Экологическая тропа
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный проект открывает перед дошкольниками удивительный мир, сотканный из тайн, загадок и чудес, который ребенок сможет постичь с помощью взрослых. Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. А ведь вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребенок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или наоборот, возмущение. Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребенок видел мир сердцем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическ5ая тропа | 78.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Вся природа вокруг нас, как из
кубиков, сложена из удивления
и загадок.
Н. Сладков.
Данный проект открывает перед дошкольниками удивительный мир, сотканный из тайн, загадок и чудес, который ребенок сможет постичь с помощью взрослых. Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира, который мы, взрослые, порой и не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. А ведь вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребенок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или наоборот, возмущение. Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребенок видел мир сердцем.
Экологическое состояние нашей планеты, прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей; загрязнение почвы, воды, воздуха, заставило заняться разработкой данного направления.
Ознакомление детей с растительным миром - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта. Этот процесс проходит под целенаправленным руководством взрослых. Они закладывают первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней.
Реализация данного материала идет через такие формы: занятия, наблюдения, труд, игры, чтение художественной литературы, развлечения, досуги, опыты, дидактические игры, беседы.
Их содержание направлено на познавательное развитие детей, мотивацию охраны живой природы, соблюдение принципов экологического воспитания.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать их в различную деятельность, отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за растениями.
Цель проекта: Развивать, познавательную активность, наблюдательность.
Формировать представления об окружающем мире, человека нового с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи: Способствовать выявлению у старших дошкольников
отношения к живой ели, растущей в естественных условиях, и срубленной, мертвой, но зато красиво украшенной.
Содействовать эмоциональному приближению детей к живой природе: елка – друг человека, и лишать друга жизни даже ради праздника нельзя.
Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения.
Развивать понимание красоты русской речи в поэтическом произведении.
Обогащать речь детей красивыми выражениями.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость и осознанность отношения к представителям живой природы.
Принципы:
1.Краеведения.
2.Природосообразности.
3.Научности и доступности понятий.
4.Систематичности и последовательности.
5. Междисциплинарности и интеграции содержания.
Ожидаемый результат:
Ребенок:
1. Знает названия деревьев.
2. Умеет описывать внешний вид дерева и его отличия.
3. Умеет излагать собственные рассуждения.
4. Умеет узнавать, различать среди других деревьев.
Луговые растения
Дидактические игры
1. Кто быстрее?
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).
Ход игры: Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
2. Найди по описанию
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
3. Горячо — холодно
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика
и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
4. Лото «Что где растет?»
Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.
5. Скорая помощь (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
Проблемные вопросы.
Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Воспитатель создает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.
Возможные вопросы:
— Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?
— Почему растения-хищники вынуждены охотиться?
— Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?
— Как растения защищаются от врагов?
— Как растения защищаются от зимней стужи?
— Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?
— Почему растения весной быстро растут?
— Почему нельзя сжигать старую траву?
Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка-дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности.
При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно, очень важно), но и для живых объектов, т.е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
Возможные варианты опытов и наблюдений:
Заготовьте с осени семена различных растений (конского щавеля, рябины, семена луговых злаков), положите в кормушку, пронаблюдайте, какие птицы предпочитают какой корм.
С осени соберите и засушите листья и плоды разных растений. Разложите по коробочкам или мешочкам. (Можно использовать пустые пластиковые баночки из-под витаминов с проделанными дырочками.) Попробуйте по запаху определить, что это за растение.
Понаблюдайте, как растения «заботятся о своем потомстве». У каких растений семена имеют «крылышки», парашютики? Прогуляйтесь по лугу или опушке леса. Вернувшись домой, вы обнаружите, что к одежде пристали семена разных растений. Рассмотрите их через лупу. Какое приспособление помогло семенам зацепиться за одежду?
Наберите как можно больше семян разных видов и рассмотрите их. Как разнообразны их формы и размеры! Затем подбросьте отдельные семена в воздух на улице и проследите, сколько времени и как далеко пролетит каждое семечко, прежде чем упасть. Интересно, кто стал чемпионом?
Попробуйте собрать семена мать-и-мачехи и одуванчика и посадить их в группе. Семена этих растений обладают высокой всхожестью и могут порадовать своим цветением и зимой, и ранней весной, когда за окном еще лежит снег. Если вам удалось вырастить и мать-и-мачеху, и одуванчик, вы можете составить
Загадки:
Вырос Ивашка:
Красная рубашка,
Зеленые ладошки,
Зеленые сапожки.
В гости приглашает,
Чаем угощает.
К.Манохина, Е.Войтенко
Не огонь, а жжется.
Не шмель, не пчела, а жалит.
Без костра обжигает.
Растет зеленый кустик.
Дотронешься — укусит.
ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ (крапива).
Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защитить! Обжигает, конечно, крапива. Неосторожно дотронешься до нее — долго потом рука будет «гореть». Обжигает крапива потому, что на ее стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснуться к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!
Цикл наблюдений за мать – и – мачехой.
Весной можно предложить провести цикл наблюдений за мать – и – мачехой. Цикл состоит из четырех наблюдений.
1.Наблюдение « Где растет мать – и – мачеха?»
Цель: Развивать у детей наблюдательность – умение видеть, что первоцветы появляются на хорошо прогреваемый солнцем участок с проталинкой.
На проталинке увидели маленькие стебельки первоцвета. Рассмотрели их. Обсудили, почему именно здесь появилась мать-и-мачеха. Выяснили условия, необходимые для роста растений.
2. Наблюдение «Мать-и-мачеха-первоцвет»
Цель: Дать представление о первоцветах на примере мать-и-мачехи, обратить внимание на особенности строения растения.
Перед началом наблюдения рассказали детям о первоцветах. Это цветы, которые появляются первыми весной. Они не боятся легких заморозков, на ночь цветки закрываются, так они защищаются от холода. Как только начинает светить солнце, цветок раскрывается. Рассмотрели внешний вид мать-и-мачехи. Обратили внимание на особенности стебля. Цвет серо-зеленый. Покрыт стебель чешуйками, пушистый. На ощупь мягкий. На стебле нет листьев, но есть бутон, еще не раскрывшийся. Рассмотрим корень: он длинный и толстый. В корне у мать-и-мачехи в течении лета накапливается запас питательных веществ на следующую весну. В конце наблюдения сделали фотографию.
3. Наблюдение: «Какие цветы у мать-и-мачехи?»
Цель: Ознакомить детей с особенностями строения цветка, распространение семян.
Перед наблюдением рассматривали предыдущую фотографию, чтобы увидеть, что произошло с мать-и-мачехой. Обратили внимание на изменения: стебли выросли, стали длинными, бутоны раскрылись в желтый цветок. Рассмотрели цветок, он похож на корзиночку. Цветок состоит из
маленьких желтых цветков, собранных в соцветие. Такие цветы не ломаются под ветром и дождем. Рассмотрели уже отцветшие цветы. Они стали шариками белого цвета. Обратили внимание детей на то, что на конце пушинки-парашютика –коричневое семечко. Воздушная пушинка-парашютик помогает семечку улететь подальше от растения. После наблюдения сфотографировали мать-и-мачеху.
4. Наблюдение: «Какие листья у мать-и-мачехи?»
Цель: Отметить особенности листьев мать-и-мачехи; определить форму, размер, количество листьев; последовательность развития растения (сначала появляются стебли и цветы, а потом листья).
Рассмотрели листья: верхняя часть листа гладкая и холодная, как прикосновение суровой мачехи; нижняя часть листа мягкая и теплая, словно приласкала тебя ласковая матушка. От особенностей строения листа цветок получил название. Обратили внимание на количество листьев. Их у мать-и-мачехи всего два. Рассмотрели цвет листьев и форму. Верхняя часть листа - темно-зеленая, А нижняя – светлая. Цикл наблюдений закончили рассматриванием и обсуждением всех фотографий, на которых видны изменения, происходившие с мать-и-мачехой.
Итог: При правильной организации наблюдений, у ребенка формируются отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений, понимание взаимосвязи развития растения и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание, но и нравственного воспитания. Позволяют лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям.
А.А. Плешаков
МАТЬ-И-МАЧЕХА
Загадки
И матушка родная, и мачеха злая
Бок о бок живут — через стеночку.
На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки —
Желтые глазочки.
БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА
В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.
С.П. Мацюцкий
Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.
К.Манохина
ПОДОРОЖНИК
Загадки о подорожнике
Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.
Его бьют сапогами, его мнут колесом,
Ему все нипочем.
У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой?
СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ
Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь! Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.
А.А. Плешаков
ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.
В.Н. Андреева
ОДУВАНЧИК
Загадки об одуванчике
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
С.П. Красиков
РОМАШКА
Загадки о ромашке
Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?
Шел я лугом, по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца жгучие лучи.
Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.
На верхушке стебелька —
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Стоит в поле кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.
С.П. Красиков
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.
Подснежник
Серова Е.
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
Как чудесен наш сад на заре:
Весь сверкает, блестит в серебре.
Подорожник умылся росой,
Одуванчик горит золотой.
У забора крапива стоит,
В бриллиантах сияет, блестит.
Лёгкий ветер вдруг тронет листву
И уронит росинку в траву.
Солнце выше вкатит в небеса –
Бриллиантов исчезнет краса.
ГВОЗДИКА
На лугу расцвёл цветок,
Ярко-алый огонёк.
На него ты погляди-ка:
Это дикая гвоздика.
Наступает тихий вечер,
Говорит цветок: «До встречи!»
Дунул лёгкий ветерок –
Лепестки свернул цветок.
С.Пшеничных
Одуванчик
Стоит он у стёжки
На тоненькой ножке,
Гордится обновой -
Шапкой пуховой.
Померить ту шапку
Жуку захотелось,
Едва прикоснулся,
Она разлетелась.
Владимир Степанов
РЕПЕЙ
На бугре растёт ничей
Злой, взъерошенный репей.
Не берут его в букет,
А ему и горя нет.
Он стоит темноголов,
До весны среди снегов.
Но зато голодным птицам
Он цветком прекрасным сниться:
Нет для них еды вкусней,
Чем взъерошенный репей!
Деревья
Береза.
Из всех деревьев для русского человека это дерево самое близкое, самое сердечное. Белокорая, чернобровая красавца береза - это эмблема российских лесов, это украшение пейзажа нашей Родины.
Берёза - светолюбивое дерево с белой корой. До десятилетнего возраста кора у березы темная, гладкая, блестящая, и лишь позднее развивается белый пробковый слой. Мелкие простые листья, треугольно-яйцевидной или ромбической формы, форма основания листовой пластинки - клиновидная или усеченная, форма верхушки листа длиннозаостренная, форма края листа у березы остропильчатая, жилкование – перистое. Лист березы с обеих сторон голый. Крона дерева сильно разветвленная, но не густая, ажурная и почти не дает тени. У молодой березы крона яйцевидная, позднее она становится продолговато-цилиндрической, с повислыми концами ветвей, что придает березе плачущий вид.
Корневая система этого дерева неглубокая. Береза нетребовательна к условиям климата и почвы. Выносит очень холодные зимы. Она первая из древесных пород занимает освободившиеся участки – заброшенную пашню, луг. Березу в народе называют «лесной нянькой», потому что под ее пологом подрастают многие хвойные деревья.
Цветет береза одновременно с распусканием листьев. Цветки у нее собраны в сережки. Мужские и женские цветки находятся на одном дереве. Мужские сережки – удлиненные и утолщенные, женские – маленькие, зеленые, выходят из боковых почек и направлены вверх.
Плоды березы – плоские мелкие орешки с двумя крылышками. В конце лета или осенью женские сережки рассыпаются, и плоды, подхваченные ветром, разносятся на большие расстояния. Береза является одной из культур в полезащитном лесоразведении, в парках, придорожных посадках.
-Люблю тебя я стройную, березку белоствольную!
Весною в нежной зелени с кудрявой головой,
Ты самая красивая, березка моя милая,
В любое время года любуюсь я тобой!
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой,
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Березка белена,
Макова зелена.
Летом мохнатенька,
Зимой суховатенька.
Где она стоит,
Там и шумит
Березонька зелененькая,
Весной веселенькая.
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит.
Наблюдение за берёзой
Осень
Цель: углубить интерес к берёзе, уточнить представление о коре и её назначении, учить определять возраст берёзы по коре, показать связь берёзы с окружающей средой.
Чем деревья отличаются от других растений?
Для чего сажают деревья?
Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра.
По коре можно определить возраст берёзы: чем старше, тем кора твёрже.
Осенью дни становятся короче и холоднее – происходят изменения и в жизни дерева: желтеют листья, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер, налетая на дерево, гнёт его, треплет ветки, срывает листья (золотыми монетками блестят на голых сучьях последние листья берёзы)
Чем питается берёза?
Листья растут на дереве, которое «добывает еду» из почвы. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и сами кормят её: листья перегнивают – почва становится богаче и весной снова может кормить растения, на которых появятся новые листья. Помогут превращению листьев в почву подземные жители – дождевые черви.
Как берёза готовится к зиме?
Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают землю от морозов. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.
Из истории использования берёзы.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома, соком лечили больных, колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы, из неё мастерили игрушки, ложки, из бересты – туески, лукошки, на бересте писали.
Сейчас берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев – желтую и зелёную краску, из почек – лекарство.
Из древесины делают бумагу. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи. Тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого нужно делать?
Зима
Цель: учить видеть изменения, красоту в засыпанных снегом берёзах, дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы, показать зависимость состояния от погодных условий.
Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрёшь от восхищения – берёзки в белоснежных шубках, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных животных, человечков. В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Настоящая зимняя сказка!
Поблагодарим берёзу, украсим её ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.
Предложите детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений «портрет» берёзы зимой.
Оттепель
Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.
Какое настроение у берёзы?
Она шепчет: «как бы мне хотелось станцевать для вас». Как вы думаете: как могла бы ходить берёзка – тяжелой поступью или легким шагом?
Ясная, солнечная погода
В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые ( потрогать кору берёзы рукой ).
Покажите детям картины И. Левитана («Весна. Большая вода», «Золотая осень»),И.Шишкина («Лесная глушь»). Обратите внимание на то, что героем многих пейзажей является берёза.
Почему нет листьев зимой?
Зимой деревья стоят голые, без листьев: они опали.
Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света.
Зимой деревья не питаются, не растут – они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань – она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.
Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток: чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
Метель
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку; утепляет ствол берёзы. После метели деревья стоят все белые, занесённые снегом.
Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают её на берёзу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей.
После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и и прилетевших к ней птиц, а также изобразить берёзу в метель.
Что помогает дереву устоять во время урагана? Корни находятся в земле и удерживают дерево от падения.
Весна
цель: углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. Учить замечать изменения в природе и их влияние на состояние берёзы. Дать представление о том, что у каждого дерева почки особые, отличаются друг от друга. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Что нужно нашему дереву?
Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зелёный свет.
Любит ли берёза свет?
Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
Дерево не может жить без тепла. От количества тепла зависит появление листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет.
Деревья пьют воду, как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, «пьёт» её из земли – почвы.
Деревья, как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они не заметны.
Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут принести вред дереву.
Ветер переносит семена дерева.
Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропускают через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
Берёзовые почки
Оживают деревья. Их соки, согретые тёплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.
У одних деревьев они круглые, у других продолговатые; у одних – мелкие, у других – крупные. У всех деревьев есть почки, и они все разные. У дерёзы почки мелкие и продолговатые.
Аккуратно наклоните ветку дерева и покажите ребёнку набухшие почки. Предложите зарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.
Берёзовый сок
У людей по сосудам течёт кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови – это сок: он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым.
Берёзовый сок очень полезен, он богат витаминами. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: делают надрез на коре и сок стекает, после сокосбора ранку на стволе нужно замазать глиной, чтобы дерево не погибло.
Берёза цветёт
В мае берёза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, на других – зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых серёжек и переносит её на зелёные. К концу лета появляются крылатые семена. Они падают на землю, из них вырастают молодые берёзки.
Лист зеленеет молодой
Светло и празднично возле берез весной. Они нарядились в белые атласные сарафаны: сбросили потрескавшийся за зиму верхний слой бересты, побелели, кора их стала гладкой, шелковистой. На белой берёзке чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит; в жару они открываются и пропускают воздух к корням. Старые берёзы – высокие, стволы у них внизу тёмные, покрытые толстой, морщинистой корой, а сверху более светлые, серебристо-белые. Зеленые ветки струятся по ветру, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как берёза окутается легким зеленым облачком.
Лето
цель: познакомить о взаимосвязи всех процессов, происходящих с дерёзой. Дать представление о берёзовой роще, о подберёзовике, об их взаимосвязи; понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около берёзы.
Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду?
Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь: даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи.
В коре берёзы есть особое вещество – бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Он отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.
Какие животные и насекомые живут рядом с берёзой?
Лесные обитатели с удовольствием пьют берёзовый сок. Так, дятел, пробив отверстие в коре крепким клювом, лакомится живительной влагой. Улетит дятел – слетятся к берёзе синицы, зяблики, малиновки. Любят сладкий берёзовый сок медведь, глухарь, муравьи, бабочки.
Какие грибы растут под берёзой?
Как называется место, где растёт много берёз? Берёзовая роща.
Давайте попробуем поискать здесь грибы.
Как вы думаете, как называется этот гриб? Подберёзовик.
Этот гриб можно найти не только под берёзами, но чаще именно под этим деревом.
Семена
К концу лета у берёзы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю, а ветер и птицы разносят их. Весной, там, где упало семечко, вырастет новое дерево.
Листья начинают желтеть
Скоро осень: дни становятся короче, тепла меньше. Поэтому листья берёзы начинают желтеть.
Полюбуйтесь красотой берёзы после дождя.
Понаблюдайте за цветом листьев.
Обобщите имеющие у детей знания о жизненном цикле дерева, используя в разговоре о берёзе ласковые слова.
Ель сибирская.
Семейство сосновых.
Довольно широко распространенное в лесной зоне и поясе горных лесов дерево, высотой 30 – 35 м, с узкопирамидальной кроной и четырехгранной зеленой остроконечной колючей хвоей. Растет чаще всего в долинах рек, а также на сырых местах вместе с другими хвойными – сибирским кедром, пихтой.
Химический состав всех частей дерева изучен недостаточно. Известно, что хвоя содержит значительное количество эфирного масла, дубильных веществ, аскорбиновой кислоты, смолы, микроэлементы, железо, марганец, хром, алюминий, медь.
Лиственница сибирская.
Семейство сосновых.
Крупное хвойное дерево с прямым, в нижней части конусовидно- утолщенным стволом, покрытым серовато-бурой корой, с мягкой светло-зеленой хвоей, опадающей на зиму. Растение однодомное. Шишки небольшие, яйцевидные, с плотно сомкнутыми до созревания чешуями, сильно оттопыренными после созревания. Живет до 500 – 700 и даже до 900 лет.
Распространена в островных лесах в лесостепной зоне и в примеси (как сопутствующая порода) – низкогорных лесах Салаира, Кузнецкого Алатау, и реже Горной Шории. Разводится в лесных культурах.
Хвоя лиственниц содержит эфирное масло, кора – дубильные вещества, камедь, флавоны, органические кислоты. В практической медицине применяют эфирное масло лиственницы, или скипидар, в чистом виде, либо в составе мазей и пластырей как наружное отвлекающее и раздражающее средство при ревматизме, подагре, невралгии.
Отвар из хвои – как сильное противоцинготное средство.
Сосна обыкновенная.
Семейство сосновых.
Хвойное дерево, широко распространенное почти по всей территории Кемеровской области. Леса из сосны обыкновенной в Кузбассе занимают около 129 тыс га. Сосновые боры как крупными, так и небольшими массивами расположены в зонах лесостепи, в предгорных районах Кузнецкого Алатау и Салаира. По долинам рек Кии, Томи, Мрассу сосновые леса проникают в подпояс низкогорной темнохвойной тайги.
В медицинской практике широко используют противовоспалительное, дезинфицирующее и мочегонное действие препаратов сосны.
Почки содержат смолу, эфирное масло (скипидар), в состав которого входят свободные спирты, смолистое вещество болеритин, горькие и дубильные вещества, много аскорбиновой кислоты, минеральные соли.
В хвое – значительное количество аскорбиновой кислоты, токоферола, каротина, эфирное масло, микроэлементы – железо, медь, марганец и алюминий, фитонциды.
Сосновые почки входят в состав мочегонных и грудных сборов. Отвар почек применяют для ингаляций при легочных заболеваниях.
Прочитайте детям
В.Линькова
ЕЛЬ
ДОЖДЬ В ЛЕСУ
Каждый грибник знает — в дождь лучше в лес не ходить. Мало того, что дождь мочит, так деревья еще помогают — стоит лишь задеть ветви, на тебя обрушиваются целые потоки. Но что делать, если все-таки дождь вас застал в лесу? Кинемся под первую попавшуюся березу. Нет, под березой от дождя не укроешься. Слишком прозрачная крона. Под сосну, что ли? Но под сосной еще хуже. Ага, вон стоит елка. Несмотря на дождь, под елкой сухо, как под крышей. Конечно, и под елкой промочило бы, если был сильный и затяжной ливень.
В.Тимофеев, А.Кончинц
ЕЛЬ-НЕЖЕНКА
Кто мог подумать, что ель — неженка? В молодости она боится заморозков и засухи. Боится ель и ветра. Если вдруг ее выставить на открытое место, она может быть повалена. Причин тут несколько. Во-первых, корни у нее расположены неглубоко, а во-вторых, густая крона сильно задерживает ветер. Вообразите себе мачту с парусом — это ель. Разница лишь в том, что парусник скользит по воде, а ель упирается.
В.Тимофеев, А.Кончинц
ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ
Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей. Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и они не в состоянии вылущить холодную шишку до конца. Весной, когда снег растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты. Любят посещать еловую столовую дятлы, синицы, глухари, рябчики, тетерева и куропатки.
И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская
СОСНА
Сосна — удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное — умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем.
И.Н. Балбышев
CОСНА-АПТЕКАРЬ
Хвоя сосны используется как источник витаминов. В годы войны солдат лечили настоем хвои. Используют этот настой и по сей день.
Наблюдение детей за елью.
Цель наблюдения: Учить устанавливать связи между состоянием дерева и условием среды.
Развивать наблюдательность, умение видеть изменения в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Цикл наблюдений начинается в мае, начале июня. Наблюдения проводятся в четыре этапа.
На первом этапе дети наблюдают за хвоинками, которые бывают очень острые и колючие, отмечают, что крона дерева напоминает треугольную форму. На конце хвоинок, в конце мая, появляются маленькие комочки (шишки). Это называется – цветение.
На каждом этапе важно сделать фото.
Перед началом следующего этапа наблюдения, рассматриваем предыдущие фотографии. Уточняем условия необходимые для роста шишек, хвоинок.
На втором этапе дети рассматривают фото, весенних этапов, отмечают, какие изменения произошли за это время.
Дети следят за появлением шишек, рассматривают их: они маленькие, коричневого цвета.
В конце лета они увеличиваются в размере. Воспитатель беседует, почему произошли изменения. Потому что летом стало жарко, было достаточное количество влаги и солнечного света. Отмечают, что хвоя осталась без изменений.
На третьем этапе – осенью, дети рассматривают весенние и летние фото. Отмечают, какие изменения произошли. Хвоя осталась без изменений. А вот шишки стали больше и по форме напоминают овал. В конце осени или начале зимы шишки отпадают.
Заключительное наблюдение, на четвертом этапе, в середине декабря. Дети отмечают красоту и необычность дерева, хвоя у ели сохранилась, в отличие от других деревьев.
Прочитайте детям.
Ёлочка.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березы и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно смелая она!
О.Высотская.
Ёлка.
Вырастала ёлка в лесу на горе.
У нее иголки зимой в серебре.
У нее на шишках льдышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.
Жил под елкой зайка с зайчихою своей.
Прилетела стайка чечёток с полей.
Приходили к елке и волки зимой…
Увезли мы елку к себе домой.
Нарядили елку в новый наряд-
На густых иголках блёстки горят.
Началось веселье – песни да пляс!
Хорошо ли, елка, тебе у нас?
Е.Трутнева.
Тайна необыкновенных листьев
(экскурсия)
Программное содержание: Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев _сосна обыкновенная и ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Дать знания о защитной кожистой пленке, покрывающей хвою и оберегающей её от высыхания и замерзания, о продолжительности жизни хвои. Развивать навыки исследовательской деятельность детей. Поддерживать устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы.
Материал: Лупы, микроскоп; блокноты для зарисовок «тайн» хвоинок; Две яркие коробочки с иголками сосны и ели; карандаши.
Предварительная работа: общее знакомство детей на прогулке с хвойным лесом, разучивание песен на стихи И.Токмаковой «Деревья»
Ход:
Воспитатель с детьми приходит на заранее выбранный педагогом уголок леса, расположенного га территории детского сада. Прислушиваются к «голосу» леса. Затем воспитатель предлагает назвать знакомых лесных друзей.
«Как одним словом можно назвать все эти деревья? – спрашивает воспитатель – Прислушайтесь еще раз к их голосу – шелесту листьев. Кто догадался, как можно назвать эти деревья? (лиственные). А сейчас, - с таинственным видом говорит в., - я приглашаю вас в уголочек такого леса, которому «Трепет листьев незнаком, и он не шепчется тайком…», потому что растут там удивительных деревья с необыкновенными листьями, в которых спрятано много тайн. Хотите открыть тайны этих необыкновенных листьев? Но, сначала, дети, угадайте мою тайну. Вот в этих коробочках (показывает их) и находятся чудо – листья о которых я вам говорила. Разделитесь на 2 команды и возьмите одну их коробочек. Открыв ее, вы должны найти дерево, у которого такие удивительные листья»
Группы детей находят сосну обыкновенную и ель сибирскую, рассказывают об этих деревьях все, что они знают, читают знакомые стихи И.Токмаковой «Ели», «Сосны».
«Кто из вас догадался, почему я ель и сосну назвала удивительными деревьями? – спрашивает воспитатель. – Можно ли назвать их лиственными Древесными растениями? Почему ель, сосну называют хвойными деревьями? Что такое хвоя?»
Обобщает высказывания детей: «Правильно, хвоя – это видоизмененные листья сосны, ели. Как можно ласково назвать хвою? (хвоинка, хвоиночка, хвоинушка)» Затем педагог предлагает детям при помощи «волшебных стекол» - луп рассмотреть и сравнить хвоинку ели и сосны по цвету, длине, расположению на побеге. В процессе самостоятельной исследовательской работы детей воспитатель непринужденно уточняет, закрепляет сделанные детьми «открытия». Дети вместе с педагогом в своих блокнотах «Я - ученый» делают схематические сравнительные зарисовки особенностей хвоинок ели и сосны. Далее воспитатель уточняет у детей, сбрасывает ли ель и сосна листья – иголки на зиму? Обобщает их высказывания: листья иголки у сосны и ели научились защищаться от холодов. Предлагает детям рассмотреть под микроскопом поверхность хвоинки ели, сосны и зарисовать или рассказать о том, что они увидят. Воспитатель подключается к разговору детей и рассказывает о том, что поверхность каждой хвоинки снаружи покрыта тоненькой пленкой жироподобного вещества – специальной кожицей, которая не пропускает воду, холод. «Этот защитный слой, - говорит воспитатель. – сохраняется на хвоинке в течение всей жизни. Но для хвоинок опасно не замерзание, а высыхание. Как только хвоинка высыхает, так она сразу же погибает». Воспитатель уточняет у детей, с помощью чего душат деревья. Напоминает им, как они рассматривали в микроскоп дыхательные «окошечки» листьев – устьица. Выясняет у детей, где у листьев находятся эти дыхательные «окошечки» (на нижней стороне листа, в холодное время они плотно закрыты, в теплое – раскрыты). «А вот у хвоинок, - говорит воспитатель, - эти невидимые дыхательные «окошечки»- устьица разбросаны по всей поверхности листьев – иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица плотно запечатываются воском. Как вы думаете, дети, - задумчиво говорит воспитатель, – почему лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные деревья (сосна, ель) стоят зелеными?» Выслушав ответы детей, педагог обращает их внимание на приспособление древесных растений к среде обитания: хвои ели, сосны живет на дереве несколько лет, и лишь постепенно заменяется новыми хвоинками. Воспитатель предлагает детям игру «Угадай, сколько лет живут хвоинки?». Она показывает детям поочередно карточки со схематичным изображением хвои сосны и ели, цифр, характеризующих продолжительность жизни хвои указанных пород деревьев: Хвоя сосны обыкновенной – 2-3 года, хвоя ели -5-7 лет. После игры воспитатель спрашивает у детей: «Кто догадался, почему же хвойные деревья называют вечнозелеными?» (Хвоя меняется постепенно). Для подведения итогов экскурсии педагог использует большой лист бумаги в виде карты – схемы уголка хвойного леса, на котором дети рисуют «тайны» из жизни хвойных деревьев. Расшифрованная карта – схема помещается в уголок для родителей для совместного обсуждения проблемы.
Ясень.
Название: старолатинское название ясеня. Происхождение слова «ясень» интересно трактуется в словаре В. И. Даля: «Ясень -это дерево, у которого редкие листья, много просвету» -от слова «ясный». Это мощные листопадные деревья, до 30 м высотой, с широкоокруглой, светлой кроной, на высокоподнятых сероватых или серовато-зеленых ветвях. Листья супротивные, непарноперистые, распускаются значительно позднее, чем у других лиственных пород, и рано опадают. Цветки малодекоративны, располагаются пучками или метелками на концах укороченных побегов. Цветут до распускания листьев. Плоды — крылатые семянки или орешки.
Светолюбивы, лучше развиваются на богатых, довольно влажных почвах с достаточным содержанием кальция. Дымо- и газоустойчивы. Плохо переносят обрезку. Растут быстро. Размножаются посевом семян.
Познавательные вопросы
Для активизации детской любознательности используется прием познавательных высказываний, которые отличаются краткостью и, как правило, начинаются со слов «А знаете ли вы, что...». Этот прием можно использовать как на занятиях, так и на прогулках и в свободном общении с детьми. Можно создать целую копилку интересных фактов. Замечательно, если к этой работе вы подключите своих воспитанников и их родителей.
— Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?
— Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?
— Почему облетают листья?
— Растет ли дерево зимой?
Пословицы и поговорки о растениях
Много леса — не руби, мало леса — береги, нет леса — посади.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Один человек оставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню.
Дидактические игры
1. Юные художники
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.
2. Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена каких растений и откуда принес ветер?
Загадки.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Ответ: Дерево
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Ответ: Дерево
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Ответ: Дерево
В шубе летом,
А зимой раздеты.
Ответ: Дерево
Почитайте детям.
Сегодня старый ясень сам не свой,—
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему,— никто сказать не может.
И листья легкие в раздоре меж собой,
И ветви гнутые скрипят, друг с другом споря.
Шумящий ясень чувствует прибой
Воздушного невидимого моря.
Тайна старого вяза
-Откуда я все про лес знаю? − хитро сощурился Мигулай- мучи. Он оглянулся вокруг, явно придумывая ответ позанятней. - Да ведь вот этот вяз открыл мне свои секреты...Мы стоим на небольшой лесной полянке. В самом центре ее растет удивительный огромный раскидистый вяз. Видно, не захотел он тесниться в лесу, облюбовал когда-то давным-давно эту поляну и поселился здесь.− Что же, так прямо и рассказал, что, когда, где? - вызываю я на шутку деда Мигулая. Но Он вдруг стал серьезным. - Ты знаешь, ачам, я и впрямь думаю, что вяз этот доводится моему голубому дубу младшим братом. Смотри, какой он могучий и прекрасный. Сколько в нем силы! И он, пожалуй, видел, как вырубали голубой дуб, и, может быть, знает, где сейчас скрывается он.Старик стал задумчиво - грустен, как всегда, когда речь заходила об исчезнувшем голубом дубе. Некоторое время мы стояли молча у толстенного ствола, поглаживая ладонями шершавую, грубую кожу великана. − Каждый день в течение многих лет приходил я к этому вязу в ночной тишине,- неторопливо продолжал свой рассказ дед Мигулай таким тоном, что было непонятно, шутит он или нет,- и слушал, слушал шепот листьев, молчание и вздохи в сильные морозы, и потихоньку мне открывались лесные тайны, разгадывались загадки. Надо было только тихо стоять и внимательно слушать... Вот так-то, ачам! − уже весело закончил Мигулай. − И ты можешь постичь всю лесную науку. Переселяйся из города ко мне на кордон - ближе к волшебному вязу ходить-то будет, а? Старый вяз понемногу откроет и тебе свои удивительные тайны..Больше месяца прожил я на кордоне у деда Мигулая. Ах, какое это было необыкновенное, право, точно волшебное время!Когда я уезжал в город, старик вышел меня проводить. Видно, и ему, как и мне, было грустно наше расставание. − А я ведь счастливый человек, ачам, − сказал он мне на прощание. − Всякий человек, который дружит с природой, − счастлив. Дерево без корней не растет - сохнет оно и погибает. Природа - это наши корни, начало начал нашей жизни. Не забывай об этом, живя в городе, ачам!
Словесная игра.
Я в лес, и он в лес;
Я за вяз, и он за вяз
.
Конспекты занятий на экологической тропе
«В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ»
Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные); воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
Материалы и оборудование. Оформите письма детям от хозяина тропы Боровичка (тексты писем приводятся ниже). Каждое письмо должно быть написано на листе бумаги, напоминающем по форме листья деревьев, в гости к которым отправятся дети. Эти письма заранее (перед занятием — причем дети не должны знать о них!) вывешиваются на соответствующие деревья тропы. Возле деревьев поставьте лейки или ведерки с водой, положите лопатки. На дерево, находящееся в конце тропы, повесьте баранки и конфеты — сюрприз Боровичка, награда детям за выполнение задания.
Во время занятия дети будут дарить деревьям подарки — подготовьте их вместе с ребятами. Каждый подарок имеет функциональное значение: ребенок должен уметь объяснить, для чего и почему он преподносит дереву именно такой дар. Варианты подарков: кормушка для птиц, которые спасут дерево от гусениц; капелька воды (из бумаги), чтобы дерево могло напиться; солнышко (рисунок), чтобы давать тепло и окрашивать листья в зеленый цвет; дождевой червяк, который перерабатывает опавшие листья, рыхлит почву под деревом и делает ее плодороднее; земля в мешочке, чтобы дерево лучше росло, — и т.д. Возможны различные варианты подарков, важно лишь то, чтобы они имели экологическое содержание и были изготовлены с участием детей. Помимо этого, вырежьте из зеленой бумаги небольшие листья деревьев, в гости к которым пойдут дети. Эти листочки также незаметно привяжите к нижним веткам деревьев на тропинке.
Ход занятия на тропинке
Воспитатель: Ребята! Сегодня хозяин тропинки — старичок-Боровичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:
Письмо старичка-Боровичка:
Дорогие мои маленькие друзья! Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого ваш ждет сюрприз. А для того чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Вы отыщете их в письмах, а письма — на деревьях: липе, березе, рябине. Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень ждут.Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами. Ваш любимый старичок-Боровичо
Игра
Боровичок: Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по-другому листочками шелестят, настроение у них праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками — слышите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги пошире — это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать. (Вздыхает.) Но пора вам опять стать маленькими человечками (по волшебному знаку дети «превращаются» в людей) и отправиться в путь.
Наблюдение
Боровичок ведет детей к заранее намеченному кустарнику, вынимает из своей волшебной котомки белую ткань или бумагу и расстилает ее под кустом (или раскрывает зонтик и переворачивает его).Боровичок: Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами на деревьях, кустарниках, но вы их не видите и даже не подозреваете об их существовании. Сейчас я позову моих маленьких друзей (наклоняется к кустарнику): Ну-ка, букашки, выходите с нами знакомиться. (Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и другие животные, обитающие на этом растении.)А сейчас я дам вам, ребята, волшебные стекла. (Достает из котомки лупы и раздает детям, они рассматривают насекомых, паучков и т.п.) Пожалуйста, обращайтесь с ними поаккуратнее, они такие маленькие, их так легко обидеть. Видите, ребятки, в моем царстве-государстве лесном у каждого жителя свой дом есть. И я, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.После окончания исследований Боровичок помогает детям вернуть всех животных обратно на куст, отряхнув осторожно ткань.Боровичок: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось вам? А что больше всего понравилось? (Выслушивает ответы детей.) А теперь — мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте! Дети ищут дерево, затем воспитатель предлагает им пойти в группу и нарисовать березу, липу, рябину (или их листочки, по выбору).На занятии по рисованию предложите каждому ребенку нарисовать наиболее понравившееся ему дерево и рассказать о нем: чем пахла кора, о чем шелестели листья, — и т.п. В заключение организуйте выставку рисунков «Наши новые знакомые — деревья».
Воспитатель (продолжает): Ну что, ребята, пойдем по тропинке? Кто знает, где у нас растет липа? Давайте поищем на ее ветках письмо.
Дети находят письмо, воспитатель снимает его с ветки и читает. По ходу чтения дети выполняют задания липы (следите, чтобы дети постоянно были вовлечены в какую-то деятельность, а не просто стояли бы и слушали).
Письмо ясеня.
Я, большой старый ясень, очень рад вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола). Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка! А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».) Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу ясеня.) Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки? Кто из вас помнит, что такое ветер? Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я подарю вам свои листочки. (Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям — живые листья рвать нельзя!)
Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили ясеню подарки, давайте их вручим. Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя (своими словами) их значение.
Например:
— Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц,
— Я дарю тебе солнышко, путь оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет,
— Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя,
— Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя,
— Я дарю тебе зеленые листики, пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца,
— Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей—птиц,
— Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит тебя,
— Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много семян, и из них вырастет много-много твоих деток. Я дарю тебе цветок, пусть он украсит тебя. Пусть у тебя будет много цветков, ведь чем больше цветков, тем больше семян-деток,
— Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
После вручения подарков дети отправляются искать следующее дерево — березу.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
(С. Есенин)
Что за время! Есть ли лучше! -
По окраинам лесным
Привлекающе-пахучий
Заклубился белый дым.
Ответ: Черемуха
* * *
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Ответ: Черемуха
***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
Ответ: Ива
* * *
У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут.
Ответ: Ивы
Кустарники
Сирень.
Кустарник с сердцевидными листьями и сиреневатыми или белыми мелкими
душистыми цветками весной. В медицине используются цветки и листья. Весной
мы наслаждаемся запахом сирени. Не надо ломать ее цветущие ветки весной.
Обратите внимание на листочки сирени. Какие они?
Шиповник.
Само название говорит о том, что растение покрыто шипами. Листья сидят на
коротких черешках, отдельные листочки яйцевидные. Посмотрите...
Плоды созревают в августе-сентябре. Зрелые высушенные плоды шиповника
содержат витамины. Шиповник - декоративный кустарник.
К кустарникам относится и боярышник. В августе на ветвях боярышника
созревают пучки красных плодов, похожих на миниатюрное яблочко с одной-пятью
косточками внутри.
Облепиха
Облепиха представляет собой многолетний с колючками кустарник высотой 2-4
метра.
Растения начинают цвести и плодоносить в возрасте 3-4 лет. Опыляются цветки
преимущественно ветром. Насекомые в его опылении играют незначительную
роль, хотя в некоторые годы с теплой весной облепиха становится даже
медоносным растением, окраска желтая, оранжевая и красная с разными
оттенками. Облепиха плодоносит ежегодно и отличается высокой урожайностью.
Сиреневая сказка.
Всю холодную зиму спала радуга - дуга за морями, за лесами. Весной солнышко разбудило радугу, дождик умыл ее, и встала разноцветная радуга над землей. Взяла Весна пригоршни разных красок из радуги и рассыпала их по полям и лесам. Всюду выросли красивые цветы, только один кустик не открыл свои кисти-бутоны.
Почему ты не хочешь цвести? Разве тебе не нравятся
радужные краски? - спросила его Весна.
Такой краски, о которой я мечтаю, нет у радуги. Мне
нужна особенная краска, - грустно вздохнул куст.
Расскажи мне, что это за краска, - попросила Весна.
Эта краска светлее фиолетовой ночи, но темнее
розового неба на закате. Она нежная, как белые ландыши,
и веселая, как разноцветные тюльпаны.
В этот момент Весна оглянулась и увидела, что радуга -дуга тает и становится прозрачной. Быстро смешала Весна последние самые нежные остатки радужных цветов и высыпала их на куст. Зацвел куст пышными сиреневыми цветами. Так появилась на земле чудесная сирень.
Вопросы и задания:
Чем сирень отличается от других цветов?
Придумай сказку о чудесном сиреневом запахе.
Что на земле сиреневого цвета?
Придумай и нарисуй свой сиреневый цветок.
Сирень цветет.
Как - то в жаркий, майский день
Зацвела в саду сирень,
Стала пчелок в гости звать
И вовсю благоухать.
Пчелкам в улье не сидится –
Любят пчелки подушиться.
Ароматный дух весенний
Дарят нам кусты сирени.
Вопросы и задания:
• Что сирень дарит людям?
Придумай, как из цветов сирени сделать духи.
О чем сирень с пчелками разговаривает?
Нарисуй букет сирени в вазе.
Стихи
Шиповник
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
Виноград
Среди полуденной жары
Висят воздушные шары
Гроздьями на ветке
У бабушки в беседке.
Вот - зеленые, как лист.
Вот - черней, чем трубочист.
А эти - темно-красные.
Какие же все разные!
Они висят и просят с крыш:
"Скорее съешь меня, малыш!"
Малинка
Что очень любит детвора
Срывать с колючего куста
И собирать в корзинку?
Конечно же - малинку!
Крыжовник
Колючий крыжовник растет у соседа.
Его собирает он после обеда.
Зеленые ягоды в блюдце кладет
И всем малышам во дворе раздает.
Ягодки эти пушистые,
Ах, до чего же душистые!
Розовый куст
Этот кустик диких роз
Мишка из лесу принес.
Чтобы утром ты проснулся,
Увидал и улыбнулся.
Чтоб с рассвета до зари
Песни пели соловьи.
Песни пели, гнезда вили
И птенцов своих растили.
Колючий шиповник.
Расскажи-ка нам, шиповник,
Почему ты как терновник?
Для чего тебе колючки –
Острые иголки - злючки?
Чтоб цветы мои цвели,
Чтобы ягодки росли.
Чтобы зрели и алели,
Всех вас угостить сумели.
В ягодах моих один
Знаменитый господин.
Витамином С зовут,
Хвори от него бегут.
Вопросы и задания:
Как ты думаешь, для чего шиповнику колючки?
Чем знаменит витамин С?
Видел ли ты, как цветет шиповник? На какой цветок он похож?
В каких еще ягодах и плодах находится витамин С?
Нарисуй витамин С в виде человечка в ягоде шиповника.
Щедрый орешник.
На опушке рос Орешник,
Подарил он нам орешки.
И про белку не забыл,
И ежонка угостил,
И медведя, и лисицу,
И сороку, и синицу.
Даже волку дал орех,
Накормил орешник всех.
Вопросы и задания:
Какой характер у орешника?
Чем лесной орешник отличается от других деревьев?
Что тебе напоминают по форме лесные орешки?
Сделай из скорлупы лесных орешков лодочку и человечка.
Придумай рецепт пирога из лесных орехов.
В каком месяце на орешнике созревают орешки?
Какие еще деревья можно назвать щедрыми?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....