Методическая разработка "Наши имена"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Козлова Александра Владимировна

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада (познавательное развитие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nashi_imena.docx30.07 КБ
Файл prezentaciya_k_zanyatiyu_nashi_imena.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие

по духовно-нравственному воспитанию

в подготовительной группе детского сада

(познавательное развитие)

Подготовила Козлова А.В., воспитатель

Тема: «Наши имена»

Цель: формировать положительное отношение к именам

Задачи:

Обучающие  

  • познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
  • познакомить с историей возникновения имен;
  • пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).

Развивающие

  • развивать познавательный интерес к своему имени;
  • активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;

Воспитательные

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

выставка художественной литературы, детские альбомы «О моем имени», портреты Виткевича В. В., Иерусалимского Н. Д, Франка Г. М. – известных людей нашего города;

Предварительная работа:

  • беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств;
  • рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей  «О моем имени»;
  • чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле»;
  • заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».

Словарная работа: святые, именины.

Работа с родителями:

  • Мастер-класс для родителей на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени» с заданиями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит;  рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок;
  • Чтение с детьми дома: Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».

Методические приемы и  методы:

словесные: вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;

наглядные: оформление выставки художественной литературы по теме  

практические: представление результатов совместной с родителями исследовательской деятельности - альбомов «О моем имени»

игровые:   динамическая пауза-игра «Эстафета имен»

Педагогические технологии:

  • интерактивная (постановка проблемной ситуации в виде загадки в начале занятия, ее  разрешение. Постановка проблемы побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание).
  • здоровьесберегающая (проведение динамической паузы в виде игры с мячом для профилактики утомления, развития двигательных навыков и навыков взаимодействия между детьми).
  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания)

Ход занятия:

Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)

Умницы, правильно рассказали.

Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Об этом моя загадка: 

И мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать

          Что это?  (Дети: Имя.)

Как вы думаете, как появились имена?

Это произошло случайно? (Ответы детей)

Из книжек (обращение внимания на выставку) мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?

- А если я спрошу: “Миша, тебе здесь нравится?”?

- Верно, Миша сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.

Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)

Возможные варианты:

  • По внешним признакам (Чернава, Кудряш…)
  • По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок…)
  • По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой…)
  • По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка…)
  • По христианским праздникам (Постник, Мясоед…)
  • По времени и месту появления (Суббота, Зима, Вешняк, Дорога…)
  • По профессии родителей (Рыбак, Муковоз, Кожемяка…)

Какие самые необычные имена вам встретились при чтении литературы дома с родителями?

Некрас, Немил, Дурак, Ненаш

Почему в далёкие времена давали такие имена?

(Такие имена давались не потому, что человек имел такие качества, а для того, чтобы обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел).

Совершенно верно. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение. Об этом пословицы и поговорки «Без имени ребёнок – чертёнок», «С именем – Иван, без имени – болван»

Творческое задание:

Интересно, какие имена были бы у нас в те времена?

Предполагаемые ответы детей:

Настя – Молчунья (мало разговаривает)

Маша – Снегурочка (родилась зимой),

Ваня – Первой (старший в семье)…

Шло время… Появилась новая традиция: имя человеку давали во время крещения по специальной книге, которую называют месяцесловом. В книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают.  Святые - это особенные люди. Они жили правильной жизнью, никого никогда не обижали, всегда помогали бедным и тем, кто обращался к ним за помощью.  

Сегодня 30 сентября, в этот день вспоминают святых Веру, Надежду, Любовь, а у девочек с именами Вера, Надя и Люба сегодня -  именины.

Динамическая пауза.

Игра «Эстафета имен». Все встают в круг. Ведущий берет мяч, передавая мяч соседу, произносит имя, остальные называют это имя ласково и передают мяч (Вера – Верочка, Верушка, Веруся; Надя – Надюша, Наденька, Надюшка и т.д.)

- Сейчас, когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя? (Родители).

- Вы знаете, почему родители назвали вас таким именем?

(Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «О моем имени», сделанные дома с родителями. Воспитатель хвалит).

Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя” (Ответы детей)

Почему мы должны оберегать свое имя? (Ответы детей).

Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города, села, улицы, площади) И в нашем городе есть улицы Франка, улица профессора Виткевича (показ фотографий)

Что это были за люди,  мы будем знакомиться в дальнейшем. А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.

Подведение итогов:

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось?

Литература

  1. Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах. –С-П.:Азбука, 2010.
  2. Вартаньян Э.А., Занимательно об именах.- М.: Просвещение, 2009.
  3. Горбаневский М.В., В мире имен и названий.- М.: Знание, 1987.
  4. Мартынова А.Н., Митрофанова В.В.. Пословицы, поговорки, загадки – М.: Современник, 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Козлова А.В., воспитатель МБДОУ ЦРР - д/с №2 «Сказка» г.Пущино , Московской области . НАШИ ИМЕНА

Слайд 2

Загадка И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух сказать.

Слайд 3

По внешним признакам Кудряш Чернава Белёсая

Слайд 4

По черте характера Молчун Добрыня Прыгунок

Слайд 5

По очереди рождения в семье Первой Вторуня Пятой

Слайд 6

По явлениям природы Снегурочка Знойник Метелица

Слайд 7

Объясни, как ты понимаешь пословицы и поговорки «Без имени ребенок – чертёнок» « С именем – Иван, без имени – болван»

Слайд 8

Творческое задание Подумайте, какие имена могли быть у нас в старые времена .

Слайд 9

«О моем имени»

Слайд 10

Объясни, как ты понимаешь пословицу «Не имя красит человека, а человек имя»

Слайд 11

Известные люди нашего города Виткевич В.В. Иерусалимский Н.Д. Франк Г.М.

Слайд 12

1.Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах. – С-П.:Азбука , 2010 . 2.Вартаньян Э.А., Занимательно об именах.- М.: Просвещение, 2009 . 3.Горбаневский М.В., В мире имен и названий.- М.: Знание, 1987 . 4.Мартынова А.Н., Митрофанова В.В.. Пословицы, поговорки, загадки- М .: Современник, 1997 . 5. http:// pushino-oka.ru При подготовке презентации использовались материалы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ко Дню Победы "Их имена должен знать каждый"

В советское время их имена знал каждый ребенокЮные ГероиВеликой Отечественной войныДо войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки...

Методическая разработка: Викторина по правовому воспитанию дошкольников " Я имею право"

                        Данная методическая разработка, является открытым, итоговым мероприятием по правовому воспитанию старших дошк...

Методическое пособие "Я имею право!" Часть 1

Методическое пособие подготовлено в помощь для педагогов дошкольных образовательных учреждений, при организации работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а также гувернеров и...

Методическое пособие "Я имею право!" часть 2

Занимательный материал по освоению детьми основ правовой культуры....

Методическая разработка к организации НОД с детьми 6 - 7 лет Тема: «Мы помним их имена»

Цель: формировать интеллектуальную компетентность дошкольников на примерах жизни детей в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.Программные задачи:-углублять и расширять знания детей о героях...

" Книжкины имены" методическая разработка (средняя группа)

Детская книга – это первый мост, который мы строим к знаниям. Она помогает ребенку открывать двери в окружающий мир, дает базовые навыки и понятия, учит любить родных и близких, знакомит с тради...

Методическая разработка Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как хорошо иметь свой дом» (интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога)

Данное интегрированное  занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающ...