Годовой тематический план по ознакомлению детей с природой
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме

Пронина Ирина Владимировна

Систематизировать знания детей о временах года. Учить детей устанавливать связи между изменениями в природе и жизнью растений. животных. Развивать у детей любознательность, интерес и любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon templan_na_god_2_ml._gr._po_prirode.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ



ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ



(годовой)





 2 МЛАДШАЯ  ГРУППА





ТЕМА:





«ВРЕМЕНА  ГОДА»





Цель: Систематизировать знания детей о временах года.





Задачи: Закрепить знания детей о временах года. Учить детей устанавливать связи между изменениями в природе и жизнью растений, животных. Развивать наблюдательность. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворения при общении с природой.



п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

                  I неделя

1.

Беседа на тему:

«Покажем Мишке уголок природы»

Познакомить детей с уголком природы в группе. Продолжить учить детей по картинкам узнавать и называть времена года, характеризовать погоду, выделять признаки осени.

Календарь природы.

Картинки с изображениями осени.

Занятие

Сентябрь

2.

Подвижная игра:

«Солнышко и дождик»

Учить детей действовать по сигналу, в соответствии с погодными условиями.

Иллюстрации с изображением солнца и дождя.

Сентябрь

                  II неделя

3.

Беседа на тему:

«Осень золотая»

Знакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона.

Иллюстрации с изображениями осени.

Занятие

Сентябрь

4.

Рисование на тему:

«Укрась зонтик»

Учить детей в рисунке изображать дождь, используя соответствующий карандаш.

Карандаши

Занятие

Сентябрь

                  III неделя

5.

Беседа на тему:

«Чудесные листья»

Учить детей замечать красоту природных явлений. Различать, узнавать, называть растения. Переживать радость от общения с природой.

Гербарии из осенних листьев

Деревья на участке.

Прогулка

Сентябрь

6.

Дидактическая игра:

«Сложи листик».

Учить детей отбирать части по цвету, затем составлять листья.

Разрезные картинки (по типу мозаики).

Сентябрь


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

7.

Аппликация на тему: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

Учить детей любоваться листьями, относиться к ним бережно, учить работать с клеем.

Коллективная работа.

Набор листьев (из цветной бумаги).

Занятие

Сентябрь

                  IV неделя

8.

Беседа на тему:

«Любуемся красотой осени»

Учить детей составлять описательные рассказы о явлениях природы.

Иллюстрации с изображениями осени.

Занятие

Сентябрь

9.

Рисование на тему: «Осень».

Закрепить знания детей об осени.

Краски

Занятие

Сентябрь

                  I неделя

10.

Чтение сказки: «Как голубь рассказывал бабочке про осень»

Продолжать знакомить детей с явлениями и признаками осени.

Часть занятия

Октябрь

11.

Наблюдение на участке на тему:

«Как ёжик и заяц шуршали листьями».

Учить детей анализировать, вести наблюдения за изменениями в природе.

Прогулка

Октябрь

                  II неделя

12.

Беседа на тему:

«Как воробьи провожали ласточек на юг»

Дать детям знания о перелётных и зимующих птицах. Учить различать их, бережно относиться к ним.

Иллюстрации с изображениями птиц.

Занятие

Октябрь

13.

Подвижная игра:

«Воробушки и кот»

Учить детей подражать птицам, бегать (летать) не натыкаясь друг на друга. Действовать по сигналу (знаку).

Октябрь


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

14.

Наблюдение в природе на тему:

«Кормим птиц»

Учить детей наблюдать за птицами, кормить их зерном и хлебом. Рассмотреть птиц. Уточнить их названия.

Прогулка

Октябрь

                  III неделя

15.

Заучивание наизусть р.н. песенки «Дождик, дождик, полно лить…» О.Высотской

Учить детей самостоятельно читать небольшие песенки, чётко и выразительно проговаривать слова. Знакомить детей через художественное слово с признаками осени.

р.н. песенки

Занятие

Октябрь

16.

Подвижная игра: «Перепрыгни через лужу»

Учить детей прыгать через лужи, препятствия с места, отталкиваясь двумя ногами.

Октябрь

17.

Рисование на тему: «Дождик, дождик, кап – кап – кап…»

Учить детей правильно рисовать вертикальные линии, изображая одно из явлений природы (дождик).

Карандаши

Занятие

Октябрь

                  IV неделя

18.

Беседа на тему: «Подарки осени»

Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев. Закрепить знания о том, что фрукты растут в саду. Выделять характерные признаки фруктов, обследовав с помощью зрительно – осязательно – двигательных действий. Воспитывать благодарное чувство к природе.

Иллюстрации с изображением фруктов, деревьев.

Фрукты.

Занятие

Октябрь


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

19.

Сюжетно – ролевая игра: «Угостим куклу компотом».

Учить детей варить компот из фруктов, выполнять ряд последовательных действий для получения нужного результата.

Набор посуды.

Муляжи фруктов.

Занятие

Октябрь

20.

Дидактическая игра: «Собери фрукты по цвету».

Закрепить названия фруктов, их основной цвет.

Муляжи фруктов.

Корзины.

Октябрь

21.

Дидактическая игра: «Собери фрукты из частей».

Развивать логическое мышление, учить собирать картинку (фрукт) из нескольких частей.

Разрезанные картинки фруктов по типу мозаики.

Октябрь

22.

Лепка на тему: «Консервируем фрукты»

Закрепить предложения детей о заготовке фруктов на зиму. Учить приёмам вдавливания и оттягивания для получения нужной формы.

Пластилин.

Занятие

Октябрь

                  I неделя

23.

Беседа на тему: «Подарки осени – 2»

Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания детей о месте их произрастания - огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам. Воспитывать благодарные чувства к природе и к людям, которые благодаря своему труду получают урожай.

Муляжи овощей. Иллюстрации с изображением произрастания овощей на огороде.

Занятие

Ноябрь


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

24.

Дидактическая игра: «Подбери овощи и фрукты по цвету».

Закрепить названия овощей, их основной цвет.

Муляжи овощей.

Ноябрь

25.

Игра с картинками: «Посади овощи и фрукты на своё место»

Закрепить знания детей о месте произрастании овощей и фруктов.

Картинки овощей и фруктов.

Ноябрь

26.

Сюжетно – ролевая игра: «Угостим зайку салатом из овощей».

Учить детей готовить салат из овощей. Объяснить последовательность трудовых процессов по схеме: помыть > почистить > нарезать > сложить на блюдо > посолить >

полить маслом >

перемешать.

Муляжи овощей.

Посуда.

Занятие

Ноябрь

27.

Рисование на тему: «Однажды хозяйка с базара пришла».

Вызвать интерес детей к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Знакомить детей с круглой и овальными формами, учить передавать их особенности в рисунке.

Краски.

Занятие

Ноябрь

                  II неделя

28.

Беседа на тему: «Рассказывание р.н. сказки «Пых»

Закрепить названия овощей, учить пересказывать сказку вместе с воспитателем.

Занятие

Ноябрь

29.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».

Учить детей разгадывать загадки про овощи.

Муляжи овощей.

Ноябрь


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

30.

Дидактическая игра: «Узнай, что съел».

Учить детей узнавать овощи на вкус.

Овощи.

Ноябрь

                  III неделя

31.

Беседа на тему: «Осень в лесу»

Обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Закрепить умение описывать предметы, замечая их характерные признаки. Познакомить с грибами.

Картинки осени.

Муляжи грибов.

Занятие

Ноябрь

32.

Дидактическая игра: «Найди, что назову».

Учить детей по характерным признакам выделять из даров осени то, что назвал воспитатель

Дары осени (грибы,

овощи,

фрукты).

Ноябрь

33.

Подвижная игра: «Прятки».

Закрепить названия грибов, закрепить счет до двух. Учить детей ориентироваться в пространстве.

Маски грибов.

Ноябрь

                  IV неделя

34.

Беседа на тему: «Подарки осени лесным жителям»

Продолжать закреплять знания детей о грибах, о нормах поведения в лесу. Дать знания о том, что запасы на зиму делают не только люди, но и звери.

Большая иллюстрация с изображением осеннего леса. Картинки – как животные готовятся к зиме

Иллюстрации с изображением грибов.

Занятие

Ноябрь


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

35.

Дидактическая игра: «Кто любит грибы».

Закрепить знания детей о зверях, которые готовят запасы на зиму, учить узнавать и называть их.

Картинки с изображением зверей.

Ноябрь

36.

Рисование на тему: «Как белочка к зиме грибы сушила».

Вызвать эмоциональное отношение к обитателям леса. Продолжать формировать представление о том, что животные делают заготовки на зиму.

Учить рисовать дерево, штамповать грибы.

Краски. Штампы.

Занятие

Ноябрь

                  I неделя

37.

Беседа на тему: «Откуда в снеге столько грязи»

Показать из чего состоит снег, провести опыты со снегом. Познакомить детей с микробами.

Занятие

Декабрь

38.

Сюжетно – ролевая игра: «Лечим Умку от простуды».

Учить детей выполнять роль врача изготавливать целебные напитки из трав и цветов. Познакомить детей со свойствами мёда.

Посуда.

Гербарий.

Декабрь

                  II неделя

39.

Беседа на тему: «Умка играет со снегом и льдом»

Продолжать исследовать свойства (качества) снега, льда. Определить влияние тепла и холода на снег и лёд, связывать причину со следствием

Занятие

Декабрь


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

40.

Игра-упражнение: «Рифма к «снежку».

Расширить и активизировать словарь детей путём подбора рифм к слову «снежок».

Макет снежка

Декабрь

41.

Аппликация на тему:

«Весёлые снежинки» (коллективная работа)

Учить детей аккуратно наклеивать готовые формы. Вызвать у детей  чувство радости от зимы.

Готовые формы (снежок). Ватман.

Занятие

Декабрь

42.

Игра – имитация:

«Изобрази снежинку».

Учить детей выполнять разные роли, превращаться в любой объект (предмет), изображать его. Плавно двигаться под музыку.

Магнитофон

Декабрь

                  III неделя

43.

Беседа на тему: «Зимние развлечения»

Познакомить детей с зимними играми, учить играть в них.

Иллюстрации с изображением детей, играющих в зимние игры

Занятие

Декабрь

44.

Игра в снежки: «Попади в цель».

Учить детей лепить снежки, правильно кидать их, стараться попасть в цель.

Прогулка

Декабрь

45.

Игра: «Слепим снеговика».

Учить детей катать (скатывать) комочки снега, создавать образ с помощью воспитателя.

Прогулка

Декабрь

46.

Чтение:

Н. Калинин

«Про снежный колобок».

Закрепить знания детей о свойствах снега, умение делать поделки из снега.

Занятие

Декабрь


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

                  IV неделя

47.

Беседа на тему: «Дует ли ветер зимой ?».

Напомнить детям, что такое ветер. Показать, как можно играть с ним, как от него прятаться.

Пакет. Электрические приборы (фен, пылесос).

Занятие

Декабрь

48.

Конструирование:

«Изготовление вертушек из бумаги».

Научить детей играть с ветром, проводить собственные наблюдения, складывать и склеивать бумагу. Изготавливать вертушки.

Цветная бумага.

Палочки.

Занятие

Декабрь

49.

Наблюдение в природе на тему:

«Как дует ветер ?».

Учить детей с помощью вертушек играть с ветром, наблюдать определять состояние ветра (сильный, слабый).

Вертушки.

Прогулка

Декабрь

                  I неделя

50.

Беседа на тему: «Какие красивые шубки одели деревья».

Учить детей любоваться красотой зимних убранств деревьев.

Объяснить детям зачем деревьям нужен снег. Закрепить названия деревьев.

Прогулка

Январь

51.

Подвижная игра: «Найди и назови».

Учить детей своевременно находить и называть деревья.

Январь

52.

Аппликация на тему:

«Нарядная ёлочка».

Учить детей составлять

из частей  ёлку

(треугольников), уметь украшать её.

Готовые формы (треугольники). Цветная бумага

Занятие

Январь


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

                  II неделя

53.

Беседа на тему:

«Умка - путешественник ».

Расширить представления детей о Земле. Познакомить детей с Южным полюсом, Антарктидой. Познакомить детей с глобусом. Развивать воображение, смелость суждений, активность.

Глобус. Иллюстрации с разными видами транспорта. Игрушки.

Занятие

Январь

54.

Дидактическая игра: «Земля. Воздух. Вода»

Закрепить знания детей

о видах транспорта

Иллюстрации с разными видами транспорта.

Январь

                  III неделя

55.

Беседа на тему:

«Умка знакомится пингвином Лу-лу ».

Познакомить детей с пингвинами, средой их обитания, питанием.

Магнитофон Иллюстрации. Игрушки.

Занятие

Январь

56.

Рисование на тему: «Угощение для пингвина»

Учить детей рисовать округлые формы, пользоваться красками.

Краски

Занятие

Январь

57.

Подвижная игра:

«Пингвинята».

Учить детей действовать по сигналу, воспитывать дружеские чувства, взаимопомощь, умение подражать птицам.

Тюль

Январь

                  IV неделя

58.

Беседа на тему:

«Умка знакомится с птицами. Сравнение воробья и голубя».

Учить детей сравнивать и называть зимующих птиц.

Прогулка

Январь

59.

Лепка на тему: «Воробушки»

Учить детей лепит птиц.

Пластилин

Занятие

Январь


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

60.

Дидактическая игра: «Что за птица ?»

Учить детей узнавать и

называть птиц.

Иллюстрации птиц.

Январь

                  I неделя

61.

Наблюдение в природе на тему: «Кто раскрасил окна в группе ?»

Рассмотреть зимние узоры, объяснить откуда они появились, на что похожи.

Прогулка

Февраль

62.

Рисование на снегу:

«Зимние узоры».

Учить детей с помощью разнообразных предметов (действий) рисовать узоры на снегу, развивать воображение.

Прогулка.

Игра

Февраль

                  II неделя

63.

Наблюдение: «Любуемся снегирями».

Закрепить знания детей о сне-гирях. Вспомнить стихотво-рение «Снегири». Воспитывать бережное отношение к птицам.

Прогулка

Февраль

64.

Игра – имитация: «Птички летают»

Продолжать учить детей изображать птиц, подражать им.

Прогулка

Февраль

65.

Аппликация на тему: «Угостим снегирей рябиной»

Воспитывать у детей чувства взаимопомощи, жалости, желания помочь. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы. Закрепить понятие «рябина».

Цветная бумага (готовые формы).

Занятие

Февраль

                  III неделя

66.

Чтение рассказа К.Ушинского «Про-казы старухи-зимы»

Закрепить знания детей о зиме, о поведение птиц, зверей, людей, детей в данный период.

Художественная литература

Занятие

Февраль


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

67.

Вечер загадок о зиме.

Продолжать учить детей отгадывать загадки.

Художественная литература

Развлечение

Февраль

                  IV неделя

68.

Беседа на тему:

«Почему стал таять снег ?».

Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи в природе.

Иллюстрации о весне.

Занятие

Февраль

69.

Словесная игра: «Какой стал снег ?».

Активизировать и расширить словарь детей.

Прогулка

Февраль

70.

Дидактическая игра: «Какое время года ?»

Закрепить названия времён года.

Иллюстрации с временами года.

Февраль

                  I неделя

71.

Беседа на тему:

«Полюбуемся солнышком».

Уточнить, как стало греть солнце. Напомнить какое сейчас время года. Вспомнить и прочесть потешки, стишки про солнце.

Занятие

Март

72.

Аппликация на тему: «Солнышко в гостях у ребят»

Продолжать учить детей создавать «образ» из готовых форм, активно работать с клеем

Цветная бумага (готовые формы).

Занятие

Март

                  II неделя

73.

Беседа на тему:

«Почему тают сосульки ?».

Объяснить почему тают сосульки. Провести наблюдение. Установить причинно – следственные связи.

Прогулка

Март

74.

Рисование на тему: «Пришла весна (таяние сосулек)». Коллективная работа

Учить детей в рисунке передавать одно из явлений весны, использовать технику мазка.

Краски

Занятие

Март


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

                  III неделя

75.

Наблюдение в природе: «Первые ручейки».

Учить детей замечать изменения в природе в соответствии с временами года.

Прогулка

Март

76.

«Игра с ручейками».

Продолжать обучать детей игре в природе. Вызвать чувство радости, любознательности.

Кораблики из бумаги. Бросо-вый материал.

Март

77.

Дидактическая игра: «Когда это бывает ?»

Уточнить, что происходит с природой в разное время года.

Иллюстрации

Март

                  IV неделя

78.

Беседа на тему:

«Наблюдение за птицами».

Закрепить названия птиц и их повадки в весенний период.

Иллюстрации с птицами.

Занятие

Март

79.

Подвижная игра: «Воробушки и кот».

Учить действовать по сигналу, ориентироваться в простран-стве, подражать повадкам птиц.

Маска кота

Март

                  I неделя

80.

Прослушивание кассеты с пением птиц весной.

Учить слушать пение птиц.

Магнитофон

Апрель

81.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Апрель» (из цикла «12 месяцев)

Через художественное слово рассказать и объяснить детям, какие изменения происходят весной в природе.

Занятие

Апрель

                  II неделя

82.

Беседы на тему: «Почему проснулся медведь ?».

Познакомить детей с жизнью животных в лесу весной. Учить детей описывать животных.

Иллюстрации леса, животных.

Занятие

Апрель


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

Вспомнить потешки, стихи. загадки о животных. Закрепить понятие «дикие» животные.

Художественная литература

83.

Дидактическая игра: «Назови и опиши»

Учить детей называть домашних и диких животных, учить описывать их.

Муляжи животных

Апрель

                  III неделя

84.

Беседа на тему:

«Первые цветы».

Познакомить детей с первыми цветами. Закрепить названия цветов, время и место их произрастания.

Иллюстрации цветов

Занятие

Апрель

85.

Дидактическая игра: «Узнай и назови»

Учить узнавать и называть цветы.

Картинки с цветами

Апрель

86.

Рисование на тему: «Подснежники для мамы».

Учить детей рисовать подснежники, правильно наносить вертикальные линии и мазки.

Учить выполнять работу не спеша, с любовью. Соблюдать цветовую гамму.

Краски

Занятие

Апрель

                  IV неделя

87.

Беседа на тему:

«Как изменились деревья и цветы».

Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать и анализировать. Закрепить названия деревьев.

Занятие

Прогулка

Апрель

88.

Дидактическая игра: «Найди дерево»

Учить детей находить деревья по картинкам, называть их.

Картинки с изображением деревьев.

Прогулка

Апрель


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

                  I неделя

89.

Заучивание стихотворения А.Плещеева «Травка зеленеет…».

Учить детей читать небольшие стихи о весне.

Занятие

Май

90.

Беседа на тему:

«Здравствуйте травушка-муравушка и золотой одуванчик».

Уточнить знания детей о весенней траве, одуванчике. Уточнить представления об условиях необходимых для их роста, о связи с природой. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Занятие

Май

91.

Рисование на тему: «Зелёная травка для кролика».

Закрепить умение детей рисовать траву.

Краски

Занятие

Май

                  II неделя

92.

Беседа на тему:

«Дождик, дождик, полно лить…»

Вспомнить и прочесть стихи, потешки, песенки про дождик. Какой бывает дождик, откуда берётся, чем полезен, как спрятаться от дождя.

Занятие

Май

93.

Наблюдение за дождевыми червями.

Уточнить знания детей о дождевых червях, их пользе.

Прогулка

Май

                  III неделя

94.

Беседа на тему:

«Божья коровка – чёрная головка»

Уточнить знания детей о внешнем виде божьей коровки, о способах передвижения и питании.

Иллюстрации

Занятие

Май


п/п

Содержание работы

Задачи

Материал

Приёмы

Форма проведения

Время

проведения

Закрепить знания о дождевом червяке, учить сравнивать его с божьей коровкой, находить различия. Воспитывать бережное отношение к животным маленького размера.

95.

Чтение

К.Д. Ушинского «Капустная бабочка» (из книги «Времена года»)

Дать детям знания о насекомых, как появляются на свет, чем питаются, полезны ли. Рассмотреть иллюстрации с изображением бабочек. Закрепить их названия.

Открытки бабочек.

Художественная литература

Занятие

Май

                  IV неделя

96.

Беседа на тему:

«Весёлые пчёлы и маленький кузнечик».

Продолжать знакомить детей с насекомыми. Закреплять их названия.

Объяснить детям чем они питаются, где живут, чем полезны и опасны для здоровья.

Картинки с изображением насекомых

Занятие

Май

97.

Дидактическая игра: «Кто летает, прыгает, плавает?»

Уточнить знание детей о способах передвижения животных, развивать внимание, память.

Картинки с изображением насекомых, животных, птиц

Май

98.

Дидактическая игра: «Мы играем»

Уточнить знание детей об играх и забавах в разное время года. развивать связную речь, активизировать словарный запас.

Картинки с изображением игр и забав детей в разное время года.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой тематический план по ознакомлению детей с окружающим миром (ФЦКМ) на тему"Берегите хлеб"

Систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей. Активизировать речь детей, словарь....

Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска

План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель:  Воспитывать  творческую  личность,  знающую  свою...

Тематический план по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с родным городом.

Знакомство детей подготовительной к школе группы с родным городом....

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)

Тематический  план  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Тематический план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы

Тематический план подскажет педагогам, как провести опыты с младшими дошкольниками....

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы

Тематический план поможет педагогам организовать с детьми опытно-экспериментальную деятельность....