ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента нами было обследовано 10 дошкольников старшей группы. В ходе обследования мы использовали диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 81.7 КБ |
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 81.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экологического воспитания старших дошкольников проводилась мною на базе МБДОУ детский сад № 61 в группе № 5 работающего по программе экологического воспитания «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента нами было обследовано 10 дошкольников старшей группы. В ходе обследования мы использовали диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников. Диагностическая методика состояла из пяти заданий:
Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.
Задание 2 (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей растительного мира.
Задание 3 (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.
Задание 4 (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Цель: Определить уровень знаний времен года.
Задание 5 (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень отношения к миру природы.
Подробное описание использованной нами диагностической методики, а также протоколы обследования знаний по всем пяти заданиям представлены в приложении 1.
В таблице 1 представлены результаты диагностики старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента.
Уровни сформированности экологических знаний старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента
Имя ребенка | Знание о животных, птицах и насекомых | Знание о растительном мире | Знания о неживой природе | Знания о временах года | Отношение к миру природы | Всего баллов | Средний балл | Уровень | |
1 | Соня А | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
2 | Данил Г. | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | 5 | 1,0 | н\ср |
3 | Кристина И. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | 10 | 2,0 | ср |
4 | Сергей К. | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | 8 | 1,6 | н\ср |
5 | Артём К. | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | 12 | 2,4 | ср |
6 | Катя П. | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | 5 | 1,0 | н\ср |
7 | София М. | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
8 | Оля Г. | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | 7 | 1,4 | н\ср |
9 | Вика Г. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | 12 | 2,4 | ср |
10 | Алина Б. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | 11 | 2,2 | ср |
Средний балл | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,2 | 2,1 | 100 | 2,0 | ср |
Таким образом, по результатам диагностики мы определили, что на этапе констатирующего эксперимента:
– высокий уровень сформированности экологических знаний показали 2 дошкольника (Соня А. и София М..) – 20 %;
– средний уровень сформированности экологических знаний показали 4 дошкольника – 40 %;
– уровень ниже среднего показали 4 дошкольника (Данил Г., Сергей К., Катя П., Оля Г.) – 40 %;
– в целом группа показала средний уровень сформированности экологических знаний (средний балл – 2,0).
Наиболее высокий уровень знаний был выявлен в 4-м и 5-м задании. Высокий уровень знаний времен года показали четверо детей, а уровень ниже среднего – двое. Высокий уровень отношения к миру природы показали трое детей, а уровень ниже среднего – двое.
Наиболее низкий уровень знаний был выявлен в 1-м и 2-м задании. Высокий уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных показали двое детей, а уровень ниже среднего – четверо. Высокий уровень знаний характерных особенностей растительного мира показали трое детей, а уровень ниже среднего – четверо.
Уровни сформированности экологических знаний старших дошкольников на этапе контрольного эксперимента
Имя ребенка | Знание о животных, птицах и насекомых | Знание о растительном мире | Знания о неживой природе | Знания о временах года | Отношение к миру природы | Всего баллов | Средний балл | Уровень | |
1 | Соня А | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
2 | Данил Г. | н\среднего (1 балл) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | 9 | 1,8 | ср |
3 | Кристина И. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | 12 | 2,4 | ср |
4 | Сергей К. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | 11 | 2,2 | ср |
5 | Артём К. | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла)) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
6 | Катя П. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | н\среднего (1 балл) | 9 | 1,8 | ср |
7 | София М. | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
8 | Оля Г. | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | 11 | 2,2 | ср |
9 | Вика Г. | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
10 | Алина Б. | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 13 | 2,6 | ср |
Средний балл | 2,1 | 2,4 | 2,5 | 2,7 | 2,4 | 125 | 2,5 | ср |
По результатам диагностики мы определили, что на этапе контрольного эксперимента:
– высокий уровень сформированности экологических знаний показали 4 дошкольника (Соня А., Артём К., София М., Вика Г.) – 40 %;
– средний уровень сформированности экологических знаний показали 6 дошкольников – 60 %;
– уровень ниже среднего в целом не показал никто, хотя в первом задании Данил Г., а в пятом задании Катя П., показали результат ниже среднего;
– в целом группа показала средний уровень сформированности экологических знаний (средний балл – 2,5).
Динамика уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников в баллах.
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Динамика уровней сформированности экологических знаний старших дошкольников в процентах.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Данные рисунков 1–2 убедительно указывают на то, что моя работа по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников достаточно эффективна.
В ходе опытно-экспериментальной работы определено, что для повышения эффективности экологического воспитания дошкольников необходимо систематически проводить работу не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Была выработана система мер по экологическому воспитанию дошкольников. В ходе формирующего эксперимента были проведены следующие мероприятия: был проведен цикл занятий «Наблюдение за ветром», «Путешествие в мир лекарственных растений», работая с семьями воспитанников, я использовала следующую работу: консультации «Животные и птицы разговаривают», «О чем говорят растения», «Овощи и здоровье детей».
Результатом явилось то, что повысился уровень экологического воспитания детей, что и подтвердило гипотезу.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экологического воспитания старших дошкольников проводилась мною на базе МБДОУ детский сад № 61 в группе № 5 работающего по программе экологического воспитания «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента нами было обследовано 10 дошкольников старшей группы. В ходе обследования мы использовали диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников. Диагностическая методика состояла из пяти заданий:
Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.
Задание 2 (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей растительного мира.
Задание 3 (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.
Задание 4 (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Цель: Определить уровень знаний времен года.
Задание 5 (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель: Определить уровень отношения к миру природы.
Подробное описание использованной нами диагностической методики, а также протоколы обследования знаний по всем пяти заданиям представлены в приложении 1.
В таблице 1 представлены результаты диагностики старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента.
Уровни сформированности экологических знаний старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента
Имя ребенка | Знание о животных, птицах и насекомых | Знание о растительном мире | Знания о неживой природе | Знания о временах года | Отношение к миру природы | Всего баллов | Средний балл | Уровень | |
1 | Соня А | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
2 | Данил Г. | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | 5 | 1,0 | н\ср |
3 | Кристина И. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | 10 | 2,0 | ср |
4 | Сергей К. | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | 8 | 1,6 | н\ср |
5 | Артём К. | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | 12 | 2,4 | ср |
6 | Катя П. | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | 5 | 1,0 | н\ср |
7 | София М. | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
8 | Оля Г. | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | н\среднего (1 балл) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | 7 | 1,4 | н\ср |
9 | Вика Г. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | 12 | 2,4 | ср |
10 | Алина Б. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | 11 | 2,2 | ср |
Средний балл | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,2 | 2,1 | 100 | 2,0 | ср |
Таким образом, по результатам диагностики мы определили, что на этапе констатирующего эксперимента:
– высокий уровень сформированности экологических знаний показали 2 дошкольника (Соня А. и София М..) – 20 %;
– средний уровень сформированности экологических знаний показали 4 дошкольника – 40 %;
– уровень ниже среднего показали 4 дошкольника (Данил Г., Сергей К., Катя П., Оля Г.) – 40 %;
– в целом группа показала средний уровень сформированности экологических знаний (средний балл – 2,0).
Наиболее высокий уровень знаний был выявлен в 4-м и 5-м задании. Высокий уровень знаний времен года показали четверо детей, а уровень ниже среднего – двое. Высокий уровень отношения к миру природы показали трое детей, а уровень ниже среднего – двое.
Наиболее низкий уровень знаний был выявлен в 1-м и 2-м задании. Высокий уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных показали двое детей, а уровень ниже среднего – четверо. Высокий уровень знаний характерных особенностей растительного мира показали трое детей, а уровень ниже среднего – четверо.
Уровни сформированности экологических знаний старших дошкольников на этапе контрольного эксперимента
Имя ребенка | Знание о животных, птицах и насекомых | Знание о растительном мире | Знания о неживой природе | Знания о временах года | Отношение к миру природы | Всего баллов | Средний балл | Уровень | |
1 | Соня А | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
2 | Данил Г. | н\среднего (1 балл) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | 9 | 1,8 | ср |
3 | Кристина И. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | 12 | 2,4 | ср |
4 | Сергей К. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | 11 | 2,2 | ср |
5 | Артём К. | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла)) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
6 | Катя П. | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | н\среднего (1 балл) | 9 | 1,8 | ср |
7 | София М. | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
8 | Оля Г. | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | 11 | 2,2 | ср |
9 | Вика Г. | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 15 | 3,0 | выс |
10 | Алина Б. | высокий (3 балла) | средний (2 балла) | средний (2 балла) | высокий (3 балла) | высокий (3 балла) | 13 | 2,6 | ср |
Средний балл | 2,1 | 2,4 | 2,5 | 2,7 | 2,4 | 125 | 2,5 | ср |
По результатам диагностики мы определили, что на этапе контрольного эксперимента:
– высокий уровень сформированности экологических знаний показали 4 дошкольника (Соня А., Артём К., София М., Вика Г.) – 40 %;
– средний уровень сформированности экологических знаний показали 6 дошкольников – 60 %;
– уровень ниже среднего в целом не показал никто, хотя в первом задании Данил Г., а в пятом задании Катя П., показали результат ниже среднего;
– в целом группа показала средний уровень сформированности экологических знаний (средний балл – 2,5).
Динамика уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников в баллах.
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Динамика уровней сформированности экологических знаний старших дошкольников в процентах.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Данные рисунков 1–2 убедительно указывают на то, что моя работа по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников достаточно эффективна.
В ходе опытно-экспериментальной работы определено, что для повышения эффективности экологического воспитания дошкольников необходимо систематически проводить работу не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Была выработана система мер по экологическому воспитанию дошкольников. В ходе формирующего эксперимента были проведены следующие мероприятия: был проведен цикл занятий «Наблюдение за ветром», «Путешествие в мир лекарственных растений», работая с семьями воспитанников, я использовала следующую работу: консультации «Животные и птицы разговаривают», «О чем говорят растения», «Овощи и здоровье детей».
Результатом явилось то, что повысился уровень экологического воспитания детей, что и подтвердило гипотезу.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...
Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".
Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения к природе у ребенка дошкольного возраста является экспериментирование. Это очень интересное и по...
По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
решение педагогического совета...
«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»
Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность...