"ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цельопытно-экспериментальной работы изучить особенности экологического воспитания дошкольника в современном ДОУ.
Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам экологического воспитания дошкольников.
2. Раскрыть необходимость взаимосвязи работы на занятиях и в повседневной жизни. 3. Выстроить план работы по экологическому воспитанию на занятиях и в повседневной жизни и апробировать его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
СТАРШАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ 1-я неделя | ||
Занятие | Экскурсия в парк | |
Повседневная жизнь | Фиксация наблюдений за птицами в календаре наблюдений. Сортировка собранного на прогулках материала. Изготовление гербария. Беседы в целях уточнения представлений о наблюдаемых на прогулках явлениях. Работа с журналом «Экология». Прослушивание «Времена года» П.И. Чайковского, другой музыки. Чтение и беседы после чтения о способностях животных приспосабливаться к среде обитания (В. Зотов «Жирафа и окапи». М., 1981) | |
2-я неделя | ||
Занятие | Планета Земля | |
Повседневная жизнь | Изготовление поделок из собранного природного материала. Рассматривание глобуса. Наблюдение за животными в уголке природы. Работа с журналом «Экология». Чтение стихотворения «Не рвите цветы». Игра «Найди ошибку». Цель: выяснить, что знают дети о состоянии дерева в разное время года. Игра-хоровод «Здравствуй, осень» | |
3-я неделя | ||
Занятие | Наблюдение за ветром | |
Повседневная жизнь | Игра «Магазин цветов». Цель: ознакомление дошкольников с растениями. Проведение наблюдений: сколько требуется воды каждому растению и почему. Продолжение наблюдений за живым уголком природы. Рассматривание иллюстраций на тему «Осень в природе». Чтение: «Первая осень» (экологический атлас «Окно в мир». С. 26) | |
4-я неделя | ||
Занятие | Игра-хоровод «Здравствуй, Осень!» | |
ОКТЯБРЬ 1-я неделя | ||
Занятие | Путешествие в мир лекарственных растений Южного Урала | |
Повседневная жизнь | Упражнения на развитие логического мышления. Украшение групповой комнаты осенними листьями, изготовление гирлянды из листьев. Выкладывание узоров из осенних листьев на листах бумаги черного цвета. Игра «С какой ветки детки» (см.: В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». М., 1981); работа с журналом «Экология». Кормление животных в живом уголке (или в комнате природы). Что предпочитают употреблять в пищу конкретные животные? Работа с календарем наблюдений за птицами. Чтение стихов. | |
2-я неделя | ||
Занятие | Дом для Кисточки | |
Повседневная жизнь | Чтение: «Как люди речку обидели» (Н. Рыжов «Волшебница вода». М., 1997. С. 51). Загадки о состоянии воды. Игра на воображение: «Мы большие киты, мы — лягушки, мы — стайка рыб и др.». Игровое упражнение «Для чего нужна вода». Игра «Отдых на реке». Решение речевой логической задачи «Разноцветные кораблики» (Н.Ф. Виноградова). | |
3-я неделя | ||
Занятие | Дары осени | |
Повседневная жизнь | Игровое упражнение «Дорисуй осеннюю картинку». Игра «Приготовим овощной суп». Продолжение наблюдений за обитателями живого уголка. Экологическая разминка «Почему погибла бегония?». («Дети уехали на дачу, а про цветы забыли».) Чтение стихотворения О. Дриз с последующим обсуждением | |
4-я неделя | ||
Занятие | Свет, тепло, воздух | |
Повседневная жизнь | Дидактические упражнения «Про воздух и воду». Организация опытов с воздухом. Чтение рассказа «О чем рассказывал ветер» из экологического атласа «Окно в мир». Игровое упражнение «Раскрась воздушный транспорт». Чтение рассказа «Кому сказать спасибо» (Л. Кларина «Экономика и экология для 'малышей». М., 1995. С. 134—135). Работа с журналом «Экология» | |
НОЯБРЬ 1-я неделя | ||
Занятие | Зарождение земледелия | |
Повседневная жизнь | Упражнения на развитие воображения: «Как вы думаете, по какой дороге мы пойдем в парк?» Работа с журналом «Экология», календарем наблюдения за птицами. Игра «Помоги белке». Прослушивание «Вальса цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Рассматривание журнала «Свирель» (1995. № 4. С. 28—29). Выполнение игрового упражнения «Составь цветик-семицветик». Рассказ воспитателя о подготовке пчел к зиме | |
2-я неделя | ||
Занятие | Подготовка диких животных к зиме | |
Повседневная жизнь | Работа с журналом «Экология». Продолжение цикла наблюдений за животными. Чтение рассказа «Снежинка» (экологический атлас «Окно в мир». С. 14). Игровое упражнение «Назови части растений» (корень, стебель, лист, цветок, бутон, плод). Игры «Посади дерево», «Кто где живет, что где растет» (дети составляют «картину» из набора из маленьких иллюстраций). Чтение рассказа «Звери наряжаются в зимние шубы» Г. Скребицкого | |
3-я неделя | ||
Занятие | Беседа о лесе | |
Повседневная жизнь | Работа с журналом «Экология». Чтение рассказа «Трава и дуб» из экологического атласа «Окно в мир» (С. 28-29). Рассматривание иллюстрации из этого атласа – «Диковинные деревья» (С. 30-31). Рассказ воспитателя о поведении птиц осенью. Игра «Выбери перелетных птиц». Решение речевой логической задачи (Н.Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». М., 1982. С. 34). Вечер развлечений на тему «Воздух-невидимка» | |
4-я неделя | ||
Занятие | Итоговая беседа об осени | |
Повседневная жизнь | Работа с журналом «Экология». Игра-путешествие на воображение «Поездка в осенний лес». Разгадывание загадок про времена года. Игра «Что ты знаешь о птицах». Опыты со снегом (таяние в тепле, сохранение тепла — вода в бутылке под снегом не промерзает, какой снег быстрее растает: рыхлый или плотно уложенный в стакане...). Чтение экологической сказки «Осень» | |
ДЕКАБРЬ 1-я неделя | ||
Занятие | Экскурсия в зимний парк | |
Повседневная жизнь | Игра «С чьей ветки детки» (с плодами и семенами деревьев и кустарников). Работа с журналом «Экология» (раскрасить картинку с зимним пейзажем). Слушание фрагментов из зимней тематики «Времена года» П.И. Чайковского. Игровое упражнение «Назови части растения». Наблюдение за состоянием комнатных растений зимой (замедление роста, состояние покоя у некоторых растений). Рисование зимнего парка. Составление рассказов детьми о том, как они были в зимнем парке. Работа со схемой для обозначения долготы дня зимой. Рассматривание иллюстраций «Дикорастущие и культурные растения». Разучивание стихотворения «Мороз» Е. Благинина. | |
2-я неделя | ||
Занятие | Условия для роста растений | |
Повседневная жизнь | Игровое упражнение «Какие бывают растения». Игры, предлагаемые в книге Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» (Минск, 1995) Рассматривание иллюстраций растений. Рассказ воспитателя о значении растений в природе и жизни человека. Викторина «Птичка-сестричка» | |
3-я неделя | ||
Занятие | Как звери в лесу живут. | |
Повседневная жизнь | Посадка луковиц с ведением календаря наблюдений за их ростом. Работа с календарем наблюдений за погодой и природой. Игра «Времена года». Игровое упражнение «С кем дружит ель» (с клестом — питается семенами, с зайцем — прячется под ветки, с белкой, мышкой и т.д.). Игра «Кто больше назовет деревьев, кустарников, трав». Рассматривание картины Шишкина «Зима». Чтение экологического рассказа «Березовая роща» или другого на сходную тему. Игровая обучающая ситуация «Сравнение игрушечной ели с живой» (С.Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников». М„ 1996. С. 24—25) | |
4-я неделя | ||
Занятие | Через добрые дела можно стать юным экологом | |
Повседневная жизнь | Игра «Посади дерево». Знакомство с исчезающими растениями. Беседа о причинах их исчезновения. Опыты со снегом (снег сохраняет тепло: одну бутылку с водой закопать в снег, другую оставить на поверхности почвы). Чтение и пересказ сказки «Мороз Иванович» или другой, на зимнюю тематику. | |
ЯНВАРЬ 1-я неделя | ||
Занятие | Мы – ветры | |
Повседневная жизнь | Работа с календарем наблюдений за птицами, календарем наблюдений за ростом луковиц. Игровое упражнение с разрезными картинками «Составь животное». Рассматривание зимних узоров на окне. Рассказ воспитателя о том, почему они появляются. Работа с графиком долготы дня зимой. Рассматривание иллюстраций с изображением животных края, области. Создание совместно с воспитателем дидактической игры «Кто где живет, что где растет». Чтение рассказа «Зимующие птицы». Игра «Пришла зима — открывай ворота» | |
2-я неделя | ||
Занятие | Растение — живое существо | |
Повседневная жизнь | Работа с календарем наблюдений за ростом луковиц. Игровое упражнение «Дорисуй животное». Речевая логическая задача «Где снежки». Просмотр диафильма «Зима в лесу». Работа с альбомом «Экология». Работа с моделями (для закрепления знаний о животных). Рассказ воспитателя об исчезающих животных. Беседа о причинах их исчезновения. Совместная аппликация «Каких животных я бы хотел иметь». Рассказ воспитателя о значении животных в жизни человека (животные одевают человека, предупреждают об опасности и др.) | |
3-я неделя | ||
Занятие | Сравнение белого и бурого медведей | |
Повседневная жизнь | Работа с календарем наблюдений за природой. Чтение стихов «Опять проспал» Джафара Чуяко. Работа с альбомом «Экология». Подвижная игра «Снежные круги». Рассказ воспитателя об отличии диких и домашних животных. | |
4-я неделя | ||
Занятие | Зачем зимой снег | |
Повседневная жизнь | Пальчиковое рисование «Деревья в снегу». Работа с альбомом «Экология». Игра на развитие творчества детей. Чтение рассказа «Снежинка» из экологического атласа «Окно в мир», Лепка «Дикие животные». Игра «Угадай по описанию» (о животных). Упражнение в составлении из иллюстраций «пищевых» цепочек (например: семена шишки — белка — куница; зерна пшеницы — мышь — сова). Опыты со снегом и льдом для определения их физических свойств | |
ФЕВРАЛЬ 1-я неделя | ||
Занятие | Экскурсия в парк | |
Повседневная жизнь | Игровое упражнение «Нарисуй животное по точкам». Работа с календарем наблюдений за птицами. Работа с альбомом «Экология», графиком долготы дня зимой. Наблюдение за погодой: иней на деревьях — к морозу; зима морозная — лето жаркое. Изготовление совместно с воспитателем игры «Зима в природе». Игры «Где чей домик», «Зима в природе». Чтение рассказов о зиме | |
2-я неделя | ||
Занятие | Кто такие домашние животные? | |
Повседневная жизнь | Просмотр диафильма «Как зимуют животные». Изготовление аппликаций на тему: «Животные зимой». Загадывание загадок о животных. Разгадывание кроссворда о животных. Чтение рассказов о животных зимой. Лепка животных. Рассматривание иллюстраций, в том числе следов животных на снегу. Игра-имитация «Изобрази животное» | |
3-я неделя | ||
Занятие | Знакомство детей с водой и ее свойствами | |
Повседневная жизнь | Работа с календарем наблюдений за природой. Работа с альбомом «Экология». Составление коллективного рассказа «Как мы помогали зимовать птицам участка». Чтение рассказа «Тайны леса» Д. Зуева или другого, созвучного по содержанию. Рассматривание иллюстрации «Строение человека». Рассказ воспитателя о том, что человек — живое существо и что для жизни нужны чистая вода, воздух, жилище, другие благоприятные условия. Рассказ воспитателя о том, как зимуют животные. | |
4-я неделя | ||
Занятие | Итоговая беседа о зиме. | |
Повседневная жизнь | Опыт. Внесение срезанных веток в групповую комнату. На каких из них быстрее распустятся листья и почему? Работа с альбомом «Экология». Предложить детям составить рассказ «Как зимует белка». Игровое упражнение «Назови охраняемых животных, раскрась их». Рассматривание иллюстрации с зимним пейзажем | |
МАРТ 1-я неделя | ||
Занятие | Экскурсия в парк. | |
Повседневная жизнь | Работа с календарем наблюдений за птицами. Наблюдение за веточками, принесенными с улицы и поставленными в воду. Ведение дневника наблюдений за распусканием листьев, находившихся в светлом и теплом месте, и — для сравнения — других, помещенных в прохладное место (между оконными рамами). Опыт: раскапывание снега с целью определения количества оттепелей в течение зимы. Рассказ воспитателя о начале весны | |
2-я неделя | ||
Занятие | Беседа о картофеле | |
Повседневная жизнь | Рассматривание иллюстраций на тему: «Весна в природе». Продолжение заполнения дневника наблюдений за распусканием листьев. Пускание корабликов в ручейках. Вспоминание свойств воды: Чтение рассказа «Светлая капель» М. Пришвина. Прослушивание музыки (П.И. Чайковский «Времена года»). Игра «Кому что по вкусу» (о животных) | |
3-я неделя | ||
Занятие | Поможем природе | |
Повседневная жизнь | Чтение «Весенней песенки» С. Маршака. Игровая обучающая ситуация: «Айболит осматривает животных уголка природы» (по методике С.Н. Николаевой). Игра на закрепление знаний о природных сообществах. Чтение стихов о природе. | |
4-я неделя | ||
Занятие | Березы тоже плачут | |
Повседневная жизнь | Игровое упражнение «Дорисуй птицу». Чтение «Кучевые облака и первые грозы» (см. книгу «С любовью к природе». С. 105). Продолжить работу по экологическому проекту «Дерево». Продолжение оформления дневника наблюдений за распусканием листьев. Игра «Кто где живет» (определение места обитания животных). Игра «Гори-гори ясно» | |
АПРЕЛЬ 1-я неделя | ||
Занятие | Экскурсия в парк | |
Повседневная жизнь | Выращивание овса на окне. Наблюдение за развитием овса. Опыт по определению легкости птичьего пера. Рассматривание строения пера. Объяснение воспитателя. Игра «Что сначала, что потом» (с использованием иллюстраций о развитии птицы: гнездо, гнездо с яйцами, с птенцами, подросшие, взрослые птенцы). Чтение рассказа «Воробьи» Соколова-Микитова. Рассматривание картины «Грачи прилетели» Саврасова | |
2-я неделя | ||
Занятие | Беседа о перелетных птицах | |
Повседневная жизнь | Наблюдение за комнатными растениями (отметить начало их роста). Игровые упражнения «Весна в природе» (рассматривание растений первоцветов). Знакомство со знаками, запрещающими и разрешающими поведение на природе. Объяснение воспитателя. Опыт по смачиванию пера в воде: «Почему оно не намокает?» | |
3-я неделя | ||
Занятие | Путешествие в весенний лес | |
Повседневная жизнь | Знакомство с иллюстрациями по весенней тематике. Игра «Угадай правило» (воспитатель показывает напоминающий знак поведения, а ребенок дает объяснение). Наблюдение за скворцами у скворечника. Игровое упражнение «Что изменилось». Чтение рассказов и рассматривание иллюстраций о перелетных птицах. Организация опытно-поисковой деятельности: когда появились первые насекомые? Почему? Знакомство с ними | |
4-я неделя | ||
Занятие | Дед Мазай и зайцы | |
Повседневная жизнь | Рассматривание иллюстрации птиц в книге «Окно в мир» (с. 43). Знакомство с весенними приметами (увидел грача — весну встречай, вода с гор потекла и др.) Организация опытно-поисковой деятельности. Развитие логического мышления «Весенний дождь лишним не бывает». Почему? Рассматривание детского экологического журнала «Свирель» | |
МАЙ 1-я неделя | ||
Занятие | Наблюдение за кроликом | |
Повседневная жизнь | Игра «Назови первоцвет» (по иллюстрациям). Наблюдение за мать-и-мачехой. Чтение рассказа В. Бианки «Голубые лягушки», чтение рассказа «Одуванчик» из экологического атласа «Окно в мир». Игровое упражнение «Продолжи фразу: человеку нужна чистая вода для того, чтобы...» Игровое упражнение «Кому спасибо говорим» о продукта* питания человека. Беседа «Что будет, если исчезнут насекомые» | |
2-я неделя | ||
Занятие | Человек — часть природы | |
Повседневная жизнь | Составление рассказов детьми по теме: «Как определить весну». Наблюдение за одуванчиками. Прослушивание голосов птиц (грамзапись). Игровое упражнение «Выбери живое» (закрепление знаний о живом и неживом). Рассказ воспитателя о жизни животных весной. Игровые упражнения «Кого можно увидеть в высокой траве?», «Где чей домик». Нарисовать свой жилой дом. В чем отличие жилища человека от жилища животных? | |
3-я неделя | ||
Занятие | Итоговая беседа о весне | |
Повседневная жизнь | Игра «Угадай, какое время года» (воспитатель называет характерные признаки, а дети подбирают соответствующие иллюстрации). Сравнительное наблюдение за первоцветами. Игровое упражнение «Потребности человека». Чтение стихотворения «Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Рассказ воспитателя о жизни весной под водой. Раскрашивание картинок «Природа весной» | |
4-я неделя | ||
Занятие | Засеиваем земельный участок | |
Повседневная жизнь | Рассматривание иллюстраций «Насекомые» в экологическом атласе «Окно в мир». Рисование детьми условных обозначений — свет, тепло, вода, почва, воздух. Экологический тренинг. Пришли дети на луг и стали бегать, кричать, рвать цветы, ловить насекомых... Правильно ли они вели себя? Опыты по выявлению свойств песка. Игра «Где чей дом» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета "Отношение родителей к проблеме экологического воспитания"
Научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир – считается невозможным без помощи и поддержки семьи. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического...
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента нами было обследов...
Проблемы экологического воспитания дошкольников
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения,...
«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие».
В данной статье раскрывается актуальность проблемы эколгичсекого воспитания в детском саду, а так же требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие»....
Комментарии
"ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"