Цикл экскурсий в лес
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Данный цикл экскурсий в лес может быть использован для любого вида ДОУ для детей 5-7 лет.. Цель: Формировать системные знания о лесном сообществе у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Дать детям знания о лесе, как экосистеме: в лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы; живут насекомые, птицы, мушки, звери; в лесу все нужны друг другу. 2. Подготовить восприятие детей к выделению морфофункциональных признаков обитателей леса. 3. Развивать у детей наблюдательность, познавательный интерес к жизни леса. связную монологическую речь, речь – доказательство, логическое мышление. 4. Воспитывать экологически осознанное отношение к обитателям лесного сообщества на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой, стремление не нарушить сложившиеся в природе связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cikl_ekskursiy_v_les.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад М.Монтессори»

Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста.

Подготовила старший воспитатель

Переславцева Светлана Николаевна

П. Октябрьский

2012

Содержание:

1. Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..1

2. Цикл экскурсий в лес:

Экскурсия № 1 «Здравствуй, Лес! Дремучий лес!»……………………………6

Экскурсия № 2 «Путешествие по этажам леса»………………………………..9

Экскурсия № 3 «Там на неведомых дорожках»……………………………….12

Экскурсия №4 «Лес – многоэтажный дом для животных»…………………..16

Экскурсия № 5 «Птичий концерт»……………………………………………..20

Экскурсия № 6 «Лесная новость»………………………………………………24

Экскурсия № 7 «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце»………………………………………………….27

Список использованной литературы……………………………………………30

    Исследования последних лет (А.Н.Захлебный, И.Д Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.А.Рыжова) показали, что результатом экологического воспитания являются не только знания о природе, но и их экологическая направленность - умение использовать их в реальной жизни. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал

экологической культуры. Многие педагоги  и психологи (А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, Н.Г.Поддъяков, П.Г.Саморукова, Е.И.Тихеева) отмечают,  что у детей  дошкольного возраста необходимо формировать хотя и элементарные, но системы знаний. В современных программах по экологическому образованию в дошкольном возрасте («Семицветик», «Мы», «Юный эколог», «Наш дом – природа») указывается, что дети старшего дошкольного возраста без усилий усваивают комплекс экологических знаний, объединяют их в единые системы с помощью разнообразных педагогических  средств.

  По мнению многих авторов (В.А Венгер, Л.М.Маневцева, П.И.Пидкасистый, В.И.Панов, А.Г.Хуторской, А.П.Усова) средствами

формирования системных знаний о природе являются занятия, опыты и эксперименты, моделирование, сама природа, художественная литература и т.д., в том числе  и экскурсии в природу. 

Эффективность включения в работу  по формированию системных знаний о природе экскурсий  подтверждают психолого-педагогические исследования на рубеже XX и XXI веков по экологическому воспитанию

дошкольников (С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, И.А Хайдурова).

По мнению С.Н.Николаевой, детям старшего дошкольного возраста можно

представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослые могут

показать детям связь двух, трёх, четырёх звеньев в сообществе. Наблюдения на экскурсиях  в лес, на луг, затем наглядное моделирование и обсуждение

позволяет старшим дошкольникам понять идею «общего дома» - сообщества

растений и животных, проживающих на одной территории, в одних и тех же

условиях и взаимосвязи друг с другом, Исследования Хайдуровой И.А. доказали, что включение экскурсий в работу по формированию у детей понимания целостности растительного сообщества, зависимости состояния сообщества в целом от состояния каждой группы оказалось эффективным средством.

Итак, при формировании системных знаний о лесном сообществе у детей старшего дошкольного возраста нас интересовали экологические экскурсии, т.к. они направлены на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы.

Предлагаемый нами цикл экскурсий в лес определённого программного содержания представляет собой единую систему занятий. Экскурсии предусмотрено проводить 2 раза в месяц (с сентября по январь).

Нами проведён отбор содержания знаний о растениях и животных, ориентируясь при этом на соблюдение принципов формирования системных знаний, исходя из исследования И.А.Хайдуровой, и принципов построения программы экологического образования «Мы» Н.Н Кондратьевой.

В содержание цикла экскурсий включили следующие разделы:

 * Лес – многоэтажный дом для растений и животных.

 * Лес – дом для растений.

 * Лес – дом для животных.

 * Лес – общий дом для всех лесных растений и животных.

Рекомендуем при проведении цикла экскурсий в лес придерживаться данной последовательности

Первоначально, на экскурсии №1 «Здравствуй, Лес! Дремучий, Лес!» мы уточняем у детей имеющийся запас знаний о лесе и дополняем эти знания новым понятием «лесное сообщество». В процессе экскурсии предлагаем использовать загадку о лесе, где его сравнивают с домом; приглашение детей Лесовичком в свой дом – Лес, тем самым подвели детей к выводу: лес – дом для растений и животных, они нужны друг другу. Обратите внимание детей на правила поведения в лесу.

На следующей экскурсии в смешанный лес мы совершим «Путешествие по этажам леса», расширим имеющиеся знания детей о лесном сообществе как общем доме для растений и животных - понятием «лес - многоярусная система». Чтобы внешне связи, которыми объединены между собой растения и животные леса, имели наглядное выражение, в предшествующей работе предлагаем познакомить детей с моделью «Этажи леса». Это будет способствовать решению задач раздела «Лес – многоэтажный дом для растений и животных».

Далее мы рекомендуем знания о лесном сообществе давать детям порциями, постепенно – сначала о сообществе растений, а затем о сообществе животных. При этом мы придерживались результатов исследования Кондратьевой Н.Н., которое  свидетельствует  о том, что «каждый живой организм следует показывать как систему, в которой взаимодействуют все структуры и функции, а также представлять сообщества (системы) организмов (например, сообщества растений, сообщества животных) и устанавливать, что организм является его частью, составным элементом, взаимосвязанным с другими элементами».  

Для углубления и конкретизации знаний детей о сообществе растений нами выбран хвойный лес. В ходе экскурсии «Там, на неведомых дорожках» у детей развиваем умение сравнивать между собой объекты природы: ель и сосну; условия жизни растений на опушке и в чаще хвойного леса. Используя до и после экскурсии дидактическую игру «С кем дружит ёлочка в лесу», мы учим детей устанавливать причинно-следственные связи между растениями и животными хвойного леса, рассуждать и высказывать своё мнение.

Решению задач раздела «Лес – дом для животных посвящены экскурсии №4 «Лес – многоэтажный дом для животных» и №5  «Птичий концерт». На этих экскурсиях мы предлагаем систематизировать знания детей о лесе, как многоярусной системе, о приспособлении животных к условиям обитания, расширили знания о лесном сообществе введением нового понятия «сообщество животных», внутри которого существует тесная взаимосвязь растений и животных. Раскрывая на конкретных примерах элементарные пищевые цепочки, подводим детей к выводу о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости. Дети учатся самостоятельно выстраивать пищевые цепочки, наглядно убеждаясь в значимости каждого звена в цепи «Лес» Таким образом, подводим детей к выводу, что животные живут на разных этажах леса – там, где находят пищу. Например, заяц – наземное животное, полностью живёт на нижнем «этаже леса».

Дата проведения экскурсии по теме «Птичий концерт» – 12 ноября  - приурочена к празднованию народного праздника – Зиновьева синичника. На экскурсии  уточняем сведения о птицах нашего леса и расширяем эти знания, раскрывая связи зависимости условий жизни птиц от ярусности леса. Предлагаем детям отправиться в гости  на день рождения к синичке Зиньке и её друзьям – птицам леса, прихватив с собой подарки (самодельные кормушки) и угощение (крупу, крошки хлеба, засушенные ягоды рябины, кусочки сала, семечки). На данной экскурсии дети узнают, что птицы леса живут обычно на верхних этажах леса. С целью закрепить полученные знания о зависимости расположения животных на ярусах  - этажах леса от места нахождения ими пищи, в после экскурсионной работе рекомендуем продолжать знакомить детей с моделью «Этажи леса», предложив им поселить животных по этажам.

С помощью иллюстративного материала на тему «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев», беседы «Что будет, если лес погибнет от пожара», чтения стихов об охране природы в предшествующей работе к экскурсии на тему «Лесная новость» следует показать детям влияние человека на состояние лесного сообщества. Предложите детям самостоятельно  разобраться в проблемной ситуации, которую принесла сорока на хвосте – кто-то похозяйничал в лесу и оставил после себя беспорядок, как помочь лесу? Дети с удовольствием откликнутся на практическое задание: «Давайте очистим наш лес от мусора». Они самостоятельно, в ходе экскурсии постараются устранить беспорядок в лесу, ощутив себя маленькими помощниками леса. А главное, прийти к выводу: лес надо беречь!

Всё обучение мы предлагаем закончить итоговой экскурсией в зимний лес с целью обобщить знания о лесе, как сообществе растений и животных, о взаимоотношениях между ними. Тем самым, подвести итог: лес - общий дом для  всех растений и животных.

корни трав и кустарников, а затем также осторожно прикрыть их мохом. Основная часть всех экскурсий – коллективное наблюдение, в процессе которого и решали программные задачи экскурсий в лес. Этот метод

обеспечил чувственное активное восприятие объектов и явлений природы

детьми. Эффективным приёмом в коллективном  наблюдении явились

вопросы и вопросы-задания, заставляющие детей рассматривать предмет,

сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связи между

объектами, растениями и животными леса. Оправдал себя в экскурсии приём образного сравнения – деревья шепчутся между собой, лес плачет, шумит, тем самым, приучая детей прислушиваться к звукам леса.    Важным приёмом в самостоятельных наблюдениях основной части экскурсий явились вопросы- задания, стимулирующие познавательную активность детей в процессе наблюдения. Так, чтобы узнать, что находится под землёй, предложили детям осторожно отогнуть мох, посмотреть

    Также рекомендуем использовать не только в процессе наблюдения, но и на протяжении всей экскурсии художественное слово: произведения детской литературы, стихотворения, загадки, пословицы, приметы о лесе. Так, чтение поэтических стихов «Здравствуй, лес, дремучий, лес!» С.Погореловского, «Заколдован невидимкой…» С.Есенина позволят образно представить красоту леса, развивая в детях эмоциональность. Художественная литература явится эффективным средством  в предшествующей работе для расширения к детей  круга представлений о природе, создания основы для получения на экскурсии новых знаний о тех или иных объектах и явлениях природы. Например, чтобы пополнить знания детей о хвойном лесе, познакомили их с рассказами И.Соколова-Микитова «У старой сосны», М.Пришвина «Разговор деревьев», Ю.Дмитриева «Что такое лес».

Использование в экскурсии народного фольклора: пословиц, примет, загадок – сделают представления детей о лесе более чёткими и конкретными.

 Значительное место в нашей работе мы предлагаем уделить беседам. Так, для возбуждения интереса у детей к предстоящей деятельности – установочная беседа; для уточнения, углубления, обобщения, систематизации знаний о лесном сообществе – итоговая беседа после экскурсии. В установочной беседе эффективным приёмом будут мотивирующие ситуации, которые помогли собрать внимание детей к предстоящей экскурсии, актуализировать имеющийся опыт. Например, встреча Домовёнка Кузи и Лесовичка, которые вместе с детьми выясняют разницу и общее между их домами. Планируя беседу после экскурсии, важно продумать систему вопросов, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания факты.

Используя рекомендации Н.А.Рыжовой, И.Фрейдкина об экспериментировании, мы рекомендуем использовать этот метод в опыте по определению состояния экологической системы «Лес» и «Посёлок». Чтобы доказать, что в хвойном лесу воздух чище, чем на проезжей части вблизи посёлка, детям предлагается оставить листочки бумаги, предварительно

обработанные вазелином, 1 – на веточке дерева в хвойном лесу, 1 – у

проезжей части дороги вблизи посёлка. Дети самостоятельно придут к выводу, что в хвойном лесу воздух очень чистый.

  Благотворно влияют на детей слушание музыки П.И.Чайковского из серии «Времена года», а также слушание голосов птиц. Репродукции картин известных художников «Утро в сосновом бору» И.Шишкина, «Золотая

осень» И.Левитана и др. также созвучны с музыкой.

    Большую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные

дидактические игры. С помощью настольно-печатных игр «Ботаническое

лото», «Зоологическое лото» необходимо закрепить знания детей о растительном и животном мире,  воспитывать бережное отношение к природе.

Целесообразны и игры экологического содержания: «Угадай по

описанию» Дрязгунова В.А. (дидактическое правило – найти дерево по

описанию); «Что растёт в нашем северном лесу» (отобрать только те

растения, которые встречаются в нашем лесу) и т.д.

   Предложенный нами цикл экскурсий в лес может быть использован  

педагогами детских садов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. А также на основе данного цикла экскурсий можно создать систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о луговом сообществе.

Конспекты экскурсий в лес

 

Экскурсия №1.

Тема

Цель

Программное содержание

«Здравствуй, Лес! Дремучий лес!»

Дать детям знания о лесе, как экосистеме

  1. Дать детям знания о лесе, как экосистеме. В лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут насекомые, птицы, мушки, звери;  в лесу все нужны друг другу
  2. Подготовить восприятие детей к выделению морфофункциональных признаков обитателей леса.
  3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес к жизни леса, умение делать умозаключения.
  4. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Предварительная работа

  1. Беседы – «О лесе». Цель: дать понятие    

                      «Лес – экосистема, в которой    живут растения и животные, они  нужны друг другу»

                   - «Правила друзей леса»

           - Напомнить правила поведения в  лесу.

  1. Чтение художественной литературы: Н. Н. Павлова «Растения осенью»,

      Г. Скребицкий «Как звери и птицы      

      готовятся к зиме», «Осенние похождения крольчат «/кн. «Лес осенью».

  1. Повторение пословиц, поговорок. Рассматривание иллюстративного материала на темы «Какие бывают леса (смешанный, хвойный, ельник и т.д.)»

     Чтение стихов, отгадывание загадок о лесе.

  1. Подготовка материала к экскурсии: лупы, корзинка для сбора интересных находок.
  2. Дидактическая игра «Что растёт в лесу». «Наблюдения на прогулке (деревья, птицы, насекомые).

I. Вводная беседа

  1. Мотивирующая ситуация

Загадка: Дом со всех сторон открыт,

               Он резною крышей крыт.

               Заходи в зелёный дом –

               Чудеса увидим в нём.

Лесовичок приглашает детей к себе домой и хочет рассказать о своём доме.

Вопросы:

- Как называется дом, в котором живёт лесовичок.

- Кто ещё живёт в доме «Лес»?  Хотите узнать царство Лесовичка? (напоминание правил поведения в лесу)

II. Вводная беседа

Стихотворение С. Погореловской «Здравствуй, лес, дремучий лес».

  1. Коллективное наблюдение, направленное на осознание того, что лес – дом для растений и животных.

- Кто живёт в лесу? (насекомые, птицы, звери и т.д.)

- Что растёт в лесу? (деревья, кустарники, травы, цветы, мох и т.д.)

- Дружат ли растения и животные в лесу между собой? Почему?

- Нужно ли оберегать обитателей леса?

Послушайте звуки осеннего леса, что он вам прошептал (высказывания детей)

  1. Индивидуальное наблюдение за животными в лесу (насекомые, птицы). Отгадывание загадок о животных и растениях леса.
  2. Игра «Угадай по описанию», «1, 2, 3 к дереву беги».
  3. Сбор лесных травянистых растений для последующей пересадки в «Уголок леса» на участке ОУ (кустики черники и брусники).
  4. «Фотографирование «Остановись, мгновение»

Заключительная часть

Вопросы к детям:

 - Почему  лесовичок называет лес своим домом?

- Что вам больше всего запомнилось в лесу?

- Почему в лесу нельзя шуметь?

- Кто главный в лесу?

- Почему лес осенью такой красочный?

- Дидактическая игра «Что растёт в нашем северном лесу?

Поощрение осознанного отношения к природе и соответственное поведение в лесу.

Работа после экскурсии.

Цель: закрепление полученных знаний о лесе и уточнение. Формирование основ осознания.

  1. Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишки домой спешили», рассказа О. Дмитриева «Что такое лес?»
  2. Подборка иллюстраций с изображением лесных обитателей и растений для оформления альбома «Лесное царство»
  3. Коллективное рисование «Наш лес»
  4. Придумывание загадок «Что нам осень подарила?»
  5. Дидактическая  игра «Зоологическое лото», «Ботаническое лото»
  6. Засели северный лес животными»

- Составление творческих рассказов «О чём шептались деревья в лесу»

- Задание: обвести трафареты грибов, кустарников, деревьев, птиц, зверей, насекомые, и раскрасить.

Беседа «Как звери и птицы, растения готовятся к зиме».

Экскурсия №2 (смешанный лес, сентябрь)

Тема

Цель

Программное содержание

«Путешествие по этажам леса»

Расширить представления у детей о лесе, как многоярусной системе, связях внутри системы

  1. Расширить знания детей о лесе, как многоярусной системе, как сообществе множества растений, произрастающих на одной территории: верхний ярус – сосны; ярус ниже – лиственные деревья, ели; ещё ниже – высокие кустарники и подрастающие деревья; нижний ярус – травы, ягодные кустарники, мох; ярус под землёй – корни растений и деревьев

На всех ярусах живут животные

  1. Развивать связную монологическую речь, речь – доказательство; логическое мышление.
  2. Воспитывать у детей стремление не нарушить сложившееся в природе связи, умение видеть в осеннем лесу красоту и гармонию, любоваться им.

Предшествующая работа

  1. Рассматривание картин «Лес», «Ельник», «Сосновый бор», «Берёзовая роща», «Смешанный лес» - учить различать и классифицировать леса по набору деревьев.
  2. Чтение рассказа «Смешанный лес», А. Тамбиев «Кто в кустах живёт», Г. Ладонщиков «Что мы видим в лесу», Ю. Ковалёв «Заячьи тропы».
  3. Знакомство с моделью «Этажи леса» I этаж: заселение леса деревьями, кустарниками, травой.
  4. Наблюдение и целевые прогулки с целью различения кустарников, деревьев, травянистых растений; за явлениями природы – листопадом.

Этапы

Ход экскурсии

I. Вводная беседа

Создание мотивирующей ситуации: встреча Лесовичка и домовёнка Кузи, которые рассказывают детям о своих домах.

Вопрос к детям:

- Чем похожи и чем отличаются их дома? Поможем разобраться. Выясняют, что лес – это тоже многоэтажный дом, только живут в нём не люди, а растения и животные.

- Как вы думаете, кто следит за порядком в лесу?

II. Основная часть

Подойдя к лесу, предложить послушать шум листвы. Обратить внимание как здесь светло и красиво, какой чистый воздух, дышится очень легко.

  1. Коллективное наблюдение за деревьями

- рассмотреть, какие деревья, кустарники, травянистые растения уже знакомы детям. Обратить внимание на то, что растения располагаются в лесу по ярусам. Лес – многоэтажный дом.

  1. Вопросы детям:

- Какие растения дорастают до самого высокого этажа? Почему? (надо много света)

- Почему молодые ели и сосенки растут на нижнем этаже? (их называют подростом)

- Какие деревья ниже сосен? (берёза, ольха, рябина). Почему? (надо меньше света)

3 этаж занимают кустарники (смородина, малина, можжевельник)

  1. Задание: понаблюдайте, что у нас под ногами растёт (т. е. на самом нижнем этаже) (модные кустарнички – черника, брусника; мох, грибы.
  2. Самостоятельное наблюдение «Что находится под землёй». Задание: осторожно отогнуть мох, посмотреть корни трав, кустарников; обратить внимание, что корни некоторых деревьев глубоко в земле; затем осторожно прикрыть мохом землю. Обратить внимание на то, что корни деревьев сплетены между собой, поэтому деревья в сильный ветер стоят в лесу крепко, не падают. Опавшая листва с лиственных деревьев будет через год хорошей подкормкой земле.
  3. Игра «Кто внимательнее». Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать на носочки и потянуться
  4. Игра «Узнай дерево по листику и плоду»
  5. Сбор шишек, осенних листочков, кусочков опавших веточек, мха для коллекции «Что нам осень подарила»

III. Заключительная часть

Почему в лесу такой чистый воздух?

Что нового вы узнали о лесе? Ветерок принёс нам листочки, а на листочках загадки о растениях леса (дети отгадывают загадки о деревьях, кустарниках) (Дети прощаются с лесом).

Работа после экскурсии

  1. Викторина «На лесной поляне»
  2. Изготовление поделок из природного материала
  3. Экологические игры «Кто где живёт», «Угадай по описанию»
  4. Чтение художественной литературы «Разговор деревьев» М. Пришвин.
  5. Зарисовки «Что мы увидели, если бы заглянули под землю» (подземные и наземные части)

Экскурсия №3 (хвойный лес, октябрь)

Тема

Цель

Программное содержание

«Там на неведомых дорожках»

Углубить и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений и животных в хвойном лесу, о зависимости жизни животных от условий окружающей среды

  1. Углублять и конкретизировать знания детей о сообществе растений – хвойном лесе и жизни животных в данных условиях (на одной территории живут ель и сосна, в чаще хвойного леса темно из – за елей, которые не пропускают света, на опушке светло).
  2. Разъяснить детям, чем отличаются друг от друга «опушка леса» и «чаща леса» ( о растениях, которые можно встретить: на опушке леса – светолюбивые; в чаще – ел, сосна).
  3. Развивать умение сравнивать объекты – ель и сосну по ряду признаков (кора, длина, форма и т.д).
  4. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи о зависимости жизни животных от условий окружающей жизни (сосна и ель дают пропитание лесным обитателям? Дятлам, белкам, совам, глухарям и т. д.)
  5. Воспитывать любовь к природе родного края, умение любоваться красотой леса, его свежестью и чистым воздухом.

Предшествующая работа

  1. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали»; иллюстраций «Сосновый бор», «Ельник».
  2. Целевые прогулки к опушке леса с целью разъяснения детям, чем отличаются «опушка леса» и «лес» .
  3. Цикл наблюдений за елью и сосной в ближайшем окружении .
  4. Чтение рассказов «У старой сосны» И. Соколов – Микитов, «Разговор деревьев» м. Пришвин, «Хвойные деревья», «Ельник».
  5. Беседа «Кто дружит с елью и сосной», показать на примерах зависимость жизни животных от условий окружающей среды.

1. Предварительная беседа

Загадка «Весной цвету,

              Летом плод приношу,

              Осенью не увядаю,

              Зимой не умираю»

Это ель и сосна.

В каком лесу можно встретить вместе ель и сосну? (в хвойном)

Сегодня мы будем настоящими исследователями и отправились в хвойный лес, а дорогу нам укажет нам знакомый лесовичок.

II.Основная часть

Дети останавливаются на опушке леса, здороваются с ним.

- Мы уже знаем, что лес – это многоэтажный дом, где живут дружно растения и животные. Но в каждом доме есть двери, и у дома «Лес» тоже есть лесные ворота. Называются они «опушкой леса». Какие деревья встречают нас у порога леса? (Ёлочки). Они приглашают нас в свой дом (дети заходят по дорожке в чащу хвойного леса).

Задание: посмотреть и полюбоваться величавыми елями, соснами, поднявшими свои пышные кроны высоко в небо.

Обобщение: лес, где вместе растут ели и сосны называют хвойным.

- Коллективное наблюдение за сосенкой и ёлочкой (рассказ воспитателя об иголках ели и сосны, почему их называют хвоинками). Вопрос: почему так говорят: Зимой и летом одним цветом (рассуждения детей).

- Метод сравнения ели и сосны:

1) Чем отличаются (иголки, шишки, кора и т. д.)

2) Чем похожи?

Задания: подойди поближе, потрогай кору, понюхай, сравни ещё раз.

Игра «Найди по описанию»

- Самостоятельное наблюдение «Что находится под елью и сосной». Дети в роли исследователей находят необычные природные материалы: шишки, опавшие семена, сучки, веточки, сломанные сучки и т. д.

Задания: рассмотреть шишки сосны и ели, отметить отличительные особенности.

Вопросы к детям:

  1. Что прячет шишка под чешуйками? (семена). Семена – большое лакомство для белок, клестов, дятлов и т. д. Стихотворение Ю. Ефремова «Спросите у белки».
  2. Какую пользу приносит хвойный лес животным, кроме питания? (зимой в нём не бывает ветра, поэтому животные: звери и птицы приходят сюда погреться. Лоси кормятся здесь молодыми сосновыми сеточками. Задание: обратить внимание, что в хвойном лесу очень чистый воздух, понюхать. Давайте это проверим:
  3. Опыт.

Цель: определить состояние экологической системы и её компонентов, доказать, что в хвойном лесу чище, чем на улице, где проезжают машины. Намазать вазелином две белые карточки – оставить одну в лесу (на веточке ели), а другую – на обратном пути к детскому саду на дереве возле проезжей части дороги, проверить через 2 дня.

III. Заключительная часть

Дети, вы запомнили, чем отличаются деревья в хвойном лесу? Стихотворение С. Погореловского  «Даже ёлки мы вначале

                 от сосны не отличали»

Дети прощаются с лесом на обратном пути вспоминают загадки, пословицы, поговорки о лесе.

Продолжают начатый опыт (см выше)

  1. Рисование «В лесу родилась ёлочка»
  2. Беседа «Расскажем, что мы знаем о хвойном лесе Лесовичку»
  3. Чтение художественной литературы: «Осень в чаще леса» И. Бунин, В. Бианки «Месяц полных кладовых», «Зима скоро».
  4. Дидактическая игра «Где что растёт»
  5. Составление рассказов «Кто дружит с ёлочкой и сосной»

                    Экскурсия №4 (смешанный лес, октябрь)

Тема

Цель

Программное содержание

«Лес – многоэтажный дом для животных»

Систематизировать знания детей о лесе, как многоярусной системе, о приспособлении животных к условиям обитания

  1. Систематизировать знания детей о лесе как многоярусной системе, как о сообществе растений и животных, живущих на одной территории: животные леса живут на разных «этажах», там где они находят пищу, занимают в многоэтажном доме «Лес» каждый свою «квартиру». Например, белка живёт на самом верхнем этаже (4-ый), но может спуститься и вниз, лось – наземное животное; заяц – полностью наземное животное – живёт на нижнем «этаже леса», там же живут насекомые, звери, грызуны и т. д.
  2. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи, учить думать, отстаивать своё мнение.
  3. Воспитывать осознанное отношение к природе, умение действовать в лесу по её правилам.

Предшествующая работа

  1. Беседа «Пищевые цепочки». Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга
  2. Чтение рассказа «Цепочки в лесу», «Невидимые весы» из книги «Экология в картинках» В. Танасейчука, Н. Сладков «Белкин мухомор»
  3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные - белка, волк, лиса, лось и т. д.»

Вводная беседа

Дети, если бы животные умели говорить так, как мы с вами, с какими животными леса вы бы хотели познакомиться ближе (с белочкой). Давайте напишем ей письмо. Но где же нам узнать её адрес? (у Лесовичка). Лесовичок сообщает детям, что белочка живёт в многоэтажном доме «Лес». Её адрес: Россия, Северный смешанный лес, дом – сосна, этаж – 4, квартира – дупло. Профессия – попрыгунья, хищный зверёк. Особые приметы: хвост большой пушистый, острые коготки на лапках, кисточки на ушках, быстро перепрыгивает с ветки на ветку. Одежда: меняет к зиме рыжую на серую. Меню: сушёные грибы, семена шишек. Враги: лиса, куница. Дети предупреждают белочку, что скоро придут к ней в гости.

Лесовичок предлагает детям взять в дорогу Фотоаппарат, бинокли, чтобы лучше разглядеть Белкин дом.

Основная часть

Вначале дети играют в фотоохотников. Стихотворение «Охотник» Наталья Бромлей . Задание: побродить по лесу, самостоятельно посмотреть, как живёт лес, найти в нём интересное и красивое. Лесовичок показывает фотографию зверька «Вы его узнали?» (Белочка).

- Что вы можете рассказать о доме белочки сами?

- Какие деревья растут в этом лесу?

Белка прыгает на самых высоких деревьях?

Где она устраивает своё гнездо?

Как она приготовилась к зиме?

Почему мы не сможем увидеть белочку? (она очень осторожный зверёк, заслышав посторонний шум, тут же прячется в своё дупло).

- А какие животные живу на других этажах этого многоэтажного дома (высказывания детей) отгадывание загадок.

- Почему не видно насекомых в лесу? (они спрятались под кору деревьев)

Самостоятельное наблюдение за муравейником. Муравьи – настоящие труженики.

- На каком этаже находится их жильё? (на первом)

Посмотрите, какой замечательный дом получился у них (дети рассматривают, из какого материала он изготовлен). Дети «фотографируют» объект

- Как вы думаете, дружно ли живут между собой жильцы такого многоэтажного дома?

Обратить внимание на то, что некоторые животные питаются только растениями (травоядные) – мыши, зайцы, лоси, кабаны, но хищники, которые питаются более мелкими зверьками: волки, медведи, рыси; насекомоядные – ежи, лисы и др. мелкие хищники.

Игра «Изображай – ка» - дети имитируют движения животных: крадущуюся лису, прыгающего зайца и т. д.

Сбор интересных находок: шишек, интересной коряги, веточек и т. д.

Заключительная беседа

Вопросы к детям: что будет, если в лесу исчезнут насекомые, звери? (лес погибнет)

  1. Зачем необходимо беречь животных?
  2. Как человек может позаботиться о животных? Соблюдать правила поведения в лесу (не шуметь, не разорять муравейники, дупла белочек; не уносить диких животных домой – их дом – лес).

Работа после экскурсии

  1. Модель «Лес» (полоски разного цвета с изображением животных) «Засели животных в квартиры по этажам»
  2. Игра «Пищевые цепочки» - учить устанавливать взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости.
  3. Самостоятельное составление пищевых цепочек детьми, используя предметные картинки.
  4. Чтение сказки Б. Заходер «Про всех на свете», рассказ «Муравьи – санитары леса» , Г. Скребицкий «Белка», И. Соколов – Микитов «Год в лесу», «В берлоге»; «Лечебница под сосной», «муравейник в лесу» по В. Пескову.
  5. Беседа «Растения и животные нужны друг друг»
  6. Составление загадок о животных

Экскурсия №5 (смешанный лес, ноябрь)

Тема

Цель

Программное содержание

«Птичий концерт»

Расширить и уточнить сведения о птицах нашего леса, знания о зависимости условий жизни птиц от многоярусности леса

  1. Обобщить представление детей о лесе как сообществе растений и животных, о зависимости условий жизни птиц от многоярусности леса: каждая птица строит свой дом в определённом месте – одни в траве, другие в кустарниках, третьи – высоко на дереве.
  2. Расширить и уточнить сведения о птицах нашего леса, воспитывать интерес к его обитателям, развивать слух и внимание, умение воспринимать окружающую природу при помощи слуха.
  3. Развивать наблюдательность, умение делать выводы и умозаключения, устанавливать связи приспособления птиц к среде обитания.
  4. Воспитывать гуманное отношение к птицам на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой.

Предшествующая работа

  1. Прогулка к «птичьей столовой» Слушание грамзаписи «Голоса птиц»
  2. Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой». Устанавливать связь между питанием птиц зимой и растениями в лесу
  3. Комплексное занятие «Доктора леса». Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.
  4. Чтение рассказа Т. Скребицкого «Зимние гости», «Лесной доктор» М. Пришвин, «Лесные домишки» В. Бианки, «Птицы под снегом»               М. Пришвин.
  5. Заучивание народных примет, отгадывание загадок о птицах.
  6. Настольно – печатная игра на фланелеграфе.
  7. Словесная игра «Летает – не летает»
  8. Дидактическая игра «Перелётные – зимующие птицы» (на классификацию). «Найди каждому свой дом».
  9. Наблюдения за птицами на участке.
  10. Народная игра «Птицы, рыбы, звери»

I этап.

Предварительная беседа

Введение мотивирующей ситуации: пришло письмо от синички Зиньки, которая приглашает ребят к себе на день рождения 12 ноября – Зиновий синичник (народный праздник), где она хочет познакомить их со своими пернатыми друзьями.

II основная часть

Дети входят в лес.

Задание: послушайте звуки осеннего леса: чирикают воробьи, попискивает большая синица, нахохлились снегири.

  1. Коллективное наблюдение за птицами    
  2. Отгадывание загадок о синице, о дятле

Синичка знакомит детей со своим другом дятлом

  1. Вопросы к детям:

- Почему дятла прозвали «доктором леса»?

- На каком этаже живёт дятел? (на самом высоком, верхнем)

Вспомните, какая ещё птица дружит с деревьями: сосной и елью (клёст).

- Как вы думаете, надо ли охранять птиц, которые не поедают насекомых, вредителей, не разносят семена? (надо).Надо охранять всех птиц и всё живое на земле

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

- Кто из птиц остаётся зимовать в лесу?

Птицы, которые питаются ягодома, семенами деревьев – растительноядные: клёст, снегирь, свиристель, синица.

Самостоятельное наблюдение:

Задание: «Чьи следы» - определить, какая птица оставила тот или иной след.

Задание: определи глубину снега (с помощью палочки).

Зимой под снегом в лесу ночуют лесные куры – глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки, питаются берёзовыми почками и серёжками.

- Где ночует наша именинница – синичка Зинька? (синички ночуют в дуплах деревьев по несколько птиц и в сильные морозы не вылетают оттуда)

Мы знаем, что лес – многоэтажный дом, все звери живут по этажам и птицы тоже живут на том этаже, где им предназначено жить самой природой. Например, летом большинство певчих птиц вьют гнёзда на кустах и низких деревьях; чуть выше этажом – дятел, сойка, сорока; ещё выше – иволга, хищные птицы: конюк, ястреб.

Вопросы к детям?

- Сможет ли лес прожить без птиц? Почему?

П/и «Птицелов»

Заключительная часть

Дети прощаются с синичкой Зинькой и обещают ей, что Бк=удут вести себя в лесу правильно: не включать громкую музыку, не шуметь, не разорять гнёзд, не брать птенчиков в руки, помогать зимующим птицам в холодное время.

Работа после экскурсии

  1. Словесная игра «Прилетели птицы»
  2. Подборка иллюстрация с изображением птиц северного леса.
  3. Рисование «Птицы в лесу»
  4. Рассматривание иллюстрации С. Веретенниковой «Пёстрый дятел»
  5. Дидактическая игра «Что за птица»
  6. Составление описательных загадок о птицах (внешний вид, чем питается, где живёт)
  7. Работа с моделями: предметные картинки

Растительноядные

     Птицы                 Питание:

     Клёст                 Ягоды

     Свиристель       рябины,

     Снегирь             шишки

      Чиж                   можжевельника,

                                 Ели

Насекомоядные

     Поползень               Насекомые,

     Синица                     которыми

     Дятел                        питаются

     Пищуха                    птицы

Экскурсия №6 (смешанный лес, ноябрь)

Тема

Цель

Программное содержание

«Лесная новость»

Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга.

  1. Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга.
  2. Расширить знания детей о палубном (лесные пожары, разорение гнёзд, вырубка леса) и положительном влиянии человека на лесное сообщество (лесник заботится о лесе: бережёт от пожара, подкармливает животных зимой, спасает из беды)
  3. Подвести к пониманию, что красота, которую дарит природа бесценна, её надо беречь.
  4. Развивать умения самостоятельно установить взаимосвязи в лесном сообществе: при исчезновении каких – либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
  5. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе.

Предшествующая работа

  1. Рассматривание картин «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев».
  2. Беседа «Что будет, если лес погибнет от пожара».
  3. Дидактическая игра «Кто вернётся в лес», выстраивать цепочки взаимосвязей животных и растений при помощи предметных картинок.
  1. Выстраивание общей цепи питания лесного сообщества .
  2. Показать, что растения – главное звено в этой цепи.
  3. Беседа о леснике.

I этап. Предварительная беседа

Дети выходят на улицу и видят «сороку» (игрушку). Сорока прилетела неспроста: недаром её назвали «лесное радио», или «лесной почтальон». Сорока. Последние новости! Последние новости! В лесу кто – то похозяйничал и оставил после себя беспорядок. Спешите все в лес!

Дети, давайте отправился в лес, чтобы узнать, что произошло. А сорока покажет дорогу.

II этап. Основная часть.

Коллективное наблюдение.

Задание: послушайте лес, слышите, он плачет. Почему? Кто – то из людей побывал в лесу, развёл костёр и забыл засыпать его землёй, когда уходил; везде мусор: бумажки, коробки, пакеты.

_Что может случиться, если человек забудет потушить пожар? Лес погибнет.

Погибнут растения – нечем будет питаться и негде жить животным, птицам, насекомым. Погибли растения не выделяют кислород, воздух станет неживым.

Самостоятельное наблюдение за состоянием леса.

Как помочь лесу?

Очистил лес от мусора (дети собирают мусор в пакеты). Рассказ воспитания о леснике, который присматривает за всеми лесами. Они знают всех обитателей леса и стараются помочь им в трудное время. Их задача – уберечь лес от пожара: ведь в огне гибнут деревья и все его обитатели; помочь животным в трудное время – зимой – в бескормицу, весной в половодье.

  1. Дидактическая игра «Угадай, какой наш дом» (6, с.52)
  2. П/и «Лесорубы»

3 группы детей

    Деревья       звери       лесорубы

По команде «Лесорубы идут» лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются из спасти (каждый своё – по экологическому соседству). Звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки. Если звери не успели или спасают не своё дерево, лесорубы забирают свою добычу.

Примеры: связи между деревьями и растениями:

Зайчик – осина

Тетерев – берёза

Медведь – рябина

Кабан – дуб

Глухарь – сосна

Клест – сосна, ель

Заключительная часть

Сорока благодарит детей за оказанную лесу помощь, обещает рассказать всему лесу, что в детском саду живут такие замечательные друзья природы.

- «Для леса вы свои. Приходите снова в гости и если увидите беспорядок, не проходите мимо, обязательно помогите. Лес за это вас отблагодарит».

Работа после экскурсии

  1. Заучивание стихотворения Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели…»
  2. Изготовление напоминающих знаний о правилах поведения в лесу.
  3. Чтение стихов об охране природы

Экскурсия №7 (смешанный лес, декабрь)

Тема

Цель

Программное содержание

«Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце»

Обобщить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, о взаимоотношениях между ними.

  1. Обобщить представления детей о лесе как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, травы) и животные (насекомые, птицы, звери).
  2. Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных.
  3. Обеспечить высокую умственную активность детей, используя разнообразные причины: вопросы поискового характера, упражнения в обобщениях и доказательствах.
  4. Формировать навыки правильного поведения в природе.

Предшествующая работа

  1. Д/и «Что возьмём с собой на экскурсию в лес»,  дети сами выбирают то, что полезно и необходимо для экскурсии.
  2. Модель «Этажи леса» - заселение леса животными; птицами, зверями.
  3. Д/и «Где чей дом»
  4. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Большая книга леса»
  5. Беседа «Кто главный в лесу», «Лес в жизни человека»

Предварительная беседа

Сегодня мы снова вместе с Лесовичком отправимся на экскурсию. Посмотрим, что изменилось в лесу, ведь наступила зима. Давайте все вместе вспомним правила поведения в лесу зимой: не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой замёрзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть зимние пейзажи.

Основная часть

Дети, полюбуйтесь красотой природы, кругом всё бело.

Обратите внимание на следы на снегу, кто здесь был?

(останавливаются на том месте, где хорошо просматривается ярусность).

Коллективное наблюдение

Снег лежит везде – на земле, на ветвях деревьев. Представьте, что мы попали в снежную сказку, герои этой сказки деревья и кусты. Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой»

- Каким вы видите лес? (рассказы детей).

Обобщение ответов: морозы набросили студёную кисею на примолкший лес. Зябко кутаются в пушистые снежные одеяла ели. Тихо вокруг, только шелестит снег, касаясь ветвей и стволов деревьев.

Задание:  Давайте послушаем тишину.

- Почему деревья зимой голые?

- Что помогает спастись им от морозов? (снег)

Задание: Найти среди деревьев сосну и ель. Обратить внимание, что только они остаются зимой зелёными, а потому самыми красивыми. Рассматривают иглы сосны и ели – они твёрдые, покрыты плотной кожицей, им не страшен мороз.

Игра «Узнай дерево по карточке» (детям раздаются карточки, по которым можно узнать деревья зимой, дети сравнивают с деревом, узнают названия)

Задание: каждый ребёнок выбирает дерево, должен подойти к нему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя погрею, потерпи – весной и летом тебе будет очень хорошо!»

Самостоятельное наблюдение

- обратить внимание на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нём – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучки, упавшие или кем – то брошенные шишки.

- Беседа с детьми о животных леса, их жизни на ярусах – «этажах». Замолкают, слушают звуки леса, тишину, шорохи.

Заключительная часть

На опушке леса.

Игра «Живая картинка» - «Если бы я был деревом» - поднять руки вверх, замереть на несколько секунд, воображая себя, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они испытали, будучи деревьями.

Дети прощаются с лесом,

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес!

Полон сказок и чудес!

С. Погореловский

Работа после экскурсии

  1. Работа с картой Устьянского района – заселение карты значками растений и животных, составляющих лесное сообщество.
  2. Составление рассказов «Что мы видим в лесу»
  3. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» (декабрь)
  4. Придумывание экологических сказок о лесе.
  5. Создание макета «Лес»
  6. Обобщающая беседа «Как живёт лес».

Список использованной литературы

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое

    пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж:  Учитель, 2002. –

    159 с.                                                                                          

2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник

    для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и №

    2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3-е изд., доп. – М.:

    Просвещение, 1980. – 272с., ил.

3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. –

    М.:Просвещение, 1982. – 128с., ил.

4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления

    с природой: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.:

    Просвещение, 1982. – 112 с., ил.

5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя нач.

      классов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по

     формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного

     возраста. / Сост. О.А.Воронкевич. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 336с.

7. Дрязгунова В.А Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

      растениями. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.

8. Золотова Е. Роль сравнения в умственном развитии // Дошкольное

      воспитание. – 1973. - №6. -  С.45-48.

9. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г.Саморуковой. –

      М.: Просвещение, 1978. – 223 с., с ил.

10. Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического

      воспитания дошкольников // Теоретические основы программы

      воспитания в детском саду. – СПб.: Образование, 1992. – С.35-58.

11. Лучич М.В. Детям о природе: Пособие для воспитателей детских садов. –

      М.: Просвещение, 1973. – 160 с.

12. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с

      целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / Под

      ред. Л.М.Маневцовой. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 112 с.

13. Маневцова Л.М. Ребёнок познаёт мир природы // Дошкольное  

      воспитание. – 2004. - №8. – С.17-19.

14. Мир природы и ребёнок: Учеб. пособие для педагогических училищ по

      специальности «Дошкольное образование» / Под ред. Л.М.Маневцовой,

      П.Г.Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с.

15. Мы: Программа экологического образования детей / Под ред.

      Н.Н.Кондратьевой и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.

16. Наблюдения и труд в природе: Пособие для воспитателей детского сада /

      Сост. А.Ф.Мазурина – 3-е изд., перераб. и испр. – М.: Просвещение, 1976.

      – 206 с.

17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:

      Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебных заведений. – 2-е изд.,

      испр. – М.: Академия, 2001. – 184 с.

18. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей:

     Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – 2-е изд, испр. –

      М.: Академия, 2005. – 336 с.

19. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном

     детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского

     сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.

20. Николаева С.Н. Наблюдая – познаём // Дошкольное воспитание. – 1991. –

      №1, С.4-10.

21. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического образования  

      детей дошкольного возраста. – М.: Новая школа, 1993. – 77 с.

      Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

      – 640 с.

22. Прудникова Т. Природа и эстетическое воспитание // Дошкольное

     воспитание. – 1970. - №6. – С.12-13.

23. Полянский И.И. Ботанические экскурсии: Пособие для учителей. -3-е

      изд., испр., доп. / Под ред. П.И.Боровицкого. – М.: Просвещение, 1968. –

      243 с.

24. Райков Б.Е. Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии –      

      М.:Топикал, 1994. – 640 с.

25. Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о природе // Дошкольное

      воспитание. – 1973. - №4. – С.76-81.

26. Хайдурова И.А.Формирование у детей старшего дошкольного возраста

     системы знаний о растительных сообществах // Умственное воспитание

     детей дошкольного возраста. – Л., 1976. – С.73-85.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл экскурсий по городу "Мы- петровчане"

Познакомить дошкольников со своей “малой родиной"....

Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста.

2012г. Содержание: 1. Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..1 2. Цикл экскурсий в лес: Эк...

ЦИКЛ ЭКСКУРСИЙ НА ОДИН ОБЪЕКТ (ПЛАВНИ) В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА. (подготовительная к школе группа)

                                        Предварительная работа.Художественная литература:-...

ЦИКЛ ЭКСКУРСИЙ «БЕЗОПАСНЫЙ МАРШРУТ В ШКОЛУ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

В       данной методической разработке представлен цикл экскурсий, направленный на закрепление дошкольниками знаний по правилам дорожного движения. Значимость данного цик...

Цикл экскурсий в картинную галерею А.М.Герасимова

В содержании психолого-педагогической работы в разделе приобщение к искусству образовательной программы  учреждения поставлены задачи:·...

ЦИКЛ ЭКСКУРСИЙ «БЕЗОПАСНЫЙ МАРШРУТ В ШКОЛУ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

расширять знания детей о правилах дорожного движения....

цикл экскурсий в городской парк

Экскурсии проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Они направлены на воспитание познавательного интереса, бережного отношения к природе. Развивают эмоционально-эстетические чувства, чуткость...