Методическая разработка "Наши имена"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада (познавательное развитие)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_nashi_imena.docx | 30.07 КБ |
prezentaciya_k_zanyatiyu_nashi_imena.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
по духовно-нравственному воспитанию
в подготовительной группе детского сада
(познавательное развитие)
Подготовила Козлова А.В., воспитатель
Тема: «Наши имена»
Цель: формировать положительное отношение к именам
Задачи:
Обучающие
- познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием;
- познакомить с историей возникновения имен;
- пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах).
Развивающие
- развивать познавательный интерес к своему имени;
- активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;
Воспитательные
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
выставка художественной литературы, детские альбомы «О моем имени», портреты Виткевича В. В., Иерусалимского Н. Д, Франка Г. М. – известных людей нашего города;
Предварительная работа:
- беседы о происхождении имён, фамилий, отчеств;
- рассматривание семейных фотоальбомов, созданных с помощью родителей «О моем имени»;
- чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали» «Чудесное имя», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле»;
- заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут».
Словарная работа: святые, именины.
Работа с родителями:
- Мастер-класс для родителей на тему «Формирование у детей положительного отношения к своему имени» с заданиями: узнать вместе с ребенком значение имени, которое он носит; рассказать о жизни близкого человека, известных в истории или культуре людей, имя которых носит ребенок;
- Чтение с детьми дома: Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».
Методические приемы и методы:
словесные: вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;
наглядные: оформление выставки художественной литературы по теме
практические: представление результатов совместной с родителями исследовательской деятельности - альбомов «О моем имени»
игровые: динамическая пауза-игра «Эстафета имен»
Педагогические технологии:
- интерактивная (постановка проблемной ситуации в виде загадки в начале занятия, ее разрешение. Постановка проблемы побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание).
- здоровьесберегающая (проведение динамической паузы в виде игры с мячом для профилактики утомления, развития двигательных навыков и навыков взаимодействия между детьми).
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания)
Ход занятия:
Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)
Умницы, правильно рассказали.
Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Об этом моя загадка:
И мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.
Чтобы его узнать, надо вслух сказать
Что это? (Дети: Имя.)
Как вы думаете, как появились имена?
Это произошло случайно? (Ответы детей)
Из книжек (обращение внимания на выставку) мы можем узнать историю возникновения имен, о том, что имена появились не случайно; имя человека возникло очень давно; древние люди придумали выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
- Если я спрошу: “Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?
- А если я спрошу: “Миша, тебе здесь нравится?”?
- Верно, Миша сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.
Как вы думаете, как раньше давали имя человеку? (Ответы детей)
Возможные варианты:
- По внешним признакам (Чернава, Кудряш…)
- По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок…)
- По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой…)
- По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка…)
- По христианским праздникам (Постник, Мясоед…)
- По времени и месту появления (Суббота, Зима, Вешняк, Дорога…)
- По профессии родителей (Рыбак, Муковоз, Кожемяка…)
Какие самые необычные имена вам встретились при чтении литературы дома с родителями?
Некрас, Немил, Дурак, Ненаш
Почему в далёкие времена давали такие имена?
(Такие имена давались не потому, что человек имел такие качества, а для того, чтобы обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел).
Совершенно верно. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение. Об этом пословицы и поговорки «Без имени ребёнок – чертёнок», «С именем – Иван, без имени – болван»
Творческое задание:
Интересно, какие имена были бы у нас в те времена?
Предполагаемые ответы детей:
Настя – Молчунья (мало разговаривает)
Маша – Снегурочка (родилась зимой),
Ваня – Первой (старший в семье)…
Шло время… Появилась новая традиция: имя человеку давали во время крещения по специальной книге, которую называют месяцесловом. В книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают. Святые - это особенные люди. Они жили правильной жизнью, никого никогда не обижали, всегда помогали бедным и тем, кто обращался к ним за помощью.
Сегодня 30 сентября, в этот день вспоминают святых Веру, Надежду, Любовь, а у девочек с именами Вера, Надя и Люба сегодня - именины.
Динамическая пауза.
Игра «Эстафета имен». Все встают в круг. Ведущий берет мяч, передавая мяч соседу, произносит имя, остальные называют это имя ласково и передают мяч (Вера – Верочка, Верушка, Веруся; Надя – Надюша, Наденька, Надюшка и т.д.)
- Сейчас, когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя? (Родители).
- Вы знаете, почему родители назвали вас таким именем?
(Дети рассказывают свои истории, показывая альбомы «О моем имени», сделанные дома с родителями. Воспитатель хвалит).
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя” (Ответы детей)
Почему мы должны оберегать свое имя? (Ответы детей).
Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города, села, улицы, площади) И в нашем городе есть улицы Франка, улица профессора Виткевича (показ фотографий)
Что это были за люди, мы будем знакомиться в дальнейшем. А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.
Подведение итогов:
Что нового вы сегодня узнали?
Что больше всего понравилось?
Литература
- Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах. –С-П.:Азбука, 2010.
- Вартаньян Э.А., Занимательно об именах.- М.: Просвещение, 2009.
- Горбаневский М.В., В мире имен и названий.- М.: Знание, 1987.
- Мартынова А.Н., Митрофанова В.В.. Пословицы, поговорки, загадки – М.: Современник, 1997.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух сказать.
По внешним признакам Кудряш Чернава Белёсая
По черте характера Молчун Добрыня Прыгунок
По очереди рождения в семье Первой Вторуня Пятой
По явлениям природы Снегурочка Знойник Метелица
Объясни, как ты понимаешь пословицы и поговорки «Без имени ребенок – чертёнок» « С именем – Иван, без имени – болван»
Творческое задание Подумайте, какие имена могли быть у нас в старые времена .
«О моем имени»
Объясни, как ты понимаешь пословицу «Не имя красит человека, а человек имя»
Известные люди нашего города Виткевич В.В. Иерусалимский Н.Д. Франк Г.М.
1.Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах. – С-П.:Азбука , 2010 . 2.Вартаньян Э.А., Занимательно об именах.- М.: Просвещение, 2009 . 3.Горбаневский М.В., В мире имен и названий.- М.: Знание, 1987 . 4.Мартынова А.Н., Митрофанова В.В.. Пословицы, поговорки, загадки- М .: Современник, 1997 . 5. http:// pushino-oka.ru При подготовке презентации использовались материалы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка ко Дню Победы "Их имена должен знать каждый"
В советское время их имена знал каждый ребенокЮные ГероиВеликой Отечественной войныДо войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки...
Методическая разработка: Викторина по правовому воспитанию дошкольников " Я имею право"
Данная методическая разработка, является открытым, итоговым мероприятием по правовому воспитанию старших дошк...
Методическое пособие "Я имею право!" Часть 1
Методическое пособие подготовлено в помощь для педагогов дошкольных образовательных учреждений, при организации работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, а также гувернеров и...
Методическое пособие "Я имею право!" часть 2
Занимательный материал по освоению детьми основ правовой культуры....
Методическая разработка к организации НОД с детьми 6 - 7 лет Тема: «Мы помним их имена»
Цель: формировать интеллектуальную компетентность дошкольников на примерах жизни детей в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.Программные задачи:-углублять и расширять знания детей о героях...
" Книжкины имены" методическая разработка (средняя группа)
Детская книга – это первый мост, который мы строим к знаниям. Она помогает ребенку открывать двери в окружающий мир, дает базовые навыки и понятия, учит любить родных и близких, знакомит с тради...
Методическая разработка Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как хорошо иметь свой дом» (интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога)
Данное интегрированное занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающ...