"Живое должно жить"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Живое должно жить»(средняя группа)
Цель: развивать у детей интерес ко всему живому, окружающему нас: растениям, птицам,
животным, насекомым;
закрепить у детей знания о правилах поведения в природе, учить бережному,
доброму отношению к природе;
уточнить знания о том, что живое нуждается в свете, тепле, пище, добром
отношении; живое- растёт, питается, дышит, передвигается;
автоматизировать в речи: живое существо, обобщающие понятия: животное, птица,
растение, насекомое, рыба.
Материал: альбом правила друзей природы, театр на фланелеграфе. Предварительная работа: разучивание стихов
Ход: Кот Учёный: дорогие ребята, нашу встречу хочу начать словами замечательного
стихотворения
Никого не обижай- ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, ни жучка- тёмненькое брюшко,
Ни кузнечика, в траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого. .
Ни за что и никогда не обижай живого!
Кого вы не должны обижать? Д: отвечают.
К У: что такое живое существо?
Д: отвечают.
КУ: Я- домашнее животное. Я- живое существо, т. к. передвигаюсь, дышу,
расту(показывает), ем, люблю тепло и свет.
К У: почему мы считаем птиц, рыб, насекомых живыми существами?
Д: отвечают.
К У: хвалит за правильные ответы. А вот растения не передвигаются, но это тоже живые
существа, т. к.
Д: отвечают.
КУ: они питаются с помощью корешков и растут.
Если мы во время не польём растение- оно погибнет.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие на весенний луг, но сначала хочу
проверить умеете ли вы правильно вести себя в природе.
Я кузнечика словил, в банку с травкой посадил-
Пусть покажет как трещит, как усами шевелит. ( В. Митько)
Что вам не нравится в этом стихотворении? Дети отвечают.
КУ: хотели бы вы, чтобы вас кто-нибудь ловил?
Лея и Ваня приготовили стихотворение:
Крапинки на крыльях, усики цветные-
Бабочка открыла глазки голубые.
Выпорхнув из листьев, над поляной вьётся
Радуется жизни, радуется солнцу.
Вьётся непоседа- ей совсем не трудно
Все цветы проведать этим добрым утром
И не скоро осень и душисты клёны.
Бабочка, не бойся, я тебя не трону!
КУ: В лес зелёный я пойду, зайку серого найду
Принесу его домой- будет этот зайка мой!( А.Шибаев)
Что вам не нравится в этом стихотворении?
Дети отвечают, что из леса домой нельзя приносить животных, т. к. они в неволе могут
погибнуть.
КУ: Ходим, ходим по лужку. Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет- замечательный букет. (М Бычкова)
Что вам не нравится в этом стихотворении?
Дети отвечают, что не нужно рвать полевые цветы- будет меньше шмелей и бабочек,
которым нектар и пыльца нужны для питания, цветы для букетов специально
выращивают в саду.
КУ: Вика приготовила стихотворение:
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если мы сорвём цветы, то окажутся пусты
И деревья, и кусты, и не будет красоты.
КУ: молодцы, ребята, вы справились с испытанием, я вижу, что вы не причините вред
живому. Сейчас мы разомнёмся и отправимся в путь Физкультурная минутка:
Тёплый луч света упал на землю и согрел в земле зёрнышко. Из семечка
проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце,
подставляет теплу и свету каждый свой лепесток
Дети садятся на места, а Кот Учёный показывает детям на фланелеграфе историю,
которая произошла с девочкой Катей.
КУ: какое ещё правило поведения в природе вы запомнили?
Дети отвечают, что нужно стараться ходить только по тропинкам.
КУ: дорогие ребята, Катя навсегда запомнит урок Божьей Коровки, давайте и мы будем
бережно относиться к живым существам, потому что ЖИВОЕ ДОЛЖНО ЖИТЬ!
***
Эта история произошла с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.
Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками. Катя стала рассматривать жука и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:
-Девочка, пожалуйста, не мни травку! Если хочешь порезвиться, то бегай лучше по тропинкам!
-Ой, кто это со мной разговаривает? -удивлённо спросила Катя.
-Это я, божья коровка! - ответил ей голосок.
-Разве божьи коровки умеют говорить? - ещё больше удивилась девочка.
-Я говорю только с детьми. Взрослые меня не слышат! - ответила б. к.
-Понятно! - протянула Катя. - Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! - спросила девочка, окинув взглядом широкий луг. ------Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становиться слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала, всюду раздавались сигналы тревоги: «Опасность! Спасайся, кто может!» -объяснила б. к.
-Извини пожалуйста, - сказала девочка, - я буду бегать только по дорожкам.
Тут Катя заметила красивую бабочку, которая весело порхала в траве, сложила крылышки и вдруг исчезла.
- Куда делась бабочка? - удивилась девочка.
-Она здесь, но стала для тебя невидимой. Так бабочка спасается от врагов. Ты, Катя, не собираешься ловить бабочек и становиться их врагом?
- Нет! - воскликнула девочка- я хочу быть другом.
- Ну и правильно, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Цветам очень нужны бабочки, пчёлы, шмели- ведь насекомые-опылители!
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
-Мне бы хотелось увидеть кузнечика! -сказала Катя. Но увидеть кузнечика в зелёных зарослях было невозможно.
-Видишь стрекозу? - спросила б. к.
-Очень красивая стрекоза! - отозвалась девочка.
-Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух- разносчиков болезней. Ну а мы, б. к. тоже приносим людям пользу - уничтожаем вредных тлей. Насекомые- это маленькие полезные живые существа, которые хотят жить. - сказала б. к. - запомни это, Катюша , и расскажи своим друзьям.
-Милая б. к., я навсегда запомню твой урок и всегда буду бережно относиться к живым существам! - пообещала Катя, осторожно посадила б. к. на цветок и вежливо попрощалась с ней.
«Божья коровка» (лепка средняя группа)
Цель: развивать у детей умение использовать природный материал, как средство при создании художественного образа; закреплять знание правил поведения в природе.
Материал: пластилин, крылатки ясеня, скорлупа грецкого ореха, стека, папка «Правила друзей природы».
Ход:
В: подводит детей к « цветочной поляне».
Приходилось вам гулять по лесу спокойно, без шума и беготни? Не аукать, не кричать, а просто тихонько посидеть под пушистой ёлкой, под белоствольной берёзкой? Я предлагаю вам отдохнуть на полянке. Если сидеть тихо, То можно увидеть и услышать много интересного. Например, как белка заготавливает на зиму грибы. Не удивляйтесь, если увидите в её лапках мухомор- этот гриб считается у белок лекарством!
Если сидеть тихо, то можно увидеть, как работают дятлы, как пугливые мыши тащат в норки зелёную травку- горошек, как паучки плетут свою паутинку, а муравьи греют на солнце белые, круглые личинки, из которых потом вылупятся маленькие, но такие же трудолюбивые муравьи. Что ещё можно увидеть в лесу?
Д: отвечают.
В: Можно увидеть, как порхают бабочки, или как маленькие божьи коровки сидят цветах, или на веточках деревьев. В руках воспитателя появляется божья коровка, сидящая на цветке. Давайте и мы сделаем таких же красивых божьих коровок.
Д: идут к столам, где всё приготовлено для работы.
В: определяет последовательность.
Сначала делаем цветок:
-шар, расплюснуть, украсить крылатками.
Изготавливаем бабочку:
-покрыть скорлупу ореха красным пластилином,
прикрепить голову из пластилина( глаза, рот, усики),
украсить спинку.
Д: с поделками выходят на полянку, ставят их на стол, выполняют физкультминутку.
Утром божьи коровки проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз- росой они умылись.
Два- изящно покружились.
Три- нагнулись и присели.
На четыре полетели.
с детьми вспоминает правила поведения в лесу
(по иллюстрациям).
Положительно оценивает детские работы. В каждой находит
что-то особенное: пушистый цветок, аккуратные пятнышки
на спинке, тоненькие усики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад из опыта работы "Воспитание у детей представлений о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе"
Доклад на тему: " Воспитание у детей представлений о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе"...
Статья "Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе".
Статья рассказывает, как в простой и доступной форме, используюя игровые ситуации, вопитывать у детей чувство толерантности....
Живое должно жить
Цели занятия:- Закрепить с детьми нормы и правила поведения в природе;- Прививать детям культуру поведения в лесу;- Учить бережно относится ко всему живому в нем;- Объяснить детям, что природа, это ве...
Дети должны жить в мире игры, музыки, фантазии и творчества!
Инструкторам по физкультуре предлагается разнообразить свою работу в ДОУ с использованием творческих двигательных упражнений под музыку (комплект гимнастик на воздухе и в зале)....
Экологический проект "Они должны жить"
Экологический проект "Они должны жить". В своем проекте мы хотим познакомить детей с особо охраняемыми территориями и их обитателями. Особое внимание хотели бы уделить одной из охра...
"Ежики должны жить!"
Материал по экологии по утилизации батареек....
Семейные традиции - должны жить!
Семейные традиции – должны жить!От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет ...