Формирование экологической культуры
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
месяцы | ||
Неживая природа | Формирование экологических представлений | |
Сентябрь | Осень. Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Учить наблюдать за сезонными изменениями в живой и неживой природе, за изменчивостью природы (дождь, ветер, солнышко, тучи…) Обогащать словарь детей существительными по теме. Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие - во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей. | «У медведя во бору грибы, ягоды беру…». Закреплять знание детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах, ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов. |
октябрь | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Дождь и ветер. Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду. Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже: ветер холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое, затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь). Отметить резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад, когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно). Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче. | Познакомить детей с фруктами (яблоко, груша, апельсин, лимон). Учить различать знакомые фрукты. Учить выделять характерные признаки, обследовать форму с помощью зрительно-осязательных, тактильных действий. Ввести в активный (пассивный) словарь детей существительные и прилагательные по теме. Развивать сенсорное восприятие - зрительное, осязательное, тактильно-двигательное, память, мышление. Воспитывать интерес к окружающему миру. |
ноябрь | Песок и камни. Познакомить детей со свойствами песка и камней, их особенностях. Чем отличается сырой песок от сухого, от камней. Развивать интерес, сенсорные ощущения, умение обследовать. Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь). Ветер сдувает с деревьев последние листочки. | Познакомить детей с овощами (морковь, лук, огурец, картошка, помидор). Учить различать знакомые овощи. Учить выделять характерные признаки, обследовать форму с помощью зрительно-осязательных действий. Ввести в активный (пассивный) словарь детей существительные по теме. Расширить представления детей об овощах (цвет, размер, запах, вкус). Развивать сенсорные способности, мелкую моторику. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение. |
Живая природа | ||
Формирование представлений о животных | Многообразие, жизнь в экосистеме | Взаимодействие человека с природой |
Познакомить детей с обитателями леса – дикими животными (строение, образ жизни). Учить замечать существенные информативные признаки внешнего вида диких животных. Учить различать диких животных по внешнему виду. Знакомить с образом жизни. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать интерес и положительное отношение к диким животным. | Экосистема ЛЕС. Формировать у детей представления о | «Забота и природе». Совместно с воспитателем осуществлять уход за растениями и животными в уголке природы. Уход за букетами срезанных цветов. На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений. Уборка участка от листьев, сбор осенних листьев, семян цветов и других растений. Сбор овощей на огороде. |
Перелетные птицы. Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. | Экосистема Лес. Продолжать формировать у детей представления о состоянии растений, птиц, насекомых в осенний период (растения стоят в золотом наряде); обратить внимание на причины, связи, отношения явлений живой и неживой. Продолжать знакомить с экосистемой лес. | «Юные экологи». Совместно с воспитателем уборка мусора, сухих листьев. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Уход за обитателями уголка природы совместно с воспитателем. Посадка чеснока под зиму. Перекопка грядок на огороде, окапывание деревьев и кустарников. Уход за рыбками, птицами, комнатными растениями. Посадка корнеплодов. |
Зимующие птицы. Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. | Экосистема Водоем. Познакомить детей с некоторыми водными животными, рассказать об их особенностях, приспособленности к жизни в водной среде. Подвести детей к пониманию взаимосвязи в природе (каждое животное приспособлено к определённой среде, и если исчезнет его место обитания, исчезнет и само животное). Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности у воды (отдых на реках, озёрах). | Опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой, проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее. |
месяцы | ||
Неживая природа | Формирование экологических представлений о растениях | |
декабрь | Сформировать представления о зиме, сезонных изменениях в природе. Учить различать, называть качества, свойства предметов: теплый – холодный. Повторить признаки зимы. Обратить внимание на изменения, происходящие в природе: День становится короче, ночи длиннее, солнце греет меньше, стало холодно, деревья сбросили листву, часто идет снег, который уже не тает; но снег еще не глубокий. Обобщить знания детей о свойствах снега. | «Как надо заботиться о растениях зимой?» |
январь | Продолжать знакомить с сезонными явлениями, с признаками зимы. Учить сравнивать признаки разных времен года, различать на картинках лето и зиму. Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы). Познакомить со свойствами снега: (холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный). Устанавливается зависимость снега от температуры. Показать превращение воды в лед и обратный процесс и закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха. С этой целью с помощью формочек сделать ледяные игрушки, в том числе и елочные. Закрепить представления о том, что лед бывает хрупким, а бывает прочным, толстым. Объяснить, почему. | Тепло ли травке под снегом. Обратить внимание на выпавший снег. Если не видно нигде травы, то раскопать снег, найти оставшуюся побуревшую листву и траву. Спросить, почему трава так выглядит зимой. |
февраль | Воздух. Формировать у детей представление о таком явлении, как воздух, его признаках, свойствах, для чего он нужен. «Какая погода бывает зимой?» | «Деревья в серебре». |
месяцы | |||
Неживая природа | Формирование экологических представлений о растениях | ||
март | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Дать представления о времени года «весна». В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня (выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит; вспоминаем, как было зимой). Снег часто идет? с дождем, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем, - острые и тонкие, на теневой стороне сосулек меньше и они другой формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает снег и сосульки. Путем этих наблюдений подвести детей к пониманию того, что первыми признаками весны в неживой природе являются повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня. Волшебная вода. Познакомить детей со свойствами воды: течёт, разливается, бесцветная, не имеет запаха, прозрачная. Дать представления о разных состояниях воды, о том, что вода важна для всего живого. | Первоцветы. Закреплять и систематизировать знания детей о весенних цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются цветы, почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе. | |
апрель | Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Учить замечать первые признаки весны, называть их (кругом вода, капель, солнечные блики); Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки. Учить детей наблюдать за изменениями в природе и погоде. Развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, слуховое внимание. Воспитывать интерес к родной природе. Отметить повышение температуры днем, оно приводит к появлению ручьев, таянию сосулек. | Комнатные растения. Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага) побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях. | |
май | | Рассматривание иллюстраций. Рассматривание растений: почек, деревьев, кустарников, одуванчиков, березы, подорожника, цветущего ириса. Посадка цветочных семян. «Плодовые деревья весной». Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением); учить различать 2-3 дерева по цветкам. |
Живая природа | ||
Формирование представлений о животных | Многообразие, жизнь в экосистеме | Взаимодействие человека с природой |
Домашние птицы и их детеныши. Закрепить знания детей о домашних птицах, их детенышах, Закрепить знания детей об их жизни. Воспитывать желание как можно больше узнать о жизни диких животных. Развивать логическое мышление. | Экосистема «Болото». Лягушки-квакушки, водомерки, камыши и многое другое. Дети знакомятся с экосистемой болото: растениями, насекомыми и разнообразным животным миром. Обсуждают правила поведения на болотистых местах. | Волшебная вода. Познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть; дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе; прививать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к воде, учить беречь природные ресурсы; |
Возвращение птиц «Грачи прилетели». Наблюдать за поведением грачей, находить отличительные признаки. «Наши скворушки». Расширять знания о перелётных птицах, учить узнавать по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к природе. | Экосистема Луг. Формировать у детей представления о | Почва - живая земля. Познакомить детей с почвой, ее составом; познакомить с некоторыми почвенными обитателями; показать как важна почва для всего живого; показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого; прививать бережное отношение по отношению к природе. |
Мы едем зоопарк. Обобщить и систематизировать представления детей о животных в России и других странах. | Экосистема луг. Учить детей узнавать и называть знакомых насекомых (комар, муха, жук, бабочка); формировать у детей представления об особенностях внешнего вида насекомых (тельце, лапки, крылья), об особенностях поведения и жизни в природе (прыгают, летают, жужжат, ползают). Формировать представления о | Земля – наш общий дом. Систематизировать знания детей о планете земля. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы; воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе; воспитывать интерес к жизни животных, растений, желание узнать новое об их жизни, стремление помогать и заботиться о них. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"
Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"
Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...