проект "Моя семья"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: творческий рассказ «Семья»
Вид проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети старшей группы, Родители воспитанников, воспитатели
Образовательная область: развитие речи, нравственное воспитание.
Актуальность проблемы:
В старшем дошкольном возрасте довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает постоянно расширяться.
Задачами развития речи являются:
- обогащение словаря
- формирование грамматически правильной речи
- воспитание звуковой культуры
-развитие связной речи
Конечной целью является овладение речью, как средством общения.
Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения ( деловое, познавательное, личностное). Но все это возможно при:
- системном обучении родному языку
- при организации эффективных форм , методов, приемов
- при использовании рациональных средств обучения
В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалоговой речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых в построении монолога, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связной речи развивает умение содержатель и логично строить высказывание.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Как сделать обучение максимально эффективным? Прежде всего нужна тема понятная и близкая детям.
Дети в дошкольном возрасте с большим удовольствием рассказывают о выходных, проведенных с родными, О семейных путешествиях. Для них эта тема близка и понятна. Таким образом обозначилась тема проекта «Моя семья». Дошкольники могут поделиться своими впечатлениями, личным опытом, а родители могут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. А главное проект будет способствовать сближению семьи.
Цель проекта: Создать условия для максимального раскрытия потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании речевых и творческих способностей.
Задачи
- формировать навыки творческого рассказывания
- учить самостоятельно начинать и заканчивать рассказ
-учить ребенка точно и лаконично описывать выбранное событие или действие
-воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события
-формировать у детей представление о семье, профессии родителей
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях
- развивать коммуникативные навыки
-обогащать детско –родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
Предполагаемый результат
- владеть понятием «Семья»
-знать информацию о своей семье, профессии родителей
- знать свои права и обязанности
- составлять творческий рассказ о своей семье
-уметь составлять совместно с родителями свою родословную
Продукт проекта
- творческий рассказ на тему «Моя семья», записанный воспитателем
-рисунки детей
- выставки стенгазет «Генеалогическое древо»
1.Предварительная работа
Цель: создание условий для успешной реализации проекта
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»
-Знакомство с литературными произведениями:
-Е.Благинина «Посидим в тишине»
-русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»,и др.
- пословицы и поговорки
- просмотр мультфильмов
-«встречайте бабушку»
-«непослушный медвежонок»
- «осторожно, обезьянки»
- « мама для мамонтенка»
- Рассматривание репродукций Ф.П.Решетникова «Опять двойка», З.Серебряковой «За завтраком»
Сотрудничество с семьей
- Консультация «Что нужно знать о своем ребенке»
- Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо»
- Анкета «Право родителя и права ребенка»
2. Основной этап
Цель: Сформулировать понятие «Семья», развивать связную речь, учить составлять творческий рассказ «Моя семья»
2.1Организация и проведение обучающих занятий
Тема: «Конвенция о правах ребенка»
Задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость
Тема:»Что такое общение»
Задачи: показать что такое общение, значимость правил общения
Формы: презентация статей. Родителям совместно с детьми предлагается подготовить статью по темам:»Речевое общение», «Речевые формы», «управляй своим голосом» или др. темы по вопросам общения
Тема: «Разговор по телефону»
Задачи: упражнять в вежливости при ответе на телефонный звонок, закреплять речевой этикет
Форма: моделирование ситуации «Вот позвонил телефон»
Тема: «Как вести диалог»
Задача: закреплять представление о том , что в ходе общения необходимо стремиться, чтобы информация, которую мы передаем, была понятна другим.
Упражнять в решении таких коммуникативных задач, как передать информацию, убедить собеседника поделиться эмоциями или оказать некое воздействие на эмоциональное состояние партнера
Форма: интервью, телевидение – съемка программы
2.2.Беседы с детьми на темы: «Моя дружная семья», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье»
Задачи: развитие связной речи, формирование творческого рассказывания
2.3.Художественная деятельность «Семейный портрет»
Предложить детям изобразить свою семью и провести выставку рисунков
2.4. Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо»
Совместное творчество родителей и детей
Задачи: знакомство детей с родословной
2.5. Конструирование Тема: «Мой дом» , «Моя дача» и т.п.
Задача: развитие представлений об окружающем мире
2.6. Сюжетно ролевые игры Тема: «Семья», «День рождения мамы»
Задача: формирование понятия «семья»
Методологические приемы, используемые в проекте:
- беседы с детьми
- наблюдения
- чтение художественной литературы
- образец
- слушание музыки
-вступительное и заключительное слово педагога
-показ способов
Направления
- работа с детьми
-обогащение предметно-развивающей среды
-подбор наглядного материала
-работа с родителями
-создание работ совместной практической деятельности
Формы
-Занятия
- стенгазеты детско –родительские
-моделирование ситуации
-интервью
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наименование этапов работ | мероприятия | сроки | результаты |
Подготовительный этап | Подбор иллюстративного материала Знакомство с литературными произведениями Просмотр мультфильмов Рассматривание репродукций Сотрудничество с семьей | С1.11 по 15.11 | Информированность родителей и детей Электронные носители Выводы по результатам анкетирования |
Основной этап | |||
Обучающие занятия: «Конвенция о правах ребенка» «Что такое общение» «Разговор по телефону» «Как вести диалог» | 15.11 18.11 22.11 25.11 | Умение анализировать речевое поведение Владение правилами общения Умение анализировать и оценивать общение, вести диалог | |
Беседы с детьми: «Моя дружная семья», «Как я помогаю маме», «Выходной день в моей семье» | 16.11 21.11 24.11 | Формировать умение творческого рассказа | |
Портрет «Моя семья» | 21.11 | Рисунки детей | |
Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое дерево» | С 1.11 по 10.11 | Выставка стенгазет | |
Конструирование «Мой дом», «Моя дача» | 28.11 | Постройки детей | |
Сюжетно –ролевые игры «Семья», «День рожденье мамы» | 1раз в неделю | Формирование понятия «семья» |
Выводы:
Целью данного проекта является , чтобы ребенок увидел свой потенциал, возможность поделиться своими умениями. Главное – не передать готовые знания, а организовать такой деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Дети должны научиться использовать в речи средств выразительности устной речи.
Предполагаем активизировать мотивацию родителей в поддержке деятельности ДОУ по формированию культуры общения у дошкольников, к совместному творчеству со своими детьми.
Данный проект поможет сформировать познавательный интерес и положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....