Развлечение "Путешествие в прошлое игрушек"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дмитриева Дарья Григорьевна

Развлечение "Путешествие в прошлое игрушек" проводилось в смешанной средней - 2 младшей группе как итоговое, завершающее среднесрочный проект по познавательному развитию.

Цели:

  1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной и деревянной куклой
  2. Вызвать интерес и желание узнавать больше о прикладном творчестве русского народа
  3. Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа
  4. Закрепить знание отличительных особенностей дымковской, каргопольской и филимоновской игрушки
  5. Развивать воображение и фантазию, умение создать игрушку из доступного материала
  6. Воспитывать бережное отношение к игрушке, умение видеть в ней продукт труда других людей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной и деревянной куклой

Вызвать интерес и желание узнавать больше о прикладном творчестве русского народа

Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа

Закрепить знание отличительных особенностей дымковской, каргопольской и филимоновской игрушки

Развивать воображение и фантазию, умение создать игрушку из доступного материала

Воспитывать бережное отношение к игрушке, умение видеть в ней продукт труда других людей

Материалы и оборудование:

Выставка русских народных игрушек (совместная работа с родителями)

Выставка «Куклы водят хоровод» (ручной труд – создание куклы «отдарок на подарок», коллект.работа)

Выставка работ детей (раскраски с русскими народными игрушками, совместная работа с родителями)

Выставка книг о русской народной игрушке

Большая картонная коробка или ширма, украшенная большим бантом

2 раскладывающиеся матрешки

«Кони» на палочках, расписанные народными узорами

2 березовых полешка и 2 кусочка ткани

Глиняные и деревянные свистульки по числу мальчиков

Сарафаны по числу девочек

Ход праздника:

Дети под музыку входят в зал.

В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поздравить наши игрушки с Днем Рождения. (Видит в углу большую коробку, перевязанную бантом) А вот и подарок, ведь какой День Рождения без подарков! Посмотрим, что там?

Воспитатель развязывает бант, оттуда выходит Кукла Барби.

К.Б.: Ах! Как я долго спала! Здравствуйте…

В.: Здравствуй… Кто ты?

К.Б.: Я Кукла Барби – самая лучшая из всех кукол! Кстати, я ведь пришла на День Рождения игрушек, но не вижу ни одной!

В.: Ты нас обижаешь, Барби. Здесь очень много игрушек, и мы действительно празднуем их День Рождения.

К.Б.: Но я не вижу здесь ни Винкс, ни Братц, ни Роботов и Гонок. Даже моего друга Кена – и то нет!

В.: Ах, милая Барби! Я догадалась, в чем дело: ты просто еще совсем маленькая и еще не успела познакомиться с игрушками, которые старше тебя. Такими игрушками играли бабушки и дедушки наших ребят, когда были совсем маленькими.

К.Б.: Ой, как интересно! Познакомьте поскорее меня с ними!

В.: С удовольствием, Барби. Присядь на этот красивый стульчик, смотри и слушай внимательно, запоминай обязательно! (Воспитатель подходит к столику, на котором организована выставка русских народных игрушек). Игрушки – игрушки, готовы ли рассказать о себе? Раз, два, три, матрешка, оживи!

Девочки в русских народных сарафанах рассказывают стихи:

1.Мы – матрёшки, мы – сестрички

Мы – толстушки невелички.

Как пойдём плясать и петь

Вам за нами не успеть”

2.Улыбается матрешка.

Интересно ей немножко,

Отгадают или нет

Малыши ее секрет.

3.Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Песня «Русские матрешки» (муз.В.Темнов, сл.А.Осьмушкин) в танцевальном сопровождении.

К.Б.: Какая интересная игрушка! Теперь Матрешка – моя новая подруга!

В.: Ошибаешься, Барби, не Матрешка и не подруга, а Матрешки и подружки! Ведь Матрешка – куколка с секретом! Хочешь узнать, каким?

К.Б.: Конечно! Я люблю секреты!

Проводится игра – соревнование «Разбери и собери Матрешку».

В.: Матрёшка – игрушка, знаменитая на весь мир. Даже в далеких странах знают нашу русскую матрешку. Ее делают из дерева, а затем расписывают вручную мастера – художники.

Раздается звук свистулек (запись).

К.Б.: Что это за звуки? Я таких никогда не слышала!

Мальчики обходят зал под русскую народную мелодию, свистят в свистульки. Подходят к столику, на котором организована выставка, ставят свистульки на него.

В.: А это тоже любимая игрушка малышей из далекого прошлого, да и сейчас ребята с удовольствием играют с ней. Это свистулька.

Дети читают стихи.

1.Барашек-свисток.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

2.Птица-свиристелка,

Звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори,

Что там у тебя в нутрии?

-Верь, не верь ли, мой хороший,

А внутри-то - ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего.

3.Я куплю себе свистульку

Буду трели выводить

Мастеров из славной “Дымки”

Никогда нам не забыть.

4.Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

-Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

-Филимоновская я!

В.: Свистульки бывали разные: деревянные и глиняные, раскрашенные и однотонные (сопровождает слова показом свистулек). Но всех их объединяет одно: ребятишки берегли их, украшали ими дом, ставили на самое видное место. Замечательным украшением были и другие игрушки (показывает глиняные расписные игрушки). Они сделаны из глины и поэтому обращаться с ними нужно осторожно. А знаешь ли ты, Барби, чем отличаются эти игрушки? Ведь рисунки на них «говорящие», они могут сообщить, где сделана игрушка. По месту своего изготовления они получили даже особенные названия : Дымковская,  Филимоновская и Каргопольская игрушка. Ребята, давайте познакомим Барби с этими игрушками.

Проводится игра «Правильно – неправильно» (воспитатель демонстрирует детям игрушки разных видов и называет их. Дети определяют, правильно ли назвал игрушки воспитатель, на правильный ответ хлопают в ладоши, на неправильный – топают ногами).

К.Б.: Как здорово! У меня появляется все больше друзей! А есть ли еще какие-нибудь игрушки, про которые мне ничего неизвестно?

В.: Конечно! Вот посмотри: деревянные игрушки. Вот эта лошадка – любимая забава мальчиков. Лошадки были маленькие и большие, можно было сесть на нее верхом или прицепить сзади тележку и покатать куклу.

Дети читают стихи:

1.Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

2.Деревянную лошадку

Папа мне вчера принёс.

Я схватил большую шашку,

Конь меня вперёд понёс.

В.: А ну-ка мальчики, добры – молодцы, покажите свою ловкость и быстроту!

Кто там скачет на коне,

На горячем скакуне?

Это кто такой ездок,

И какой ему годок?

Проводится соревнование «Чей конь быстрее».

К.Б.: (хлопает в ладоши) Молодцы, ребята! Вы, наверное, устали?

В.: Да, после такого галопа нам просто необходимо отдохнуть! Поиграем?

Проводится игра «Молчанка»:

Первенчики, бубенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок! (Водящий должен рассмешить игроков движениями, гримасами)

К.Б.: Ой, я уже так много новых игрушек увидела, но все-таки…неужели раньше совсем не играли в кукол, таких, как я?

В.: Ну что ты, Барби, конечно играли. У всех русских девочек были куклы, правда делали их ,  в основном, из ткани. Мастерство изготовления кукол бабушки передавали своим внучкам, учили их правильно складывать, скручивать ткань. Все куклы были особенными, непохожими друг на друга. И наши ребята тоже умеют делать таких куколок. Вот, посмотри, эти куколки называются «Отдарок на подарок». (Демонстрируются работы детей) Когда взрослые дарили ребеночку какой – нибудь подарок, то тот не просто говорил «Спасибо», но и быстренько скручивал такую вот куколку в бдлагодарность. Для игры в дочки – матери девочки брали подходящее полешко, заворачивали его в кусочек ткани, получалась куколка – младенчик , «кукла – пеленашка». Или же из кусочков ткани сооружали наряды для деревянного столбика, получалась кукла – «столбушка».

А сейчас я предлагаю нашим девочкам попробовать сделать своих куколок – пеленашек.

Проводится игра - соревнование «Запеленай пеленашку».

Дети читают стихи:

1.Свернута из тряпок кукла у Маняши.

Ее Маняша любит - не отыщешь краше:

Руки - словно лапки, глазки - пара точек,

Ноги из тряпицы, а лицо комочек.

2.Спи, моя хорошая,

Баю-баю-бай!

Куколка любимая,

Глазки закрывай.

Я тебя раздену,

Застелю кровать.

Завтра встанем вместе,

Будем вновь играть.

К.Б.: Как много я сегодня узнала, сколько новых друзей у меня появилось! Теперь я знаю, что и раньше, давным – давно, у детей были игрушки, не такие, как сейчас, но интересные, веселые, забавные.

Дети читают стихи:

1.Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

2.Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

В.: Какой хороший праздник у нас получился! Встретились старинные и современные игрушки и подружились! Ребята, мы тоже с вами будем дружить с игрушками, заботиться о них, беречь, правда? Давайте споем нашу любимую песенку о дружбе.

Исполняется песня «Мы едем, едем, едем…» (муз.М.Старокадомского, сл.С.Михалкова)

К.Б.: Спасибо, ребята! Мне очень понравилось у вас и я с удовольствием останусь в вашем детском саду. А сейчас я хочу ненадолго покинуть вас, чтобы поболтать со своими новыми друзьями. А на память хочу подарить вам маленькие сюрпризики от Барби.

В.: А мы все тоже в долгу не останемся! Вот тебе , Барби, отдарок на подарок!

Ведущий дарит Барби куколку.

Барби дарит детям небольшие сюрпризы, дети благодарят ее, под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."

Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....

Воспитательно-образовательная ценность игрушек. Виды игрушек, требования к ним.

Игрушка – предмет предназначенный для детских игр, обеспечение игровой деятельности детей и взрослых. И все игровое оборудование. История возникновения игрушки связано с развитием трудовой деятел...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю

16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...

Сценарий НОД по окружающему миру с использованием технологии Н.А. Коротковой "Река времени" по теме "Путешествие в прошлое игрушек" с детьми подготовительной к школе группы

Знакомство детей подготовительной к школе группы с народными играми и игрушками прошлого, с их изменениями от древности до настоящего времени, используя технологию Н.А.Коротковой «Река времени&r...

В группе "Озорные бабочки" прошло прошло тематическое занятие по окружающему миру " Эколята - Дошколята".

В группе "Озорные бабочки " прошло тематическое занятие по окружающему миру " Эколята - Дошколята".Цель: формирование у детей основ экологического мировоззрения  и культуры.За...