Методическая разработка по экологическому воспитанию старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игра-занятие «Весенние заботы птиц»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1.Обобщать и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.
2. Учить устанавливать связь между прилетом птиц и сменой времени года, наличием корма.
3. познакомить детей, как птицы устраивают гнезда, заботятся о птенцах.
Развивающие:
1.развивать умение описывать птиц по характерным признакам, узнавать их по описанию.
2.Развивать умение в составлении связного рассказа- описания; умение обосновывать свои суждения.
3. Развивать умение сравнительного анализа, речемыслительной деятельности.
Воспитательные:
1. Формировать гуманное отношение к птицам, ко всему живому.
2. Развивать чувство ответственности за свои поступки.
3. Формировать умение самостоятельно оценивать положительные поступки.
Игры:
1. Игра: « Что за птица?»
Цель: Учить детей описывать птиц по характерным признакам, узнавать по описанию.
2. Игра с карточками: « Чей домик?»
Цель: Учить детей соотносить птиц со средой обитания.
Материал: картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц, книги о птицах, схемы- модели.
1. Вводная часть:
Отгадывание загадок. 2. Озорной мальчишка
1. На шесте дворец, В сером ярмячишке
Во дворце певец, По двору шныряет,
А зовут его …. Крошки собирает…
(скворец) ( воробей)
3. Зимой на ветках яблоки! 4. Черный, проворный,
Скорее собери! Кричит «крак»,
И вдруг вспорхнули яблоки, Червям враг.
Ведь это … ( снегири) ( грач)
5. Кто на елке, на суку
Счет ведет « ку-ку… ку-ку ?»
2. Основная часть:
- Про кого эти загадки? (ответы детей).
- Какие птицы бывают? (перелетные, зимующие, кочующие).
- Каких птиц мы называем зимующими? (эти птицы остаются зимовать).
- Каких птиц называют кочующими? (птиц, которые прилетают к нам зимовать)
- Какие птицы перелетные? (эти птицы улетают осенью, а прилетают весной)
У детей в руках карточки с изображением птиц. Воспитатель дает задание: все птицы перемешались, летите зимующие птицы; летите кочующие птицы; летите перелетные птицы. После выполнения дети анализируют выполненные действия.
Игра « Что за птица?»: Дети стоят в кругу: ребенок берет карточку описывает птицу по внешнему виду, по повадкам. Другие отгадывают какая это птица. Выигрывает тот, кто больше назовет птиц.
Физкультминутка: « Прилетели журавли»
Летят журавли, курлычут: «курлы- курлы- курлы».
За темными лесами, за синими морями.
Есть родные края, летите все туда.
( дети легко бегают, машут руками, имитируя полет птиц).
Воспитатель: сегодня мы поговорим о перелетных птицах. Почему эти птицы осенью улетают на юг. ( зимой холодно, нет корма, перелетные птицы не могут делать запасы корма на зиму, и добывать его в зимних условиях).
- Тогда почему птицы улетают с юга, где всегда тепло, где много корма?
( у птиц есть родина, и возвращаются туда, где родились).
- Какая птица прилетает к нам первой? (рассматриваем календарь прилета птиц).
- Весной у всех птиц бурное время. Кто знает, что делают птицы прилетев к нам?
( ответы детей)
- Давайте посмотрим последовательность поведения птиц:
(птицы разбиваются на пары, ищут место для гнезда, собирают материал для гнезда).
- Какой материал подойдет для постройки гнезд? (веточки, проволока, травинки, солома, перышки).
Ребенок выставляет первую карточку- схему.
Игра «Чье гнездо?»: Детям предлагаются изображения шести гнезд и шести птиц. У ребенка карточка с изображением птицы, он находит соответствующую карточку , дает объяснение. Выигрывает тот, кто правильно расскажет про свою картинку.
Воспитатель: Наши птицы построили гнезда. Что они делают дальше? (откладывают яйца, и птица мама садится на них согревая своим теплом, птица сидит непрерывно).
- Кто ухаживает за птицей?
- Как называется это время у птиц? (высиживание птенцов ).
Ребенок выставляет вторую карточку- схему.
Воспитатель: Через три недели вылупляются птенцы. Какие они? ( маленькие, беспомощные, голодные, крикливые).
- Чем родители кормят птенцов? (жучками, паучками, червяками и. т .д.)
Ребенок выставляет третью карточку- схему.
- Птенцы подрастают. Что делают родители? ( учат летать, самостоятельно находить корм, защищаться от опасности).
- Какие опасности могут поджидать птенцов?
Ребенок выставляет четвертую карточку- схему.
- Какую пользу приносят птицы , вскармливая своих птенцов? Можно ли подходить к гнезду?
Все этапы поведения птиц дети зарисовывают в дневники наблюдений, затем рассказывают о том ,что нарисовано.
- Что можно сказать о птицах? (они наши помощники )
Чтение произведения «Птицы - наши помощники»
3. Заключительная часть:
Коллективная работа- оригами «Птицы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по экологическому воспитанию старших дошкольников
Игра- занятие по экологическому воспитанию...
Методическая разработка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Дом под крышей голубой"
В методической разработке описываются формы и методы работы по экологическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ....
Методическая разработка "Эффективность работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью моделирования"
Цель: повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью моделированияВ соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи:* проверить с...
Методическая разработка по О.О. «Познание» Тема: «Использование метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников»
ВведениеВ настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста...
Методическая разработка "Цикл занятий по практическому применению элементов здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании старших дошкольников в условиях ГБДОУ № 31
Данная методическая разработка включает пять конспектов с разной формой проведения занятий по экологическому воспитанию дошкольников с включением элементов здоровьесберегающих технологий....
Методическая разработка : «Использование метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников»
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так ка...
Знай свой организм. Методическая разработка по познавательному воспитанию старших дошкольников
Данная методическая разработка посвящена познавательному развитию детей. Автор рассматривает варианты образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и определенные методичес...