Развлечение "Путешествие в прошлое игрушек"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Развлечение "Путешествие в прошлое игрушек" проводилось в смешанной средней - 2 младшей группе как итоговое, завершающее среднесрочный проект по познавательному развитию.
Цели:
- Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной и деревянной куклой
- Вызвать интерес и желание узнавать больше о прикладном творчестве русского народа
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа
- Закрепить знание отличительных особенностей дымковской, каргопольской и филимоновской игрушки
- Развивать воображение и фантазию, умение создать игрушку из доступного материала
- Воспитывать бережное отношение к игрушке, умение видеть в ней продукт труда других людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развлечение по познавательному развитию для ср.-2 мл.гр. | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной и деревянной куклой
Вызвать интерес и желание узнавать больше о прикладном творчестве русского народа
Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа
Закрепить знание отличительных особенностей дымковской, каргопольской и филимоновской игрушки
Развивать воображение и фантазию, умение создать игрушку из доступного материала
Воспитывать бережное отношение к игрушке, умение видеть в ней продукт труда других людей
Материалы и оборудование:
Выставка русских народных игрушек (совместная работа с родителями)
Выставка «Куклы водят хоровод» (ручной труд – создание куклы «отдарок на подарок», коллект.работа)
Выставка работ детей (раскраски с русскими народными игрушками, совместная работа с родителями)
Выставка книг о русской народной игрушке
Большая картонная коробка или ширма, украшенная большим бантом
2 раскладывающиеся матрешки
«Кони» на палочках, расписанные народными узорами
2 березовых полешка и 2 кусочка ткани
Глиняные и деревянные свистульки по числу мальчиков
Сарафаны по числу девочек
Ход праздника:
Дети под музыку входят в зал.
В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поздравить наши игрушки с Днем Рождения. (Видит в углу большую коробку, перевязанную бантом) А вот и подарок, ведь какой День Рождения без подарков! Посмотрим, что там?
Воспитатель развязывает бант, оттуда выходит Кукла Барби.
К.Б.: Ах! Как я долго спала! Здравствуйте…
В.: Здравствуй… Кто ты?
К.Б.: Я Кукла Барби – самая лучшая из всех кукол! Кстати, я ведь пришла на День Рождения игрушек, но не вижу ни одной!
В.: Ты нас обижаешь, Барби. Здесь очень много игрушек, и мы действительно празднуем их День Рождения.
К.Б.: Но я не вижу здесь ни Винкс, ни Братц, ни Роботов и Гонок. Даже моего друга Кена – и то нет!
В.: Ах, милая Барби! Я догадалась, в чем дело: ты просто еще совсем маленькая и еще не успела познакомиться с игрушками, которые старше тебя. Такими игрушками играли бабушки и дедушки наших ребят, когда были совсем маленькими.
К.Б.: Ой, как интересно! Познакомьте поскорее меня с ними!
В.: С удовольствием, Барби. Присядь на этот красивый стульчик, смотри и слушай внимательно, запоминай обязательно! (Воспитатель подходит к столику, на котором организована выставка русских народных игрушек). Игрушки – игрушки, готовы ли рассказать о себе? Раз, два, три, матрешка, оживи!
Девочки в русских народных сарафанах рассказывают стихи:
1.Мы – матрёшки, мы – сестрички
Мы – толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть”
2.Улыбается матрешка.
Интересно ей немножко,
Отгадают или нет
Малыши ее секрет.
3.Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Песня «Русские матрешки» (муз.В.Темнов, сл.А.Осьмушкин) в танцевальном сопровождении.
К.Б.: Какая интересная игрушка! Теперь Матрешка – моя новая подруга!
В.: Ошибаешься, Барби, не Матрешка и не подруга, а Матрешки и подружки! Ведь Матрешка – куколка с секретом! Хочешь узнать, каким?
К.Б.: Конечно! Я люблю секреты!
Проводится игра – соревнование «Разбери и собери Матрешку».
В.: Матрёшка – игрушка, знаменитая на весь мир. Даже в далеких странах знают нашу русскую матрешку. Ее делают из дерева, а затем расписывают вручную мастера – художники.
Раздается звук свистулек (запись).
К.Б.: Что это за звуки? Я таких никогда не слышала!
Мальчики обходят зал под русскую народную мелодию, свистят в свистульки. Подходят к столику, на котором организована выставка, ставят свистульки на него.
В.: А это тоже любимая игрушка малышей из далекого прошлого, да и сейчас ребята с удовольствием играют с ней. Это свистулька.
Дети читают стихи.
1.Барашек-свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
2.Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя в нутрии?
-Верь, не верь ли, мой хороший,
А внутри-то - ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего.
3.Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить
Мастеров из славной “Дымки”
Никогда нам не забыть.
4.Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
В.: Свистульки бывали разные: деревянные и глиняные, раскрашенные и однотонные (сопровождает слова показом свистулек). Но всех их объединяет одно: ребятишки берегли их, украшали ими дом, ставили на самое видное место. Замечательным украшением были и другие игрушки (показывает глиняные расписные игрушки). Они сделаны из глины и поэтому обращаться с ними нужно осторожно. А знаешь ли ты, Барби, чем отличаются эти игрушки? Ведь рисунки на них «говорящие», они могут сообщить, где сделана игрушка. По месту своего изготовления они получили даже особенные названия : Дымковская, Филимоновская и Каргопольская игрушка. Ребята, давайте познакомим Барби с этими игрушками.
Проводится игра «Правильно – неправильно» (воспитатель демонстрирует детям игрушки разных видов и называет их. Дети определяют, правильно ли назвал игрушки воспитатель, на правильный ответ хлопают в ладоши, на неправильный – топают ногами).
К.Б.: Как здорово! У меня появляется все больше друзей! А есть ли еще какие-нибудь игрушки, про которые мне ничего неизвестно?
В.: Конечно! Вот посмотри: деревянные игрушки. Вот эта лошадка – любимая забава мальчиков. Лошадки были маленькие и большие, можно было сесть на нее верхом или прицепить сзади тележку и покатать куклу.
Дети читают стихи:
1.Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
2.Деревянную лошадку
Папа мне вчера принёс.
Я схватил большую шашку,
Конь меня вперёд понёс.
В.: А ну-ка мальчики, добры – молодцы, покажите свою ловкость и быстроту!
Кто там скачет на коне,
На горячем скакуне?
Это кто такой ездок,
И какой ему годок?
Проводится соревнование «Чей конь быстрее».
К.Б.: (хлопает в ладоши) Молодцы, ребята! Вы, наверное, устали?
В.: Да, после такого галопа нам просто необходимо отдохнуть! Поиграем?
Проводится игра «Молчанка»:
Первенчики, бубенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок. Молчок! (Водящий должен рассмешить игроков движениями, гримасами)
К.Б.: Ой, я уже так много новых игрушек увидела, но все-таки…неужели раньше совсем не играли в кукол, таких, как я?
В.: Ну что ты, Барби, конечно играли. У всех русских девочек были куклы, правда делали их , в основном, из ткани. Мастерство изготовления кукол бабушки передавали своим внучкам, учили их правильно складывать, скручивать ткань. Все куклы были особенными, непохожими друг на друга. И наши ребята тоже умеют делать таких куколок. Вот, посмотри, эти куколки называются «Отдарок на подарок». (Демонстрируются работы детей) Когда взрослые дарили ребеночку какой – нибудь подарок, то тот не просто говорил «Спасибо», но и быстренько скручивал такую вот куколку в бдлагодарность. Для игры в дочки – матери девочки брали подходящее полешко, заворачивали его в кусочек ткани, получалась куколка – младенчик , «кукла – пеленашка». Или же из кусочков ткани сооружали наряды для деревянного столбика, получалась кукла – «столбушка».
А сейчас я предлагаю нашим девочкам попробовать сделать своих куколок – пеленашек.
Проводится игра - соревнование «Запеленай пеленашку».
Дети читают стихи:
1.Свернута из тряпок кукла у Маняши.
Ее Маняша любит - не отыщешь краше:
Руки - словно лапки, глазки - пара точек,
Ноги из тряпицы, а лицо комочек.
2.Спи, моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
К.Б.: Как много я сегодня узнала, сколько новых друзей у меня появилось! Теперь я знаю, что и раньше, давным – давно, у детей были игрушки, не такие, как сейчас, но интересные, веселые, забавные.
Дети читают стихи:
1.Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
2.Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
В.: Какой хороший праздник у нас получился! Встретились старинные и современные игрушки и подружились! Ребята, мы тоже с вами будем дружить с игрушками, заботиться о них, беречь, правда? Давайте споем нашу любимую песенку о дружбе.
Исполняется песня «Мы едем, едем, едем…» (муз.М.Старокадомского, сл.С.Михалкова)
К.Б.: Спасибо, ребята! Мне очень понравилось у вас и я с удовольствием останусь в вашем детском саду. А сейчас я хочу ненадолго покинуть вас, чтобы поболтать со своими новыми друзьями. А на память хочу подарить вам маленькие сюрпризики от Барби.
В.: А мы все тоже в долгу не останемся! Вот тебе , Барби, отдарок на подарок!
Ведущий дарит Барби куколку.
Барби дарит детям небольшие сюрпризы, дети благодарят ее, под музыку выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."
Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....
Интегрированное занятие «Путешествие в прошлое пылесоса» Цель вызвать у детей интерес к прошлому предмета; подвести к пониманию того, то человек придумывает разные приспособления для облегчения труда.
интегрированное занятие с использованием отрывков из произведений К.Чуковского...
Воспитательно-образовательная ценность игрушек. Виды игрушек, требования к ним.
Игрушка – предмет предназначенный для детских игр, обеспечение игровой деятельности детей и взрослых. И все игровое оборудование. История возникновения игрушки связано с развитием трудовой деятел...
Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"
Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....
«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю
16 января 1943 года наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...
Сценарий НОД по окружающему миру с использованием технологии Н.А. Коротковой "Река времени" по теме "Путешествие в прошлое игрушек" с детьми подготовительной к школе группы
Знакомство детей подготовительной к школе группы с народными играми и игрушками прошлого, с их изменениями от древности до настоящего времени, используя технологию Н.А.Коротковой «Река времени&r...
В группе "Озорные бабочки" прошло прошло тематическое занятие по окружающему миру " Эколята - Дошколята".
В группе "Озорные бабочки " прошло тематическое занятие по окружающему миру " Эколята - Дошколята".Цель: формирование у детей основ экологического мировоззрения и культуры.За...