упражнения для развития мелкой моторики рук
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Комиссаренко Анастасия Александровна

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Несколько упражнений, развивающих  мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук.

1. Замки из песка и камней. Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку  мелкие, в другую  крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребеночка, чтобы он проделал все заново.     

2. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст  4 года). Цель игры  развитие мелкой моторики рук и формирование аккуратности. Материалы: белая бумага, фломастеры, ножницы. Взрослый рассказывает и показывает, как правильно вырезать снежинки из листов бумаги. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что «зимние красавицы» получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья.

3. Рисуем. Взрослые с детишками могут обводить на перегонки квадратики или кружочки. Предлагается рисовать различные геометрические фигуры, животных, а потом зарисовывать все в соответствующие тона.

4. Угадай-ка? Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант  ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

5. Лепка из пластилина. С детьми дошкольного возраста хорошо лепить животных, предметы быта (тарелочки, кружечки, ложечку), для ребятишек школьного возраста, кстати, будет лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

6. Поиски предмета. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 510 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб малыш с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

7. Игры с предметами домашнего обихода. Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками малыша по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вам известно, напоминает соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?»

Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!» Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (можно даже полиэтиленовый мешочек или лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

8. Игры-шнуровки Марии Монтессори:

-развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; l развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»; l формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

-развивают творческие способности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила дорожного движения Подготовила: Комиссаренко А. А. воспитатель

Слайд 2

Город, в котором с тобой мы живем, Можно по праву сравнить с букварем. Азбукой улиц, проспектов, дорог Город дает нам все время урок.

Слайд 3

Способ безопасный самый: Перейти дорогу с мамой. Уж она не подведет, Нас за ручку доведет. Но гораздо будет лучше, Если нас она научит, Как без бед и по уму Сделать это самому.

Слайд 4

Светофор Учит дедушка Егора Говорить со светофором: «У него язык простой – Смотрит красным глазом – стой! А зажжет зеленый глаз – Значит, пропускает нас. И, пока не смотрит красным, На дороге безопасно». Вертит головой Егор: «Где же дядя-светофор?» Мы его узнаем сразу – Одноногий и двуглазый.

Слайд 5

У шоссе брат учит Славу: «Взгляд налево, взгляд направо! Если нет машин вблизи, То иди, не тормози! Если же машина близко, Стой, как во поле редиска!» Слава сразу загрустил: «Долго тут еще расти?»

Слайд 6

Знаки дорожного движения

Слайд 7

Здесь наземный переход, Ходит целый день народ. Ты, водитель, не грусти, Пешехода пропусти!

Слайд 8

В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать, Хочет пассажиром стать.

Слайд 9

Знак «дорожные работы». Чинит здесь дорогу кто-то. Скорость сбавить нужно будет, Там ведь на дороге люди.

Слайд 10

Футбол – хорошая игра Пусть каждый тренируется На стадионах, во дворах, Но только не на улицах. (Жилая зона)

Слайд 11

Загадки Близко – широка, издалека – узка. (ДОРОГА) Три разноцветных круга Мигают друг за другом. Светятся, мигают – Людям помогают. (СВЕТОФОР) Полосатая указка, Словно палочка из сказки. (ЖЕЗЛ) Что за зебра без копыт: Не под нею пыль летит, А над нею вьюга пыли И летят автомобили. (ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД) Впереди и сзади, И по бокам - окошки. Что за странный домик На округлых ножках? (АВТОМОБИЛЬ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Консультация для родителей. «Что такое мелкая моторика». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные то...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...