НОД в старшей группе "Перелетные птицы"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Краева Оксана Викторовна

 

 

 

Тема: «Перелетные птицы».

ДОО   Познание.

Цель: расширение и обогащение знаний детей о перелетных птицах.

Задачи:

- познакомить детей с  перелетными птицами, их повадками, строением;

- учить понимать схематично-знаковые модели.

Интеграция с ОО коммуникация: 

- формирование словаря (название перелетных птиц, частей тела);

- грамматический строй (образование слов);

- связная речь (совершенствовать диалогическую форму речи).

Интеграция с ОО социализация:

- воспитывать привычку сообща выполнять задания.         

 Формы организации детской деятельности: игровые ситуации, словесные дидактические игры, беседа, решение проблемных ситуаций, работа с моделями.

Предварительная работа: рассматривание предметных картинок, загадывание загадок, чтение произведений, наблюдения на прогулке.

Ход:

Дети входят в зал под фонограмму «Пение птиц».

- Дети, посмотрите, как красиво в зале, птицы песни распевают. Чему же они так радуются?

- На нашем весеннем дереве расселись птицы. Давайте посмотрим.

Подходят ближе к дереву.

- Вы их узнали? Кто назовет?

(Когда называют воробья и ворону, спросить, почему у них такое название).

- Ой, ребята, я что-то не могу понять, все ли птицы собрались на дереве? Помогите разобраться? Каких птиц нет на ветках? (подвести к тому, что сидят все зимующие птицы, а нет перелетных).

- Да что же случилось, весна в самом разгаре, а перелетных птиц нет. А вот какое-то письмо у сороки! Давайте  почитаем, сорока все новости знает.

 

- Ой, дети! Случилось несчастье. Оказывается, Снежная королева, хозяйка зимы, не хочет выпускать птиц на волю. Захватила их по дороге к нам,  просят птицы вашей помощи. А чтобы им помочь, надо доказать С.К., что вы птиц хорошо знаете, любите и будете о них заботиться (показывает символы). Только в этом случае она отпустит птиц.

 

- Дети, поможем птиц освободить?  Будем про птиц рассказывать и на камеру записывать, а потом диск С.К.отправим  с сорокой. Согласны?

 

 

-Дети, а вы С.К. когда-нибудь видели?

-Вот и я видела только на картинке и в мультфильме «Снежная королева» и вам принесла посмотреть, какая она (выставляет).

 

Воспитатель ставит камеру, показывает диск

 - Ну, что включаем камеру? (Дети садятся на стульчики.)

 

 

 Выставляет первый символ «Что мы знаем о птицах?»

- Что он обозначает? (Ответы детей).

- Давайте вспомним, каких перелетных птиц вы знаете? Называйте, а камера будет записывать ответы.

- Почему их называют перелетными? (улетают в жаркие страны, нет питания зимой).

- А почему воробьи, например, не улетают?

- Почему возвращаются, ведь там так тепло, хорошо? (летят на родину, выводить птенцов).

- А как появляются птенцы?

- Какие домики птиц вы знаете? (скворечник, гнездо, дупло)

 

 Воспитатель подводит итог.

- Молодцы дети! Вы все правильно С.К. рассказали.

Выставляет символ «Не шуметь в лесу».

- Что он обозначает? (ответы детей)

  Игра  «У кого какой птенец?» (проводится с мячом).

·        у грача – грачонок,

·        у скворца – скворчонок

·        у чижа - чижонок

·        у соловья - соловьенок

·        у аиста - аистенок

·        у кукушки - кукушонок

 

Давайте докажем  С.К., что мы узнаем птиц даже по силуэтам.

Игра парами «Разрезные силуэты».

 Воспитатель обращаясь к камере:

- Ну вот, С.К., дети  всё знают про перелетных птиц, узнают даже их силуэты.

 

 Выставляется символ «Мы любим птиц»

- Что он означает?

- Давайте я начну:

- я  люблю птиц за то, что прекрасно поют.

Дети:

- я люблю птиц за то, что ими можно любоваться, наблюдать;

- я люблю птиц за то, что они красивые, голосистые;

- они помогают деревьям в лесу, поедают гусениц, вредных жучков, помогают спасать деревья;

- их называют санитары леса);

- они поедают комаров, которые причиняют неудобство людям и животным.

 

Выставляется символ «Нужно заботиться о птицах».

- А  этот символ что обозначает? (ответы детей):

- все люди заботятся о птицах,

- делают кормушки, скворечники и т.д.

 

 Далее рассматриваются символы «Не раздави яйца», «Не обижай   птиц».

 Вывод: все  птицы – наши пернатые друзья!

- Почему птиц называют пернатыми?

- Дети, на все вопросы  мы ответили, давайте сороку отправим к С.К. с нашим диском. (Отправляет за дверь).

 

А мы поиграем в игру «Путаница» (дети встают по кругу, игра с палочкой).

·        Тело птиц покрыто шерстью.

·        Скворец живет в дупле.

·        Птенчики вылупляются из икринок.

·        В теплые края улетают перелетные птицы.

·        Люди делают скворечники для ворон.

·        Птицы строят гнезда из досок.

·        Птицы собираются в стадо и летят домой.

·        Самый  лучший певец из всех птиц  -  дятел.

 

Раздается фонограмма пения птиц.

- Кажется С.К. понравились наши ответы и она отпустила птиц.

(Берет за дверью птиц).

- Какая птица прилетела первой? (скворец)

- Для чего птице нужны клюв, хвост, крылья, когти?

Остальных птиц дети просто называют

-Все птицы перемешались. Давайте  разложим  птиц зимующих и перелетных по своим местам.

 Игра  «Определи какая птица».  

 

- Дети, а что было бы, если бы мы не освободили птиц и они к нам не прилетели? (ответы детей).

- Вот какой добрый поступок мы совершили. Какое у вас настроение от этого поступка?

- Выберете свое настроение и разместите в нашем уголке (дети берут карточки с изображением настроения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»

Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Птицы - наши друзья»

Материал предназначен для проведения НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Комплексное занятие по аппликации в старшей группе «Птицы прилетели»

Данное комплексное занятие нацелено на расширение кругозора детей старшей группы, повышение знаний о перелётных птицах....

Развитие речи НОД старшая группа "Птицы нашего края "

Конспект НОД по развитию речи с использованием инновационных методов и приёмов....

НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) в старшей группе «Птицы нашего леса»

Занятие лепкой имеет большое значение для развития ребёнка и его подготовки к обучению в школе. Этот вид вид деятельности значительно расширяет кругозор детей. Занятие лепкой открывает большой пр...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Птицы - вестники весны"

Данный конспект служит примерным занятием для воспитательной работы по экологическому воспитанию или окружающаму миру.  Дает представление о перелетных птицах через чтение рассказов Бианки и Богд...