Конспект занятия по познавательному развитию «Дни воинской славы. Битва за Москву»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе рамках проведения Дней воинской Славы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bitva_za_moskvu.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 188»
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе
«Дни воинской славы. Битва за Москву»
Выполнила:
воспитатель высшей категории
Кирияк Галина Николаевна
г. Саратов
2010
Задачи:
- продолжать формировать у детей понятия «Родина, Отчизна, страна». Закреплять имеющиеся представления о Великой Отечественной войне.
- познакомить с очередным днем воинской славы России (5 декабря 1941 года) битвой под Москвой и подвигом наших земляков-героев И.В.Панфилова и В. Г. Клочкова.
- формировать эмоционально-положительное отношение к защитникам Отчизны во все времена.
- воспитывать у детей желание активно участвовать в коллективной беседе, умение выслушивать ответы других людей.
Оборудование:
- макет боя,
- иллюстрации по теме «Великая Отечественная война»,
- карта изображения линии удара на Москву.
Предшествующая работа:
-цикл познавательных занятий по Дням воинской славы России; богатыри – защитники Русской земли, Дмитрий Донской, Александр Невский, М.И. Кутузов и Бородинское сражение.
-чтение художественной литературы по теме «Защитники»: А. Платонов «Маленький солдат».
-экскурсия в парк Победы на Соколовой горе, краеведческий музей.
Ход занятия.
- Беседа с детьми у стенда «Защитники Отечества»
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами вновь в музее у стенда. Прочитайте, его название. (дети: Защитники Отечества)
-Кто такие защитники? (люди, которые защищают нашу Родину)
-Как вы понимаете, что такое Отечество? (Отечество – это там, где ты живешь и родился.) А как ещё можно сказать? (дом родной, Родина)
-Почему наша Родина так привлекала врагов, захватчиков? (потому что у нас много плодородной земли, полезных ископаемых).
-Вспомните, мы рассматривали в нашем музее карту страны, иллюстрации. Чем же богата наша Родина? (богата ископаемыми: медь, золото, руда, нефть и т.д.)
-А теперь вспомните защитников давних времен, которые прославили свое имя, защищая отечество. (Дети называют и показывают на стенде имена Д.Донского, А.Невского, М.Кутузова, Г.Жукова)
Воспитатель:
-Да, вы правильно все вспомнили. Вот имя полководца Георгия Константиновича Жукова связано с событиями Великой Отечественной Войны.
Весь этот год посвящен 65-летию Победы над Фашистской Германией. Мы с вами много говорили о Великой Отечественной Войне, читали стихи и рассказы, говорили о людях-героях, о подвиге народа. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что вы знаете о войне?
(ответы детей:
1. иллюстрация «Родина-мать зовет» поднимает меч на врага и призывает подняться народу на защиту своей Родины.
- иллюстрация «Москва военная» - над Москвой висят аэростаты, ставятся противотанковые кресты, закрашиваются купола церквей, на Красной площади появляются деревянные домики.
- иллюстрация «Танковая атака» - идет бой, солдаты поднимаются с гранатами на танки.
- иллюстрация «После боя» - солдаты сидят у костра, пишут письма домой, поют песни под гармонь, едят кашу. У санитарной палатки перебинтовывают раненых. )
Рассказ воспитателя о начале войны, битве за Москву, о подвиге 28 героев-панфиловцев.
Воспитатель:
- А сегодня я хочу рассказать о подвиге наших земляков, чьи имена вы должны также хорошо знать, как и имена Александра Невского, М.Кутузова, Г.Жукова.
- Вот их имена, вот их фотографии. Вы умеете читать, прочтите. Фотографии плохие, они увеличены с военных маленьких фотографий.
-Это генерал стрелковой дивизии Иван Васильевич Панфилов и командир из его дивизии Василий Георгиевич Клочков. Они родились и выросли в Саратове – это наши земляки. Свой подвиг они совершили в такие же морозные декабрьские дни далекого 41 года.
- Напомню вам, что война началась 22 июня 1941 года в воскресенье, когда сотни фашистских самолетов и танков нарушили границы. Тысячи пушек открыли огонь. Полыхали огнем города и деревни. Много солдат и мирных граждан было убито в первые дни. Фашисты думали расправиться с Россией за 2 недели лета, но они ошиблись. Весь народ встал на защиту своей Родины! Эту войну стали называть – Великая Отечественная Война против вероломных фашистских захватчиков. В первое время сильно не хватало боевых самолетов, танков, уничтоженных фашистами прямо на аэродромах в первые дни войны. Фашистские самолеты бомбили мосты через реки, чтобы затруднить отступление наших войск. Много крупных городов и деревень врагу все же удалось захватить. Враг продвигался дальше и дальше в глубь нашей страны, приближался к столице нашей Родины. Фашисты хотели захватить Москву и стереть её с лица земли. Во главе обороны был поставлен талантливый полководец Г.К.Жуков. Он приказал рыть окопы, противотанковые рвы. Важные исторические и культурные памятники Москвы были заколочены. Стены Московского Кремля были разрисованы цветными красками, а на Красной площади появились фанерные дома. Заколоченные купола церквей и храмов покрасили черной краской. Теперь фашистским летчикам было очень трудно отыскать Кремль, чтобы бомбить. На защиту Москвы встали не только солдаты, но и каждый житель столицы.
- Я предлагаю вам рассмотреть военную карту обороны Москвы. Мы сейчас разложим на карте вокруг Москвы красные и черные стрелки. Красные – наши, черные стрелки – фашисты. (Дети рассматривают нарисованную карту Москвы и раскладывают стрелки вокруг нее.)
Вы видите, как много фашистских армий окружили Москву. Нужно было сражаться за каждую деревню, за каждый дом.
- И теперь, я расскажу вам о подвиге 28 бойцов под Москвой.
Уже стоят страшные зимние морозы, каких давно не было, много снега – по колено. На одном рубеже обороны Москвы стоит стрелковая дивизия генерала И.В.Панфилова. Разведка донесла, что у деревни Нелидова может прорваться враг. И генерал Панфилов отправляет взвод (а это 28 человек, чуть больше, чем детей у нас в группе) на защиту высоты. Командир взвода Василий Клочков дает команду бойцам окопаться и занять круговую оборону. И вот из – под горы появился вражеский танк, за ним еще один, третий, четвертый. Бойцы насчитали 20 танков и много-много автоматчиков. Наши бойцы решили подпустить врага ближе, чтобы стрелять наверняка. И открыли огонь! Автоматчики падали один за другим. Вот уже один танк горит, у второго снесло башню, у третьего пробит двигатель, а там еще и еще горят танки. И фашистские танки дрогнули, и повернули назад. Атака была отбита. Наступила тишина. Все радовались, бойцы подбили из 20 танков 12. Но, к сожалению, и наши бойцы понесли потери. Можно было передохнуть. Надолго ли? Наступила ночь, а за ней хмурое морозное утро следующего дня. И опять появились танки. Один за другим они выползали из-под горы и шли на наших солдат. Танков насчитали около 30, а у наших солдат совсем мало боеприпасов. И вот танки совсем близко. Завязался ожесточенный, кровопролитный бой. И снова горят танки, но их так много… Во весь рост поднялся командир Василий Клочков, держа в руках связку гранат, обратился к своим бойцам: «Братцы, велика Россия, а отступать некуда: позади Москва», и бросился со своей связкой гранат под танк. Танк загорелся. Погиб Василий Клочков. Один за другим поднимались бойцы и бросались под танки с гранатами. Вражеские танки дрогнули и повернули назад. Атака захлебнулась. Таким образом, 28 человек задержали танки, шедшие на Москву. И в живых осталось только несколько человек. Всем бойцам было присвоено самое высокое звание – звание Героя. Через несколько дней, защищая Москву, погиб генерал Панфилов.
Командующему фронтом Жукову удалось собрать все силы и начать наступление. Со всей страны шли поезда груженые самолетами, танками и боеприпасами. Подтягивались новые армии солдат. И началось наступление. Враг был отброшен далеко-далеко от Москвы. Впервые фашистские захватчики потерпели поражение. Они завоевали всю Европу, но только русские воины-солдаты сумели победить. Это была первая победа наших солдат.
- Имена наших земляков И. Панфилова и В. Клочкова занесены в книгу Памяти павших саратовцев в войне, которая находится в Парке Победы. Их именами названы улицы, школы. А битва под Москвой навсегда останется в нашей памяти, как еще один день воинской славы России. Мы же знаем, что
Нужен мир тебе и мне,
Чистый воздух на заре,
Птичий гомон, детский смех,
Солнце, дождик, белый снег,
Лишь война, лишь война,
На планете не нужна.
(М. Джуева)
-А эти цветы мы сегодня возложим к памятнику В. Клочкова, который находится рядом с нашим детским садом.
Список используемой литературы
- Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления», где есть глава «Битва за Москву», 1969 г, изд. агенства печати «Новости»
- И.Шевцов, роман «Бородинское поле», Букинистическое издание, 1980 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".
Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Дни воинской славы. Битва за Москву» (посвященного 77-летию Победы в битве под Москвой.)
Познакомить детей со страницами истории нашей страны, с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в битве за Москву 1941 г., со значением этой битвы в решающей победе в Ве...
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...
Конспект занятия НОД по развитию речи «Воинская слава казаков – Никто не забыт, ничто не забыто.»
Программное содержание:Продолжать учить детей внимательно слушать, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.Упражнять детей в согласовании слов в предложении, помогать правильно ...
ООД на тему "Дни воинской славы. Битва за Москву"
В данном материале представлен конспект занятия и презентация к нему...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Битва за Москву"
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым нашей страны, с героями Великой Отечественной войны....
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Москве»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Путешествие по Москве»...