Роль традиций народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников.
статья на тему

Исследования народной педагогики позволяют утверждать, что концепция народной педагогики складывалась многие столетия. Сегодня установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Роль традиций народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников.

Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи, традициями гостеприимства и русского застолья, уважения старших - все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Многочисленные глобальные проблемы современности связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться  на  духовно значимые  нормы   и   ценности  (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур.

В дошкольном  возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа [Измайлов 1991].

Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается.

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого дорогого своего достояния.

          Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой.

Определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем - как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. Однако духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогические наука и практика, игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры.

Опираясь на традиционные методы воспитания педагоги – теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером соблюдают, поддерживают принципы, выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления, если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи детей, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в сочинениях, примеры в логических доказательствах.

Ни одна из приведённых пословиц и поговорок и народных сказок о воспитании вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом воспитании в частности по своей идее и содержанию не противоречит данным научной педагогики. Более того, будучи бесценным творением гения своего народа, они имеют весьма широкое распространение среди масс.

Важно, чтобы педагог  и родители чаще стремились в общении с детьми использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Устное народное творчество содержит различные явления языка, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические образные обобщения социально – исторического опыта. Они выражают нравственные, этические и эстетические взгляды народа. В силу этого они представляют реальную основу для изучения народной психологии.

Педагогические воззрения народа должны стать предметом дальнейшего изучения в ДОУ и других учебных заведениях. В действующих учебных программах ДОУ подчёркивается воспитательное значение народного творчества.

Идеи народного творчества способствуют патриотическому, нравственному воспитанию, формированию этических понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое кол...

Сообщение «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

 Дошкольный возраст -  это важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных тр...