Методическая разработка конспекта по экспериментально-исследовательской деятельности по теме «Путешествие в Бумажную страну»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
1. Цель занятия: создание педагогических условий для развития познавательного интереса.
2. Задачи:
- Образовательные : познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, смачивание, склеивание). Расширять знания о применении бумаги в жизни человека.
- Развивающие : развивать мышление, речь, мелкую моторику кистей рук. Ввести в активный словарь детей слова: рвущаяся, размокающая, мнущаяся.
- Воспитательные : развивать интерес к обследовательским действиям с бумагой. Воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги (книги, тетрадь, альбомы).
3.Тип занятия: интегрированное занятие. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музыка, чтение художественной литературы, физическая культура, труд, безопасность.
4. Форма занятия: урок-проект.
5.Продолжительность: 25 минут.
6.Участники: воспитатель и дети старшей группы.
7.Возраст обучающихся: 5-6 лет.
8.Оборудование и материалы: «Чудо — дерево», мольберт, ноотбук, доска. Различные виды бумаги: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная, нождачная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши. Емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, , картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта
по экспериментально-исследовательской деятельности
по теме
«Путешествие в Бумажную страну».
- Цель занятия: создание педагогических условий для развития познавательного интереса.
- Задачи:
- Образовательные : познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, смачивание, склеивание). Расширять знания о применении бумаги в жизни человека.
- Развивающие : развивать мышление, речь, мелкую моторику кистей рук. Ввести в активный словарь детей слова: рвущаяся, размокающая, мнущаяся.
- Воспитательные : развивать интерес к обследовательским действиям с бумагой. Воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги (книги, тетрадь, альбомы).
3.Тип занятия: интегрированное занятие. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музыка, чтение художественной литературы, физическая культура, труд, безопасность.
4. Форма занятия: урок-проект.
5.Продолжительность: 25 минут.
6.Участники: воспитатель и дети старшей группы.
7.Возраст обучающихся: 5-6 лет.
8.Оборудование и материалы: «Чудо — дерево», мольберт, ноотбук, доска. Различные виды бумаги: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная, нождачная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши. Емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, , картинки.
9.Предварительная подготовка: рассматривание предметов сделанных из бумаги.
10. Методы и приемы работы с детьми.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: фронтальная беседа, рассказ воспитателя, демонстрация и подбор картинок, объяснение, слушание, вопрос, игровые приемы, исследование.
11. Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
Организация детей | 1.Проверка готовности детей к занятию(внешний вид, собранность внимания) 2.Использование куклы Буратино и игровых моментов для активизации познавательной деятельности воспитанников 3.Загадка | 5минут |
Основная часть | 1. Исследовательская работа 2. Физкультминутка 3. Опыты | 17 минут |
Окончание занятия | 1.Подведение итога (анализ работы детей на занятии) 2.Игра «Бывает-не бывает» 3.Бумажные предметы в группе | 5 минут |
12. Ход занятия.
1.Организация детей.
-Проверка готовности детей к занятию(внешний вид, собранность внимания).
-Создание мотивации, интереса к занятию
Воспитатель: Показывает детям самолетик, сделанный из бумаги. Я предлагаю вам отправиться на этих самолетиках в путешествие в Бумажную страну. Вы согласны?
(Вбегает Буратино.) И я тоже хочу с вами в Бумажную страну. Я никогда там не был и ничего не знаю про бумагу. Ребята, возьмем Буратино с собой?
Тогда, скорее, в путь. Пристегнуть ремни! Включить зажигание! Завести моторы! Полетели!
(Пока дети «летают», поставить в группе дерево с наклеенными бумажными атрибутами: конверт,фантик,веер…)
Прилетели!
Посмотрите, какое Чудо-дерево растет в Бумажной стране. А что это на нем висит?
Воспитатель: Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, билетом,
Неувядаемым тюльпаном.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
Дети: Бумага.
Воспитатель:Правильно бумага. Дерево наш помощник во всем, а еще из дерева делают БУМАГУ. В бумажной стране много бумаги. Давайте обследуем ее. Буратино, смотри и слушай внимательно.
2.Основная часть занятия.
- Исследовательская работа.
(На столе лежат разные листочки бумаги.)
- Трудно найти человека, который бы не видел бумагу, не держал её в руках. В нашей повседневной жизни бумага настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
- Что вы знаете о бумаге?(ответы детей)
Слово воспитателя – о происхождении бумаги.
Я попрошу вас потрогать бумагу и дать ей характеристику – какая она на ощупь. Давайте учиться распознавать ее по виду и по назначению.
Воспитатель: Вся бумага одинаковая?
Дети. Нет.
Воспитатель:. Чем отличаются листочки?
(Ответы детей)
-Писчая бумага. На ней пишут, печатают – гладкая, холодная
-Альбомная – для рисования.
(Ребенок достает тетрадный листок.)
Воспитатель: – На этом листочке нарисованы клеточки. Где вы видели такие листочки?
-в тетради
- Как можно про него сказать? (тетрадный) - словарная работа.
- А кому нужны тетради?
-детям в школе, они учатся на них писать. Всем взрослым. На ней можно писать письма, рассказы, стихи. Поэтому ее еще называют писчей.- Словарная работа.
Воспитатель:В – А вы знаете, что это за бумага?
-салфетка
-А это – туалетная бумага.
Воспитатель:- Да, это салфетная бумага, туалетная. Что можно сказать про нее?
-мягкая, приятная, нежная, тонкая, хорошо впитывает влагу
Воспитатель:- Где мы используем салфетки?
-во время приема пищи ею вытирают рот, руки,
туалетную – в туалете.
Воспитатель:Эту бумагу еще называют санитарной, так как главная ее цель – соблюдение чистоты и гигиены тела -словарная работа.
– Ребята, а вот еще бумага. Но она разного цвета. Назовите ее цвета. (называют…)
Значит, как можно сказать про такую бумагу?
-разноцветная, цветная- словарная работа.
Воспитатель:В – А, что можно делать с разноцветной бумагой?
-красивые поделки, аппликации, узоры .
Какую бумагу вы еще видите на столе?
-Бархатная, гофрированная, металлизированная, крепированная, флюоресцентная
-Упаковочная – подарочная, фантики.- шершавая, красивая
-Обойная – для украшения квартиры, для создания уюта – плотная, рельефная
-Картонная –для упаковки разных предметов и их хранения. – толстая, плотная
-Нождачная – для шлифовки дерева, для отделочных работ.- колючая, шершавая
Физминутка: «Мастера»
Лесорубы дерево срубили
На станках на части распилили
Чурбачки на щепки покрошили
И в растворе долго их варили
А потом всю влагу отжимают
Валиком утюжат, сушат, гладят
Так выходит лист бумажный
Для журнала, книги и тетради.
- Опыты. Свойства бумаги.
Воспитатель - Сейчас нам надо узнать свойства бумаги.
Садимся за столы и будем проводить опыты.
Опыт №1
В. Давайте испытаем бумагу на прочность. Попробуем ее разорвать - рвущаяся, не прочная – словарная работа
Разрезать ножницами – режущаяся – словарная работа
Опыт №2
«Мнем и разглаживаем». Сомните один листок тетрадной бумаги в комок. Положите на парту. Почему лист не выпрямляется? Разверните обратно лист бумаги. Он вернулся к своему исходному состоянию, стал ровным и гладким как вначале? Что произошло?
(Ответ: бумага хорошо сохраняет форму, поэтому из неё делают разные поделки и вещи; бумага не стала гладкой, т.к. повредились, поломались её волокна, она помялась, т.е бумага обладает сминаемостью.)Вывод: бумагу можно мять и разглаживать.
Попробуем бумагу измять – «мнущаяся». Что мы слышим? – Звуки –шелест, хруст, шуршание – бумага шуршащая, шелестящая, хрустящая –словарная работа.
Опыт №3
Работа у третьего стола. Оборудование : емкость с водой, бумага.
— Предлагаю поместить бумагу в емкость с водой. Что происходит?
Бумага намокла, попробуйте взять ее в руки. Что произошло?
Вывод: бумага размокла и порвалась. Бумага боится воды.
Опыт №4
Бумагу можно разорвать руками на мелкие кусочки, какая бумага рвется легче альбомный лист или салфетка? Посмотрите ,сколько мелких кусочков у нас получилось. Как вы думаете , они нам нужны? Что с ними можно сделать? ( склеить)
Опыт №5
Склеивание бумаги»
-Для данной работы нам понадобиться: кусочки бумаги, клей. Посмотрите, у меня для вас есть контуры реки, цветов, солнца. Сначала нанесите клей на весь контур, затем раскладывайте кусочки бумаги. Посмотрите, какие получились у вас картины.
Вывод: бумагу можно склеивать, и получилась красивая картина
Опыт №6
-как вы думаете может ли бумага летать?.У нас остались кусочки порванной бумаги возьмите их в ладошки , пройдите на коврик. Подуйте на ладошки , что происходит? На что похожи кусочки бумаги?( на осенние листочки)
Вывод: Маленькие кусочки бумаги легкие, когда на них подуешь, они разлетаются.
Опыт №7 Бумага может скручиваться. В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?
Дети. Бумага скрутилась.
В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
Опыт №8 Бумага горит (проводит опыт только воспитатель)
Опыт №9
В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)
В. Вы встречался с ней раньше?
В. Как вы думаете, для чего она нужна?
Воспитатель:. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.
Воспитатель: Обследуем копировальную бумагу.
Воспитатель: Какие стороны у бумаги?
Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.
Воспитатель: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.
Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?
Дети: Два.
Воспитатель: Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.
Воспитатель: Сколько рисунков у вас получилось?
Воспитатель: Как вам удалось это сделать?
Воспитатель: Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ваши версии мы проверим на следующем занятии.
- Окончание занятия
Воспитатель: Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Воспитатель:Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
Воспитатель: Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?
Дети перечисляют бумажные предметы.
Усвоение новых знаний и способов усвоения
- Предлагаю нашу группу на время превратить в лабораторию (научный центр), а работать в этом центре будут исследовательские группы. Задание для каждой группы:
- Подобрать бумагу для изготовления кораблика. Обосновать свой выбор.
- Подобрать бумагу для изготовления коробочки для пуговиц. Обосновать свой выбор.
- Подобрать бумагу для изготовления пилотки для ремонта квартиры. Обосновать свой выбор.
- Подобрать бумагу для изготовления цветов. Обосновать свой выбор.
Упражнение «Что необычного?»
- Можно ли букет заворачивать в газету?
- Можно ли писать на туалетной бумаге?
- Можно ли прозрачную бумагу использовать для аппликации?
- А бархатную использовать для рисования?
Давайте расскажем Буратино, что мы узнали сегодня на занятии:
1.Какие виды бумаги вы знаете?( Бумага бывает разная – цветная, писчая, санитарная….)
2Какая бумага может быть на ощупь? (На ощупь бумага – тонкая, толстая, мягкая, гладкая...)
3.Какие свойства бумаги вы узнали? (Свойства бумаги – рвется, мнется, горит, мокнет…)
13.Литература.
1.Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет). ФГОС. Для занятий с детьми 5-7 лет./Издательство: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2016.
2. Пыхова О. Структура занятия в ДОУ по ФГОС. http://www.maam.ru/detskijsad/struktura-zanjatija-v-dou-po-fgos.html.
3. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.
4.Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
5.Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование). Санкт-Петербург. Детство-пресс 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Путешествие в город Мастеров"
Занятие с детьми с опытами и экспериментами в путешествие в город Мастеров. Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....
Методическая разработка Конспект экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительно к школе группы «Почему предметы движутся»
Развитие способности детей ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения...
Методическая разработка по речевому развитию на тему: "Путешествие в страну профессий".
Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи) на тему: «Путешествие в страну профессий»...
Методическая разработка по экспериментально – исследовательской деятельности «Необычные приключения детей и их родителей в сказочной стране - Химия"
В некотором царстве, в небольшом государстве под названием «Жемчужинка», жили-были дети. Жили дружно, не тужили, не горевали, а песни пели , да плясали.Но с некоторого времени стала одолев...
Методическая разработка Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам "Математика дома"
Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика дома», «Математика на пр...
Методическая разработка по экспериментально-исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество и...
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...