"Дуб мудрости". Занятие по нравственному воспитанию.
методическая разработка по окружающему миру по теме
Одной из основных задач воспитания дошкольников я считаю воспитание гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.п.) Планируя и проводя в детском саду занятия , игры, трудовую деятельность с детьми, мы каждый раз задумываемся над тем, чтобы дети росли неравнодушными, честными, справедливыми, заботимся о том, чтобы они понимали и оценивали свои поступки и поступки сверстников и взрослых людей. Мы стараемся побуждать детей поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Очень показательным в этом смысле является занятие в книге В.Н. Волчковой, Н.В. Степановой «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» (изд. Воронеж) «Правила на всю жизнь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dub_mudrosti.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДУБ МУДРОСТИ»
занятие по нравственному воспитанию
Одной из основных задач воспитания дошкольников я считаю воспитание гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.п.) Планируя и проводя в детском саду занятия , игры, трудовую деятельность с детьми, мы каждый раз задумываемся над тем, чтобы дети росли неравнодушными, честными, справедливыми, заботимся о том, чтобы они понимали и оценивали свои поступки и поступки сверстников и взрослых людей. Мы стараемся побуждать детей поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Очень показательным в этом смысле является занятие в книге В.Н. Волчковой, Н.В. Степановой «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» (изд. Воронеж) «Правила на всю жизнь».
В начале занятия воспитатель вместе с детьми составляет дуб мудрости, придумывая правила, по которым дети будут жить.
Какими нужно быть, чтобы вас уважали?
Дети говорят, что нужно быть честным, добрым, уважать старших и т. д.
Каждый раз, когда дети называют какое-то качество, воспитатель дает ребенку дубовый листок с надписью этого качества и ребенок прикрепляет его к дубу.
В конце этого разговора дуб весь оказывается увешан листочками.
ЭТО ДУБ МУДРОСТИ.
Воспитатель: если вы будете знать эти правила, то станете умными, а если будете знать и выполнять – то будете мудрыми.
Воспитатель:
Подумайте и вспомните, был ли в жизни случай, когда вы поступали нечестно, не по правилам?
Было ли вам тогда стыдно?
Воспитатель хвалит смелых детей за то, что они не побоялись рассказать об этом случае.
Я проводила это занятие с двумя разными выпусками детей и мне было интересно наблюдать, как дети будут рассказывать об этом.
В каждой группе нашлись смельчаки, которые смогли рассказать про свой случай. Признались, что им было стыдно и сейчас они не поступили бы так.
Потом воспитатель предлагает психогимнастику «Выйди к свету».
Детям предлагалось почувствовать себя в подземелье, что им там одиноко и неуютно. Они идут по длинному коридору и не видят конца. Им не хватает воздуха.
Но вот в конце коридора они увидели свет и побежали. Наконец – то они вышли наружу и вдохнули свежий воздух.
Детям предлагается поделиться впечатлениями, как они себя чувствовали, находясь в подземелье. И в одной и в другой группе были похожие ответы: детям было плохо, неуютно, хотелось быстрее выбраться.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что также чувствует себя человек, когда совершает плохие поступки. А как вы чувствовали себя, когда выбрались из подземелья? Радость, успокоение, облегчение.
Воспитатель говорит о том, что также чувствует себя человек, когда живет по мудрым законам жизни.
Далее воспитатель зачитывает детям отрывок из сказки О. Уайльда «Мальчик – звезда»:
Однажды двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя не смотря на бедность и голод и принес его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в село пришла женщина, он закидал ее камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
Воспитатель:
Кому понравился мальчик – звезда?
А кому женщина-нищенка?
Предлагает детям взять сердечки и подарить тому герою, который им понравился. (Как правило, с этим заданием дети справляются хорошо. Все осуждают мальчика-звезду и относятся с пониманием к нищенке).
Но вот следующее задание вызывает у детей сомнение: как поступить?
Воспитатель предлагает детям подарки от героев сказки.
Мальчик-звезда предлагает детям конфеты, а у нищенки нет ничего, кроме маленьких кусочков хлеба.
Детям предлагают взять подарок от того героя, который им нравится.
Вот здесь дети одного моего выпуска все, за исключением одного ребенка, выбрали конфеты. А вот в другой группе было все наоборот: все выбрали хлеб, а один мальчик – конфету.
В занятии предусмотрено два варианта продолжения в зависимости от того, что выбрали дети.
В первом варианте воспитатель говорит:
«Дети, ведь вы свои сердечки отдали нищенке.
Почему же вы предпочли взять конфеты у злого мальчика-звезды?
Понятно, вам захотелось конфет. Трудно не поддаться соблазну.
Но надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.
Моим детям было стыдно. И только Саша смог честно смотреть мне в глаза.
Он не покривил душой. Сделал так, как подсказывало сердце.
А детей другого моего выпуска я похвалила:
«Какие вы молодцы, ребята!
Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы не покривили душой, поступили честно, выбрали хлеб нищенки.
У вас есть сила воли»
Ребенок, который выбрал конфету, тут же пошел и поменял конфету на хлеб.
Далее детям рассказывается второй отрывок из этой сказки:
Но после того, как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он понял, что поступил неправильно и три года искал свою мать. Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. И вдруг нищенка превратилась в королеву. А мальчик-звезда стал властелином города. Он стал справедливым и добрым.
Ребята, а теперь вам нравится мальчик-звезда?
У нас было условие – брать угощение у того героя, который нравится.
Теперь, если хотите, можете угоститься подарком мальчика-звезды.
Ребята, сейчас вы дошкольники, поступать правильно, надо еще учиться. Легко говорить, трудно дело делать. Но у вас чуткие, добрые, честные сердца. Старайтесь, чтобы эти мудрые правила жизни всегда оставались с вами. Тогда вы станете хорошими людьми.
Вот такое поучительное занятие. А дуб мудрости висел у нас в раздевалке до конца выпуска. Я часто обращала внимание детей на него. Дети бойко рассказывали правила поведения. Значит, умными они уже стали. А вот станут ли мудрыми? Я думаю, это покажет время. Главное, дети стали задумываться над своими поступками. Детям это занятие запомнилось, они часто вспоминали о нем.
Я очень благодарна авторам этого занятия, так как они помогли моим детям задуматься о своих поступках. У меня подрастает новое поколение детей. На следующий год я обязательно проведу это занятие с детьми, чтобы научить их быть умными и мудрыми.
Буду рада, если мой опыт пригодится другим воспитателям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Учимся быть дружными»
Знакомство детей с понятием "дружба". Формирование нравственных качеств личности у дошкольников старшего возраста. 18990875_7082433_VinniPuh_36.gif...
Конспект занятия по нравственному воспитанию на тему: "Поделись с другом"
Цель занятия:Формировать нравственные волевые аспекты поведения;Воспитывать любовь к близким и формировать уважение к ним....
Конспект занятия по нравственному воспитанию на тему: "Поделись с другом"
Занятие по нравственному воспитанию во второй младшей группе детского сада....
Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию в I-й младшей группе.
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В I-й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: Крупицы добра. Цель:- помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении...
конспект занятия по нравственному воспитанию с использованием психогимнастики в младшей группе "Гномы, гномы. гномы, вы малюсенький народ"
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это б...
Конспект комплексного заняти по нравственному воспитанию
МБДОУ детский сад № 8 КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В I-й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»...
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...