Перспективное планирование. Образовательная область "Познание"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Песпективное планирование.  Образовательная область "Познание" Формирование целостной картины мира. Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_celostnoy_kartiny_mira.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

С 3 сентября по 14 сентября

 «Внимание, дети!»

1.Тема: «Наземный транспорт»

Программное содержание: учить детей  называть городской и междугородный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, грузовые и легковые автомобили). Познакомить с профессиями людей работающих на транспорте (шофер (водитель), контролер, машинист, механик).

Развивать умение сравнивать два вида транспорта (автобус – троллейбус).

Воспитывать культуру поведения в транспорте.

Словарная работа: активизировать словарь – троллейбус, трамвай, машинист.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «безопасность».

( И.А.Морозова, М.А.Пушкарева  «Ознакомление с окружающим миром» - стр. 95)

«До свидания лето, здравствуй детский сад!»

1.Тема: «Наш детский сад, наша группа»                

Программное содержание: уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный залы, просторная кухня и медицинский кабинет.

Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Развивать наблюдательность, внимание.

Воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.

Словарная работа: обогащать словарь – большое здание, просторная кухня.

 Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «художественное творчество».

 ( И.А.Морозова, М.А.Пушкарева  «Ознакомление с окружающим миром» - стр. 12; О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.17,42)

С 17 сентября по 5 октября

«Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка»

1.Тема: «Начало осени»

Программное содержание: учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом), устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых).

Развивать знания об осенних работах на огороде.

Воспитывать интерес к природе.

Словарная работа: обогащать словарь – похолодание, насекомые, отлет птиц.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

( И.А.Морозова, М.А.Пушкарева  «Ознакомление с окружающим миром» - стр. 14)

2.Тема: «Овощи»             

Программное содержание: учить детей различать овощи по внешнему виду, устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода.

Развивать память, мышление, мелкую и общую моторику.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: активизировать словарь – огород, грядка, овощи.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «художественное творчество», «чтение художественной литературы».

( И.А.Морозова, М.А.Пушкарева  «Ознакомление с окружающим миром» - стр. 25)

3.Тема: «В лес за грибами и ягодами»                 

Программное содержание: учить детей называть некоторые виды грибов и ягод; продолжать знакомить их с особенностями их внешнего вида и местами их произрастания

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: активизировать словарь детей за счет прилагательных, подвести к пониманию выражений обобщающего характера: хлеб, хлебобулочные изделия.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «художественное творчество».

( А.А.Вахрущев «Здравствуй, мир!» - стр.70)

С 8 октября по 12 октября мониторинг

С 15 октября по 26 октября «Я среди людей (семья, друзья)»

1.Тема: «Моя семья»

Программное содержание:  дать детям первоначальное  представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки.

Развивать внимание, память.

Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Словарная работа: активизировать   словарь – брат, сестра, внук,  внучка.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.9; А.А.Вахрущев «Здравствуй, мир!» - стр.67)

2.Тема: «Мои друзья»

Программное содержание: учить детей сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Развивать понятия «друг», «дружба».

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. 

Словарная работа: активизировать словарь – друг, дружба, дружные.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.14)

С 29 октября по 9 ноября «Безопасность дома и на улице»

1.Тема: «Что такое улица»       

Программное содержание: учить детей называть улицу, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут; объяснить, как важно знать свой адрес.

Формировать у детей элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуары, проезжую часть.

Развивать познавательные интересы у детей.

Воспитывать безопасное поведение на дороге.

Словарная работа: активизировать словарь детей – транспорт, скорая помощь, строительная техника, автомобили специального назначения.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «художественное творчество», «безопасность».

( И.А.Морозова, М.А.Пушкарева  «Ознакомление с окружающим миром» - стр. 154; А.А.Вахрущев «Здравствуй, мир!» - стр.67)

С 12 ноября по 23 ноября «Мой дом, мой город, моя страна»

1.Тема: «Путешествие в прошлое кресла»

Программное содержание: учить детей определять некоторые особенности предметов (части, форма), научить понимать назначение предметов домашнего обихода (табурета, стула, кресла).

Развивать ретроспективный взгляд на предметы.

Воспитывать интерес к прошлому предметов.

Словарная работа: активизировать словарь – табурет, кресло, мебель.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.32; О.В.Дыбина «Что было до…» - стр.16)

2.Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Программное содержание: познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги; учить определять некоторые особенности бумаги.

Развивать внимание, мышление, познавательный интерес.

Воспитывать интерес к прошлому предметов.

Словарная работа: обогащать словарь – береста, жесткая, шероховатая.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.47; О.В.Дыбина «Что было до…» - стр.90)

С 26 ноября по 7 декабря «Я вырасту здоровым»

1.Тема: «Петрушка физкультурник»

Программное содержание: учить детей группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования.

Развивать наблюдательность, мышление.

Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения. 

Словарная работа: обогащать словарь – спортивный инвентарь, обруч, гимнастическая скамейка, гантели.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «здоровье».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.19)

С 10 декабря по 21 декабря «Зима»

1.Тема: «Как животные к зиме готовятся»

Программное содержание: учить детей называть диких животных, расширять представления детей об образе жизни лесных зверей и зимующих птиц.

Развивать внимание, память, познавательный интерес.

Воспитывать любознательность.

Словарная работа: обогащать словарь -  лесные звери, зимующие птицы, снегирь, желтогрудая синичка.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка».

(А.А.Вахрущев «Здравствуй, мир!» - стр.70; И.А.Морозова, М.А.Пушкарева  «Ознакомление с окружающим миром» - стр. 105)

2.Тема: «Путешествие в прошлое одежды»                 

    Программное содержание: учить детей устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.

Закрепить название зимней одежды.

Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

Воспитывать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.

Словарная работа: обогащать словарь – шкура, лен, кружева, прочная.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.37; О.В.Дыбина «Что было до…» - стр.75)

С 24 декабря по 29 декабря «Новый год»

1.Тема: «Новый год в семье»                    

Программное содержание: познакомить детей с новогодними  традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства.

Развивать память, внимание, познавательный интерес.

Воспитывать интерес к обычаям и традициям разных народов.

Словарная работа: активизировать  словарь – карнавальные костюмы, гирлянды.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

( И.А.Морозова, М.А.Пушкарева  «Ознакомление с окружающим миром» - стр. 90)

С 8января по 18 января «Народные традиции и культура»

1.Тема: «Откуда хлеб пришел»    

Программное содержание: познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Словарная работа: активизировать словарь – рожь, пшеница, урожай, колосья, снопы.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(Л.А.Кондрыкинская  «С чего начинается Родина?» - стр.132; А.А.Вахрущев «Здравствуй, мир!» - стр.73)

2.Тема: «В мире пластмассы»

Программное содержание: учить детей выявлять свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная), познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

Развивать любознательность.

Воспитывать бережное отношение к вещам. 

Словарная работа: обогащать словарь – пластмасса, гладкая, шершавая.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.30)

С 21 января по 1 февраля «Всякий труд почетен  (профессии)»

1.Тема: «Все работы хороши…» (профессии людей)

Программное содержание: познакомить детей с профессиями людей, обеспечивающими безопасность других (пожарный, милиционер, военный и пр.).

Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

Воспитывать уважение  к людям разных профессий.

Словарная работа: активизировать словарь – профессия, пожарный, милиционер.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(А.А.Вахрущев «Здравствуй, мир!» - стр.73)

2.Тема: «Замечательный врач»

Программное содержание: познакомить детей с профессией врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. Отметить, что результат труда достигается с помощью отношения к труду (деловые и личностные качества).

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать интерес к профессии врача и медсестры. 

Словарная работа: активизировать словарь  -  врач, медсестра.

Интеграция образовательных областей:   «коммуникация», «здоровье», «чтение художественной литературы», «труд».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.24)

С 4 февраля по 15 февраля «Что нас окружает (рукотворный мир)»

1.Тема: «Узнай все о себе, воздушный шарик (резина)»

Программное содержание:  учить детей устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Познакомить детей с качествами и свойствами резины.

Развивать умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке.

Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Словарная работа: обогащать  словарь – резина, резиновая, резиновый.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.23) 

2.Тема: «Путешествие в многообразие рукотворного мира»

Программное содержание:  учить детей  при описании предметов выделять некоторые особенности (части, размер, форму, цвет), определять и называть материал,  из которого сделан предмет.

Развивать интерес к познанию окружающего мира (как человек может создавать предметы и их преобразовывать).

Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Словарная работа: обогащать  словарь – рукотворный мир, мебель, инструменты.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Что было до…» - стр.36)

С 18 февраля по22 февраля «День защитника Отечества»

1.Тема: «Наша армия»               

Программное содержание: познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники), уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ,  свою Родину).

Развивать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину.

Воспитывать гордость за наших воинов. 

Словарная работа: обогащать словарь – защитники, танкисты, пограничники.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.27) 

С 25 февраля по 8 марта «Международный женский день»

1.Тема: «Международный женский день»  

Программное содержание: обогащать знания детей о празднике - Международный женский день – 8 марта.

Развивать непроизвольную память, мышление, координацию движений.

Воспитывать любовь к родным и близким.

Словарная работа: активизировать словарь – родная, любимая, милая.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка».

( И.А.Морозова, М.А.Пушкарева  «Ознакомление с окружающим миром» - стр. 129)

С 11 марта по 22 марта «Театральная весна»

1.Тема: «Чудесные превращения волшебной палочки»                        

Программное содержание: познакомить детей с историей создания швейных принадлежностей, вызвать интерес к ним.

Развивать внимание, познавательный интерес.

Воспитывать безопасность в работе  со швейными принадлежностями.

Словарная работа: активизировать словарь – наперсток, иголка, швейные принадлежности.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Что было до…» - стр.34)

2.Тема: «Путешествие в прошлое театра»                          

Программное содержание: учить детей ориентироваться в разных видах кукольного театра, познакомить детей с историей театра.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать любовь к театру.

Словарная работа: обогащать словарь – театр, повозка, куклы-марионетки.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка».

(О.В.Дыбина «Что было до…» - стр.84)

С 25 марта по 29 марта «Безопасность дома и на улице»

1.Тема: «Прогулка по городу»                         

Программное содержание: учить детей видеть то, что представляет опасность для жизни и здоровья.

Развивать представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.

Воспитывать безопасное поведение на улице.

Словарная работа: активизировать словарь – проезжая часть, сигнал светофора, пешеходный переход.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «безопасность».

(А.А.Вахрущев «Здравствуй, мир!» - стр.66)

С 1 апреля по 12 апреля «Познаем мир (космос, земля, воздух, вода)»

1.Тема: «На чем полетят человечки?»                  

Программное содержание: учить детей выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

Развивать мышление, наблюдательность, внимание.

Воспитывать познавательный интерес. 

Словарная работа: обогащать словарь – резина, прочная, эластичная.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.48) 

2. Тема:  «Водный и воздушный транспорт»  

Программное содержание: познакомить детей с водным и воздушным транспортом и профессиями людей работающих на транспорте.

Развивать умение сравнивать (самолет и теплоход, лодку и вертолет).

Воспитывать любознательность.

Словарный запас: обогащать словарь – воздушный, водный, теплоход, капитан, стюардесса, летчик.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

( И.А.Морозова, М.А.Пушкарева  «Ознакомление с окружающим миром» - стр. 92)

С 15 апреля по 26 апреля «Весна»

1.Тема:  «В окно повеяло весною…»

Программное содержание: учить детей самостоятельно находить и называть характерные признаки весны.

Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, травах.

Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: активизировать словарь – просыпается,  ручеек, звонкий.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка».

(А.А.Вахрущев «Здравствуй, мир!» - стр.77)

2.Тема: «Весенние цветы»

Программное содержание: познакомить детей с весенними цветами, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются цветы, почему необходимо их беречь и какую роль они играют в природе.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: активизировать словарь -  весенний цветок, корешок, стебель, соцветие.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(Л.Г.Селихова  «Ознакомление с природой»  стр.137)

С 29 апреля по 10 мая «День Победы»

1.Тема: «Наша Родина - Россия»

Программное содержание: формировать у детей представление о стране, в которой мы живем, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина».

Развивать представление о России как о родной стране, чувство гордости за свою страну.

Воспитывать чувство любви к своей Родине.

Словарная работа: обогащать словарь -  большая, малая родина, Россия.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

2.Тема: «День Победы»                            

Программное содержание: познакомить детей с подвигами соотечественников во время Великой Отечественной войны, учить детей поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.

Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать патриотические чувства.

Словарная работа: активизировать словарь – Родина, фашисты, защитники, пограничники.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка».

(Л.Н.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» - стр.183)

С 13 мая по 24 мая Мониторинг

С 27 мая по 31 мая «Здравствуй, лето!»

1.Тема: «Дерево умеет плавать»                       

Программное содержание: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Развивать представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Воспитывать познавательный интерес. 

Словарная работа: обогащать  словарь – деревянная, железная, тонет .

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «чтение художественной литературы».

(О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» - стр.49) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование (образовательная область "Здоровье") первая младшая группа

Перспективный планнаправление «Физическое развитие»образовательная область «Здоровье»(первая младшая группа) Цели:  - охраны здоровья детей ;-формирования основы культуры здоровья.Зада...

Перспективное планирование образовательной деятельности образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группе. Лепка.

Перспективное планирование по художественно- эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе. Лепка.  Входят: период освоения программы, тема и програмное содержание, оборудовани...

Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Планирование работы воспитателя ДОО  ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы"  под редакцией Н.Е.Вераксы,...

Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Планирование работы воспитателя ДОО  ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса первая младшая группа по программе "От рождения до школы"  под редакцией Н.Е.Вераксы,...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ образовательной деятельности с детьми средней группы в части(старшей, подготовительной), формируемой участниками образовательных отношений

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми в средней, старшей и подготовительной группе в части, формируемой участниками образовательных отношений...