Проект "Первые шаги в науку"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_nauku.doc | 118.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» На заседании Педагогического совета № От «_____» ________ 2011 | Утверждаю Директор НОЧУ «ЮНЭК» __________ М.Н. Шарыгина |
НОЧУ «ЮНЭК»
Детский сад
«Первые шаги в науку»
Календарно-тематическое планирование
исследовательских работ
детей средней, старшей, подготовительной
к школе групп
на 2011-2012 учебный год.
( экологическое воспитание)
Учитель Алексеева Жанна Владимировна
г.о. Железнодорожный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прежде чем давать знания, надо научить
думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
В работах многих педагогов( Г.М. Лямин, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости приобщения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Самый популярный и самый доступный метод исследования — это наблюдение. Восприятие ребенка в процессе наблюдения носит аналитический характер — он не просто фиксирует объект, он анализирует его, оценивает, находит общее с другими, специфические особенности. Таким образом, в результате наблюдения формируется и развивается внимание — главнейшая высшая психическая функция человека.
В процессе экспериментирования—еще одном методе исследования-- дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему природную любознательность, найти ответ на множество вопросов, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этой деятельности взрослый не учитель, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою собственную исследовательскую активность.
Наука – это весело. В ходе опытов–игр ребенок находит решение всевозможных задач, что дает ему возможность понять, почему все происходит именно так, как оно есть, а не иначе. Использование игровой деятельности является главным условием проведения исследовательской деятельности, т.к. для дошкольного возраста именно игровая деятельность является ведущей. Через игровую деятельность идет формирование и развитие всех высших психических функций человека—памяти, внимания, мышления, речи.
Исследовательская деятельность в детском саду охватывает шесть областей науки:
АСТРОНОМИЯ — изучает ЗЕМЛЮ и ее соседей.
БИОЛОГИЯ -- изучает особенности живых организмов.
ХИМИЯ – изучает , как взаимодействуют различные вещества и как они ведут себя в различных условиях.
ГЕОЛОГИЯ — изучает особенности горных пород.
ЭКОЛОГИЯ — изучает взаимодействие живых и неживых организмов, влияние окружающей среды на их существование.
ФИЗИКА – изучает явления и процессы, основные законы природы.
Процесс познания —творческий процесс, и наша задача—поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия, так как только разнообразная и интенсивная поисковая и одновременно игровая деятельность в дошкольном возрасте является главным условием быстрого и полноценного развития ребенка.
№ п\п | Тема НОД | Сроки Проведения | примечание |
1. | Игра – наблюдение за погодой. «Как Солнышко Землю освещает» Наблюдение за погодой. Оформление дневника погоды (по сезонам года) | Октябрь Декабрь Март Май | Старшая, подготовительная группа |
2 | Игра-опыт. «Что нам осень принесла» Учимся использовать натуральные красители—свеклу, морковь, лук, крапиву. | сентябрь | Средняя, Старшая, подготовительная группа |
3 | Игра-наблюдение. «Расти фасолька большая-пребольшая» ( сравнение условий для роста растений в двух сезонах -- осенью и весной) | Октябрь— апрель | Старшая, подготовительная группа |
4 | Игра-эксперимент «Чудо в банке» выращиваем тело неживой природы --кристалл поваренной соли. | ноябрь | Старшая, подготовительная группа |
5 | Игра – опыт . «Знакомая незнакомка» Определяем свойства воды: вкус, запах, цвет, прозрачность, переход из одного агрегатного состояния в другое, очищаем воду. | декабрь | Средняя, Старшая, подготовительная группа |
6 | Игра – опыт. «Полезное –рядом» Знакомство с полезными ископаемыми - песок, глина, мел | декабрь | подготовительная группа |
7 | Игра – опыт «Знакомая незнакомка» Определяем свойства воздуха. Учимся распознавать его загрязнение. | январь | Старшая, подготовительная группа |
8 | Игра – наблюдение «Расти лучок большой-пребольшой» Посадка лука в воду. Наблюдение за ростками. Оформление дневника наблюдений | февраль | Средняя, Старшая, подготовительная группа |
9 | Игра – опыт. « Какой снег скрепит сильнее» | февраль | подготовительная группа |
10 | Игра-наблюдение « Огород круглый год» Посадка лука в ящики. Наблюдение за его ростом. Уход за растением. | февраль | Старшая, подготовительная группа |
11 | Игра - опыт: «Как корни поглощают воду» | февраль | Старшая, подготовительная группа |
12 | Игра –наблюдение. « Сеем, сеем. высеваем» Подготовка к посеву семян. Высевание семян укропа, петрушки, цветов. Уход за растениями. | март | Старшая, подготовительная группа |
13 | Игра – наблюдение. «Пробуждение ото сна» Наблюдение за почками деревьев | март | Средняя группа |
14 | Игра – наблюдение. «Мое любимое растение» Наблюдение за прорастанием бобовых культур. Посадка бобовых в землю. | апрель | Старшая, подготовительная группа |
15 | Игра – опыт. «Что будет, если..» Наблюдение за поглощением растениями углекислого газа и выделение кислорода | апрель | подготовительная группа |
16 | Игра- наблюдение «Сказочная клумба» Посадка цветковых растений. Уход за растениями | Май-июнь | Средняя, Старшая, подготовительная группа |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Дженис Ван Клив. 200 экспериментов./ перевод с английского.-М, «Джон Уайли энд Санз», 1995.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.,1981.
- Маневцева Л.М. Мир природы и ребенок. СПб. 1998.
- Молодова Л. Игровые экологические занятия с детьми. Минск,1996.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,1995.
- Рыжова Н.А. Я и природа. М.,1996.
- Рыжова Н.А. Волшебница-вода. М.,1998.
- Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М.,1995.
- Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы. М.,1996.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы опорной муниципальной площадки "Устный журнал для детей и родителей "Первые шаги в науку" - Опыты на кухне". Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю!(древнекитайское изречение)...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Первые шаги в науку"
Задачи занятия: закрепить понятие о воздухе, его свойствах и качествах; формировать умения понимать и осмысливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы; продолжать формирова...
Проект "Первые шаги в науку"
Презентация...
Исследовательский проект «Первые шаги в науку».
Исследовательский проект «Первые шаги в науку»Тема: «Откуда берётся икуда девается мусор? » «Мы и мусор: что делать?»...
Конспект и презентация открытого занятия «АЭС. Первые шаги в науку».
"Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых". Корчак Я....
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Презентация проекта "АЭС. Первые шаги в науку".
Тема изучения специфики ядерной энергетики детьми-дошкольниками есть интересное, педагогически целесообразное звено воспитательной деятельности в современном ДОУ....
Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку»Свойства материалов
Поисково-исследовательский проект «Первые шаги в науку» Развитие познавательной активности старших дошкольников Автор: педагог-психолог Куткина Е.Ю. Инициативная группа:...