Годовой тематический план по ознакомлению детей с природой
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме
Систематизировать знания детей о временах года. Учить детей устанавливать связи между изменениями в природе и жизнью растений. животных. Развивать у детей любознательность, интерес и любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
templan_na_god_2_ml._gr._po_prirode.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
(годовой)
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
ТЕМА:
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: Систематизировать знания детей о временах года.
Задачи: Закрепить знания детей о временах года. Учить детей устанавливать связи между изменениями в природе и жизнью растений, животных. Развивать наблюдательность. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворения при общении с природой.
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
I неделя |
1. | Беседа на тему: «Покажем Мишке уголок природы» | Познакомить детей с уголком природы в группе. Продолжить учить детей по картинкам узнавать и называть времена года, характеризовать погоду, выделять признаки осени. | Календарь природы. Картинки с изображениями осени. | Занятие | Сентябрь |
2. | Подвижная игра: «Солнышко и дождик» | Учить детей действовать по сигналу, в соответствии с погодными условиями. | Иллюстрации с изображением солнца и дождя. | Сентябрь |
II неделя |
3. | Беседа на тему: «Осень золотая» | Знакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. | Иллюстрации с изображениями осени. | Занятие | Сентябрь |
4. | Рисование на тему: «Укрась зонтик» | Учить детей в рисунке изображать дождь, используя соответствующий карандаш. | Карандаши | Занятие | Сентябрь |
III неделя |
5. | Беседа на тему: «Чудесные листья» | Учить детей замечать красоту природных явлений. Различать, узнавать, называть растения. Переживать радость от общения с природой. | Гербарии из осенних листьев Деревья на участке. | Прогулка | Сентябрь |
6. | Дидактическая игра: «Сложи листик». | Учить детей отбирать части по цвету, затем составлять листья. | Разрезные картинки (по типу мозаики). | Сентябрь |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
7. | Аппликация на тему: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад». | Учить детей любоваться листьями, относиться к ним бережно, учить работать с клеем. | Коллективная работа. Набор листьев (из цветной бумаги). | Занятие | Сентябрь |
IV неделя |
8. | Беседа на тему: «Любуемся красотой осени» | Учить детей составлять описательные рассказы о явлениях природы. | Иллюстрации с изображениями осени. | Занятие | Сентябрь |
9. | Рисование на тему: «Осень». | Закрепить знания детей об осени. | Краски | Занятие | Сентябрь |
I неделя |
10. | Чтение сказки: «Как голубь рассказывал бабочке про осень» | Продолжать знакомить детей с явлениями и признаками осени. | Часть занятия | Октябрь |
11. | Наблюдение на участке на тему: «Как ёжик и заяц шуршали листьями». | Учить детей анализировать, вести наблюдения за изменениями в природе. | Прогулка | Октябрь |
II неделя |
12. | Беседа на тему: «Как воробьи провожали ласточек на юг» | Дать детям знания о перелётных и зимующих птицах. Учить различать их, бережно относиться к ним. | Иллюстрации с изображениями птиц. | Занятие | Октябрь |
13. | Подвижная игра: «Воробушки и кот» | Учить детей подражать птицам, бегать (летать) не натыкаясь друг на друга. Действовать по сигналу (знаку). | Октябрь |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
14. | Наблюдение в природе на тему: «Кормим птиц» | Учить детей наблюдать за птицами, кормить их зерном и хлебом. Рассмотреть птиц. Уточнить их названия. | Прогулка | Октябрь |
III неделя |
15. | Заучивание наизусть р.н. песенки «Дождик, дождик, полно лить…» О.Высотской | Учить детей самостоятельно читать небольшие песенки, чётко и выразительно проговаривать слова. Знакомить детей через художественное слово с признаками осени. | р.н. песенки | Занятие | Октябрь |
16. | Подвижная игра: «Перепрыгни через лужу» | Учить детей прыгать через лужи, препятствия с места, отталкиваясь двумя ногами. | Октябрь |
17. | Рисование на тему: «Дождик, дождик, кап – кап – кап…» | Учить детей правильно рисовать вертикальные линии, изображая одно из явлений природы (дождик). | Карандаши | Занятие | Октябрь |
IV неделя |
18. | Беседа на тему: «Подарки осени» | Познакомить детей с плодами фруктовых деревьев. Закрепить знания о том, что фрукты растут в саду. Выделять характерные признаки фруктов, обследовав с помощью зрительно – осязательно – двигательных действий. Воспитывать благодарное чувство к природе. | Иллюстрации с изображением фруктов, деревьев. Фрукты. | Занятие | Октябрь |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
19. | Сюжетно – ролевая игра: «Угостим куклу компотом». | Учить детей варить компот из фруктов, выполнять ряд последовательных действий для получения нужного результата. | Набор посуды. Муляжи фруктов. | Занятие | Октябрь |
20. | Дидактическая игра: «Собери фрукты по цвету». | Закрепить названия фруктов, их основной цвет. | Муляжи фруктов. Корзины. | Октябрь |
21. | Дидактическая игра: «Собери фрукты из частей». | Развивать логическое мышление, учить собирать картинку (фрукт) из нескольких частей. | Разрезанные картинки фруктов по типу мозаики. | Октябрь |
22. | Лепка на тему: «Консервируем фрукты» | Закрепить предложения детей о заготовке фруктов на зиму. Учить приёмам вдавливания и оттягивания для получения нужной формы. | Пластилин. | Занятие | Октябрь |
I неделя |
23. | Беседа на тему: «Подарки осени – 2» | Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания детей о месте их произрастания - огороде. Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам. Воспитывать благодарные чувства к природе и к людям, которые благодаря своему труду получают урожай. | Муляжи овощей. Иллюстрации с изображением произрастания овощей на огороде. | Занятие | Ноябрь |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
24. | Дидактическая игра: «Подбери овощи и фрукты по цвету». | Закрепить названия овощей, их основной цвет. | Муляжи овощей. | Ноябрь |
25. | Игра с картинками: «Посади овощи и фрукты на своё место» | Закрепить знания детей о месте произрастании овощей и фруктов. | Картинки овощей и фруктов. | Ноябрь |
26. | Сюжетно – ролевая игра: «Угостим зайку салатом из овощей». | Учить детей готовить салат из овощей. Объяснить последовательность трудовых процессов по схеме: помыть > почистить > нарезать > сложить на блюдо > посолить > полить маслом > перемешать. | Муляжи овощей. Посуда. | Занятие | Ноябрь |
27. | Рисование на тему: «Однажды хозяйка с базара пришла». | Вызвать интерес детей к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Знакомить детей с круглой и овальными формами, учить передавать их особенности в рисунке. | Краски. | Занятие | Ноябрь |
II неделя |
28. | Беседа на тему: «Рассказывание р.н. сказки «Пых» | Закрепить названия овощей, учить пересказывать сказку вместе с воспитателем. | Занятие | Ноябрь |
29. | Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». | Учить детей разгадывать загадки про овощи. | Муляжи овощей. | Ноябрь |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
30. | Дидактическая игра: «Узнай, что съел». | Учить детей узнавать овощи на вкус. | Овощи. | Ноябрь |
III неделя |
31. | Беседа на тему: «Осень в лесу» | Обогащать представление детей о дарах осени в лесу. Закрепить умение описывать предметы, замечая их характерные признаки. Познакомить с грибами. | Картинки осени. Муляжи грибов. | Занятие | Ноябрь |
32. | Дидактическая игра: «Найди, что назову». | Учить детей по характерным признакам выделять из даров осени то, что назвал воспитатель | Дары осени (грибы, овощи, фрукты). | Ноябрь |
33. | Подвижная игра: «Прятки». | Закрепить названия грибов, закрепить счет до двух. Учить детей ориентироваться в пространстве. | Маски грибов. | Ноябрь |
IV неделя |
34. | Беседа на тему: «Подарки осени лесным жителям» | Продолжать закреплять знания детей о грибах, о нормах поведения в лесу. Дать знания о том, что запасы на зиму делают не только люди, но и звери. | Большая иллюстрация с изображением осеннего леса. Картинки – как животные готовятся к зиме Иллюстрации с изображением грибов. | Занятие | Ноябрь |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
35. | Дидактическая игра: «Кто любит грибы». | Закрепить знания детей о зверях, которые готовят запасы на зиму, учить узнавать и называть их. | Картинки с изображением зверей. | Ноябрь |
36. | Рисование на тему: «Как белочка к зиме грибы сушила». | Вызвать эмоциональное отношение к обитателям леса. Продолжать формировать представление о том, что животные делают заготовки на зиму. Учить рисовать дерево, штамповать грибы. | Краски. Штампы. | Занятие | Ноябрь |
I неделя |
37. | Беседа на тему: «Откуда в снеге столько грязи» | Показать из чего состоит снег, провести опыты со снегом. Познакомить детей с микробами. | Занятие | Декабрь |
38. | Сюжетно – ролевая игра: «Лечим Умку от простуды». | Учить детей выполнять роль врача изготавливать целебные напитки из трав и цветов. Познакомить детей со свойствами мёда. | Посуда. Гербарий. | Декабрь |
II неделя |
39. | Беседа на тему: «Умка играет со снегом и льдом» | Продолжать исследовать свойства (качества) снега, льда. Определить влияние тепла и холода на снег и лёд, связывать причину со следствием | Занятие | Декабрь |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
40. | Игра-упражнение: «Рифма к «снежку». | Расширить и активизировать словарь детей путём подбора рифм к слову «снежок». | Макет снежка | Декабрь |
41. | Аппликация на тему: «Весёлые снежинки» (коллективная работа) | Учить детей аккуратно наклеивать готовые формы. Вызвать у детей чувство радости от зимы. | Готовые формы (снежок). Ватман. | Занятие | Декабрь |
42. | Игра – имитация: «Изобрази снежинку». | Учить детей выполнять разные роли, превращаться в любой объект (предмет), изображать его. Плавно двигаться под музыку. | Магнитофон | Декабрь |
III неделя |
43. | Беседа на тему: «Зимние развлечения» | Познакомить детей с зимними играми, учить играть в них. | Иллюстрации с изображением детей, играющих в зимние игры | Занятие | Декабрь |
44. | Игра в снежки: «Попади в цель». | Учить детей лепить снежки, правильно кидать их, стараться попасть в цель. | Прогулка | Декабрь |
45. | Игра: «Слепим снеговика». | Учить детей катать (скатывать) комочки снега, создавать образ с помощью воспитателя. | Прогулка | Декабрь |
46. | Чтение: Н. Калинин «Про снежный колобок». | Закрепить знания детей о свойствах снега, умение делать поделки из снега. | Занятие | Декабрь |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
IV неделя |
47. | Беседа на тему: «Дует ли ветер зимой ?». | Напомнить детям, что такое ветер. Показать, как можно играть с ним, как от него прятаться. | Пакет. Электрические приборы (фен, пылесос). | Занятие | Декабрь |
48. | Конструирование: «Изготовление вертушек из бумаги». | Научить детей играть с ветром, проводить собственные наблюдения, складывать и склеивать бумагу. Изготавливать вертушки. | Цветная бумага. Палочки. | Занятие | Декабрь |
49. | Наблюдение в природе на тему: «Как дует ветер ?». | Учить детей с помощью вертушек играть с ветром, наблюдать определять состояние ветра (сильный, слабый). | Вертушки. | Прогулка | Декабрь |
I неделя |
50. | Беседа на тему: «Какие красивые шубки одели деревья». | Учить детей любоваться красотой зимних убранств деревьев. Объяснить детям зачем деревьям нужен снег. Закрепить названия деревьев. | Прогулка | Январь |
51. | Подвижная игра: «Найди и назови». | Учить детей своевременно находить и называть деревья. | Январь |
52. | Аппликация на тему: «Нарядная ёлочка». | Учить детей составлять из частей ёлку (треугольников), уметь украшать её. | Готовые формы (треугольники). Цветная бумага | Занятие | Январь |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
II неделя |
53. | Беседа на тему: «Умка - путешественник ». | Расширить представления детей о Земле. Познакомить детей с Южным полюсом, Антарктидой. Познакомить детей с глобусом. Развивать воображение, смелость суждений, активность. | Глобус. Иллюстрации с разными видами транспорта. Игрушки. | Занятие | Январь |
54. | Дидактическая игра: «Земля. Воздух. Вода» | Закрепить знания детей о видах транспорта | Иллюстрации с разными видами транспорта. | Январь |
III неделя |
55. | Беседа на тему: «Умка знакомится пингвином Лу-лу ». | Познакомить детей с пингвинами, средой их обитания, питанием. | Магнитофон Иллюстрации. Игрушки. | Занятие | Январь |
56. | Рисование на тему: «Угощение для пингвина» | Учить детей рисовать округлые формы, пользоваться красками. | Краски | Занятие | Январь |
57. | Подвижная игра: «Пингвинята». | Учить детей действовать по сигналу, воспитывать дружеские чувства, взаимопомощь, умение подражать птицам. | Тюль | Январь |
IV неделя |
58. | Беседа на тему: «Умка знакомится с птицами. Сравнение воробья и голубя». | Учить детей сравнивать и называть зимующих птиц. | Прогулка | Январь |
59. | Лепка на тему: «Воробушки» | Учить детей лепит птиц. | Пластилин | Занятие | Январь |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
60. | Дидактическая игра: «Что за птица ?» | Учить детей узнавать и называть птиц. | Иллюстрации птиц. | Январь |
I неделя |
61. | Наблюдение в природе на тему: «Кто раскрасил окна в группе ?» | Рассмотреть зимние узоры, объяснить откуда они появились, на что похожи. | Прогулка | Февраль |
62. | Рисование на снегу: «Зимние узоры». | Учить детей с помощью разнообразных предметов (действий) рисовать узоры на снегу, развивать воображение. | Прогулка. Игра | Февраль |
II неделя |
63. | Наблюдение: «Любуемся снегирями». | Закрепить знания детей о сне-гирях. Вспомнить стихотво-рение «Снегири». Воспитывать бережное отношение к птицам. | Прогулка | Февраль |
64. | Игра – имитация: «Птички летают» | Продолжать учить детей изображать птиц, подражать им. | Прогулка | Февраль |
65. | Аппликация на тему: «Угостим снегирей рябиной» | Воспитывать у детей чувства взаимопомощи, жалости, желания помочь. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы. Закрепить понятие «рябина». | Цветная бумага (готовые формы). | Занятие | Февраль |
III неделя |
66. | Чтение рассказа К.Ушинского «Про-казы старухи-зимы» | Закрепить знания детей о зиме, о поведение птиц, зверей, людей, детей в данный период. | Художественная литература | Занятие | Февраль |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
67. | Вечер загадок о зиме. | Продолжать учить детей отгадывать загадки. | Художественная литература | Развлечение | Февраль |
IV неделя |
68. | Беседа на тему: «Почему стал таять снег ?». | Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи в природе. | Иллюстрации о весне. | Занятие | Февраль |
69. | Словесная игра: «Какой стал снег ?». | Активизировать и расширить словарь детей. | Прогулка | Февраль |
70. | Дидактическая игра: «Какое время года ?» | Закрепить названия времён года. | Иллюстрации с временами года. | Февраль |
I неделя |
71. | Беседа на тему: «Полюбуемся солнышком». | Уточнить, как стало греть солнце. Напомнить какое сейчас время года. Вспомнить и прочесть потешки, стишки про солнце. | Занятие | Март |
72. | Аппликация на тему: «Солнышко в гостях у ребят» | Продолжать учить детей создавать «образ» из готовых форм, активно работать с клеем | Цветная бумага (готовые формы). | Занятие | Март |
II неделя |
73. | Беседа на тему: «Почему тают сосульки ?». | Объяснить почему тают сосульки. Провести наблюдение. Установить причинно – следственные связи. | Прогулка | Март |
74. | Рисование на тему: «Пришла весна (таяние сосулек)». Коллективная работа | Учить детей в рисунке передавать одно из явлений весны, использовать технику мазка. | Краски | Занятие | Март |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
III неделя |
75. | Наблюдение в природе: «Первые ручейки». | Учить детей замечать изменения в природе в соответствии с временами года. | Прогулка | Март |
76. | «Игра с ручейками». | Продолжать обучать детей игре в природе. Вызвать чувство радости, любознательности. | Кораблики из бумаги. Бросо-вый материал. | Март |
77. | Дидактическая игра: «Когда это бывает ?» | Уточнить, что происходит с природой в разное время года. | Иллюстрации | Март |
IV неделя |
78. | Беседа на тему: «Наблюдение за птицами». | Закрепить названия птиц и их повадки в весенний период. | Иллюстрации с птицами. | Занятие | Март |
79. | Подвижная игра: «Воробушки и кот». | Учить действовать по сигналу, ориентироваться в простран-стве, подражать повадкам птиц. | Маска кота | Март |
I неделя |
80. | Прослушивание кассеты с пением птиц весной. | Учить слушать пение птиц. | Магнитофон | Апрель |
81. | Чтение стихотворения С. Михалкова «Апрель» (из цикла «12 месяцев) | Через художественное слово рассказать и объяснить детям, какие изменения происходят весной в природе. | Занятие | Апрель |
II неделя |
82. | Беседы на тему: «Почему проснулся медведь ?». | Познакомить детей с жизнью животных в лесу весной. Учить детей описывать животных. | Иллюстрации леса, животных. | Занятие | Апрель |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
Вспомнить потешки, стихи. загадки о животных. Закрепить понятие «дикие» животные. | Художественная литература |
83. | Дидактическая игра: «Назови и опиши» | Учить детей называть домашних и диких животных, учить описывать их. | Муляжи животных | Апрель |
III неделя |
84. | Беседа на тему: «Первые цветы». | Познакомить детей с первыми цветами. Закрепить названия цветов, время и место их произрастания. | Иллюстрации цветов | Занятие | Апрель |
85. | Дидактическая игра: «Узнай и назови» | Учить узнавать и называть цветы. | Картинки с цветами | Апрель |
86. | Рисование на тему: «Подснежники для мамы». | Учить детей рисовать подснежники, правильно наносить вертикальные линии и мазки. Учить выполнять работу не спеша, с любовью. Соблюдать цветовую гамму. | Краски | Занятие | Апрель |
IV неделя |
87. | Беседа на тему: «Как изменились деревья и цветы». | Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать и анализировать. Закрепить названия деревьев. | Занятие Прогулка | Апрель |
88. | Дидактическая игра: «Найди дерево» | Учить детей находить деревья по картинкам, называть их. | Картинки с изображением деревьев. | Прогулка | Апрель |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
I неделя |
89. | Заучивание стихотворения А.Плещеева «Травка зеленеет…». | Учить детей читать небольшие стихи о весне. | Занятие | Май |
90. | Беседа на тему: «Здравствуйте травушка-муравушка и золотой одуванчик». | Уточнить знания детей о весенней траве, одуванчике. Уточнить представления об условиях необходимых для их роста, о связи с природой. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Занятие | Май |
91. | Рисование на тему: «Зелёная травка для кролика». | Закрепить умение детей рисовать траву. | Краски | Занятие | Май |
II неделя |
92. | Беседа на тему: «Дождик, дождик, полно лить…» | Вспомнить и прочесть стихи, потешки, песенки про дождик. Какой бывает дождик, откуда берётся, чем полезен, как спрятаться от дождя. | Занятие | Май |
93. | Наблюдение за дождевыми червями. | Уточнить знания детей о дождевых червях, их пользе. | Прогулка | Май |
III неделя |
94. | Беседа на тему: «Божья коровка – чёрная головка» | Уточнить знания детей о внешнем виде божьей коровки, о способах передвижения и питании. | Иллюстрации | Занятие | Май |
№ п/п | Содержание работы | Задачи | Материал Приёмы | Форма проведения | Время проведения |
Закрепить знания о дождевом червяке, учить сравнивать его с божьей коровкой, находить различия. Воспитывать бережное отношение к животным маленького размера. |
95. | Чтение К.Д. Ушинского «Капустная бабочка» (из книги «Времена года») | Дать детям знания о насекомых, как появляются на свет, чем питаются, полезны ли. Рассмотреть иллюстрации с изображением бабочек. Закрепить их названия. | Открытки бабочек. Художественная литература | Занятие | Май |
IV неделя |
96. | Беседа на тему: «Весёлые пчёлы и маленький кузнечик». | Продолжать знакомить детей с насекомыми. Закреплять их названия. Объяснить детям чем они питаются, где живут, чем полезны и опасны для здоровья. | Картинки с изображением насекомых | Занятие | Май |
97. | Дидактическая игра: «Кто летает, прыгает, плавает?» | Уточнить знание детей о способах передвижения животных, развивать внимание, память. | Картинки с изображением насекомых, животных, птиц | Май |
98. | Дидактическая игра: «Мы играем» | Уточнить знание детей об играх и забавах в разное время года. развивать связную речь, активизировать словарный запас. | Картинки с изображением игр и забав детей в разное время года. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой тематический план по ознакомлению детей с окружающим миром (ФЦКМ) на тему"Берегите хлеб"
Систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей. Активизировать речь детей, словарь....
Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом
Знакомство с родным городом - Нижним Новгородом...
Перспективно-тематический план по ознакомлению детей 4-7 лет с родным городом «Город родной – Курск» МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Курска
План мероприятий по ознакомлению дошкольников 4 – 7 лет с родным городоммузыкального руководителя Машошиной Г.А. Цель: Воспитывать творческую личность, знающую свою...
Тематический план по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с родным городом.
Знакомство детей подготовительной к школе группы с родным городом....
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...
Тематический план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
Тематический план подскажет педагогам, как провести опыты с младшими дошкольниками....
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы
Тематический план поможет педагогам организовать с детьми опытно-экспериментальную деятельность....