ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Жаренова Светлана Валерьевна

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента нами было обследовано 10 дошкольников старшей группы. В ходе обследования мы использовали диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников.                                                                                                                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Опытно-экспериментальная работа по  изучению проблемы экологического воспитания старших дошкольников проводилась мною на базе МБДОУ детский сад № 61 в группе № 5 работающего  по программе экологического воспитания «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой.                                                                                                              

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента нами было обследовано 10 дошкольников старшей группы. В ходе обследования мы использовали диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников.                                                                                                                         Диагностическая методика состояла из пяти заданий:

Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Задание 2 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей растительного мира.

Задание 3 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.

Задание 4 (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель: Определить уровень знаний времен года.

Задание 5 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень отношения к миру природы.

Подробное описание использованной нами диагностической методики, а также протоколы обследования знаний по всем пяти заданиям представлены в приложении 1.

В таблице 1 представлены результаты диагностики старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента.

Уровни сформированности экологических знаний старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента

Имя

ребенка

Знание о животных, птицах и насекомых

Знание о растительном мире

Знания о неживой природе

Знания о временах года

Отношение  к миру природы

Всего баллов

Средний балл

Уровень

1

Соня А

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

2

Данил Г.

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

5

1,0

н\ср

3

Кристина И.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

10

2,0

ср

4

Сергей К.

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

8

1,6

н\ср

5

Артём К.

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

12

2,4

ср

6

Катя П.

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

5

1,0

н\ср

7

София М.

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

8

Оля Г.

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

7

1,4

н\ср

9

Вика Г.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

12

2,4

ср

10

Алина Б.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

11

2,2

ср

Средний балл
по группе

1,8

1,9

2,0

2,2

2,1

100

2,0

ср

Таким образом, по результатам диагностики мы определили, что на этапе констатирующего эксперимента:

– высокий уровень сформированности экологических знаний показали 2 дошкольника (Соня А. и София М..) – 20 %;

– средний уровень сформированности экологических знаний показали 4 дошкольника – 40 %;

– уровень ниже среднего показали 4 дошкольника (Данил Г., Сергей К., Катя П., Оля Г.) – 40 %;

– в целом группа показала средний уровень сформированности экологических знаний (средний балл – 2,0).

   Наиболее высокий уровень знаний был выявлен в 4-м и 5-м задании. Высокий уровень знаний времен года показали четверо детей, а уровень ниже среднего – двое. Высокий уровень отношения к миру природы показали трое детей, а уровень ниже среднего – двое.

     Наиболее низкий уровень знаний был выявлен в 1-м и 2-м задании. Высокий уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных показали двое детей, а уровень ниже среднего – четверо. Высокий уровень знаний характерных особенностей растительного мира показали трое детей, а уровень ниже среднего – четверо.

Уровни сформированности экологических знаний старших дошкольников на этапе контрольного эксперимента

Имя

ребенка

Знание о животных, птицах и насекомых

Знание о растительном мире

Знания о неживой природе

Знания о временах года

Отношение  к миру природы

Всего баллов

Средний балл

Уровень

1

Соня А

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

2

Данил Г.

н\среднего

(1 балл)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

9

1,8

ср

3

Кристина И.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

12

2,4

ср

4

Сергей К.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

11

2,2

ср

5

Артём К.

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла))

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

6

Катя П.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

н\среднего

(1 балл)

9

1,8

ср

7

София М.

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

8

Оля Г.

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

11

2,2

ср

9

Вика Г.

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

10

Алина Б.

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

13

2,6

ср

Средний балл
по группе

2,1

2,4

2,5

2,7

2,4

125

2,5

ср

По результатам диагностики мы определили, что на этапе контрольного эксперимента:

– высокий уровень сформированности экологических знаний показали 4 дошкольника (Соня А., Артём К., София М., Вика Г.) – 40 %;

– средний уровень сформированности экологических знаний показали 6 дошкольников – 60 %;

– уровень ниже среднего в целом не показал никто, хотя в первом задании Данил Г., а в пятом задании Катя П., показали результат ниже среднего;

– в целом группа показала средний уровень сформированности экологических знаний (средний балл – 2,5).

Динамика уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников в баллах.

        Констатирующий эксперимент        Контрольный эксперимент

Динамика уровней сформированности экологических знаний старших дошкольников в процентах.

                               

Высокий   уровень  

Средний уровень

                         Низкий уровень

                               

Констатирующий эксперимент                                        Контрольный эксперимент

   

       Данные рисунков 1–2 убедительно указывают на то, что моя  работа по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников достаточно эффективна.

В ходе опытно-экспериментальной работы  определено, что для повышения эффективности экологического воспитания дошкольников необходимо систематически проводить работу не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Была выработана система мер по экологическому воспитанию дошкольников. В ходе формирующего эксперимента  были проведены следующие мероприятия: был проведен цикл занятий «Наблюдение за ветром», «Путешествие в мир лекарственных растений», работая с семьями воспитанников, я использовала следующую работу: консультации «Животные и птицы разговаривают», «О чем говорят растения», «Овощи и здоровье детей».

       Результатом явилось то, что повысился уровень экологического воспитания детей, что и подтвердило гипотезу.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.



Предварительный просмотр:

     Опытно-экспериментальная работа по  изучению проблемы экологического воспитания старших дошкольников проводилась мною на базе МБДОУ детский сад № 61 в группе № 5 работающего  по программе экологического воспитания «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой.                                                                                                              

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент. На этапе констатирующего эксперимента нами было обследовано 10 дошкольников старшей группы. В ходе обследования мы использовали диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников.                                                                                                                         Диагностическая методика состояла из пяти заданий:

Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Задание 2 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей растительного мира.

Задание 3 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.

Задание 4 (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель: Определить уровень знаний времен года.

Задание 5 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень отношения к миру природы.

Подробное описание использованной нами диагностической методики, а также протоколы обследования знаний по всем пяти заданиям представлены в приложении 1.

В таблице 1 представлены результаты диагностики старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента.

Уровни сформированности экологических знаний старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента

Имя

ребенка

Знание о животных, птицах и насекомых

Знание о растительном мире

Знания о неживой природе

Знания о временах года

Отношение  к миру природы

Всего баллов

Средний балл

Уровень

1

Соня А

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

2

Данил Г.

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

5

1,0

н\ср

3

Кристина И.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

10

2,0

ср

4

Сергей К.

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

8

1,6

н\ср

5

Артём К.

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

12

2,4

ср

6

Катя П.

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

5

1,0

н\ср

7

София М.

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

8

Оля Г.

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

н\среднего

(1 балл)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

7

1,4

н\ср

9

Вика Г.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

12

2,4

ср

10

Алина Б.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

11

2,2

ср

Средний балл
по группе

1,8

1,9

2,0

2,2

2,1

100

2,0

ср

Таким образом, по результатам диагностики мы определили, что на этапе констатирующего эксперимента:

– высокий уровень сформированности экологических знаний показали 2 дошкольника (Соня А. и София М..) – 20 %;

– средний уровень сформированности экологических знаний показали 4 дошкольника – 40 %;

– уровень ниже среднего показали 4 дошкольника (Данил Г., Сергей К., Катя П., Оля Г.) – 40 %;

– в целом группа показала средний уровень сформированности экологических знаний (средний балл – 2,0).

   Наиболее высокий уровень знаний был выявлен в 4-м и 5-м задании. Высокий уровень знаний времен года показали четверо детей, а уровень ниже среднего – двое. Высокий уровень отношения к миру природы показали трое детей, а уровень ниже среднего – двое.

     Наиболее низкий уровень знаний был выявлен в 1-м и 2-м задании. Высокий уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных показали двое детей, а уровень ниже среднего – четверо. Высокий уровень знаний характерных особенностей растительного мира показали трое детей, а уровень ниже среднего – четверо.

Уровни сформированности экологических знаний старших дошкольников на этапе контрольного эксперимента

Имя

ребенка

Знание о животных, птицах и насекомых

Знание о растительном мире

Знания о неживой природе

Знания о временах года

Отношение  к миру природы

Всего баллов

Средний балл

Уровень

1

Соня А

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

2

Данил Г.

н\среднего

(1 балл)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

9

1,8

ср

3

Кристина И.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

12

2,4

ср

4

Сергей К.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

11

2,2

ср

5

Артём К.

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла))

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

6

Катя П.

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

н\среднего

(1 балл)

9

1,8

ср

7

София М.

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

8

Оля Г.

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

11

2,2

ср

9

Вика Г.

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

15

3,0

выс

10

Алина Б.

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

средний

(2 балла)

высокий

(3 балла)

высокий

(3 балла)

13

2,6

ср

Средний балл
по группе

2,1

2,4

2,5

2,7

2,4

125

2,5

ср

По результатам диагностики мы определили, что на этапе контрольного эксперимента:

– высокий уровень сформированности экологических знаний показали 4 дошкольника (Соня А., Артём К., София М., Вика Г.) – 40 %;

– средний уровень сформированности экологических знаний показали 6 дошкольников – 60 %;

– уровень ниже среднего в целом не показал никто, хотя в первом задании Данил Г., а в пятом задании Катя П., показали результат ниже среднего;

– в целом группа показала средний уровень сформированности экологических знаний (средний балл – 2,5).

Динамика уровня сформированности экологических знаний старших дошкольников в баллах.

        Констатирующий эксперимент        Контрольный эксперимент

Динамика уровней сформированности экологических знаний старших дошкольников в процентах.

                               

Высокий   уровень  

Средний уровень

                         Низкий уровень

                               

Констатирующий эксперимент                                        Контрольный эксперимент

   

       Данные рисунков 1–2 убедительно указывают на то, что моя  работа по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников достаточно эффективна.

В ходе опытно-экспериментальной работы  определено, что для повышения эффективности экологического воспитания дошкольников необходимо систематически проводить работу не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Была выработана система мер по экологическому воспитанию дошкольников. В ходе формирующего эксперимента  были проведены следующие мероприятия: был проведен цикл занятий «Наблюдение за ветром», «Путешествие в мир лекарственных растений», работая с семьями воспитанников, я использовала следующую работу: консультации «Животные и птицы разговаривают», «О чем говорят растения», «Овощи и здоровье детей».

       Результатом явилось то, что повысился уровень экологического воспитания детей, что и подтвердило гипотезу.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...

По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...

Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".

Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения  к природе у ребенка  дошкольного возраста  является экспериментирование. Это очень интересное и по...

«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»

Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность...