые экологические занятия в д/саду».
  4. Михайлова З.А. План – программа педагогического процесса в д/саду «Детство».

10.Николаева С.Н.  «Методика экологического воспитания в детском саду».

11.Стрижёв А.Н. «Домашняя энциклопедия»

                                        (беседы о природе).

12. Дьяченко О.М., Агаева Е.М. « Чего на свете не бывает».

13. Богуславская з.М., Смирнова Е.О. « Развивающие игры

      для детей младшего возраста».

14. Бондаренко А.К. « Дидактические игры в детском саду».

15. Павлова л.н. « Знакомим малыша с окружающим

      миром».

16. Марковская М.М. « Уголок природы в детском саду».

Список используемой художественной

               литературы о природе.

В.Костылёв «Живи, Рыжуха».

Э.Успенский «Как растим капусту».

Р.Киплинг «Слонёнок».

Е.Чарушин «Медвежата», «Васька, Бобка и крольчиха», «Олешки», «Волчишко», «Про Томку», «Тюпа, Томка и сорока».

Л.Н.Толстой «Рассказы о животных», «Как ходят деревья», «Кот с бубенцом».

Т.Каганова «Хлеб – наше богатство».

С.Я.Маршак «12 месяцев».

Г.Ладонщиков «На лесной дорожке».

В.Бианки «Рыбий дом», «Птичьи разговоры», «Чей нос лучше», «Синичкин календарь».

Н.Марихин «Солнечная просека».

В.Богомолов «Длинноносик в железном царстве».

Е.Носов «Зимородок».

М.Горький «Воробьишко»

М.Пришвин «Этажи леса»

В.Астафьев «Стрижонок скрик»

В.Щербаков «Приходи встречать весну».

Д.Мамин – сибиряк «Серая шейка», «Алёнушкины сказки».

Г.Снегирёв «Про пингвинов», «Песцовая земля», «Я путешествую».

В.Сутеев «Кто сказал мяу?»

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».

Словацкая сказка «У солнышка в гостях».

Русская народная сказка «Теремок», «Репка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух».

С.Я. Маршак « Усатый – полосатый».

Л.Аким « Первый снег».

И.Токмакова « Как на горке снег, снег…».

В.Чарушин « Кролик».

В. Степанов « Как вы кролики живете?».

Н. Байрамов « Рыбка».

А. Барто « Птичка».

С. Я. Маршак « Весенняя песенка».

Л.Толстой « Пришла весна».

И.Бунин ясным утром».

СПИСОК

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. С.Я. Маршак « Усатый – полосатый».
  2. Л.Аким « Первый снег».
  3. И.Токмакова « Как на горке снег, снег…».
  4. В.Чарушин « Кролик».
  5. В. Степанов « Как вы кролики живете?».
  6. Н. Байрамов « Рыбка».
  7. А. Барто « Птичка».
  8. С. Я. Маршак « Весенняя песенка».
  9. Л.Толстой « Пришла весна».
  10. И.Бунин ясным утром».

 

Приложение №23

Приложение №24

Приложение №25

                       

   3. Практическая часть.

             

              Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенное готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

             Маленький человек начинает делать свои первые шаги. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время и следует обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, на единство всего живого.

             Задачу экологического воспитания нельзя решать без изучения соответствующей литературы.  Поэтому свою работу по воспитанию экологической культуры у дошкольников я начала с того, что изучила литературу по данной теме. Опираясь на методическую литературу, составила перспективное планирование по экологическому воспитанию. Для выявления знаний у детей по воспитанию экологической культуры я провела первичную диагностику, по результатам которой определила уровень их знаний.

             Работая с детьми, наблюдая с ними за изменениями в природе, я не просто констатирую факты, а использую различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении природы, рассматриваю разнообразный иллюстративный материал..

             Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений, сопро-вождает его с первых лет жизни. Поэтому в  зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучивая с ними  в свободной деятельности наизусть стихи.

             Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику: не только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо

( если на небе тучи и оно темное, серое, то значит будет пасмурный день). Изменяю и характер наблюдения за растениями, отмечаю окраску листьев и цветов.

            В своей работе  широко использую дидактические и словесные игры, которые помогают в воспитании у детей уважения к Великой природе и ее богатст.

            Загадки  помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе, которые я стараюсь чаще

всего использовать в свободной деятельности.

            Исходя из того, что развивающей является такая среда, в которой ребенок может свободно и самостоятельно действовать, создаю  условия для того, чтобы научить детей задавать вопросы, самим искать и находить  на них ответы.  Поэтому провожу с детьми разные опыты со снегом, водой, песком и глиной.  

            Одним из необходимых условий  экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Дети должны радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам, чтобы мир природы стал необходимой частью мира каждого из них.

            Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.   Многие дети не умеют слушать и рассказывать. Проблемой для них становится и составление рассказа. Чтобы помочь детям, я в своей работе  постоянно использую алгоритмы, схемы, пиктограммы, благодаря которым дети получают много знаний и впечатлений о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать.

             При проведении режимных моментов широко использую устное народное творчество - потешки, пословицы, поговорки.

Организовала на территории детского сада экологическую тропу. С детьми составили план – карту наблюдаемых объектов.

Экологическая тропа в частности формирует у детей чувство близости к природе и сопереживание ко всему живому. Хороших результатов добиваюсь, используя беседы, рассказы, народные приметы, подвижные игры . Дети знают как вести себя в природе, и в этом помогают экологические знаки.

            Чтобы сформировать у детей обобщенные знания о временах года, об изменениях в природе, веду ежедневные наблюдения за погодой, отмечая это в календаре.

            Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Знакомить их  с природой, воспитывать любовь к ней помогает уголок природы, в котором обитают некоторые животные, разнообразные комнатные растения.  В процессе систематического  ухода за растениями и животными формирую у детей определенные трудовые навыки, учу внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя интерес к природе, настойчивость в достижении результата.

           Значительное место отвожу творческим процессам: все общения с природой дети выражают в своих рисунках, лепке, аппликации, поделках, так

 как наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна прежде всего для них самих – это предметные результаты их личностного роста.

 Творческие работы детей важны и для родителей, как свидетельство

повышения уровня общего интеллектуального развития, поэтому я оформляю выставки детских работ.

          Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей совместной работы ДОУ и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить  

главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека

экологически грамотного. Поэтому я стараюсь довести до сознания родителей, что воспитание экологической культуры дошкольников крайне необходимо. Для этого я провела родительское собрание по теме «Формирование начал экологической культуры у дошкольников», представив родителям  на обсуждение доклад по данной теме, подготовила разнообразные  консультации для повышения знаний родителей о воспитании экологической культуры в семье. Также  предложила им папки – передвижки, папки – раскладушки по экологическому воспитанию, в которых они могут найти ответы на вопросы своих малышей – это различные упражнения, литературный материал, дидактические игры, педагогические ситуации.

        Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический рассказ о природе для дошкольников "Берегите, дети природу!"

Рассказ преднозначен для детей дошкольного возраста, который учит малышей беречь природую...

Рекомендации для родителей по экологическому воспитанию детей «Природа в жизни вашей семьи»

Данный материал будет интересен воспитателям и всем родителям дошкольников. В материале даны рекомендации для родителей, которые учат любить, понимать живую природу, жить в гармонии с ней....

Программа дополнительного образования детей «Природа и малыши»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение«Шойбулакский детский сад «Колосок»   Расмотрено на педагогическом совете ...

Агитбригада "Мы дети природы"

Агитбригада "Мы дети природы" приуроченная к акции Марша парков 2019.Наша Агитбригада заняла 2 место...

сценарий "Как дети природу сберегли"

Экологическая проблема в нашем крае...