Круговорот воды в природе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Филиппова Марина Митрофановна

В разработке представлены содержание знаний и виды совместной и самостоятельной детской деятельности по указанной выше теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krugovorot_vody_v_prirode.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ТЕМЕ «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

Объект познания

Формы подачи информации

Совместная и самостоятельная деятельность детей

1. Общее представление о воде, ее свойствах

Беседы с элементами демонстрации:

  1. Вода не имеет формы
  2. Вода принимает форму сосуда, в который налита
  3. Вода обладает свойствами литься, течь, растекаться
  4. Чистая вода прозрачна, не имеет цвета, запаха и вкуса
  5. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества, изменяя при этом свой цвет и запах
  6. Вода обладает способностью проникать в гигроскопичные вещества
  7. В природе существует в трех формах: жидком, твердом, газообразном

Картографы

Игры

(например, растворите в воде кофе, добавьте чеснок, сок свежего апельсина и т.д.; пусть ребенок понюхает флакончики и скажет, что добавлено в воду)

Чтение

  1. Русских народных сказок о целебной и живительной силе воды «Сказка о молодильных яблоках», «Иван-царевич и серый волк» и т.д.

  1. Переливание воды разными мерками из одной емкости в другую, например, из тазика в ведро
  2. Наполнение водой различных по форме бутылок. Построение сериационных рядов
  3. Наполнение емкости различными по объему стаканчиками. Фиксирование результатов
  4. Наполнение небольших емкостей пластмассовыми шприцами (без иголок)
  5. Наполнение мелкой тары (пробки от бутылок, ячейки из-под конфет) водой из пипеток
  6. Прослеживание изменения насыщенности цвета раствора при разбавлении его водой (разбавление красок)
  7. Изготовление мыльной пены (мыло, шампунь, моющее средство для посуды)

2. Агрегатные состояния воды

Беседа

о трех агрегатных состояниях воды (жидкое, твердое, газообразное). На основе метода ММЧ у детей может быть сформировано понимание о связях между частицами вещества в разном состоянии

Картографы

Введение

  1. Понятий «испарение» и «конденсация»
  2. Термометра, температурной шкалы – измерение температуры воды в разных состояниях (очень холодная, близкая к порогу замерзания; комнатной температуры, очень горячая)

Объяснение перехода воды из одного состояния в другое с помощью метода ММЧ (метод маленьких человечков)

Опыты и эксперименты

  1. Испарение воды при ее нагревании (кипении) – запотевающее зеркало
  2. Конденсация воды из окружающего воздуха, образование капель – стакан со льдом запотевает
  3. Как получается дождь – опыт с испарением и конденсацией воды
  4. Замораживание воды, получение льда, исследование его свойств: холодный, гладкий, скользкий, твердый, тает в тепле, можно расколоть

Экскурсии в парк, к водоему, наблюдение за состоянием воды в водоеме в разное время года

  1. Наблюдение за уровнем воды в прозрачном стакане (стакан поставить в теплое место и в прохладное место на 1-2 недели), зарисовка
  2. Изготовление ледяных игрушек (замораживание подкрашенной воды в формочках)
  3. Извлечение ледяной игрушки из формочки, формирование понятия о том, что при замерзании вода увеличивается в объеме
  4. Украшение на прогулке деревьев ледяными игрушками, наблюдение (когда растают и почему)
  5. Наблюдение за свойствами льда в условиях группы: лед в воде не тоне, при температуре выше 0° С начинает таять, превращаясь в воду
  6. Работа с календарем погоды (виды осадков)
  7. Наблюдение за температурой воздуха в группе и на улице

3. Формы существования воды в природе

Беседа:

  1. Вода в природе находится в разных состояниях и формах (река, озеро, море, океан, облака, ледники, айсберги, иней, роса сосулька и т.д.). Вода содержится в овощах, фруктах, растениях, в человеческом организме и т.д.
  2. О снеге, почему он скрипит, почему бывает липким и не липким, о его свойствах

Опыты:

  1. Испарение воды из листа растения
  2. Испарение воды из разрезанной луковицы
  3. Влажное дыхание (опыт с зеркалом)
  4. Образование инея

Картографы

Игры

  1. «Вода – не вода»
  2. «Где спряталась вода?» (с картинками)

Рассматривание:

  1. Льда
  2. Снежинок при помощи увеличительного стекла
  3. Морозных узоров на стеклах

Чтение сказок и рассказов:

  1. «Снежная королева»
  2. «Госпожа Метелица»
  3. «Морозко»
  4. «Снегурочка»
  5. «Терентий-тетерев» и «Синичкин календарь» В.Бианки

Чтение стихов русских поэтов:

  1. И.Бунин «Хризантемы»
  2. К.Бальмонт «Снежинка»
  3. А.Фет «Еще вчера, на солнце млея…»
  4. С.Есенин «Белая береза»
  5. И.Никитин «Встреча зимы
  6. А.Пушкин «Зимнее утро»

Звуковой ряд:

  1. «Времена года» - «Январь»; «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
  2. «Метель» А.Скрябина
  1. Выдавливание сока из овощей и фруктов
  2. Приготовление сухофруктов из яблок
  3. Составление описательных рассказов о явлениях природы по опорным вопросам
  4. Получение чистых и смешанных цветов красок – в центре ИЗО (картограф «Как получилась радуга»)
  5. Рисование, вырезывание снежинок
  6. Изготовление «Ветки в инее» (с помощью солевого или сахарного раствора)

4. Круговорот воды в природе

Беседа:

  1. Круговорот воды в природе
  2. Формирование у детей понятия о цикличности движения воды

Схема «Круговорот воды в природе» на информационном поле

Моделирование процесса круговорота воды с помощью опыта, объяснение с помощью ММЧ

Картографы

Чтение:

  1. Почему идет снег?
  2. Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево
  3. Сказка о девочке, которая любила купаться

Наблюдения:

  1. Природные явления в разное время года – дождь, снег, снежная крупа, град, метель, поземка, гололед, капель, ручьи и т.д.

Опыт:

Почему дождь не бывает соленым? (испарение соленой воды)

Составление описательных и повествовательных рассказов с опорой на картографы, мнемотаблицы и модели

Игра «Хорошо – плохо»

  1. Творческая деятельность в ИЗО-центре: нетрадиционные методы рисования – коллаж «Солнышко и тучка», штампование листьями растений, ластиком, пробками, рисование валиком с намотанной бельевой веревкой (тематические рисунки); использование техники «батик»; элементы в технике оригами
  2. Выкладывание схемы круговорота воды (разрезные картинки)
  3. Построение схем рассказов с помощью моделей на информационном поле
  4. «Прочитай пословицу» по первым буквам слов
  5. Изготовление книжек-самоделок про капельку
  6. Работа с календарем (виды осадков)
  7. Внесение в центр сюжетно-ролевых игр атрибутов: зонта, плаща, резиновых сапог

5. Сколько воды нужно человеку? – экологические вопросы. Необходимость экономии воды

Экскурсия по группе, детскому саду:

Места, где необходима вода (комнатные растения, туалет, мойка, кухня, водолечебница; окна, пол – их надо мыть и т.д.)

Картограф «Зачем человеку вода»

Беседа о необходимости живым существам пресной воды

Модель соотношения соленой и пресной воды на Земле (глобус, трехлитровая банка с водой, яблоко, стакан, пипетка)

Имитация загрязнения воды: в тазу помыть руки, вымыть грязную тарелку, насыпать горсть земли, добавить мыльную пену, краску и т.п.

Сравнение полученной грязной воды с чистой

Чтение сказки «Маленький галисиец»

Беседа о процессе очистки воды, формирование у детей представления о том, какой путь очистки должна пройти вода, прежде чем попадет в дом к человеку

Задание проблемных ситуаций типа «Как экономно почистить зубы?», «Как экономно постирать белье?», «Как экономно помыть посуду?» и т.д.

Деятельность детей в центре «Песок – вода»:

  1. Купание кукол
  2. Стирка кукольного белья
  3. Приготовление игрового теста и вырезание из него печенья формочками

Уход за комнатными растениями (полив)

Трудовая деятельность:

  1. Мытье мольберта
  2. Мытье игрушек
  3. Вытирание пыли


Используемая литература:

  1. Н.Ф.Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», стр.108 (беседа о снеге, экскурсия в парк), стр.67, 111 (беседа о зиме), стр. 49 (методика проведения бесед), стр.93 (программный материал по ст. группе), стр.95 (программный материал по подготовительной группе)
  2. «Наша Родина», стр.29
  3. И.Н.Валдышев «Времена года», стр.5 (характеристика зимних месяцев), стр.9 (снегопад)
  4. А.Т.Зверев «Экологические игры», стр.28-29 (дождь, ветер)
  5. «Как знакомить дошкольников с природой», стр.102 – ср. группа, стр.126 – ст. группа, стр.165 – подг. группа
  6. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры  дошкольников», стр.58 (экскурсия в зимнем лесу), стр.60-61 (опыты с водой и снегом)
  7. «Почемучка», стр.238 (опыт с водой)
  8. Т.Д.Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду», стр.166 (ветер), стр.170 (смена времен года), стр.176 (град), стр.192 (зима), стр.194 (лед) стр.196 (ледник), стр.204 (метель), стр.208 (мороз), стр.238 (снег), стр.240 (сосульки)
  9. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр. 341, 359 (природные явления)
  10. «Наша Родина», стр.270-271 (стихи о зиме)
  11. «Почемучка», стр.55 (почему бывает зима и лето), стр.57 (а может целый год быть день?), стр.99 (откуда прилетел ветер), стр.100 (давным-давно это было), стр.104 (почему зимой не бывает дождика), стр.107 (умеет ли ветер работать)
  12. «Скажи мне, почему?», стр.50 (сколько весит ветерок), стр.54 (кто делает погоду)
  13. «Знакомим детей с пейзажной живописью», стр.30 (беседа о зиме по репродукции), стр.32 (сравнение зимних репродукций)
  14. «Пейзаж. Энциклопедия живописи для детей», стр.2-4
  15. «Домашняя лаборатория», стр.20 (опыты со льдом)
  16.  О.В.Дыбина «Неизведанное рядом», стр.28-29 (опыты со снегом), стр.129 (опыты – особенности сезонов)
  17.  В.А.Алексеев «300 вопросов и ответов о животных»
  18.  С.Н.Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников», стр.41 (летняя экспедиция на побережье Северного Ледовитого океана), стр.43 (зимняя экскурсия на побережье Северного Ледовитого океана), стр.44 (морское путешествие к берегам Антарктиды в теплое время года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...