Конспект занятия НОД по развитию речи «Воинская слава казаков – Никто не забыт, ничто не забыто.»
методическая разработка (старшая группа)
Программное содержание:
- Продолжать учить детей внимательно слушать, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
- Упражнять детей в согласовании слов в предложении, помогать правильно строить предложения.
- Читать наизусть стихи, пословицы, поговорки.
- Расширять представления детей об истории казачества.
- Углублять и расширять представления о Родине, России.
- Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину в тяжелые для нее времена.
Материал:
1. Иллюстрации с изображением донских казаков, презентация.
2. Флаг, герб донских казаков.
Предварительная работа:
- Просмотр презентации,
- Чтение стихотворений о донских казаках,
- Заучивание пословиц и поговорок.
- Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов о донских казаках- воинах.
- Прослушивание песен Донского края
Ход мероприятия:
Звучит отрывок из песни «Дон-Батюшка»
Ребенок 1:
Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я, твой потомок дальний.
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный…
Ребенок 2:
Святую память славы той
От молодого поколенья
Давно уж кроет пеленой
Туман холодного забвенья…
Ребенок 3:
Да будут славны в наши дни,
Кто возвращает память краю.
Мы перед ними до земли
В поклоне голову склоняем.
Воспитатель: Добрый день! Наше занятие посвящено Дню памяти воинской казачьей славы.
18 октября – День памяти войсковой казачьей славы.
Эта памятная дата отмечается в России ежегодно, начиная с 2000 года, по решению правления Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское». И сейчас мы с вами немного окунемся в историю этого праздника……. Впервые донское казачество появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки!
В Отечественной войне 1812 г. казаки принимали самое непосредственное участие. Их подвиги в сражениях под Бородином, Лейпцигом, при взятии Парижа получили широкую известность. В память битвы под Лейпцигом 4 октября 1813 г Николай 1 повелел установить этот день храмовым праздником Лейб-гвардейского полка и Черноморской гвардейской сотни. И с тех пор эта дата традиционно отмечалась казаками Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину до 1920года.
Территория, на которой располагалось Донское казачье войско, называлась Областью Войска Донского и занимала часть современных Ростовской, Волгоградской областей и республики Калмыкия Российской Федерации. Кроме этого, к Донскому войску исторически относились Луганская и часть Донецкой области Украины. Во главе войска находился войсковой наказной Атаман, который назначался центральной властью.
Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков.
Звучит отрывок из песни «Всколыхнулся, взволновался, православный Тихий Дон..."»
Ребенок 1:
Ой, да по-над Доном, батюшкой Доном
Небо загоралось алою зарей.
Шли казаки рысью, шли по эскадрону,
Зорко охраняя свой походный строй.
Ребенок 2:
И плыла над Доном свежим ветром песня,
Вслед ей, подпевая, вторила волна:
Славу боевую принесем мы честно,
Чтоб гордилась нашим подвигом страна.
Ребенок 3:
Ой, да разгуляйся, Дон, река степная,
Силушкой тряхни-ка всем врагам назло.
Мы — твои казаки, мать, земля родная,
Солнце нашей славы высоко взошло.
Ребенок 4:
Служим мы достойно Родине, народу
И казачьей честью дорожим сполна,
Жизни не жалеем за свою свободу.
За родную землю, за тебя, страна.
Воспитатель: Главной обязанностью казака была военная служба, на которую они являлись на своих собственных, часто доморощенных, казачьих конях, со своими седлами, в своем обмундировании, со своими шашками и, одно время, со своими ружьями и пиками. Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.
Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня? (Дети говорят, какие они знают пословицы и поговорки)
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казак без коня – что солдат без оружия.
Казак без коня – как соловей без песни.
Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.
- Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.
Народная забава «Всадники» (В руках детей палки, имитирующие коней. Дети по музыку изображают всадников) Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И. п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление) : «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».
Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами познакомимся со знаменитыми донскими казаками…..
- Самый известный донской войсковой атаман граф Матвей Иванович Платов, природный казак войска Донского, отличался храбростью и умом сначала в схватках с горцами, а затем в войнах с европейскими народами. Особенно выдался он вперед между русскими полководцами в Отечественную войну. Казаки особого корпуса генерала Платова участвовали в знаменитой битве под Лейпцигом. Преследуя неприятеля, взяли в плен более 15 тысяч человек. Казакам-гвардейцам были пожалованы 22 серебряные трубы с надписью: «За отличия против неприятеля в минувшую кампанию 1813 года», а также Георгиевский штандарт с Андреевской юбилейной лентой. За боевые подвиги в массе дел с французами он возведен в графское Российской империи достоинство.
- Один из славных героев Отечественной войны с французами в 1812 году, донской казак Василий Васильевич Орлов, впоследствии граф Орлов-Денисов. Сын Войскового Атамана Василия Петровича Орлова, и будущий герой Дона. Сердца Василий Васильевич был доброго, духом мужественен и весьма решителен. Казаков любил „восторженно" и гордился своим казачьим званием более всего на свете. Этот удивительный человек, лихой командир казаков лейб-гвардии, фактический телохранитель императора Александра 1-го, граф Орлов-Денисов неоднократно проявлял в сражениях не только великую храбрость и отвагу, но и выдающиеся полководческие способности, зачастую решавшие исход битвы. В Тарутинском сражении он первый подал мысль обойти левое неприятельское крыло. Атака была так внезапна и стремительна, что французы не успели даже стать в ружье и бежали за Рязановский овраг, оставив в добычу казакам 38 орудий и весь лагерь на правом берегу реки Чернишны. Это было первое сражение с наполеоновскими войсками, в котором русские отбили такое большое число орудий. Победа при Тарутине имела огромное значение: она подняла боевой дух армии и показала Наполеону боеготовность российских войск, что сыграло определенную роль в решении французского императора уйти из Москвы. Граф Орлов-Денисов за эту победу был награжден орденом святого Георгия 3-й степени
- Генерал Бакланов был одним из популярнейших героев эпохи Кавказских войн, живой легендой Русской армии. Он оставил яркий след в сознании донских казаков, возродив в донцах прежний, боевой казачий дух. О его силе, мужестве и воинском умении слагали песни и устные предания.
«Честь и слава атаманов.
Богатырь, боец лихой!
Здравствуй, храбрый наш герой,
Разудалый наш Бакланов!»
Известный историограф Кавказской войны, генерал-лейтенант В.А.Потто, заканчивает биографический очерк генерала Бакланова такими словами: «Кто не знает, с каким чувством вспоминается имя знаменитого Кавказского героя на Дону. С гордостью будет произноситься это славное имя каждым Донским казаком и теплым задушевным словом помянут его сослуживцы, свидетели его беззаветной удали и честного исполнения долга»
Ребенок 5. С Днем памяти казачьей славы,
С днем доблести и славы войсковой,
Хранит Господь и церкви златоглавые,
Всех казаков с ядреною душой!
Ребенок 6. .Желаем быть защитниками дальше,
Хранить традиции и дух свой боевой,
За это кланяемся вам нижайше,
Желаем быть хранимыми судьбой.
Ребенок 7. Слава казацкая – добрая слава,
Стойкая, мудрая вера!
Ну, и конечно, признание по праву,
Доблесть, отвага без меры!
Ребенок 8. Желаю, чтобы дух, задорный, казацкий
Совсем никуда не девался,
А по наследству, как следует, братцы,
По крови передавался!
Ребенок 9. Мы не забудем о казачьей славе,
О подвигах военных их вовек!
И помнить никогда не перестанем
О них, героях численных побед!
Воспитатель: Мир краю нашему !Живи и процветай, Донской край!
Вы, ребята, живите, творите, дерзайте во славу земли русской!
На этом наше праздничное мероприятие окончено. Спасибо всем за внимание!
Звучит фонограмма песня «Марш верных казаков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hor_donskih_kozakov_pod_upravleniem_s._zharova_-_marsh_kazakov_audio-vk4.ru_.zip | 1.75 МБ |
kubanskiy_kazachiy_hor_-_vskolyhnulsya_vzvolnovalsya_inkompmusic.ru_.zip | 1013.97 КБ |
ak297mhyll.zip | 2.11 МБ |
Презентация | 1.58 МБ |
Подписи к слайдам:
Последний слайд Напишите здесь свои выводы или заключение
Выдающиеся борцы за гражданские права Это пример
Последний слайд Напишите здесь свои выводы или заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ФЦКМ в подготовительной группе на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто...»
Цель. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину, на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.Задачи.- ...
Конспект занятия по развитию речи « Рассматривание картинки с изображением зимних забав».
Конспект занятия по развитию речи:« Рассматривание картинки с изображением зимних забав»....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Никто не забыт, ничто не забыто». (с использованием современных образовательных технолгий: проектной деятельности, мультимедиапрезентации)
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Никто не забыт, ничто не забыто».(с использованием современных образовательных технолгий: проектной деятельност...
Конспект НОД во 2 разновозрастной группе на тему "Никто не забыт, ничто не забыто!"
Данная НОД посвящена 75-летию Победы в Великой отечественной войне для детей старшей и подготовительной групп....
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Конспект по лепке...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Никто не забыт, ничто не забыто». (с использованием современных образовательных технолгий: проектной деятельности, мультимедиапрезентации)
Цели: расширять представление детей о Великой Отечественной войне и ее героях; закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа; развивать любознательно...
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Никто не забыт! Ничто не забыто!»
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группеТема: «Никто не забыт! Ничто не забыто!»...