Конспект НОД по разделу "Развитие экологических представлений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект по разделу "Развитие экологических представлений" программы Л.А. Венгера "Развитие" для воспитателей, сдающих на соответствие занимаемой должности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razdelu_razvitie_ekologicheskih_predstavleniy.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу «Развитие экологических представлений» по программе Л.А.Венгера «Развитие»
Тема: «Живое и неживое»
Возраст: старшая группа
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) |
Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | Цель непосредственной образовательной деятельности: организовать познавательную деятельность воспитанников. Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи: Образовательные: формировать у детей представление о живых и неживых объектах природы; закрепить знания детей о уже известных отличительных особенностях живой и неживой природы. Развивающие: развивать у детей внимание, ассоциативное и логическое мышление, образную память и воображение; развивать речевую активность; развивать умения устанавливать причинно следственные связи. Воспитательные: формировать навыки общения внутри группы; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и подгруппами. Данную непосредственно образовательную деятельность я начну с ритуала приветствия «Здравствуй, друг!», использование этого приема позволит мне создать в группе благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность. Цель педагогического приема – воспитание доброжелательных отношений друг к другу, создание ситуации сплоченности группы детей и педагога. Итогом проведения ритуала приветствия является создание замкнутого круга, что символизирует готовность к совместному выполнению предстоящей работы. С целью формирования позитивной мотивации на предстоящую учебную деятельность задам детям вопрос: «Вы любите путешествовать?» Затем предложу отправиться в «путешествие». Так как в группе есть малообщительные, стеснительные дети спрошу у них: «А на чем можно отправиться в путешествие?». Затем предложу детям всей группы подумать и назвать различные виды транспорта, цель данного приема – активизация умственной деятельности детей. Сопровождаю «путешествие» показом слайдов разных ландшафтов (горных, лесных, песчаных и т.д. презентация Power Point «Живое и неживое в природе») |
Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний: • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Для наращивания темпа деятельности детей, а так же для поддержания их интереса я вторую часть непосредственно образовательной деятельности начну с проведения дидактической игры «Назови лишнее». Так как данная игра предполагает работу в парах, то перед началом выполнения задания, я уточню, что если у какой-либо пары возникнут трудности при назывании лишнего слова, то они могут обратиться за помощью к друзьям. Данный прием позволит мне снять тревожность у некоторых детей, которые боятся ответить неправильно, а так же поможет поддержать настрой детей на достижение цели задания общими усилиями. В группе двое детей – гиперактивные, для концентрации их внимания на правильное выполнение задания я создам у детей ощущение важности ситуации «Это очень ответственная работа». Для подготовки детей к третьему этапу работы, а именно изучению нового учебного материала проведу игру «Пантомимы». Цель игры выяснение знаний детей о живых и неживых объектах природы, основанных на личном опыте детей; закрепление знаний об отличительных особенностей объектов природы,, основанных на личном чувственном опыте самого ребенка. Для перехода к освоению нового последними ситуациями игры «Пантомима» будет изображение объектов живой и неживой природы После выполнения задания, для профилактики утомляемости детей проведу динамическую паузу |
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | Продолжаю развивать игровую ситуацию, предлагаю детям представить, что они оказались на лесной поляне, а там все объекты природы перемешаны. И поэтому третью часть непосредственно образовательной деятельности я начну с использования метода «создание проблемной ситуации». Разложу на полу в произвольном порядке картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Рядом на фланелеграфе находятся два листа со схематическим изображением домов; на одном помещен значок «живой природы», а на другом – «неживой природы». Рассказываю о том, что картинки заблудились и прошу детей помочь им найти свой дом. При этом обращаю внимание на подсказку (значок с изображением дома). Если дети не справляются с заданием, рассказываю, что картинки нужно разделить на «живое» и «неживое». После правильного выполнения задания выясняю вместе с детьми различия между двумя группами картинок, вычленяю отличительные признаки живой природы (питание, дыхание, размножение, рост и развитие) С целью формирования у детей представлений об объектах живой и неживой природы я использую ИКТ (презентация Power Point «Живое и неживое в природе») показ слайдов изображающих природу с разным ландшафтом (горным, лесным, равнинным, пустынным) и уточняю какие объекты преобладают и почему, что позволит мне наглядно показать детям отличительные признаки живой природы. Для активизации познавательной активности детей при изучении нового материала я буду задавать детям вопросы и дополнять ответы детей. |
Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Для закрепления полученных на третьем этапе занятия знаний я проведу игру «Найди отличия». Цель которой – обобщение знаний детей о объектах живой и неживой природы. Для лучшего результата, я разделю группу детей - на подгруппы исходя из индивидуальных особенностей присутствующих на занятии детей. Для рефлексии и уточнения уровня усвоения детьми нового материала проведу мини-тренинг «Обсуждение в кругу» в ходе, которого предложу детям рассказать о том, где они были летом и что окружало их из объектов живой и неживой природы; попрошу каждого ребенка высказать свое мнение о том, что он узнал нового, а что уже знали, что понравилось, что вызывало затруднение. Подводя итог данной непосредственной образовательной даю вербальную оценку работе детей в этой деятельности. Затем на нашем транспорте возвращаемся из «путешествия» в детский сад (возвращение соправаждается показом слайдов под музыку), тем самым завершу выполнение игровой ситуации «Путешествие», показывая многообразие объектов живой и неживой природы, воспитывая любовь к прекрасному, бережному к нему отношению. |
Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Программа обучения в детском саду не предполагает выполнение домашнего задания. Но для закрепления полученных в ходе непосредственной образовательной деятельности знаний я предложу детям, совместно с родителями составить мини-рассказ на тему «Заметка в энциклопедию» (одном из объектов живой или неживой природы). А так при организации свободной художественной деятельности детей, предложу нарисовать объект живой или неживой природы и рассказать о нем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе на тему: "Идем в лес за грибами"( ОО "Познание)
Целью занятия является обобщение представлений детей о дарах осени в лесу....
Конспект занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе на тему: "Чудесные листья" (ОО "Познание)
В этом конспекте осуществляется интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Художественное творчество", "Коммуникация". Вначале занятия беседуем о времени года,дается понятие что...
Конспект занятия по формированию экологических представлений в средней группе на тему: "Лесное царство" (ОО "Познание")
Цель занятия Уточнить и расширить представления детей о лесе. Занятие начинается с отгадывания загадок про деревья, затем проводится игра с листочками, потом "с какого дерева листок"После игр снова от...
Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")
Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...
Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Черенкование растений" (ОО "Познание")
Вначале занятия идет беседа о комнатных растениях, как за ними ухаживать, из чего можно вырастить растение. Затем воспитатель показывает и рассказывает каким образом правильно посадить черенок. Затем ...
Конспект занятия по развитию экологических представлений: "Разнообразие растительного мира земли".
Содержание : Основные группы растений: древесные, кустарниковые и травянистые.Строение растений: корень, стебель или ствол, листья, цветы, плоды.Необычные растения земли: хлебное дерево, бамбук,...
Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...