Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников
материал по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
ПРАКТИКО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
«НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ПОДГОТОВИЛА:
СЛУШАТЕЛЬ ФПК И ПП
САМАРСКАЯ ЕКАТЕРИНА
СЕРГЕЕВНА
ГРУППА АИ 2 – 12
КОЛОМНА 2012 ГОД.
Цель проекта: уточнение представлений о домашних животных (птицах), об особенностях их жизнедеятельности, внешнего вида, потребностях.
Задачи проекта: 1. Знакомство детей с характерными признаками внешнего вида домашних животных (птиц).
2. Знакомство детей с детёнышами животных (птиц).
Теоретическое обоснование проекта.
Педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
Народная педагогика – это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.
Народная педагогика не является наукой, так как представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединённых с жизнью ребёнка. Народная педагогика служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Она и сегодня питает творчество учёных, олицетворяя преемственность, соединяя современность с древней педагогической культурой прошлого. Будучи первопроходцем педагогической мысли, народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики.
Воспитание – передача общественно – исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.
Экологическое воспитание – познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Для экологического воспитания – это относительно новое явление; в сказках, потешках всё как бы противоположно природной действительности. Здесь всё возможно, происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, всё взаимосвязано, её характеризует течение и смена строго закономерных явлений, событий; природа пронизана зависимостями, причинно – следственными связями. Герои сказок, потешек часто ведут себя как люди, разговаривают; животные наделены человеческими качествами.
Формирование у детей реалистических представлений о природе только через народные сказки, потешки и игры невозможно. Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущими являются наблюдение за живой природой, практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но народные сказки, игры, потешки, представленные сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействуют на эмоции детей. Именно поэтому специально по содержанию подобранные народные сказки, потешки, игры являются хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе.
Практическое обоснование проекта.
Подробнее рассмотрим на следующем примере.
Занятие – инсценировка «Курочка – рябушечка»
(младшая группа)
Цели занятия:
1. Познакомить детей с курицей и цыплятами. (Курочка – мама большая, пёстрая; на голове у неё гребешок, клюв, глаза. У неё есть крылья, ноги и хвост. Цыплята – её детки – маленькие, жёлтые и пёстрые, ходят за курочкой, пищат).
2. Развивать интерес к сказке, игре; умение изображать персонажей сказки.
Материал: картина с изображением курицы с цыплятами; игрушки – курица и несколько цыплят, костюм курицы для ребёнка старшего возраста, ведёрко.
Ход занятия.
- Рассматривание картины.
Я демонстрирую детям картину, сопровождая показ рассказом: «На картине нарисована курочка. Курочка – рябушечка вся в пёстрых пёрышках. Курочка большая, на голове у неё красный гребешок, клюв и глаза. У курочки есть крылья, она их раскрывает, машет ими, деток зовёт. Ещё у неё есть хвост и ноги. Курочка ходит, землю гребёт, зёрнышки ищет. А это её детки – маленькие цыплята, жёлтые и пёстренькие. Цыплята ходят за мамой – курочкой, пищат: пи – пи – пи!»
- Инсценировка игры.
Затем я показываю игрушки: курочку и цыплят. Инсценировку игры провожу на столе в соответствии с народной присказкой:
- Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – рябушечка, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи – пи – пи – пи – пи – пи!»
3. Игра «Курочка – рябушечка».
Затем я предлагаю детям изобразить писк цыплят, а потом поиграть. Появляется ребёнок (старшего возраста), в костюме курицы с ведёрком в руке (ребёнок специально подготовлен к исполнению роли).
« К нам пришла курочка – рябушечка! А вы, ребята, будете её детками – цыплятами. Смотрите, курочка пошла, цыплята все за ней идут,» - говорю я и направляю детей за курицей, предлагаю всем вместе спросить у неё: «Курочка – рябушечка, куда ты пошла?» Курица поворачивается к цыплятам и отвечает: «На речку».
Дети идут за курочкой, я снова предлагаю всем вместе спросить: «Курочка – рябушечка, зачем ты пошла?» Курица, повернувшись к детям – цыплятам, отвечает, показывая ведро: «За водичкой».
Дети идут дальше, а я прошу их снова спросить у курочки: «Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?» Курочка отвечает: «Деток поить».
Затем я обращаюсь к детям: «А как цыплятки просят пить?» Дети подражают писку цыплят, курочка угощает их «водой» - подносит ведёрко каждому ребёнку, а дети изображают, что пьют.
- Подведение итогов занятия.
- Какую картину мы с вами рассматривали на занятии?
- Как называется игра, в которую мы играли во время занятия?
После занятия я оставляю детям игрушки и картину для свободного пользования и игры.
Выводы по данной теме.
Использование сказок, потешек, народных игр в занятиях по экологическому воспитанию завораживает детей, потому что отвлекает от повседневности, уводит в мир нереальных событий, расширяет временное и жизненное пространство, создаёт простор для воображения и фантазии. Язык народных сказок, потешек, игр очень близок детским высказываниям.
Список используемой литературы:
- Педагогика: учебник (Л.П.Крившенко ( и др.); под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с.
- Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Науч. ред., сост. С.Н.Николаева. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.
- Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. – М.: В. Секачёв. 2007. – 181 с.
- Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми детского сада: пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения / С.Н. Николаева. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил.
- Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 – 4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 – 80 с.
- Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: диагностический журнал. Вторая младшая группа / авт. – сост. С.С.Дрир, А.Н.Потыкан. – Волгоград.: Учитель, 2011. – 51 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. – 460 с.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 2 – 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В.Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008. – 272 с.
- Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вторая младшая группа. / Ю.А.Афонькина. – Волгоград: Учитель; 2011. – 63 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей"
Большую роль в формировании экологического сознания у детей играют средства народной педагогики....
"Патриотическое и экологическое воспитание дошкольников с использованием музейной педагогики."
Мое глубокое убеждение, что в настоящее время самое большое внимание необходимо уделять патриотическому и экологическому воспитанию.Эти направления неразрывно связаны между собой.Надо учить любить не ...
Роль традиций народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников.
Исследования народной педагогики позволяют утверждать, что концепция народной педагогики складывалась многие столетия. Сегодня установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы...
Доклад на тему: «Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»
Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников...
Роль народных игр в экологическом воспитании дошкольников.
Народные игры являются традиционным средством педагогики, естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций и являются методом экологического воспитания детей дошкольного возраста. Исп...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
ШПО Тема: «Ознакомление с русскими народными сказками через экологическое воспитании дошкольника»
ШПО Тема: «Ознакомление с русскими народными сказками через экологическое воспитании дошкольника»...