Конспект НОД по экологии
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Занятие по экологии на тему Зимние явления в неживой природе для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_yavleniya_v_nezhivoy_prirode.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21

Шатурского муниципального района Московской области

Конспект занятия по экологии

«Зимние явления в неживой природе»

(Старшая группа)

Подготовила и провела

воспитатель гр.№5  МБДОУ д/с№ 21

Цветкова М.А.

Шатура 2012

Программные задачи:

1. Формировать представление о снеге и его свойствах.

2. Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы.

4. Вызвать положительные эмоции; радость от открытий, полученных в результате опытов.

Предварительная работа:

1.Рассматривание  картин  на зимнюю тематику.

2.Чтение стихотворений  о зиме, снежинках.

3.Наблюдения за  падающим снегом, снежинками, игры со снегом  на прогулках.

4.Рисование  снежинок.

5.Вырезывание  снежинок  из  салфеток.

.

 

Материалы и оборудование:

Дем. – модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

НОД:

Воспитатель говорит: «Ребята, сели удобно, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно»

              « Стали дни короче,

                 Солнце  светит  мало.

                 Вот  пришли  морозы-

                 И ВЕСНА  настала!»

Восп: Ребята, а вы знаете,  почему  наступает зима?

Дети:  …

Восп: (обобщает ответы  детей) Земля, наша планета, в зимнее время наиболее удалена от солнца, получает мало солнечных  лучей, а значит  тепла  и  света. Поэтому  понижается  температура воздуха, дни  становятся короче, а  ночи  длиннее.

Восп:  Одна из  примет  зимы - с неба  падает  снег. Как  вы  думаете,  почему  зимой  идет  снег, а  не дождь?

Дети: …

Восп:  А сейчас  внимательно послушайте  рассказ В.Архангельского «Летят  снежные  пушинки»

Беседа  с  детьми  по содержанию  прочитанного  рассказа.

- О каких  снежных пушинках  идет  речь?

- Давайте  вспомним, какие  образные   выражения использовал автор? Как называл он снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)

- Как образуются  снежинки?

- Почему  хрустит  снег  под  ногами?

- Как образуется  наст?

- Как автор говорит  о  беге  зайца  по  насту?

- Кому трудно передвигаться  по насту? Почему?

Физкультминутка «Снежки»

Мы танцуем со снежками,

Посмотрите все на нас.

Вот так топаем ногами!

1-2, 1-2, 1-2!

А теперь снежки положим

Мы к снеговику сюда.

И теперь в ладоши можно

Нам похлопать без труда.

Осторожно поднимайтесь,

Не забудьте взять снежок.

Поплясать теперь нам можно,

Попляши и встань в кружок.

Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге. Теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые?), будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).

 

3. Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово "пожайлуста") Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)

 

4. Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

 

5. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).

 

6. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

 

8. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растал снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

 

9. Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара.

Воспитатель продолжает: «Ребята, а что мы любим больше всего лепить из снега зимой? (Снеговика) Давайте слепим из пластилина снеговиков». Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи»

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи»,

Воспитатель Илюшенко Анна Юрьевна.Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Чтение художественной литературы...

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи», старшая группа.

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....

конспект ОД по экологии в средней группе на тему "Юный эколог" (экологический квест)

Конспект открытого занятия в средней группе  (экологический квест) Цель: уточнять и расширять знания детей о животных и птицах родной страны. Воспитывать любовь и бережное отношение к п...

Конспект ООД по экологии в подготовительной «Моделирование на занятиях по экологии»

Задачи:-Использование в работе по экологическому воспитанию различных видов символов-Помочь дошкольникам с помощью моделей решать познавательные задачи, прослеживать логику изменений, происходящих с п...

Конспект занятия по экологии «Я б экологом пошел, пусть меня научат».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Я б экологом пошел, пусть меня научат».Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с профессией экол...