НОД в старшей группе "Перелетные птицы"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Тема: «Перелетные птицы».
ДОО Познание.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о перелетных птицах.
Задачи:
- познакомить детей с перелетными птицами, их повадками, строением;
- учить понимать схематично-знаковые модели.
Интеграция с ОО коммуникация:
- формирование словаря (название перелетных птиц, частей тела);
- грамматический строй (образование слов);
- связная речь (совершенствовать диалогическую форму речи).
Интеграция с ОО социализация:
- воспитывать привычку сообща выполнять задания.
Формы организации детской деятельности: игровые ситуации, словесные дидактические игры, беседа, решение проблемных ситуаций, работа с моделями.
Предварительная работа: рассматривание предметных картинок, загадывание загадок, чтение произведений, наблюдения на прогулке.
Ход:
Дети входят в зал под фонограмму «Пение птиц».
- Дети, посмотрите, как красиво в зале, птицы песни распевают. Чему же они так радуются?
- На нашем весеннем дереве расселись птицы. Давайте посмотрим.
Подходят ближе к дереву.
- Вы их узнали? Кто назовет?
(Когда называют воробья и ворону, спросить, почему у них такое название).
- Ой, ребята, я что-то не могу понять, все ли птицы собрались на дереве? Помогите разобраться? Каких птиц нет на ветках? (подвести к тому, что сидят все зимующие птицы, а нет перелетных).
- Да что же случилось, весна в самом разгаре, а перелетных птиц нет. А вот какое-то письмо у сороки! Давайте почитаем, сорока все новости знает.
- Ой, дети! Случилось несчастье. Оказывается, Снежная королева, хозяйка зимы, не хочет выпускать птиц на волю. Захватила их по дороге к нам, просят птицы вашей помощи. А чтобы им помочь, надо доказать С.К., что вы птиц хорошо знаете, любите и будете о них заботиться (показывает символы). Только в этом случае она отпустит птиц.
- Дети, поможем птиц освободить? Будем про птиц рассказывать и на камеру записывать, а потом диск С.К.отправим с сорокой. Согласны?
-Дети, а вы С.К. когда-нибудь видели?
-Вот и я видела только на картинке и в мультфильме «Снежная королева» и вам принесла посмотреть, какая она (выставляет).
Воспитатель ставит камеру, показывает диск
- Ну, что включаем камеру? (Дети садятся на стульчики.)
Выставляет первый символ «Что мы знаем о птицах?»
- Что он обозначает? (Ответы детей).
- Давайте вспомним, каких перелетных птиц вы знаете? Называйте, а камера будет записывать ответы.
- Почему их называют перелетными? (улетают в жаркие страны, нет питания зимой).
- А почему воробьи, например, не улетают?
- Почему возвращаются, ведь там так тепло, хорошо? (летят на родину, выводить птенцов).
- А как появляются птенцы?
- Какие домики птиц вы знаете? (скворечник, гнездо, дупло)
Воспитатель подводит итог.
- Молодцы дети! Вы все правильно С.К. рассказали.
Выставляет символ «Не шуметь в лесу».
- Что он обозначает? (ответы детей)
Игра «У кого какой птенец?» (проводится с мячом).
· у грача – грачонок,
· у скворца – скворчонок
· у чижа - чижонок
· у соловья - соловьенок
· у аиста - аистенок
· у кукушки - кукушонок
Давайте докажем С.К., что мы узнаем птиц даже по силуэтам.
Игра парами «Разрезные силуэты».
Воспитатель обращаясь к камере:
- Ну вот, С.К., дети всё знают про перелетных птиц, узнают даже их силуэты.
Выставляется символ «Мы любим птиц»
- Что он означает?
- Давайте я начну:
- я люблю птиц за то, что прекрасно поют.
Дети:
- я люблю птиц за то, что ими можно любоваться, наблюдать;
- я люблю птиц за то, что они красивые, голосистые;
- они помогают деревьям в лесу, поедают гусениц, вредных жучков, помогают спасать деревья;
- их называют санитары леса);
- они поедают комаров, которые причиняют неудобство людям и животным.
Выставляется символ «Нужно заботиться о птицах».
- А этот символ что обозначает? (ответы детей):
- все люди заботятся о птицах,
- делают кормушки, скворечники и т.д.
Далее рассматриваются символы «Не раздави яйца», «Не обижай птиц».
Вывод: все птицы – наши пернатые друзья!
- Почему птиц называют пернатыми?
- Дети, на все вопросы мы ответили, давайте сороку отправим к С.К. с нашим диском. (Отправляет за дверь).
А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой).
· Тело птиц покрыто шерстью.
· Скворец живет в дупле.
· Птенчики вылупляются из икринок.
· В теплые края улетают перелетные птицы.
· Люди делают скворечники для ворон.
· Птицы строят гнезда из досок.
· Птицы собираются в стадо и летят домой.
· Самый лучший певец из всех птиц - дятел.
Раздается фонограмма пения птиц.
- Кажется С.К. понравились наши ответы и она отпустила птиц.
(Берет за дверью птиц).
- Какая птица прилетела первой? (скворец)
- Для чего птице нужны клюв, хвост, крылья, когти?
Остальных птиц дети просто называют
-Все птицы перемешались. Давайте разложим птиц зимующих и перелетных по своим местам.
Игра «Определи какая птица».
- Дети, а что было бы, если бы мы не освободили птиц и они к нам не прилетели? (ответы детей).
- Вот какой добрый поступок мы совершили. Какое у вас настроение от этого поступка?
- Выберете свое настроение и разместите в нашем уголке (дети берут карточки с изображением настроения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»
Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Птицы - наши друзья»
Материал предназначен для проведения НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Комплексное занятие по аппликации в старшей группе «Птицы прилетели»
Данное комплексное занятие нацелено на расширение кругозора детей старшей группы, повышение знаний о перелётных птицах....
Развитие речи НОД старшая группа "Птицы нашего края "
Конспект НОД по развитию речи с использованием инновационных методов и приёмов....
НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) в старшей группе «Птицы нашего леса»
Занятие лепкой имеет большое значение для развития ребёнка и его подготовки к обучению в школе. Этот вид вид деятельности значительно расширяет кругозор детей. Занятие лепкой открывает большой пр...
Конспект экологического занятия в старшей группе "Птицы - вестники весны"
Данный конспект служит примерным занятием для воспитательной работы по экологическому воспитанию или окружающаму миру. Дает представление о перелетных птицах через чтение рассказов Бианки и Богд...